Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретико-методологический анализ проблемы влияния коммуникативной компетенции на обучение





Первоочередной задачей высшей военной школы становится личностное гуманистическое развитие будущего офицера, которое наиболее полно проявляется и выражает себя в коммуникативном аспекте воспитательной деятельности. В связи с этим коммуникативная компетентность выступает как одна из наиболее важных характеристик, а развитие этой компетентности - как особая задача профессионального становления личности будущего офицера.

Профессию офицера можно назвать «коммуникативной» профессией, поскольку общение тесно вплетено в контекст практической деятельности. Это профессия, успех которой в значительной мере зависит от коммуникативной компетентности офицера - компетентности в межличностном взаимодействии, межличностном общении, межличностном восприятии [5].

Кроме того, интенсификация социальных связей, расширение поля общения, связанные с этим психические перегрузки создают напряженность в процессе общения. Высокий же уровень коммуникативной компетентности делает офицера более подготовленным и защищенным в условиях интенсивного межличностного общения.

Исходя из определений многих авторов, под коммуникативной компетентностью понимается: во-первых, совокупность теоретических знаний, практических умений и навыков, обеспечивающих эффективное протекание учебного процесса, ориентированность в различных ситуациях общения; во-вторых, система внутренних ресурсов личности, необходимых для построения продуктивного и коммуникативного взаимодействия с военнослужащими различных категорий, членами их семей, гражданским персоналом [3].

А также, Коммуникативная компетентность - ориентированность человека в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте индивида; способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды [4].

О. М. Казарцева указывает, что коммуникативная компетентность - это не врожденная способность, а способность, формируемая в человеке в процессе приобретения им социально-коммуникативного опыта. Коммуникативно-социальный опыт включает в себя, прежде всего, механизм переключения кодов, который выражается в стилистическом варьировании речи. В основе такого переключения лежит изменение ролевых отношений между участниками общения [2].

Проведенная в ходе исследования диагностика коммуникативной компетентности курсантов военных вузов позволила сделать следующие выводы.

Уровень коммуникативного контроля имеет наивысшие показатели среди курсантов-девушек. Они достаточно легко управляют своими эмоциями, хорошо осведомлены о том, где и как себя вести. У курсантов-юношей отмечен средний и низкий уровни коммуникативного контроля, что характеризуется высокой импульсивностью в общении, открытостью, излишней прямолинейностью, непластичностью поведения в различных ситуациях.

Процесс совершенствования коммуникативной компетентности связан с развитием личности. Средства регуляции коммуникативных актов являются частью человеческой культуры, и их присвоение и обогащение происходит по тем же законам, что и освоение, и преумножение культурного наследия в целом. Во многом приобретение коммуникативного опыта происходит не только в ходе непосредственного взаимодействия. Из литературы, театра, кино человек также получает сведения о характере коммуникативных ситуаций, проблемах межличностного взаимодействия и способах их решения. В процессе освоения коммуникативной сферы человек заимствует из культурной среды средства анализа коммуникативных ситуаций в виде словесных и визуальных форм. Следует упомянуть о коммуникативной социальной компетентности.(Занковский А.Н.). Под социальной коммуникативной компетентностью обычно понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Социально коммуникативная компетентность - это развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми, который формируется в условиях непосредственного взаимодействия.

1.(ВТУ г. Петродворец) преподаватель каф. Психологии Буженинская А.Ф.

В ходе опроса было установлено, что курсанты-девушки обладают более высоким уровнем общительности, жизнерадостности, чувствительности, независимости и самоконтроля по сравнению с курсантами-юношами. При этом показатели общительности, жизнерадостности, самоконтроля и эмоциональной устойчивости находятся в высоком диапазоне сформированности, а показатели чувствительности, независимости, логического мышления - в среднем диапазоне. Это позволяет курсантам-девушкам быстрее адаптироваться в ситуациях нового общения, устанавливать контакты, они достаточно свободно владеют значительным кругом вербальных и невербальных средств общения.

Таблица 4. Результаты диагностики коммуникативной социальной компетентности

Показатели Уровень проявления, баллы
курсанты-юноши курсанты-девушки
Общительность 12,0 13,5
Жизнерадостность 11,3 12,2
Чувствительность 6,8 10,2
Независимость 6,1 10,1
Самоконтроль 13,1 15,1
Логическое мышление 14,0 12,1
Эмоциональная устойчивость 14,6 13,1
Склонность к асоциальному поведению 14,4 10,4

 

 

Для курсантов-юношей характерен более высокий уровень развития логического мышления и эмоциональной устойчивости по сравнению с курсантами-девушками. Перечисленные показатели, а также уровень самоконтроля расположены в высоком диапазоне сформированности, показатели общительности и жизнерадостности характеризуются средним уровнем развития, а показатели независимости и чувствительности имеют низкую степень сформированности. Кроме того, курсанты-юноши демонстрируют большую склонность к асоциальному поведению.

В ходе исследования также предполагалось определить степень влияния сформированности коммуникативной компетентности курсантов на успешность их учебной деятельности.

Выводы. Таким образом, проведенное исследование позволяет говорить о наличии гендерных различий в уровне сформированности коммуникативной компетентности курсантов военных вузов. Курсанты-девушки обладают более высоким общим уровнем коммуникативной компетентности по сравнению с курсантами-юношами, что выражается в большей степени включенности курсантов-девушек в коммуникативную деятельность и определяет успешность их учебной деятельности по ведущим личностным образованиям (интерес, активность, самостоятельность) и формирующимся общекультурным и профессиональным компетенциям.!!!!!!

2.Курсанты очного и заочного отделений средней и высшей ступеней образования Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова в Ростове-на-Дону и Новороссийске в количестве 202 человека. Все испытуемые – мужчины и одна женщина в возрасте от 16 до 48 лет – обучаются по судовым специальностям. 95 % опрошенных находятся в возрасте от 18 до 22 лет. 70 % опрошенных имеют плавательную практику, 30 % такой практики не имеют.

В ходе эмпирического исследования нами были получены сведения о том, что причинами возникновения барьеров общения курсанты считают, во-первых, личностные особенности, такие как замкнутость, неуверенность в себе, недостаток самоконтроля, зависимость самооценки от внешних обстоятельств; во-вторых, фундаментальные особенности межличностного взаимодействия: неуважение других людей, неумение держать слово, ненадежность; в-третьих, отсутствие коммуникативных навыков: неумение слушать, правильно наладить обратную связь с партнером по общению, вовремя выйти из разговора, несоблюдение правил невербальной коммуникации: нарушение индивидуальной дистанции, нежелание поддерживать зрительный контакт; в четвертых, особенности социального статуса членов экипажа (вышестоящих или нижестоящих по званию), национальные, этнические, культурные особенности; в-пятых, особенности деловой коммуникации, связанной с реализацией социальной роли руководителя: умение аргументированно доказывать свою точку зрения по важному вопросу, уверенная и четкая постановка приказа, от- дача распоряжения другому курсанту, выступающему в роли подчиненного. Психологическими причинами возникновения коммуникативных барьеров курсанты счи- тают, во-первых, субъективные причины (тоска по близким, невозможность длительное время реализовать физические потребности); во-вторых, причины, связанные с необходимостью меж- личностного взаимодействия (психологическая несовместимость, неприятие людьми друг друга, несовпадение смысложизненных, ценностных ориентаций, целей общающихся, отсутствие дружественных связей, неумение в критической ситуации согласовывать свои действия с другими людьми); в-третьих, психологические причины объективного характера, вызывающие различные виды психической депривации – сенсорную, пространственную, эмоциональную (однообразие естественного, человеческого окружения, ограниченное пространство, невозможность побыть одному, проявить истинные чувства, эмоции).

Организаторские и коммуникативные склонности курсантов указывают на необходимость и желательность психолого-педагогического сопровождения формирования коммуникативных навыков: 38 % курсантов демонстрируют низкий и средний уровни развития коммуникативных склонностей, 62 % – выше среднего и высокий уровни развития коммуникативных склонностей; 51 % – низкий и средний уровни развития организаторских склонностей, 49 % – выше среднего и высокий уровни развития организаторских склонностей. У курсантов выявлена проблема общительности (50 % – средний показатель, 37 % – низкий показатель). Лишь 13 % курсантов-моряков могут и желают непринужденно общаться, не испытывая дискомфорта и барьеров общения. Им не свойственна беспечность и жизнерадостность, в 50 % они демонстрируют средние показатели. У 45 % респондентов выражены молчаливость, серьезность и трезвость. Курсанты-моряки относятся к типично рациональному типу личности, которому не свойственны эмоциональность и чувственность, потребность в общении с другими для удовлетворения эмоциональных переживаний, также им чуждо и художественное (творческое) мышление, поскольку в 64 % случаев они демонстрируют рациональный тип мышления, реалистичность, стремление полагаться только на себя. Большая часть курсантов демонстрирует конформность (52 %), а также среднюю выраженность конформности (42 %), что мы склонны связывать со спецификой обучения в вузе и профессиональной деятельностью, которым присущи строгая субординация рангов, необходимость подчиняться вышестоящему по званию лицу, зависимость от решения группы в плане жизнеобеспечения, здоровья, успеха совместной деятельности. По фактору «импульсивность – контроль» большинство курсантов имеют средние показа- тели (55 %), очень небольшой процент имеет выраженную импульсивность и отсутствие контроля (16 %), 29 % демонстрируют высокую склонность к наличию контроля и жесткому соблюдению установленных правил. Курсантам не свойственно асоциальное поведение (83 %), однако небольшой процент (17 %) демонстрирует пограничные показатели асоциальности, что мы склонны рассматривать как социальную напряженность и тенденцию к социальной дезадаптации. Интеллектуальный уровень развития в большинстве случаев средний (57 %), что свидетельствует о среднем уровне внимательности, сообразительности, развития мышления. Высоко- развитый логический интеллект демонстрируют 19 % курсантов. Эмоциональная устойчивость, зрелость, спокойствие выражены средними показателями у 48 % курсантов, 36 % курсантам свойственны неустойчивость и изменчивость. У курсантов акцентуированы такие индивидуально-типологические особенности, как агрессивность, эмотивность, спонтанность, сензитивность, ригидность. Полярные качества, такие как эмотивность – ригидность, тревожность – агрессивность и спонтанность – эмотивность, уравновешиваются полярными показателями и свидетельствуют о наличии внутренней эмоциональной напряженности и внутреннего психологического конфликта относительно таких социальных качеств личности, как конформность и компромиссность. Тревожность и ригидность выражены нормативными показателями. Курсанты демонстрируют непонимание или нежелание признавать свою ригидность, по показателям высокой гипоэмотивности – 33 % – по шкале «ригидность». Дезадаптированными можно считать такие показатели, как экстравертированность – 32 % курсантов. Такие социальные качества, как лидерство, общительность и доминирование, свойственны лишь 15 % курсантов. Коммуникативность как социальное качество свойственно 10 % курсантов. У курсантов-моряков превалируют такие типы поведения в конфликте, как компромисс и соперничество, в меньшей мере им свойственны избегание и приспособление, совершенно не свой- ственно сотрудничество, которое можно было бы рассматривать как наиболее эффективный способ поведения в конфликтной ситуации в условиях пребывания в экипаже с учетом необходимости эффективно и в срок выполнять поставленные профессиональные задачи и при этом не испытывать психологический дискомфорт (как в случае соперничества, приспособления и компромисса). Большая часть опрошенных курсантов-моряков (67–88 %) не понимает своих эмоций в общении с другими людьми (либо намеренно их не демонстрирует), не отслеживает их, не задумывается об их роли в построении межличностных отношений, следовательно, риски наличия эмоциональных барьеров очень высоки, так как налицо отсутствие умения управлять эмоциями, неадекватность их проявления в щекотливых ситуациях, что может провоцировать конфликт из- за незначительных ошибок в поведении, демонстрация неразвитости и негибкости эмоциональных проявлений в межличностном общении, доминирование негативных эмоций и нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе. Мы можем объяснить этот феномен еще и спецификой существующих «неписаных» правил того, как должен вести себя «настоящий мужчина», которые обычно существуют в однополой мужской среде специалистов, специфика работы которых связана с тяжелыми, экстремальными условиями труда, депривациями, наличием строгих субординационных отношений. И тогда тем более необходимо развивать у курсантов-моряков элементарные правила адекватного межличностного взаимодействия.

Для проведения тренинга при помощи скрининга мы отобрали 60 человек, которые были поделены на две группы. В первую группу вошли 30 человек, которые участвовали непосредственно в коммуникативном тренинге, во вторую – 30 курсантов, с которыми проводили обычные занятия по психологии, предусмотренные в морском университете. Коммуникативный тренинг проводился в течение трех месяцев два раза в неделю. Мониторинг показателей по тесту «КСК» до и после тренинга в первой группе курсантов показал следующие изменения. До тренинга коммуникативного взаимодействия у отобранных курсантов преобладали низкие (67 %) и преобладающие (23 %) показатели по общительности, после тренинга они стали преобладающими (50 %), средними (23 %) и высокими (17 %). Это свидетельствует о существенном повышении такой коммуникативной компетентности, как «общительность», у большей части курсантов в группе тренинга. Уровень «веселости» также изменился: низкий (57 %) и средний (40 %) показатели уступили место преимущественно среднему показателю (80 %), низкий уровень сократился до 16 %. Такой показатель, как «асоциальность», также подвергся изменению: низкий (60 %) и средний (37 %) показатели превратились в преимущественно низкий показатель (90 %), что свидетельствует о том, что асоциальность курсантов, принявших участие в коммуникативном тренинге, практически исчезла, а оставшиеся 10 % распределились между средним (6,7 %) и преобладающим (3,3 %) уровнями. По показателю «контроль» существенные изменения были выявлены в переходе от сред- него уровня (61 %) в преобладающий (47 %) и средний (27 %) уровни, то есть контроль незначительно вырос по значимости для курсантов, участвовавших в коммуникативном тренинге. По показателю «чувственность» также есть небольшие, но существенные изменения, поскольку низкая представленность у курсантов этой коммуникативной компетентности (70 %) перешла в менее низкую (50 %), а преобладающий (21 %) и высокий (19 %) уровни возросли. Учитывая, что досто- верно этот показатель коррелирует со стратегией сотрудничества по тесту К. Томаса, эта тенденция обнадеживает. Такие показатели, как «конформность», «интеллект» и «эмоциональность», существенно не изменились в ходе тренинга. Мы считаем, что это качества, которые находятся на более глубоком личностном уровне формирования и взаимосвязаны с типологией высшей нервной дея- тельности, поэтому они менее подвержены изменению.

 

 

Также существенно снизились показатели «соперничества» (15 % и 25 %). Эти показатели достоверно связаны с повышением такой коммуникативной компетентности, как «чувственность» (при p < 0,05, t = 0,1). Повышение «веселости» положительно связано со стратегией в конфликте «соперничество», но теснота связи незначительная (при p < 0,05, t = 0,01). Смещение стратегии взаимодействия в сторону «компромисса» взаимосвязано с повышением «общительности» и существенным снижением стратегии «избегания». И действительно, ранее мы достоверно доказали, что экстравертированность, основным свойством которой является «общительность», положительно взаимосвязана с «компромиссом» (при p < 0,05, t = 0,1) и отрицательно – с «избеганием» (при p < 0,05, t = –0,1). В результате мониторинга диагностики эмоциональных барьеров в межличностном обще- нии В.В. Бойко мы увидели существенную разницу до и после коммуникативного тренинга в группе курсантов-участников тренинга (см. рис. 2). До коммуникативного тренинга у опрашиваемых были выражены только две позиции – «неумение видеть себя со стороны», причем эта позиция доминировала по всем пяти шкалам методики В.В. Бойко, определяющим эмоциональные особенности общения, и «эмоции не мешают общению», что было проявлено в меньшей степени во всех пяти шкалах методики. В результате обучения активному слушанию, техникам постановки вопросов, правилам правильной дачи обратной связи, а также изучению внешних эмоциональных проявлений у курсантов в ходе тренинга распределение между двумя направленностями резко изменилось. По показателю «неумение управлять эмоциями» направленности стали соотноситься как 50 % к 50 %. Это значит, что половина курсантов научилась «видеть себя со стороны и понимать, что они не умеют управлять эмоциями в том или ином конкретном случае». Также в 40 % случаев курсанты стали признавать, что они «неадекватно воспринимают определенные проявления эмоций в общении». «Негибкость эмоциональной сферы» снизилась с 76 до 35 %, «доминирование негативных эмоций» уступило место «доминированию позитивных эмоций» (с 15,5 до 80 %), а «нежелание эмоционально сближаться» снизилось с 85 до 35 %.

 

В группе курсантов, не занимавшихся на тренингах, картина не изменилась. Таким образом, приходим к выводу, что в ходе коммуникативного тренинга возможно в короткие сроки нарастить такие составляющие коммуникативной компетентности, как «общительность» (взаимосвязана с «экстраверсией»), «веселость» (взаимосвязана с «сотрудничеством»), «контроль» (опосредованно воздействует на снижение внутренней психологической напряженности курсантов). Также представляется возможным существенно понизить степень проявления качеств, мешающих коммуникативной компетентности («асоциальность»). В ходе коммуникативного тренинга можно развивать наиболее конструктивные типы поведения в конфликте («сотрудничество») и снижать неконструктивные типы поведения («избегание» и «приспособление») путем перевода этих стратегий в стратегию «компромисс». Также в процессе участия в коммуникативном тренинге курсанты учатся управлять собственными эмоциями, видеть себя со стороны и замечать существующие проблемы, связанные с управлением эмоциями, переносить акцент с негативного эмоционального фона на позитивный, повышать эмоциональную гибкость и адекватно принимать проявляемые в общении с окружающими эмоции, усиливать мотивацию к эмоциональному сближению в межличностном взаимодействии. Возможность развития таких коммуникативных компетенций во много раз повышает социальную адаптацию курсантов морских университетов в процессе обучения, а также создает «зону ближайшего развития» и возможность совладать с профессиональными трудностями в будущей деятельности.

 

Date: 2016-05-24; view: 542; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию