Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
курсантов в процентном отношении ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Далее сравнивались показатели средних значений с результатами полученных по методикам. Ниже представлены таблицы сравнения средних значений обучаемости курсантов с результатами исследования. Таблица 1. Таблица сравнения средних значений обучаемости курсантов с показателями по методики КОС.
В таблице 1 представлены сравнительные значения по методике средних значений обучаемости курсантов с показателями коммуникативных способностей и организаторских склонностей. Обращают на себя внимание частые совпадения высоких значений 20(100%) и экспертная оценка обучаемости (5.0 высокая). Самый низкий уровень коммуникативных способностей 5(25%) соответствует низкой оценки обучаемости (3.5). Имеют высокий уровень коммуникативных способностей курсанты с высокой оценкой успеваемости 12 человек (92%), 2 человека (8%) – средний уровень коммуникативных способностей, низкий уровень коммуникативных способностей у курсантов с высокой оценкой успеваемости не проявилось. Организаторские способности высокие показывают курсанты и группы с высокой оценкой успеваемости 6 человек (42,8%), средний уровень у 5 человек (35,7%). Курсанты, имеющие средний балл успеваемости, показали высокий уровень коммуникативных способностей всего 2 человека (16%), высокий уровень организаторских способностей 3человека (24%); средний уровень коммуникативных способностей 6 человек (50%), средний уровень организаторских способностей 6 человек (50%); с низким уровнем 5 человек (42%), низкий уровень организаторских способностей 3 человека (24%). Курсанты, имеющие низкий балл успеваемости, показали низкий уровень коммуникативных способностей 4 человека (44%), 4 человека (44%) имеют низкий уровень организаторских способностей. Высокий и средний уровень имеют по 3 человека (33%), уровень организаторских способностей 2 человека (22%). Для исследования корреляции все показатели были внесены в программу XL. Ниже, в таблице, представлены корреляционные показатели. Таблица 2. Корреляционная оценка средней оценки успеваемости с показателями по методике КОС
Из таблицы 2 видно, что корреляционный показатель средний оценки успеваемости и коммуникативных, организаторских способностей высокий. Следовательно, существует корреляция между успеваемостью и коммуникативными, организаторскими способностями. Таким образом, можно говорить о влиянии коммуникативных и организаторских качеств на успешность обучаемости курсантов данной выборки. Исследования по методике коммуникативная тревожность и сравнение результатов с оценкой успеваемости показали следующие результаты: Таблица 3. Таблица сравнения средних значений обучаемости курсантов с показателями по методики СКТ (коммуникативная тревожность).
Таблица 3 показывает, что в группе курсантов с высокой успеваемостью коммуникативная тревожность имеет в основном низкий показатель, 10 из 14 человек (71,42%); 4 человека имеют среднюю тревожность (28,58%). В группе курсантов имеющих средний уровень тревожности 8 человек (66%) показали средний уровень коммуникативной тревожности 2 человека (22%) и низкий уровень тревожности 2 человека (22%). В группе курсантов с низкой обучаемостью показали высокую коммуникативную тревожность 7 человек из 9 (77%), 2 человека (33%) среднюю коммуникативную тревожность. Корреляционный показатель коммуникативной тревожности и средней оценки успеваемости представлен в таблице 4. Таблица 4. Корреляционная оценка средней оценки успеваемости с показателями по методике СКТ
Из таблицы 4 видно, что наблюдается обратная корреляция по показателям высоких и низких значений. Таким образом, следует сделать вывод, что низкий уровень коммуникативной тревожности влияет на успешную успеваемость курсантов, а высокая коммуникативная тревожность влияет на низкую успеваемость курсантов. Исследования Л-профиля показали корреляционные значения личностных особенностей курсантов и уровня успеваемости курсантов.
Таблица 5. Таблица сравнения средних значений обучаемости курсантов с показателями по методики Л-профиль.
Из таблицы 5 видно, что наиболее значимые показатели – это общительность (0,68), активность (0,72), склонность к риску (0,611), экстраверсия (0,69), социальная желательность (0,72), безответственность (-0,72). Таким образом, можно сделать выводы о влиянии коммуникативных способностей, низкой коммуникативной тревожности, высокой общительности, социальной желательности, активности и склонности к риску на успешность обучаемости курсантов в данной выборке. Вышеперечисленные качества являются составляющими качествами коммуникативной компетентности, следовательно, можно говорить о влиянии коммуникативной компетентности на успешность обучения курсантов. Таким образом, гипотеза: «» считается доказанной. Практические рекоммендации. Как уже было сказано, под коммуникативной компетентностью мы будем понимать систему психологических знаний о себе и о других, умений, навыков в общении, стратегий поведения в социальных ситуациях, позволяющую строить межличностное общение в соответствии с целями и условиями взаимодействия. Повышение коммуникативной компетентности –это ü умение формировать цели и задачи профессионального общения и определять стратегию их достижения; ü умение анализировать предмет общения, организовывать и управлять коммуникативным процессом, осуществлять контроль и самоконтроль в общении; ü умение учитывать во взаимоотношениях личные особенности курсантов в зависимости от их возраста, уровня образования, ценностных ориентации, общей культуры, национальности; ü умение владеть на практике невербальной коммуникацией, постоянно поддерживая обратную связь; ü умение понимать своего сослуживца(однокурсника), его нужды, потребности, чувства и мысли; ü умение принять клиента таким, каков он есть; ü умение сочувствовать однокурснику, готовность прийти к нему на помощь тогда, когда он в ней нуждается; ü умение эффективно слушать и формулировать свои мысли, используя речевой этикет. Это основная часть умений, которыми должны обладать курсанты военных ВУЗов. Более того, следует учитывать разный уровень социальной адаптации как курсантов, так и офицеров и преподавателей военных ВУЗов. Социальная адаптация — процесс активного припособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой. Необходимо учитывать стремления самих людей достигать новых горизонтов в познании культуры, отношений людей, образования, этикета. Если мы говорим об улучшении коммуникативной компетентности, то тут уместно учесть стремление каждой категории людей «делать общество лучше» в военном заведении. Очень большая ответственность ложится на плечи командиров и начальников, руководства высшего звена Военного заведения, профессорско-преподавательского состава для повышения коммуникативной компетентности. ü Изучить каждого курсанта индивидуально ü Создавать условия для стимула в улучшении учебной успеваемости и повседневной деятельности курсантов ü Производить правильный отбор военнослужащих на командные должности в подразделении ü Проявлять повышенную требовательность именно в тех направлениях, в каких требует учебная программа факультета ü Привитие уважения к своей профессии и специальности ü Создание такой обстановки в которой бы курсанты себя чувствовали будущими специалистами своего дела те взрослыми самостоятельными людьми способные принимать решения и нести ответственность за них. Один из признаков высокого уровня коммуникативной компетентности достигается некоторым даже фанатизмом преобладающий в курсантах. Это может быть только положительной чертой так как об этом уже было упомянуто в моей дипломной работе (Современное общество потребовало нового офицера, способного быть компетентным во всех вопросах, связанных с профессиональной деятельностью, а, следовательно, изменений в системе военного образования.) Можно сделать вывод о том, что первоочередной задачей всегда будет повышать и повышать коммуникативную компетентность курсантов. От этого зависит боеспособность нашей армии, место нашего государства на мировой арене. Ведь приносят успех обществу лишь только те люди, которые знают свое дело, любят свою профессию и дают другим людям возможность учиться и познавать в армии военное дело. В психологии создано немало способов повысить коммуникативную компетентность. В военных заведениях наиболее эффективным способом является «коммуникативный тренинг». Хотел бы остановиться на двух наиболее подходящий. Тренинг уверенного поведения, настойчивости (ассертивности) разработан Эндрю Солтером и популяризован Джозефом Вольпе и Арнольдом Лазарусом. АССЕРТИВНОСТЬ (англ. assertiveness) -способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других. Ассертивным называется прямое, открытое поведение, не имеющее целью причинить вред др. людям. Разработаны разнообразные специальные программы социально-психологического тренинга, нацеленные на развитие и упрочение А. Некоторые из них в большей степени следуют би-хевиоральной ориентации, др. - в большей степени ориентированы на традиции гуманистической психологии, однако все они в той или иной степени руководствуются принципом развития способности человека быть твердым, честным и дружелюбным.
Концепция ассертивности оформилась в конце 50-х - начале 60-х гг. XX в. в трудах американского психолога А.Солтера и впитала в себя ключевые положения входившей в ту пору в моду гуманистической психологии - в частности противопоставление самореализации бездушному манипулированию людьми, а также трансактного анализа. В теории Солтера ассертивное поведение рассматривается как оптимальный, самый конструктивный способ межличностного взаимодействия, да пожалуй и мироощущения в целом, в противовес двум самым распространенным деструктивным способам — манипуляции и агрессии. Традиционные механизмы социализации невольно формируют уязвимость человека перед всевозможными манипуляциями со стороны других людей. Человек оказывается слишком подвержен внешним влияниям, а окружающие часто злоупотребляют этим, манипулируя им в своих корыстных целях. Сталкиваясь с неприемлемыми требованиями, он не находит сил им противоречить и скрепя сердце подчиняется вопреки своим собственным желаниям и установкам. А собственные требования и притязания он, напротив, зачастую не решается даже высказать. Постоянно сверяя свои побуждения и поступки с чужими ожиданиями и оценками, человек стесняется своих чувств, боится показать свое подлинное лицо. Пытаясь преодолеть неловкость такого положения, человек сам невольно учится манипулятивным приемам, учится отвечать агрессией на агрессию или просто на критику, пускай даже справедливую. Если такая тактика и дает эффект, то лишь временный и по большому счету иллюзорный, поскольку не обогащает, а, наоборот, обедняет человека как в плане межличностных отношений, так и в плане душевного комфорта. Формирование ассертивности как личностной черты в первую очередь предусматривает, чтобы человек отдал себе отчет, насколько его поведение определяется его собственными склонностями и побуждениями, а насколько - кем-то навязанными установками. Эта процедура во многом схожа со сценарным анализом Эрика Берна, то есть, по терминологии Берна, требует осознать, кем и когда прописаны основные линии сценария вашей жизни, а также устраивает ли вас этот сценарий, а если нет — то в каком направлении следует его откорректировать. Часто оказывается, что человек находится во власти установок, чуждых его подлинному существу, и от этого безотчетно страдает. Ему предлагается не только взять на себя главную роль в сценарии собственной жизни, но и фактически переписать сценарий и выступить режиссером всей постановки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В современном мире почти вся коллективная деятельность организаций строится на коммуникативных процессах, в том числе и в армии. Межличностные коммуникации в организации несут на себе большую психологическую нагрузку, определяя успешность каждой из подструктур. Известно, что от 50% до 90% рабочего времени у курсантов приходится на коммуникацию. Коммуникативная компетентность является предпосылкой профессиональной деятельности, она сама совершенствуется, шлифуется в ходе деятельности, являясь ее новообразованием; курсант в ходе труда(в коммуникативной среде) изменяет и самого себя. Коммуникативная компетентность является основной составляющей профессионально-важного качества курсанта в процессе обучения.
Список литературы ü Емельяненко А.А. ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2.; ü Фальковская К.И. Коммуникативная компетентность личности молодого человека в добровольной социальной работе/ К.И. Фальковская. М., 2008. ü Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 М.: Изд-во стандартов, 2010.
ü Карпов А. В. Понятие профессионально важных качеств деятельности. [текст] // Психология труда: Учебник для студентов высш. учебн. заведений / Под ред. А. В. Карпова. М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 352 с. ü Куницина В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. [текст] / В. Н. Куницина,Н. В. Казаринова, В. М. Погольша //Учебник для вузов. — Спб.:Питер, 2001. — 544 с. ü Левитан К. М. О содержании понятия «коммуникативная компетентность». Перевод и межкультурная коммуникация. [текст] / К. М. Левитан. Екатеринбург.: Издательство АБМ, 2001. вып.2. 89−91с. ü Абакумова И.В., Кагермазова Л.Ц. Технологии направленной трансляции смыслов в обучении // Российский психо- логический журнал. М., 2008. № 4. С. 56–67 ü Фальковская К.И. Коммуникативная компетентность личности молодого человека в добровольной социальной работе/ К.И. Фальковская. М., 2008. ü Сидоренко, Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2003. – 208 с. ü 2. Буртовая Н.Б. Коммуникативная компетентность личности и социально-психологические факторы ее развития: на примере студентов - будущих педагогов-психо-логов. - дисс... канд. псих.. наук. - Томск, 2004. - 176 с. Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-kompetentnost-psihologa-podhody-i-kontseptsii#ixzz47CHh1JUU ü Вавилова Л.Н., Панина Т.С. Современные способы активизации обучения. – М., 2010. ü Абакирова Т.П. Социально-психологические факторы формирования коммуникативных свойств личности, /автореф.канд.пс.н Новосибирск, 2000-24 с….Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/formirovanie-kommunikativnoi-kompetentnosti-u-studentov-pedvuza-sredstvom-resheniya-situativ#ixzz47CTkfav3 Колмогорова Н.С. Коммуникативная компетентность как условие и следствие становления направленности личности /автореф. дис. канд. пс.н. Барнаул, 2004. - 23 с….Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/formirovanie-kommunikativnoi-kompetentnosti-u-studentov-pedvuza-sredstvom-resheniya-situativ#ixzz47CUCRayC ü Date: 2016-05-24; view: 362; Нарушение авторских прав |