Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 18. Обучение чтению: чтение как вид речевой деятельности, специальные принципы обучения чтению, обучение различным видам чтения





Чтение как вид речевой деятельности. Чтение – рецептивныйВРД, направленный на извлечение информации из письменного текста. Предмет чтения – мысль, зашифрованная в тексте. Продукт чтения – осознание мысли текста.

Роль и место чтения в обучении иностранным языкам в средней школе. Чтение является и целью и средством обучения ИЯ. В учебном процессе следует четко различать эти 2 функции чтения. Чтение как цель обучения: обучение чтению преследует практические, воспитательные и образовательные цели. Практической целью изучения чтения в средней школе является овладение учащимися минимальным уровнем зрелости чтенияна ИЯ. Его достижение обязательно, так как только в этом случае создаются объективные предпосылки для чтения по собственной инициативе. Минимальный уровень зрелости чтения проявляется в требованиях как к умению читать, так и к объему языкового материала. Решающим является критерий достаточности – уровень чтения должен быть достаточным для функционирования чтения как РД. Например, ограничивается количество видов чтения, исходя из практических ситуаций чтения. Все ситуации чтения можно разделить на 2 группы: а) ситуации, в которых необходимо получить содержащуюся в тексте информацию (используется чтение про себя); б) ситуации, в которых нужно получить и одновременно передать содержащуюся в тексте информацию (используется чтение вслух). Задачей школы является научить учащихся читать про себя, так как в жизни чтение вслух наИЯ требуется ограниченному кругу лиц (учителя, дикторы, актеры). Образовательной и воспитательной целями изучения чтения в средней школе являются расширение общего кругозора, развитие языковой наблюдательности, умение правильного оформления мысли и др. Чтение является эффективным средством обучения. Его положительная роль ощутима в овладении языковым материалом и расширении словаря. Также чтение оказывает положительное влияние на развитие устной речи, т.к. во время чтения (и тихого и громкого) вовлечены все анализаторы, участвующие в говорении. При этом чтение вслух является необходимым для формирования зрелого чтения про себя. Чтение вслух используется для: обучения произношению, ускорения темпа чтения (до нормальной скорости говорения), объяснения нового языкового материала, развития способности прогнозирования, контроля точности восприятия текста. Однако следует помнить, что чрезмерное применение чтения вслух тормозит развитие тихого чтения, так как оно приучает учащихся к полному развернутому проговариванию материала (типично для незрелых чтецов).

Психо-физиологическая природа чтения: процессы восприятия и понимания печатного текста. Процесс чтения схематически можно представить следующим образом: 1) Сначала происходит восприятие слова (минимальная графическая единица, наделенная значением). За время остановки читающий воспринимает отрезок строки, превышающий одно графическое слово. 2) После восприятия слова происходит его узнавание, т.е. соотнесение с определенным значением. Для узнавания слова опытному чтецу достаточно его общей конфигурации и 3-4 видимых букв (остальные буквы попадают в зону периферийного зрения). 3) воспринимаемый материал подвергается смысловой переработке на нескольких уровнях (значение слова соотносится со значениями других, слова объединяются в синтагмы, затем в предложения и т.д.).В процессе смысловой переработки чтец задействует разные мыслительные операции – сравнение, обобщение, синтез, анализ, конкретизация и т.д. Процесс понимания – сложная мыслительная деятельность и включает в себя 2 уровня понимания – уровень значения (получение информации из текста) и уровень смысла (переработка полученной информации и ее интерпретация.

Специальные принципы обучения чтению. Помимо общих принципов, которые определяют преподавание ИЯ в средней школе, при обучении чтению следует учитывать ряд частных принципов, обусловленных спецификой этого ВРД: 1) Обучение чтению должно представлять собой обучение РД (практические, воспитательные и образовательные цели). 2) Обучение чтению должно строится как познавательный процесс, где содержание текста является способом получения информации. 3) Обучение чтению на ИЯ должно опираться на имеющийся у учащихся опыт чтения на родном языке. 4) При обучении пониманию читаемого следует опираться на овладение учащимися структурой языка. 5) Обучение чтению должно включать не только рецептивную, но и продуктивную деятельность учащихся (говорение, письмо). 6) Функционирование чтения как РД требует автоматизации технических навыков (скорость чтения).

Виды чтения. Различные способы их классификации. Существует множество классификаций видов чтения. В современной методике классификации учитывают уровни понимания и степень полноты извлечения информации. Основные виды чтения, встречающиеся в отечественных и зарубежных работах можно представить в виде таблицы:

Однако мы остановимся на принятой в отечественной методике классификации С.К. Фоломкиной. В зависимости от целей чтение делится на: просмотровое, поисковое, ознакомительное, изучающее. Просмотровое – чтение с целью получить общее представление о содержании текста и выбрать лучший источник информации из нескольких. Текст может прочитываться полностью или частично, если учащийся знает, где находится интересующая его информация. Поисковое –чтение с целью поиска конкретной информации в тексте (определений, выводов, фактов). Ознакомительное – чтение с целью понимания выборочного содержания текста. Изучающее – чтение с целью полного детального и точного понимания прочитанного.

Требования в области чтения на разных ступенях обучения в средней школе. В основе видов чтения лежат общие умения: -выделить главную мысль в тексте, -отделить главную мысль от второстепенной, -обобщить прочитанное, -оценить и интерпретировать содержание текста, -установить связи между элементами текста, -использовать справочной литературой и опорами в тексте, -прогнозировать содержание с опорой на заголовки и т.д. В 4-5 классах используется преимущественно чтение вслух, постепенно вводится чтение про себя. Учащиеся овладевают основными приемами смысловой переработки при ознакомительном чтении текстов, составленных на известном языковом материале. В 6-7 классах учащиеся овладевают ознакомительным чтением на текстах со знакомой лексикой и элементами новых слов. Учащиеся учатся чтению про себя, определять значения незнакомых слов без словаря и с его помощью, анализировать прочитанное. Вводится изучающее чтение, направленное на точность понимания. В 8-10 классах учащиеся овладевают приемами просмотрового чтения, развитие ознакомительного и изучающего чтения доводится до минимального уровня зрелости.

Отбор текстов и их адаптация. При отборе текста руководствуются 2 основными критериями:

а) его логико-смысловой структурой и информационной насыщенностью (соотношение основной и второстепенной информации). Тексты, в которых второстепенная информация составляет менее 25%, пригодны для изучающего чтения. Тексты, в которых второстепенная информация составляет более 25%, пригодны для ознакомительного чтения (5-7 новых слов на страницу). Для просмотрового чтения этот критерий особого значения не имеет.

б) его языковой сложностью (учитываются лексические и грамматические трудности текста).

Требования к текстам для различных видов чтения: 1) Идеологическая выдержанность содержания текстов и их идейно-воспитательная ценность. 2) Познавательная ценность текстов и научность их содержания. 3) Соответствие содержания текстов возрасту и интересам учеников. Успех обучения разным видам чтения зависит от выбора текста и его содержания.

Лексический и грамматический минимум.Рецептивный и потенциальный словарь. Основная задача школы – обеспечить овладение учащимся основного лексического и грамматического минимума, достаточного для осуществления чтения. При определении минимума исходят из ознакомительного чтения, т.к. именно оно предполагает чтение без обращения к справочникам. Достаточной (минимальной) полнотой понимания считается понимание 70-80% всех словоупотреблений текста и владение примерно 2000 лексическими единицами. Лексику, которую учащийся должен понимать при чтении принято делить на реальный пассивный словарь и потенциальный. Пассивный словарь (около 1500 единиц) – лексические единицы, зрительно-слуховые образы которых хранятся в долговременной памяти ученика. Эти слова уже были в его речевом опыте. Задачей учителя является довести владение ими до уровня абсолютного узнавания. Потенциальный словарь – лексические единицы, которые учащийся может понять при чтении без справочников, хотя до этого они не были в его речевом опыте.

Контроль чтения. Виды заданий и критерии оценок. При определении уровня сформированности умений читать тексты наИЯ оценка осуществляется по результатам выполнения заданий на поисковое, ознакомительное и изучающее чтение. При этом нужно использовать материалы, рекомендованные для каждого вида чтения программой. На начальном этапеобучения проверяются: -узнавание и озвучивание букв, слов, предложений; -интонирование; -понимание общего содержания текстов; -чтение вслух. На продвинутом этапе обучения используются разные упражнения для разных видов чтения.

а) Ознакомительное чтение контролируется с помощью следующих упражнений: - поставить вопросы к основной информации текста; -озаглавить текст, исходя из его содержания; -разделить текст на смысловые части и озаглавить их.

б) Изучающее чтение контролируется с помощью:-перевести текст; -составить развернутый план; -написать реферат/рецензию на текст.

в) Поисковое чтение контролируется с помощью:-перечислить основные факты; -поставить вопросы к наиболее существенной информации; -сравнить 2 текста на аналогичную тему; -составить аннотацию или реферат; -сделать выборочный перевод; -найти текст по какой-либо проблеме.

На профильно-ориентированном этапе обучения для контроля должны привлекаться тексты по будущей специальности. К вышеперечисленным упражнениям по разным видам чтения следует добавить упражнения: -подготовить устные рефераты по нескольким текстам; -выбрать из журнала по специальности необходимую информацию и интерпретировать ее; -назвать проблему в тексте и сделать выводы т.д.

 

Date: 2016-05-24; view: 4514; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию