Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории личности в классическом и современном психоанализе, в гуманистической и экзистенциальной психологии





Фрейд. Психодинамическая теория личности. Структура личности: Ид (направляется принципом удовольствия), Эго (принцип реальности), Супер-Эго (включает в себя совесть и Эго-идеал) – следствие разрешения эдипова комплекса – идентефикация, интериоризация моральных норм. Основные инстинкты: Эрос и Тонатос. 3 уровня сознания: сознание, предсознательное, бессозн-ное (Эго и Суперэго - везде, Ид - бессознательное). Сексуальность - от рожд., развивается, охватывая эрогенные зоны. 4 стадии: оральная (0-18мес), анальная (1,5-3), фаллическая (3-6), генитальная (12-18). Латентный период - сублимация на развитие соц. связей. Неразрешенные конфликты приводят к фиксации и образованию определенных типов хар-ра. Мотивация – инстинкты (врожд. сост. возбужд., кот. ищет разрядки). 3 типа тревоги: реалистич. (извне), невротическая (боязнь за неспособность Эго контролир. Ид), моральная (угроза со стороны суперэго Эго). Защит. механиз: вытеснения, проекция, замещ., регрессия, рационализация, реактивное образование (противодействие), сублимация, отрицание. Эмпирическая валидизация слаба (клинический материал).

Юнг: Аналитическая психология. Три осн. структуры личности: Эго, личное и коллектив. бессозн. Главное расхождение с Фрейдом - понимание природы либидо: у Юнга – творческая жизненная Е (способствует личн. росту), а у Фрейда – сексуальная. Эго – все что осознаваемо; личное бессознательное – подавленное, комплексы; коллективное бессозн. – архетипы: анима (женское бессозн. у мужчины), анимус (наоборот), персона (соц роль человека, мы перед миром), тень (бессозн. противоположность сознанию: экстроверт - интроверт), самость (воплощение целостности и гармонии – мандала, центральный архетип), мудрец (персонификация жизненной мудрости и зрелости), бог (конечная реализация психич. реальности, спроецированной на внеш. мир). 4 псих. ф-ции: мышление, чувство (рациональные), ощущение и интуиция (иррациональное)

Адлер: Компенсация чувства неполноцен., испытываемого в детстве. Уникальности стиля жизни каждого. Типы личности связ. со стилями жизни: управляющий (активны, но не в соц плане), берущий (паразитич. отношение), избегающий тип (ни интереса, ни активности), соц полезный (зрелость, соц ориентированность, высокий уровень активности). 3 задачи: работа, дружба, любовь. Порядковая позиция ребенка в семье: первенец (интеллект развит), единственный, средний и последний (алкоголик). Соц интерес – внутр тенденция человека к участию в создании идеального общества. И степень выраженности этого явления – показатель здоровья. Потом жизненные цели (задачи) – у Франкла. Препятствия к личностному росту: органич. неполноцен., избалованность, отверж-ть.

Хорни: Социокультур. теор. личности. Не согласна с Фрейдом: в решающей роли анатомии в обусловливании психич. различий между муж и жен; не признает сущ-е психосекс. стадий. Отрицала наличие у жен зависти к пенису. В осн. нарушений функционирования личности – уникальные стили межличностных отнош. Решающий фактор в развитии личности – соц отношения между ребенком и род. В детстве осн. потребности: удовлетворение и безопасность, если их нет– баз. враждебность, баз. тревога, невроз. Защит. стратегии (невротич. потребности): любовь и одобр.; руководящий партнер; четкие ограничения; власть; эксплуатация других; обществ. признание; восхищение собой; честолюбие; самодостаточность и независимость; безупречность и неопровержимость. Межличностные стратегии: ориентация на людей (уступчивый тип), от людей (обособленный), против (враждебный). Предложила версию: зависть мужчин к женщинам из-за способности рожать и кормить детей.

Фромм: Соц. и культур. обусловленность личности. Определяющие признаки жизни современного человека: ощущения одиночества, собственной незначимости и отчуждения. Свобода и безопасность разделены –бегство от свободы, с помощью механизмов авторитаризма, деструктивности, конформности. Позитив. свобода - спонтанная активность. Труд – творчество. При спонтанности личность сливается с миром, но сохр. индивидуальность, становится сильнее: личность сильна своею деят-тью. Важна сама деят-ть, а не ее результат. Смысл жизни – сама жизнь. Идеал недостижим, но это необх. для развития. Свобода – освобождение от власти, но изолированность. Экзистенциальные потребности, базирующиеся на конфликтующих стремлениях к свободе и безопасности: потребность в устан. связей (надо заботиться, идеальный путь – продуктивная любовь, трудится вместе, но сохр. индивидуальность), преодолении (преодоление своей пассивной животной природы через созидание), корнях (ощущать себя неотъемл. частью мира), идентичности, сист. взглядов и преданности (необходимость опоры для объяснения мира). Иметь или быть. Стремление к обладанию - невротизм. Стремл. к равенству скрывает зависть.

Гуманистическая теория личности. Крупнейшими представителями гуманистич. псих. явл. психологи Роджерс и Маслоу. Главным источником развития личности они считают врожд. тенденции к самоактуализации, то есть к самосовершенствованию на осн. реализации внутр. потенциала личности. Концепция самоактуализирующейся личности связана с тем, что есть 2 типа потреб., лежащих в осн. разв. личности: =«дефицытарные» потребности (физиологич. и потребности в безопасности), кот. прекращаются после их удовлетворения; =«ростовые» потреб. (потреб. в самоактуализ.), кот. усиливаются после их реализации. По мнению психологов-гуманистов, в развитии личности доминируют рационал. процессы, а бессознательное возникает временно, когда почему-то блокируется проц. самоактуализ. Личность обладает полной свободой воли. Чел осознает себя, свои поступки, строит планы, ищет смысл жизни. Чел - творец собственной личности.

Теории личности в экзистенциальной психологии. Экзистенциальная психология личности (ЭПЛ) связана с именами Бинсвангера, Босса, Мэя, Ван Каама, Бьюдженталя, с гуманистич. психологией. Феноменологический анализ актуального человеческого существования осущ. представителями ЭПЛ путем исслед. проблем жизни и смерти, свободы и выбора, смысла существования, любви и одиночества. Единств. реальностью, поддающейся изучению, объявляется уникальное человеческое переживание. В отличие от гуманистической психологии, где моделью саморазв. выступает самопроизвольно разворачивающаяся самоактуализация, в экз.псих. такой моделью явл. активное, субъектное достижение совершенства. В осн. личностного роста лежит взаимосвяз. цепь жизненно важных решений, ответственных выборов, что неизмеримо сложнее фатальной реализации врожд. личностного потенциала. Как и гуманистич. психология, ЭПЛ ориентирована на будущее, а не на прошлое. Важнейшей целью ее явл. поиск путей достиж. личностной аутентичности, соответ. ее существования подлинной внутр. природе. Среди типов личности, описываемых в экзист. парадигме, можно выделить индивидуалиста и конформиста. Индивидуалист определяет себя как идеального человека, живущего интеллект. жизнью, что помогает ему адекватно воспр. происходящее и оказывать влияние на свое соц. окружение. Обладает тонким вкусом, чувством интимности и любви. Хотя индивидуалист не избавлен от онтологической тревоги, он не позволяет ей мешать принятию взвешенных решений. Этот тип личности предст. собой идеал личностного разв., полностью удовлетв. биологические, соц. и собственно психологич. потребности. В отличие от индивидуалиста — конформист мастерский игрок соц. ролей, удовлетворяющий прежде всего свои биол. потребности. Это прагматик и материалист, неспособный к символизации и отрицающий значение воображения. Его взаимодействие с людьми достаточно формально, лишено интимности. Погруженный в онтологическую тревогу, такой человек чувствует себя бесполезным и ненадежным. Как рез. далеко не идеального личностного разв., конформист предрасположен к т.н. экзист. болезни, возникающей под давлением окр. среды.

Общее и различное в подходах Бинсвангера и Босса. Босс был восхищен практическими техниками Фрейда, в то время как теор. обоснования психоанализа его явно не устраивали. На первый взгляд, подход Босса близок подх. Бинсвангера. Близость закл. в том, что оба стараются тщательно исследовать миры своих пациентов (применит. к психиатрии и психотерапии). Разница закл. в позиции исследователя и в конеч. целях исследования. В случае Бинсвангера мир пациента - объект изучения, а цель анализа - экспликация экзистенциально априорной структуры как своего рода квинтэссенции мира пациента, инвариантной смысловой матрицы. В случае Босса позиция исследователя неотделима от поз. терапевта, а в свою очередь отнош. терапевт-пациент уже есть опред. целостность - Бытие-вместе. Именно с т.з. этой целостности и возможно изучение мира пациента. Цель анализа – освобожд. пациента, «расчищение того просвета в бытии», каким явл. бытие пациента, чтобы сущие, с кот. встречается пациент, могли свободно высвечиваться, переходя из состояния сокрытости в явленность бытия. Обратной стороной этого процесса будет свободная реализация человеком возможностей, кот. ему открываются. В отличие от Бинсвангера, наделяющего бытие конституирующей способностью, Босс понимает бытие, как необъективируемый «приниматель объектов», «воспринимающую открытость». Цель анализа бытия по Боссу - проявить связную структуру человеческого существа. По сути дела, бытие-анализ Босса и есть сама терапия. Очевидное достоинство концепции Бинсвангера - приближенность детерминирующей смысловой структуры индивиду, ее большая конкретность. Применительно к медицинской и психологической практике экзист. анализ Бинсвангера - это не терапия, а диагностика.

Теор. личности Лазурского. Взгляды Лазурского на природу и структуру личности формировались под непосред. воздейств. идей Бехтерева. Осн. задача личности – это приспособление (адаптация) к окр. среде, кот. понимается в самом широком смысле (природа, вещи, люди, взаимоотн., идеи, эстетические, морал., религ. ценности…). Личность в представл. Лазурского - единство двух психологич. механизмов. С одной стороны, это эндопсихика – внутр. механизм человеческой психики. Эндопсихика обнаруживает себя в таких осн. психич. ф-циях как внимание, память, воображение и мышление, способность к волевому усилию, эмоциональность, импульсив., т. е. в темпераменте, умственной одаренности, характере. Др. существенную сторону личности сост. экзопсихика, содержание кот. определяется отнош. личности к внеш. объектам, среде. Экзопсихические проявления всегда отражают на себе внешние, окр. человека условия. Обе эти части связаны между собой и влияют друг на др.

Теор. личности Мясищева. Стал первым, кто в открытой форме поставил вопрос о структуре личности. Мясищев строит свою концепцию личности, центральным эл-том кот. явл. понятие отношение. Структ. отнош.: Мясищев выделяет в отнош. «эмоциональную», «оценочную» (когнитивную, познават.) и «конативную» (поведенческую) стороны. Каж. сторона отнош. определяется характером жизненного взаимодейст. личности с окр. средой и людьми, включающего различные моменты от обмена веществ до идейного общения. Эмоц. компонент способ. формированию эмоц. отношения личности к объектам среды, людям и самому себе. Познават. (оценочный) способствует восприятию и оценке (осознанию, пониманию, объяснению) объектов среды, людей и самого себя. Поведенческий (конативный) компонент способ. осуществлению выбора стратегий и тактик поведения личности по отнош. к значимым (ценным) для нее объектов среды, людей и самому себе.

Теория личности Платонова. Он рассматривает личность как динамическую сист., т.е. сист., развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее эл-тов и связей между ними, при сохр. ф-ции. В этой сист. автор выделяет 4 подстр. личности. 1. Подструктура направленности и отнош. личности, кот. проявляются в виде моральных черт. Не имеют врожд. задатков и формируются путем воспитания. =>она м.б. названа соц. обусловл. Она вкл. желания, интересы, склонности, стремления, идеалы, убеждения, мировоззрение. 2. Подстр. опыта, кот. «объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически, и даже генетически обусловленных св-в личности». 3. Подстр. индивидуальных особенностей психич. процессов или ф-ций памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. Платонов намеренно устанавливает такой порядок их следования, подчеркивая тем самым силу биологической и генетич. обусловленности психич. процессов и ф-ций. 4. Подстр. Биопсихич. св-в, в кот. входят «половые и возрастные св-ва личности, типологические св-ва личности (темперамент). Процесс форм. черт этой подстр., точнее их переделки, осуществляется путем тренировки. Т.к. активность этой подстр. определяется силой НС, то изучаться она должна на психофизиологич. и нейропсихологич., вплоть до молекулярного, уровне.

Теория личности Леонтьева. В отличие от предыдущих и последующих отечественных концепций личности эта хар-ся высок. ур. абстрактности. При всем ее отличии от других имеется общая посылка с ними. Суть ее в том, что, по мнению Леонтьева, «личность человека создается обществ. отношениями». Во-первых, Леонтьеву удается провести разграничительную линию между понятиями индивида и личность. Если индивид – это неделимое, целостное, со своими индивидуальными особенностями генотипическое образование, то личность тоже целост. образование, но не данное кем-то или чем-то, а произведенное, созд. в рез. мн-ва предметных деятельностей. Итак, положение о деят-ти как единице психологич. анализа личности – это 1ый принципиал. важный теоретич. постулат - Леонтьева. Разв. личности предстает перед нами как процесс взаимодействий мн-ва деят-тей, кот. вступают между собой в иерархические отнош. Личность выступает как совокупность иерархич. отношений деят-тей. Их особенность состоит, по выражению Леонтьева, в «связанности» от сост. организма. Для психологич. трактовки «иерархий деятельностей» Леонтьев использует понятия «потребность», «мотив», «эмоция», «значение» и «смысл». существуют мотивы-стимулы, т.е. побуждающие, порой остро эмоциональные, но лишенные смыслообразующей ф-ции, и смыслообразующие мотивы или мотивы-цели, тоже побуждающие деят-сть, но придающие ей личностный смысл. 3 осн. параметра личности: широта связей чела с миром (посредством его деят-тей); степень иерархизованности этих связей, преобразованные в иерархию смыслообразующих мотивов (мотивов-целей); общая структура этих связей, точнее мотивов-целей. Проц. становления личности по Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов».

Теория личности Рубинштейна. Первое, на что обращает внимание Рубинштейн, приступая к хар-тике личности, это зависимость психич. процессов от личности. Согласно его представлениям, личность как целостная единица раскрывается через триединство: • установки и потребности (то, чего хочет чел); • дарования и способности (то, что может чел); • закрепленные мотивы и потребности хар-ра (то, что есть чел). Личность, по его словам, это чел со своей четко выработанной жизненной позицией и мировоззрением, кот. сложилось в рез. кропотливой работы над собой, с ярко выраженным сознательным отношением ко всему происходящему в жизни.

Учение Ананьева о челе. По его мнению единство биологического и соц. в человека обеспечивается посредством единства таких макрохарактеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность. Носителем биологич. в челе является главным образом индивид. Чел как индивид предст. собой совокупность природных, генетически обусловленных св-в, развитие кот. осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека. Соц. представлено в человеке посред. личности и субъекта деят-ти. Однако чел - это не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деят-ти, производящий материал. и духовные ценности.Чел как субъект предстает со стороны его внутренней, психической жизни, как носитель психических явлений. Но для каж. из нас очевидно и то, что все мы отличаемся друг от др. своим темпераментом, хар-ром, стилем деят-ти, поведения. Поэтому кроме понятий индивида, личности и субъекта используется и понятие индивидуальности. Индивидуальность – это неповторимое сочетание в челе его черт из всех трех названных выше подстр. психики. Чел как индивид, личность и субъект деятельности может быть отнесен к определенным классам, группам и типам. Но как индивидуальность он существует в единственном числе и неповторим в истории человечества. Именно на уровне индивидуальности возможны наивысшие достижения человека, поскольку индивидуальность проявляется во взаимосвязи и единстве свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности.

Date: 2016-05-24; view: 996; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию