Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вестибулометрия в профессиональном отборе





 

По данным литературы, от 10 до 20 % специалистов, профессия которых связана с действием вестибулярных раздражителей (пилоты, моряки, водители транспорта и др.), вынуждены со временем менять свою специальность из-за вестибулярной дисфункции. Подобные случаи являются результатом неудовлетворительного профессионального отбора лиц для работы в условиях ускорения.

Вестибулометрия при профессиональном отборе имеет свои особенности. В отличие от клинического обследования, где основное внимание уделяется функции полукружных каналов, а из регистрируемых реакций — нистагму, в профессиональном отборе водителей, пилотов, моряков, космонавтов интерес представляет, прежде всего, состояние аппарата статоконий, его чувствительность и выносливость в отношении различных прямолинейных ускорений.
Такая направленность объясняется спецификой так называемых вестибулярных факторов у лиц, профессиональная деятельность которых связана с продолжительным действием преимущественно прямолинейных ускорений. Поэтому в профессиональном отборе используют главным образом такие тесты, которые дают возможность определить функцию статического равновесия, координацию движений, состояние и стойкость аппарата статоконий, вестибулосенсорную и вестибуловегетативную реактивность.
Стойкость аппарата статоконий исследуется с помощью отолито- вой реакции (ОР) В.И. Воячека (1929), пробы K.JT. Хилова (1937) на четырехштанговой качели, метода беспрерывной кумуляции ускорений Кориолиса (С.С. Маркарян и соавт., 1966).

 

Отолитовая реакция — проба с вращением, разработанная В.Г. Воячеком (1929) для профессионального отбора. Она объединяет раздражение полукружных протоков вращением и аппарата статоконий путем последующего изменения положения головы. Обследуемому предлагают сесть в кресло Барани, наклонить голову и туловище вниз на 90° и закрыть глаза. В таком положении осуществляется 5 оборотов кресла в течение 10 с со скоростью 1 оборот за 2 с (180°/с). Кресло останавливают, выдерживают паузу в течение 5 с, затем обследуемому предлагают быстро выпрямиться. В зависимости от вестибулярной реактивности у обследуемых могут возникать вестибуловегетативные реакции (ВВР) и защитные движения (ЗД) — отклонение головы и туловища в сторону, противоположную вращению.
Интенсивность вегетативных проявлений оценивается четырьмя степенями: отсутствие вегетативных реакций (0 степень), появление субъективного ощущения легкой тошноты, головокружение (I степень), усиление тошноты, бледность кожи, холодный пот (II степень), возникновение позывов на рвоту или рвота с усилением вегетативных расстройств (III степень).
ЗД также оценивают четырьмя степенями: 0 — отсутствие реакции, I — отклонение туловища по вертикали до 5° (слабая реакция), II — отклонение туловища до 30° (средняя реакция), III — отклонение туловища более чем на 30° (сильная реакция).
Проводя анализ результатов отолитовой реакции, чтобы решить вопрос о пригодности обследуемого для обучения так называемой вестибулярной профессии, учитывается прежде всего степень выраженности ВВР, поскольку повышенная вестибуловегетативная возбудимость практически не изменяется под влиянием тренировки. Если у обследуемого после отолитовой пробы выявлена ВВР II или III степени, его считают вестибулонеустойчивым и признают непригодным для работы, связанной с действием вестибулярных раздражителей. Значительное отклонение головы, туловища (ЗД III степени) после отолитовой реакции при условии отсутствия ВВР не является противопоказанием к работе в условиях больших ускорений (пилоты, космонавты, моряки), поскольку соматические рефлексы можно привести к физиологической норме путем специальной тренировки.

 

Проба K.JI. Хилова. Для определения стойкости аппарата статоконий к продолжительным прямолинейным ускорениямK.JI. Хилов (1937) предложил исследования на специальной четырехштанговой качели. Качели устроены таким образом, что при раскачивании обследуемого платформа, на которой они размещены, постоянно остается параллельной горизонту. Это обеспечивает преобладающее раздражение рецепторов статоконий и сводит до минимума раздражение полукружных каналов. Обследуемого, сидящего с закрытыми глазами на горизонтальной платформе, качают в течение 15 мин. О стойкости аппарата статоконий судят по времени появления у него ВВР — бледности, пота, тошноты, ухудшения самочувствия. Результаты опыта на кумуляцию оцениваются по степени выносливости обследуемого: О степень — хорошая переносимость качания в течение 15 мин при отсутствии ВВР; I — ВВР появляются на 11—15-й минуте качания; II — реакции появляются на 5—-10-й минуте качания; III степень — реакции появляются на первых пяти минутах качания. Стойкими к раздражителям статоконий считаются лица, которые перенесли качание в течение 15 мин без вегетативных нарушений (0 степень), неустойчивыми — лица с кумуляцией II и III степени. Лица с сомнительным результатом (I степень кумуляции) должны пройти повторное обследование.
Поскольку в учреждениях, где проводится обследование, часто возникают трудности, связанные с установлением четырехштанговой качели, исследование на кумуляцию раздражений статоконий можно выполнять и при отсутствии качели. Такое исследование осуществляется путем многоразового повторения отолитовой реакции, например, выполняют 10 проб вправо, столько же — влево с перерывом между ними 2—3 мин (ОРЮ).
При условии хорошей переносимости этих проб делают вывод о стойкости обследуемого к кумуляции раздражений статоконий и пригодности к работе, связанной с вестибулярными влияниями.
С целью более строгого отбора кандидатов для некоторых профессий (пилоты, космонавты) рекомендуется использовать тесты на переносимость ускорений Кориолиса. Подобные ускорения возникают при наложении друг на друга двух взаимно перпендикулярных сил. В частности, они появляются в том случае, если обследуемого вращают одновременно в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, например горизонтальной и вертикальной. Практически этого достигают путем вращения обследуемого в кресле, во время которого он осуществляет периодические наклоны головы вперед — назад или вправо — влево. При этом на постоянную угловую скорость накладываются угловые движения в плоскости, перпендикулярной плоскости вращения, что предопределяет возникновение ускорений Кориолиса. Ускорения Кориолиса часто возникают во время полетов, например, если самолет летит с равномерной скоростью, а пилот при этом осуществляет наклоны головы и туловища вперед, назад, вправо, влево. Такое же явление отмечается и во время движения в автомобиле, космического полета, поворотов башенного крана, вращения на карусели и т. п. Во многих случаях величина ускорения незначительна и у здоровых лиц не является причиной каких-либо изменений самочувствия. Однако в результате продолжительного действия этого ускорения возбуждение накапливается (кумулируется) и может привести к выраженным вестибулярным расстройствам даже у лиц со стойкой вестибулярной функцией.

В практике врачебной экспертизы особые требования предъявляют не только к вестибуловегетативной стойкости, но и к состоянию вес- тибулосенсорной реактивности. В результате повышенной сенсорной возбудимости у летчиков могут появиться разные иллюзорные ощущения во время полета (ненастоящего крена, перевернутого положения самолета), у водителей транспорта — неправильная оценка расстояния до приближающегося объекта, у танцоров и лиц, работающих на высотных зданиях, — головокружение с нарушением равновесия. В литературе описаны примеры аварий и катастроф, связанных с возникновением у пилотов, водителей транспорта иллюзий пространственного положения и нарушения ориентировки.

Методика исследования вестибулосенсорной чувствительности, в частности определение иллюзии противовращения с целью профессионального отбора, аналогична применяемой в клинической лабиринтологии. Обследуемого с закрытыми глазами (или в непроницаемых для света очках) вращают в кресле 20 с со скоростью 1807с. После остановки кресла определяют по секундомеру со слов обследуемого продолжительность ВИП и ее выраженность. Результаты иллюзоме- трии оцениваются четырьмя степенями: 0 — ВИП отсутствует, I — продолжительность ВИП не превышает 15 с, II — продолжительность ВИП составляет 15—30 с, III — ВИП длится более 30 с.

 

 

Date: 2016-05-24; view: 314; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию