Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Примечание В: О содержании несубъективных категорий в теории действия
Одной из главных особенностей концептуальной схемы, которую мы здесь анализируем, — теории действия, — является то, что она формируется в терминах субъективных категорий, т.е. категорий, связанных с аспектами, или частями, или элементами «состояния сознания» актора. Естественно, возникает вопрос, является ли используемая таким образом субъективная точка зрения просто методологическим приемом или же она существенна для научного объяснения через схему действия изучаемых явлений. Один из выводов, следующих из данной работы, будет заключаться в том, что указанная точка зрения — нечто большее, чем методологический прием, и что некоторые из основных элементов, содержащихся в поведении человека в обществе, нельзя строго теоретически сформулировать, не привлекая для этого субъективных категорий; в противном случае нужно пользоваться совершенно отличными от теории действия концептуаль- ными схемами. В то же время не подлежит сомнению, что некоторые элементы теории, используемые в субъективной схеме действия, могут быть выражены в терминах, не имеющих никакого отношения к состоянию сознания. Наиболее очевидный пример этого — основная часть содержания действия, описываемого в терминах научной нормы рациональности. Действительно, поскольку такое знание не касается человеческих существ, постольку оценка научной достоверности общих понятий, содержащихся в нем, может быть проверена наблюдателем в ситуациях, не включающих в себя никаких конкретных явлений, зависящих от состояния сознания. И даже когда речь идет о знании действительного или вероятного поведения человеческих существ, а такое знание добывается посредством анализа состояния их сознания, оно может быть сведено к терминам теорий, не содержащих субъективного элемента. Сказанное ставит вопрос о систематической классификации такого знания. Совершенно очевидно, что это знание, верифицируемое в терминах теоретических систем тех наук, которые работают с иными явлениями, нежели человеческое поведение или культура, — прежде всего в терминах физики, химии и биологии. Это не означает, что знание, управляющее действием, обязательно должно описываться в терминах, используемых компетентными представителями этих наук; необходимо лишь, чтобы его можно было верифицировать в терминах этих теорий. Кроме того, чтобы действие было рациональным, достаточно, чтобы эмпирически верные знания актора были бы адекватными в качестве знаний факторов, т.е. нет нужды в том, чтобы актор был в состоянии объяснить, почему факты, на основании которых он действует, — истинные факты. В то же время есть много доказательств того, что факторы, формируемые этими науками, влияют на конкретное направление поведения человека через другие механизмы, нежели механизмы рационального их осознания. Каковы бы ни были эти неинтеллектуалистиче-ские каналы влияния (а их, по-видимому, много), субъек- тивно прослеживаемые результаты действия этих факторов выступают либо как простые внешние индикаторы глубинных факторов, значение которых неизвестно, либо, в предельном случае, они вообще субъективно не осознаются. Последнее можно сказать о различных физиологических процессах. Для практических целей удобно, по-видимому, суммировать роль элементов действия, допускающих несубъективную формулировку в категориях наследственности и среды в биологическом смысле. Мы уже отмечали, что это — аналитическое различение, не совпадающее с различением конкретного организма и конкретной среды. Кроме того, ни наследственность, ни среда не являются конечными аналитическими категориями для классификации научных аналитических систем. То, что относят к среде при анализе любого класса биологических организмов, имеет свои химические, физические и биологические аспекты. Точно так же, несмотря на то, что анализ действительных механизмов наследственности пока еще остается на сравнительно элементарном аналитическом уровне, есть основания для уверенности в том, что эти механизмы окажутся подвластными анализу в терминах всех трех названных выше общетеоретических систем. Но одна из наиболее фундаментальных единиц всех социальных систем конкретного действия — это единица, которую можно назвать «индивидом». В ее особом значении в систематической теории действия, в том смысле, в каком она представлена в данном исследовании, эта единица выступает в виде «актора», что, разумеется, есть абстракция. Но нам известно, что все акторы в качестве единиц характеризуются связью с собственными организмами. То есть в реальности не может быть актора, который бы не был в то же самое время (в другом своем аспекте) живым организмом. Кроме того, факты свидетельствуют о том, что при синтетическом подходе в общей биологии физико-химические аспекты конкретного явления принимаются во внимание примерно так же, как и в теории действия принимаются во внимание упомянутые несубъективные элементы, влияющие на конкретное действие через знание и другими способами. Поэтому представляется полезным воспользоваться общей формулой для выражения роли этих элементов этой парой понятий, которые представляют собой, пожалуй, наиболее общие категории биологической теории, так как именно биологический аспект, видимо, наиболее непосредственно влияет на действие этой конкретной единицы-индивида в том, что касается ее действия. Но из того, что такое представление удобно для многих целей, не нужно делать вывода, что наше исследование вторгается в тонкости и спорные проблемы биологической теории. Оказалось возможным (см. выше Примечание Б) определить все основные типы теории действия, которые мы здесь использовали, не ссылаясь на наследственность и среду. Они не играют существенной роли в главном теоретическом основании исследования, они скорее служат для прояснения и уточнения наших представлений, когда появляется необходимость выйти за жесткие рамки систематической теории действия в некоторые смежные области. Главные линии разграничения проводятся нами между субъективными и несубъективными категориями, а внутри субъективных — между теми, которые можно, и теми, которые нельзя сформулировать в несубъективных терминах. Любая дальнейшая дифференциация или классификация внутри категорий, которые поддаются формулировке в несубъективных терминах, — это уже вопрос, который, строго говоря, выходит за рамки действия. Следует, однако, обратить внимание на один момент, который может вызывать беспокойство у читателя. Во всех разновидностях того направления мысли, которое мы называем индивидуалистическим позитивизмом в теории действия, один из главных подтипов обозначен как радикальный позитивистский антиинтеллектуализм. Он означает, в общем, биологизацию человеческого действия До такой степени, что эта теория становится, по сути дела, прикладной биологией. Эта тенденция столь сильна, что биологические факторы в социальном действии стало принято рассматривать как по природе своей неизменно индивидуалистические. Однако эта точка зрения, по-видимому, не получает эмпирического подтверждения. Напротив, имеющиеся в наличии данные не оставляют сомнения в том, что на уровне животной жизни, где неприменимы субъективные категории теории действия, свойства коллективов, включающих множество организмов, ни в коем случае нельзя выводить посредством прямого обобщения из свойств аналитически выделенных индивидуальных организмов. Это особенно явно, если говорить о «социальных» животных — таких, как муравьи. Но если это так, то тем более нет оснований полагать, что такие же системообразующие элементы системы не действуют на биологическом уровне в человеческих обществах. Совершенно не оправдан постулат о том, что все биологические элементы в человеческом поведении обязательно должны быть индивидуалистическими или, напротив, что все элементы, поддающиеся только субъективной формулировке, обязательно должны быть только социологическими. Первое заблуждение было свойственно многим индивидуалистическим позитивистам, второе, как будет показано, —Дюркгейму. Date: 2016-05-14; view: 338; Нарушение авторских прав |