Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теория и эмпирический факт 2 page
Огюст Конт, декларируя в свое время возникновение новой науки социологии — одной из важных ее характеристик назвал позитивизм, т.е. построение по типу естественных наук, с обязательным усвоением принятых в этих науках принципов: методы должны быть точными и объективными, теории — доказательными, а устанавливаемые закономерности — общезначимыми (Конт был убежден, что обществом правят объективные законы, являющиеся продолжением законов природы). В принципе ничего плохого не было для науки в том, чтобы таких критериев придерживаться; вся беда была, однако, в том, что, собственно, никаких методов, могущих быть точными и объективными, у только что народившейся науки не было. Правда, в 1835 г. вышел труд А. Кетле, основанный на использовании социальной статистики, но сама эта статистика в те времена была еще весьма узка по своим показателям и примитивна. Так оказалось, что социологи занялись в первую очередь построением теорий. А как обеспечить доказательность теориям, основанным на исторических примерах и иллюстрациях? Выход был найден в том, чтобы придать им форму теорий естественных наук, а также по возможности использовать терминологию этих наук, тогда создавалось впечатление неразрывной связи с ними и преемственности. Так появляются теории об обществе, построенные по аналогии с теориями естественных наук и как бы под них загримированные. Сам О. Конт назвал две части своего труда «Социальной статикой» и «Социальной динамикой», Кетле назвал свою работу «О человеке и развитии его способностей. Опыт социальной физики». Возникли школы: механистическая (считавшая, что в основе общества лежат законы механики, — Г. Кэри, Г. Скотт), географическая (считавшая, что все определяется в обществе географической средой его существования, — Г. Бокль), организмическая (описывавшая общество в терминах анатомии и физиологии — П. Лилиенфельд, А. Шефле, Р. Вормс); наконец, уже в конце XIX — начале XX века этот ряд «обогатился» социальным дарвинизмом (борьба за существование и естественный отбор как главные законы общественного развития — Г. Спенсер, У. Самнер, А. Смолл, Л. Гумплович). Конечно, молодая наука ничем не могла себя так скомпрометировать, как подобного рода теориями. Положение осложнилось также тем, что позитивизм постоянно как бы «давал подпитку» сциентизму, который, беря м. свое начало в сильнейшей традиции европейского Просвещения, в качестве основной своей ценности имел рационализм (поскольку главным содержанием традиции Просвещения был культ человеческого разума), а в качестве центральных идей в социальной сфере — прогрессизм и связанное с ним постоянное устремление к модернизации, инновации, технократизму. Прогрессистский пафос просвещения масс постоянно взывал к борьбе с традициями, ниспровержению всего оформившегося в устойчивые структуры, в особенности если структуры эти не были сугубо рационалистически обоснованными. В науке сциентизм порождал направленность к ее инструментализации, стремясь использовать научные теории и концепции в целях борьбы за какие-то идеи переустройства общества на новых основаниях. Нетрудно представить, какие идеи о переустройстве общества можно было выдвинуть на основании тех теорий, которые выше мы бегло перечислили! Эти претензии не могли, конечно, не вызвать решительного протеста серьезных ученых. В конце XIX века в социологии сформировалось направление антипозитивизма (нацеленное одновременно и против сциентизма). Во главе его оказался Макс Вебер, воспользовавшись идеями Виндельбанда, Дильтея и в особенности Риккерта, с которым он сотрудничал в методологических вопросах, выдвинул тезис о необходимости работать с сознанием субъекта (поскольку, будучи главным разработчиком в социологии концепта социального действия, пристальный интерес проявлял к проблеме мотивации этого действия), а следовательно, о необходимости гуманитаризации социологии как науки. Макс Вебер создал концепцию «понимающей социологии», чем заложил основание нового типа методик в социологических исследованиях, продвигавшихся в сторону того, что мы в наше время называем качественными методами. Но одновременно Вебер отстаивал принцип свободы от оценочных суждений как основу объективности социологических исследований. В русле этого течения сформировался как ученый и Т. Парсонс. Но направление это отличалось большим недоверием ко всякого рода теориям. Сформировавшись в борьбе со всеми этими «органицизмами» и «механицизмами», представители антипозитивизма как бы страдали некоторым комплексом теоретической неполноценности. Отказавшись от прямого переноса в социологию концепций и методов естественных наук, они продолжали считать эти науки образцом в деле организации исследований, оформления их результатов, построения теорий, однако идеал этот представлялся им недостижимым на том уровне развития социологии, на котором им приходилось работать. Поэтому первое же сопротивление своим попыткам заняться построением общей социологической теории Парсонс испытал внутри своего научного окружения, в лагере собственных единомышленников. Первые замечания о роли и месте теории в социологических исследованиях включены были Парсонсом в «Структуру социального действия» 11. 11 См. в особенности помещенные в настоящем издании главы I, II, XVIII и XlX. 12 См. наст, изд., с. 301-326.
Затем появилась статья «Роль теории в социальном исследовании» (1938 а). В 1945 г. в материалах симпозиума «Социология двадцатого века» появляется доклад Парсонса «Современное состояние и перспективы систематической теории в социологии», вошедший затем в качестве статьи в его сборник «Очерки по социологической теории чистой и прикладной» (1949 а)12. Тот же предмет трактуется и в статье 1948 г. «Состояние социологической теории» (1948 в) и еще в одной статье этого же периода — «Перспективы социологической теории» (1950 а). Во всех этих работах с различными вариациями предлагается подход к построению общей теории социологии. Отрицательную реакцию вызвало уже само намерение Т. Парсонса заняться общей теорией. Наиболее аргументировано сформулировал возражения Роберт Мертон. Он изложил свою точку зрения в статье «О социологических теориях среднего уровня», включенной в его сборник «О теоретической социологии»13, но это уже работа, написанная на основании более ранних статей14. Мертон утверждает, что в настоящее время создать общую теорию в социологии просто невозможно. «Под социологической теорией, — утверждает он, — понимаются «логически взаимосвязанные ряды высказываний (propositions), из которых можно вывести эмпирические закономерности (uniformities)». Эти ряды должны связывать между собой «работающие гипотезы», а «работающие гипотезы — это нечто большее, чем применение здравого смысла, которым мы пользуемся в обыденной жизни. Сопоставляя определенные факты, имеют в виду некоторые альтернативные объяснения и стремятся к тому, чтобы их проверить»15. Ничего такого не может предложить в настоящее время общая теория в социологии. Эта теория строится по образцу всеобщих философских систем XIX века, и ничего другого не может получиться на данном уровне знаний. 13 См.: Merton R.K. On Sociological Theories of the Middle Range// On Theoretical Sociolgy. Five essays, old and new. Free Press, N.Y., Macmillan, L., 1967. 14Сам Р. Мертон ссылается на свои статьи: Merton R.K. The Role-set: Problems in Sociological Theory // British Sociological Review, vol. 8, June 1957, pp. 106-120; Merton R.K. Introduction to Allen Barton «Social Organization under Stress». Wash., 1963. 15 Merton R.K. On Sociological Theories of the Middle Range, p. 48.
Социальные теоретики, утверждает Мертон (нигде, кстати, не называя Парсонса по имени, хотя критика эта направляется прежде всего в его адрес), делают ошибку, беря за образец схемы именно научной теории, а не системы философского характера, которые они только и способны создавать. Эти их претензии основаны на трех недоразумениях: 1) они забывают, что научная теория не может появиться, пока не накопилось огромного количества данных наблюдений; 2) они считают, что могут брать за образец, например, физику, забывая, что «между физикой XX века и социологией XX века лежат биллионы человеко-часов терпеливого, дисциплинированного и кумулятивного исследовательского труда»; 3) они не имеют правильного представления о состоянии теории в физике: физика обладает целым набором специальных теорий и «исторически сложившейся надеждой» объединить их со временем в «теоретические семьи». Мертон ссылается при этом на физика Ричарда Фейнмана, который утверждает: «Сегодня наши физические теории, физические законы представляют множество разнообразных частей и кусков, которые не очень-то подгоняются друг к другу»16. И еще одна ссылка на физика, в данном случае на Уатхей-да: «Для ранних стадий развития науки характерно, что она бывает претенциозно глубока в своих намерениях и тривиальна в своей работе с конкретными явлениями»17. А поскольку социологи в то же время претендуют сравнивать себя с физиками нашего времени, то общество начинает предъявлять к ним требование участвовать в разрешении глобальных социальных проблем, которые могут иметь последствия в виде войн, расовых конфликтов, психологической неуверенности и проч. «Ученые-обществоведы перед лицом этих проблем вооружены сегодня ничуть не лучше, чем были вооружены врачи во времена Гарвея и Сайденама для диагностики, исследования и лечения коронарных тромбозов». Единственно возможным путем для социологии в настоящее время Мертон считает работу со специальными теориями, — по его терминологии, теориями среднего уровня, — «из которых выводятся гипотезы, могущие быть исследованными эмпирически», а также конструирование «постепенно, а не внезапным наскоком» «более общей концептуальной схемы, которая будет адекватно объединять группы этих специальных теорий»18. 16 Ibid.
Теории среднего уровня касаются ограниченных аспектов социальных явлений, и каждая такая теория создает «представление (конкретный образ — image), из которого можно вывести ряд умозаключений». Она проверяется на плодотворность «указанием сферы теоретических проблем и гипотез, которые позволяют исследователю определить новые характеристики явления». Именно такие идеи нужны для выдвижения конкретных гипотез. Но такая идея тем не менее все-таки уже теория, ибо «некоторые умозаключения, выводимые из такого рода идей, могут расходиться с ожиданиями здравого смысла, основанными на неверифицированном ряде «самих собою очевидных» предложений». И каждая такая теория — «это нечто большее, чем просто эмпирическое обобщение, т.е. высказывание, суммирующее некоторые наблюдаемые закономерности (uniformities) отношений между двумя или более переменными»19. Такая теория может заимствовать из общей теории только понятия (например, «социальная структура», «статус», «роль» и др.). Затем из них строится некоторое представление и формируется уже новое понятие (например, «ролевой набор»). Но это понятие — просто представление, нужное для осмысления какого-то компонента социальной структуры, и оно стоит в самом начале, а не в конце, подводя к некоторым аналитическим проблемам. Тем самым зависимость теорий среднего уровня от общей теории весьма слаба. Вот эти-то теории среднего уровня должны быть развиты, а теория общая должна возникнуть потом, в качестве объединяющего их конструкта. В настоящее же время, по мнению Р. Мертона, общая теория работает не в том направлении, она строит какие-то нереализуемые схемы из понятий, которые невозможно прямо включить в исследование. Но эта аргументация Парсонса не убедила, так как он вовсе не считал, что задача общей теории — выдвигать концептуальные схемы, которые можно было бы включать непосредственно в исследования эмпирического типа. Задача общей теории, с его точки зрения, — преобразование различных дескриптивных утверждений о фактах в некоторое связное целое, которое адекватно или определенно описывает предмет данной науки. Эта обобщенная концептуальная схема должна включать в себя все основные параметры, которые важны с точки зрения тех ответов, которые должна давать наука на различные вопросы, возникающие как внутри, так и вне ее, т.е. для того, чтобы оправдывать свое существование в обществе. 19 Ibid., p. 42.
В идеале наука должна быть в состоянии давать динамический анализ развития тех явлений, которые входят в сферу ее компетенции. Но это возможно только при наличии логически замкнутой системы утверждений, т.е. когда теория достигает такого «состояния логической интеграции, при котором каждое значение любой комбинации суждений в данной системе явно соответствует некоторому другому суждению той же системы». Цель анализа, с одной стороны, «причинное объяснение прошлых конкретных явлений или процессов и предсказание будущих событий», а с другой — получение «знания законов, которые могут быть приложены к бесконечному ряду конкретных случаев с использованием соответствующих фактических данных»20. Социологическая наука в своем современном состоянии не может обеспечить главные условия динамического анализа, т.е. «непрерывное и систематическое отнесение каждой проблемы к состоянию системы как целого»21. Но если это невозможно обеспечить, то нужно применить какой-то способ упрощения. Способ упрощения, по Парсонсу, заключается в том, чтобы некоторые обобщающие категории, которые в развитой системе динамического анализа являются переменными, превратить в константы. Тогда мы получаем систему структурных категорий, которая и используется при рассмотрении динамических проблем. Такую систему применяет, например, наука физиология: там отдельные органы рассматриваются как постоянные величины (хотя они, естественно, таковыми в действительности не являются), и это дает возможность изучать процессы, протекающие в организме, ибо «структура системы, как она описывается в контексте обобщенной концептуальной схемы, является подлинно техническим аналитическим инструментом». Такая структура категорий «обеспечивает уверенность в том, что ничто существенно важное не ускользнет при поверхностном обозрении, и связывает концы с концами, придавая определенность проблемам и их решениям»22. 20 Парсопс Т. Современное состояние и перспективы систематической теории в социологии // Наст, изд., с. 303-304. При этом необходимо найти связи между этими статическими структурными категориями, а также связи их с динамическими переменными элементами системы, и связь эта устанавливается с помощью понятия функции. Динамические факторы важны, если они имеют функциональное значение в системе. Понятие функции предполагает, что эмпирическая система рассматривается как «работающая система» (going concern). Ее структура формулируется как система некоторых стандартов, обнаруживающихся в определенных пределах при эмпирическом наблюдении, которое имеет тенденцию сохраняться в соответствии с эмпирически постоянным образцом23. Таким образом, система структурных категорий обеспечивает полноту рассмотрения всех важных элементов изучаемой системы, а ряд динамических функциональных категорий описывает процессы, благодаря которым эти структуры сохраняются или разрушаются, а также отношения системы со средой. Но каким образом это осуществляется в социологической теории? Разумеется, для Парсонса социальная система — это система действия, т.е. мотивированного человеческого поведения. Она взаимодействует с физическими и биологическими условиями своего существования, а также с культурными стандартами. Единичный акт, в котором индивидуальный актор24 взаимодействует с ситуацией, не является самодостаточной единицей для социальной системы, поскольку существуют осложняющие обстоятельства — взаимодействие между собою многих акторов. «Структура — это совокупность относительно устойчивых стандартизованных отношений элементов. А поскольку элементом социальной системы является актор, то социальная структура представляет собою стандартизованную систему социальных отношений акторов друг с другом » 25 23 См.: там же, с. 306. 24 Термин «actor» переводился в нашей литературе вначале как «актер», иногда как «действующее лицо», иногда другими способами. В понятийной схеме Т. Парсонса он означает того, кто совершает действие, его субъект. Нам кажется, что слово «актор» (с ударением на первом слоге) наиболее удобно. Актор — тот, кто действует, кто совершает данное (анализируемое, оцениваемое) действие (или акт). 25 Наст, изд., с. 319. Действующие люди предъявляют друг к другу ожидания, эти ожидания составляют непременное условие действия каждого актора, часть его ситуации, а «системы стандартизованных ожиданий, рассматриваемые относительно их места в общей системе и достаточно глубоко пронизывающие действие, чтобы их можно было принять без доказательств как законные, условно называются институтами» 26. Это стабилизирующая часть социальной структуры. Институты наиболее четко воплощают в себе типы общей ценностной интеграции системы действия. 26 Там же, с. 320.
Так вырисовывается главная система категорий социологии как науки. С точки зрения Парсонса, это институциональная система, формирующая и мотивирующая действие. Именно она должна приниматься за константу при анализе действия. Так представлялся Парсонсу в 1945 году принцип построения общей теории в социологии. Мы видим, что это вполне новый подход к построению теории: это не картина общества или его развития, а инструмент для анализа различного рода социальных явлений. Представления о развитии или о типах общества и других социальных феноменов должны получаться в результате анализа с применением этого инструмента (точнее, это даже не просто инструмент, а некоторый набор инструментов). И это оказалось весьма трудным для понимания. Обычный социолог ожидал от теории (и теперь еще иногда ожидает) именно понятий-представлений, понятий-типов, объяснительных конструкций. Масса споров вокруг этой «теории Парсонса» была вызвана и постоянно подогревалась именно этим недоразумением. От нее требовали, чтобы она объясняла «возникновение изменений в обществе» или «давала больше места индивиду», в то время как она совершенно не претендовала давать такие объяснения, исходя из себя самой. Она давала только средства или технику, с помощью которых можно было такие объяснения получить в каждом конкретном случае, анализируя конкретный материал. Впрочем, сложности в судьбе этой теории вызывались не только чистым непониманием. Вся обстановка была весьма неблагоприятна для ее популяризации. Кроме недоверия к теории вообще, которым отличался антипозитивизм, существовали и другие неблагоприятные факторы. В 20—40-е гг. в социологии оформилось течение неопозитивизма, сохранившее ориентацию на естественные науки. Неопозитивисты считали, что для всей природной, социальной и исторической действительности существуют одни общие законы. И их «воздержание» от исследования субъективных факторов человеческого поведения и от теории как таковой было еще более строгим, чем в антипозитивизме. Для них характерен был бихевиоризм в изучении человеческого поведения, а потому подход с точки зрения социального действия, как его предлагал Парсонс, был им чужд. Однако наиболее резкая критика парсоновского подхода к конструированию общей теории последовала со стороны так называемых «левых». Это течение зародилось еще в 20-е гг. XX века, а в 30-40-е гг. оформилась неогегельянская франкфуртская школа, выдвинувшая в качестве «противовеса» всему созданному до сих пор «неомарксизм»и «критическуюсоциологию» (принципы ее были сформулированы М. Хоркхаймером в 1937 г., как раз в год выхода первой крупной работы Парсон-са); требования научности и объективности для социологии были объявлены «претензиями», познающий субъект и познаваемый объект считались неразделимыми; предметом изучения должны были стать вся человеческая и внечеловеческая природа (понятие «праксиса»), что, естественно, не под силу индивидуальному исследователю, а потому исследователем мог быть, согласно этому новому направлению, только «общественный человек», «тотальный познающий субъект», имеющий объект познания не вне себя, а в себе. Как истинные марксисты (хотя и «нео»), они видели путь развития общества через борьбу и конфликты (и кончили тем, что приняли активное участие в качестве идеологов и деятелей в «контркультурных» выступлениях молодежи 60-х гг.). Понятно, что путь построения теории, предложенный Парсонсом, их совершенно не удовлетворял. Система социальных институтов, регулирующая всю совокупность социальных действий и социальных отношений в обществе, воспринималась ими как нечто интуитивно-враждебное, что нужно обязательно раскритиковать, свергнуть и заменить каким-нибудь «тотальным субъектом». Поэтому критика с их стороны была наиболее яростной, часто довольно бессодер- жательной и сформировала в общественном научном сознании устойчивые оценочные штампы, сохранившиеся и тогда, когда сами они, потерпев фиаско как участники «контркультурного» движения 60-х гг., сошли со сцены. К чисто научной критике добавилось еще и то обстоятельство, что во второй половине 60-х гг. в выступлениях студентов приняли участие также и молодые преподаватели, и их критика была особенно остро направлена против старой профессуры, якобы не дающей простора молодым и революционным силам. А Парсонс был тогда уже старым и очень почтенным профессором и, конечно, тоже был представлен «ретроградом», а концепции его — «устаревшими». Вся эта борьба и критика, несмотря на ее разрушительные, так сказать, намерения и методы, тем не менее имела и определенные положительные следствия, расчистив поле для появления в социологии новой парадигмы — подхода к изучению социальных отношений через сознание субъектов, с помощью лингвистических методов. Безусловно, подход этот обогатил нашу науку. Тем более, что в XX веке ученые стали уже гораздо осторожнее в обращении с «новым» и «старым» в науке. Появление новых подходов и методов теперь не рассматривается как повод к отрицанию всего сделанного до сих пор. Философия науки постпозитивистского направления (критический реализм К. Поппера и И. Лакатоса, а также историческое направление Т. Куна и Дж. Холтона) выработала представление о социологии как науке мультипарадигмальной, т.е. обладающей и могущей обладать несколькими парадигмами одновременно. Постпозитивизм, утвердившийся в 70-е гг., способствовал более спокойному и взвешенному отношению к различным теориям и направлениям внутри науки. В разное время в связи с разными социальными задачами и запросами одни теории и подходы могут выдвигаться на первый план, другие — уходить в тень. В эпоху социальных кризисов и потрясений типа молодежных движений 60-х гг. или нашей перестройки, возникает запрос на подход с точки зрения социальных макроструктур: социальных институтов, социальной организации, крупных ценностно-нормативных комплексов. И тут актуальными как раз и становятся парсонсовскии теоретический подход и его парадигма социального действия, с которой он работал всю свою долгую жизнь в науке, и структурно-функциональное представление об обществе как «самоорганизующейся» и «действующей» системе, которое также прочно связалось с его именем, хотя корни его уходят в прошлое. Первые попытки функционального анализа были предприняты еще Спенсером, а затем Дюркгеймом. С этим методом работали также социальные и культурные антропологи. Конечно, Т. Парсонс и его школа обогатили и разработали этот способ. Но в целом структурно-функциональный подход имеет в социальных науках почтенную историю. В последние годы наблюдается некоторое оживление интереса к этой парадигме, а тем самым и к теоретическим работам Парсонса. Предложив сам принцип подхода к построению общей теории в социологии, Парсонс на этом не остановился. Он предложил еще и ряд аналитических элементов для описания и оценки социальных норм, управляющих действием. Уже в книге «Структура социального действия» Парсонс останавливается на определении единиц, на которые может делиться изучаемый объект, и аналитических элементов, с помощью которых эти единицы (сам объект в целом) могут оцениваться. Аналитический элемент — это отвлеченное свойство объекта или его единицы, которое (в отличие от единицы, или части объекта) само наблюдаться не может. Например, если взять в качестве примера физический объект, то все его единицы (и все физические объекты) обладают массой, однако же никто никогда не наблюдал массы как таковой, самой по себе. То же можно сказать о движении, ускорении и о наиболее широких аналитических категориях физики — пространстве и времени. Аналитическое абстрагирование этих свойств от объектов играет вспомогательную роль: оно позволяет создавать исследователям инструменты измерения различных сторон и качеств объектов. Хотя физики часто «опредмечивают» свои категории и начинают говорить об искривлении пространства и ускорении времени, но это — незаконное использование аналитических категорий. Что может послужить в качестве аналитических элементов при измерении действия в социологии? Естественно, измеряться в социологии должен лишь социальный аспект действия, а следовательно, объект измерения здесь — норма, которой руководствуется актор при совершении действия. Социальность нормы может измеряться, согласно парсонсовской концепции, следующими качествами. Приступая к действию, актор имеет в виду какую-то цель. Эту цель он может достигнуть различными путями, среди которых есть прямые и быстро приводящие к цели, а есть и «обходные». Обходные пути часто приходится применять из-за того, что актор никогда не действует в пустом пространстве, всегда рядом с ним есть один или несколько других акторов, осуществляющих свои цели. Всем им важно так «расположить» свои пути достижения целей, чтобы не мешать друг другу, а также, возможно, и будущим своим же действиям. Первое требование ситуации действия — остановиться и оценить обстановку, взвесить различные альтернативы и возможные последствия каждой из них. Те нормы, которые актор реализует, приступая к своей оценке будущего действия, определяются по шкале «эффективность — аффективная нейтральность». Чисто аффективные действия в обществе встречаются крайне редко, только в исключительных ситуациях (говорят: «Этот человек действовал в состоянии аффекта», т.е. не соображал, что делает, не мог оценивать), но и стопроцентно-нейтральные также редки, поскольку, если уж человек затеял что-то сделать, он не может быть совершенно равнодушен к тому, достигнет он своей цели или нет. В целом нормы, которые человек применяет для решения этой проблемы, тяготеют либо к полюсу «эффективности», либо к полюсу «нейтральности», и по этой переменной могут быть измеряемы и оцениваемы исследователем. Но человек может не просто действовать рядом с другими акторами, он может быть членом группы (семьи, школьного класса, рабочей бригады, политической партии, общества защиты животных и т.п.), которая имеет свои групповые цели и реализует их с помощью своих членов. Тогда у человека оказывается как бы два параллельных набора целей: собственные и групповые (в действительности у него их не два, а всегда гораздо больше, так как современный человек является одновременно членом многих групп). Погружаясь в реализацию собствен- ных целей, он как бы отнимает энергию у групповых, и наоборот. В результате ему приходится «делить себя» между теми и другими. «Поровну» поделиться удается редко (это и не всегда нужно). Чем больше сил он отдает реализации групповых целей, тем больше «баллов» он набирает по шкале «ориентация на коллектив», чем активнее уходит в реализацию своих целей, тем выше поднимается по шкале «ориентация на себя». Это еще одна парсонсовская аналитическая переменная для измерения способов осуществления действия: «ориентация на себя — ориентация на коллектив». Следующая переменная для оценки социального действия возникает, когда актор осуществляет оценку ситуации своего действия и ему приходится оценивать объекты в этой ситуации. Это могут быть и материальные и культурные объекты (под последними Парсонс всегда имеет в виду нормы культуры), но чаще всего это объекты социальные, т.е. другие люди, попадающие в ситуацию действия данного актора. И здесь важно, какого рода нормы он применяет при их оценке. Он может построить свою оценку по тем чертам и качествам, которые важны ему лично (например, положительно оценить данного человека, потому что тот слушается его советов, идет ему навстречу в его просьбах, жалеет его), а может основать свою оценку на качествах человека, имеющих как бы универсальное значение, но лично ему самому дающих весьма мало (например, он может проникнуться к нему уважением за то, что он хороший профессионал или, допустим, принципиально вел себя в какой-то совершенно посторонней для актора ситуации, проявил порядочность в служебных делах, в политическом вопросе и проч.). Если актор в своих оценках руководствуется больше личными соображениями и критериями, он набирает баллы по шкале «партикуляризм», а если они основаны на, как говорят, «объективных критериях», то по шкале «партикуляризм» он опускается и приближается к верху шкалы «универсализм». Поскольку эта переменная, как и обе предыдущие, у Парсонса задана как двухполюсная, уменьшение значения по одному признаку автоматически означает увеличение значения по противоположному. Date: 2016-05-14; view: 314; Нарушение авторских прав |