Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретико-методологический анализ проблемы коммуникативной компетентности





 

Коммуникативная компетентность – одна из важнейших качественных характеристик личности, позволяющая реализовать ее потребности в социальном признании, уважении, самоактуализации и помогающая успешному процессу социализации. Однако однозначного понимания и четкой структуры коммуникативной компетентности, ее особенностей у подростков в научных источниках не выявлено, что позволяет вести дальнейшие исследования. В отечественной психологии понятие «коммуникативная компетентность» впервые было использовано Бодалевым А.А. и трактовалось, как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений).

Анализ многих подходов позволил выявить, на наш взгляд, несколько наиболее емких определений. Первое принадлежит С.Е. Шишову и И.Г. Агапову, которые под компетентностью обучаемых понимают «общую способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность»

Таким образом, компетентность отражает подготовленность человека к выполнению определенной деятельности и включает не только когнитивные (навыки, знания), но и не когнитивные (мотивацию, ценностные ориентации, этические установки и т.д.) компоненты. Также компетентность обеспечивает успешность деятельности в современных меняющихся условиях, так как предполагает оценку не уровня усвоения знаний и умений в соответствии со школьной программой, а качеств выпускника, которые могут быть востребованы на рынке труда.

В федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения коммуникативная компетентность определяется как умение ставить и решать определенного типа коммуникативные задачи: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. В качестве первейшего компонента в коммуникативную компетентность входят способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения и поведения, владение «техникой» общения (правилами вежливости и др.).

Под коммуникативной компетентностью Л.А. Петровская понимает способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. В состав компетентности включают некоторую совокупность коммуникативных знаний и умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса

А.Н. Леонтьев под коммуникативной компетентностью понимает совокупность коммуникативных умений, а именно: владеть социальной перцепцией, или «чтением по лицу»; понимать, а не только видеть, т.е. адекватно моделировать личность собеседника, его психическое состояние и иное по внешним признакам; «подавать себя» в общении с членами коллектива; оптимально строить свою речь в психологическом плане, т.е. умения речевого общения, речевого и неречевого контакта с окружающими.

Ю.Н. Емельянова определяет коммуникативную компетентность как способность к коммуникации; как способность человека взаимодействовать вербально, невербально или молча; как интегративную способность целесообразно взаимодействовать с другими на своем уровне обученности, воспитанности, развития, на основе гуманистических личностных качеств (общительности, искренности, такта, эмпатии, рефлексии и т. п.) и с учетом коммуникативных возможностей собеседника. По ее мнению

коммуникативная компетентность представляет собой совокупность следующих качеств:

- способность человека брать на себя и исполнять различные социальные роли;

- способность адаптироваться в социальных группах и ситуациях,

- умение свободно владеть вербальными и невербальными средствами общения;

- способность организовывать и управлять «межличностным пространством» в процессе инициативного и активного общения с людьми;

- осознание своих ценностных ориентаций, потребностей;

- техники работы с людьми;

- перцептивные возможности

 

 

ситуации []. Коммуникативная компетентность выступает интегральным личностным ресурсом, который подразделяется на общую культуру человека и ее специфические проявления в профессиональной деятельности. Она позволяет человеку ориентироваться в различных ситуациях общения, основываясь на чувственном опыте, взаимодействовать с другими индивидами благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды [3]. Коммуникативная компетентность состоит в выполнении определенных правил и требований .(Ю.Н. Емельянова) Наиболее значимые из этих правил состоят в следующем:


1. Основополагающее правило: нельзя изрекать свою мысль, если она непонятна или не до конца понятна самому себе.

2. Правило «постоянной готовности к пониманию». Существует множество коммуникативных барьеров, которые, как правило, приводят к неполному и неточному пониманию передаваемой информации.

3. Правило конкретности. Следует избегать неопределенных, двусмысленных, расплывчатых выражений и слов, а без необходимости не пользоваться незнакомыми или узкоспециализированными терминами. 4. Правило контроля над невербальными сигналами. В ходе общения необходимо не только контролировать свою речь, но сопровождающие еѐ жесты, интонации, мимику и позы. 5. Правило «собственной неправоты». При коммуникации всегда не-обходимо иметь ввиду что, собственная точка зрения может быть неверной. Это предостережѐт от серьѐзных ошибок и даже конфликтов. 6. Правило «места и времени». Эффективность информации возрастает в случае еѐ своевременности и выбора наиболее адекватной ситуации, в которой она необходима. 7. Правило открытости означает готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывающихся обстоятельств, а также способность принимать и учитывать точку зрения собеседника. 8. Правило активного и конструктивного слушания – одно из основных условий эффективных коммуникаций. 9. Правило обратной связи. Именно это правило, в конечном счете, обеспечивает достижение главной цели коммуникативного процесса – взаимопонимания. Компетентность представляет собой более глобальное образование, именуемое личностным ресурсом, который включает множество составляющих компонентов. Эти компоненты обнаруживаются на высоком – личностном уровне и включают интеллект, общий кругозор, систему межличностных отношений, специальные профессиональные знания, а также потенциал личностного развития и роста в овладении коммуникативной деятельностью. Коммуникативная компетентность – это не врожденная способность, а способность, формируемая в человеке в процессе приобретения им социально-коммуникативного опыта, который выражается в стилистическом варьировании речи. В основе такого переключения лежит изменение ролевых сотношений между участниками общения [2]. Армия, являющаяся одним из важных институтов нашего общества, требует от системы образования формирование новой модели военного специалиста. При организации образовательного процесса в военном вузе возникает необходимость усвоения огромного количества информации, в то же время возможности курсантов по еѐ усвоению имеют определенные границы. Это, прежде всего, выражено в том, что курсант военного вуза изучает не только общеобразовательные дисциплины высшей школы, но и военные дисциплины исходя из специфики своей дальнейшей деятельности. Поэтому основная идея перехода от квалификационного подхода в образовании компетентностному заключается в том, что бы подготовить новое поколение кадров способных переходить от одного вида труда к другому, обладающих способностями необходимыми для широкого круга профессий, а также для разрешения собственных проблем. При этом результатом деятельности военного вуза становятся формирование необходимых компетентностей у курсантов и офицеров-выпускников.


Поэтому в новых образовательных стандартах предусмотрен переход к модели образования, особенностью которой является еѐ ориентация на практические навыки, способность применять знания и реализовывать собственные проекты, т.е. выпускник должен иметь общепрофессиональную и специализированную подготовку, быть социально сформированной и общекультурной личностью. Для реализации этих требований будущий офицер должен обладать комплексом качеств или компетенций, которые необходимо формировать у него в ходе обучения в военном вузе. Под компетенциями военного специалиста в данном случае следует понимать набор знаний, навыков и профессиональных личностных качеств, способствующих эффективному развитию, как личности, так и профессии. Компетентность обеспечивает решение профессиональных проблем с максимальной эффективностью, основополагающими при этом являются профессиональные знания. Одной из основных компетентностей является коммуникативная компетентность, обеспечивающая успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни.

Коммуникативная компетентность – динамическое образование, которая в своем развитии проходит две стадии: общую и профессиональную (причем с определенного этапа развития личности они сосуществуют), а также может развиваться от уровня к уровню. Это происходит как благодаря стихийному усвоению «языка» коммуникации, так и посредством обучения. Причем если речь идет о профессии, то правомерно говорить о том, что этот процесс будет более плодотворным в случае специально организованного обучения и при выполнении определенных условий [10]. Профессиональная деятельность военнослужащего направлена, прежде всего, на защиту своего Отечества и осуществляется она в рамках воинского коллектива, будь то взвод, рота, батальон или полк. Поэтому будущий офицер должен быть готов наладить общение в воинском коллективе, в среде, в которой он будет выполнять свои профессиональные обязанности, как командира, так и подчиненного, вот здесь коммуникативная компетентность и выступает важной наиболее значимой профессиональной характеристикой. Общение в данном случае является важным фактором взаимодействия в коллективе, т.е. профессионально значимая составляющая, поэтому необходимо развивать у курсантов тактику общения. Тактика общения – это умение применить в конкретной ситуации коммуникативную стратегию, которая основана на знании и владении техника- ми общения. Это совокупность умений говорить и умений слушать, что для будущего офицера очень важно. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются: соционормативный опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения в непраздничной (форме) сфере; опыт восприятия искусства.


Министерство Обороны РФ требует от выпускников высших военных учебных заведений достаточно высокой самоорганизации, обладания интеллектуальной и личностной совместимостью, умения принимать решения и нести за них ответственность, проявлять выдержку и самообладание, вести диалоги с населением в ходе урегулирования различных конфликтов как на общественно-политической так и на национальной и социально-экономической почве, аргументировано доказывать свою позицию и требования нормативно-правовых при работе с подчинѐнными и в общении с командованием. Отсутствие коммуникабельности, замкнутость, неумение устанавливать контакт с людьми отрицательно сказываются на профессиональной деятельности офицера. Поэтому каждый офицер будь то, командир, специалист или воспитатель должен обладать коммуникативной компетентностью. Конечно, необходимо понимать, что умение общаться и преподнести себя в обществе это качество, которое необходимо формировать у курсанта в процессе обучения. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются: соционормативный опыт народной культу- Дмитриев С.Э. Формирование коммуникативной компетентности базируется на знании языков общения, используемых народной культурой; опыт меж- личностного общения в непраздничной (форме) сфере; опыт восприятия искусства. К основным задачам, которые необходимо разрешить при решении этой проблемы следует отнести: 1. Овладение курсантами навыками, умениями и способами познавательной деятельности, которые обеспечат успешное изучение учебных дисциплин. 2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к языку, пробуждение интереса к слову, желание правильно говорить и научиться правильно говорить. 3. Формирование умений и обретение навыков работы в коллективе, умение взаимодействовать с окружающими людьми и событиями, изыскивать необходимую информацию. 4. Развитие коммуникативной компетентности курсантов в ходе проведения занятий и в часы самоподготовки. 5. Формирование коммуникативной компетентности – это цель, задача, но в основном проблема подготовки будущего военного специалиста, которая в условиях модернизации военно-профессионального образования, современной науки и внедрения передовых техно- логий приобретает особую актуальность. Проблема формирования и развития коммуникативной компетентности особенно актуальна в период обучения в военном вузе, поскольку отвечает возрастным задачам развития юноши и является ключевым условием развития курсанта как личности. Она включает знание способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в коллективе, владение различными социальными ролями. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются: соционормативный опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения в непраздничной (форме) сфере; опыт восприятия искусства.На мой взгляд, коммуникативная компетентность – это сумма коммуникативных способностей, знаний и умение находить адекватные выходы из различных коммуникативных ситуаций. Коммуникативные способности являются составной частью профессиональных способностей, и являются основой профессиональной деятельности, а также преобладающим фактором при формировании коммуникативной компетентности. Коммуникативные способности выступают как свойства или качества индивида, обуславливающие успешность деятельности или овладение ею, т.е. индивидуальные качества, отличающие одного человека от другого и проявляющиеся в успешной деятельности Развитие коммуникативных способностей необходимо совершенствовать через формирование коммуникативных умений, лежащих в основе профессиональной деятельности. Стихийное формирование коммуникативных умений приводит нередко к авторитарному стилю поведения, возникновению частных конфликтных ситуаций, напряженности в отношениях между педагогом и обучаемыми, снижению успеваемости, нежеланию учиться, психическим травмам и невосполнимым потерям в нравственном воспитании, а нередко и к асоциальному поведению обучаемых

Значимыми педагогическими условиями формирования коммуника- тивной компетентности у курсантов выступают: ‒ осознание значимости коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности, как курсантами, так и преподавателями и командованием; ‒ разыгрывание коммуникативных ситуаций в процессе обучения, обеспечивающих свободное вхождение курсантов в процесс общения; ‒ индивидуальный и дифференцированный подход к курсантам в процессе формирования у них коммуникативных способностей. Формирование коммуникативной компетентности у курсанта – процесс длительный и достаточно сложный, он требует высокой коммуникативной компетенции от преподавателя военного вуза.

 







Date: 2016-05-24; view: 1755; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию