Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Движущие силы и условия развития личности. Проблема периодизации развития в психологии личности





Под движущими силами развития личности понимают потребности ребенка, его мотивацию, внешние стимулы деятельности и общения, цели и задачи, которые ставят взрослые в обучении и воспитании детей. Если цели воспитания и обучения соответствуют мотивации ребенка, то для развития будут созданы благоприятные условия с точки зрения движущих сил. Потребности человека разделяются по степени выраженности и необходимости, начиная от простых, низших, и заканчивая высшими. 1. Биогенные: потреб. в безопасности и самосохранении, эмоц. контакте, ориентировочная потребность, потреб. в двигательной активности, игре. 2. Психофизические: потреб. в эмоц. насыщении, свободе, восстановлении энергии. 3. Социальные: потреб. в самоуважении, общении, познании, самовыражении. 4. Высшие: потреб. быть личностью, нравственные и эстетич. потреб., потребность в поиске смысла жизни, подготовленности и преодоления трудностей, потреб. в созидании и творческом труде.

Каждому возрасту соответствуют свои потребности, удовлетворение кот. важно для норм. личностного развития. Одним из важных моментов движущей силы явл. мотивация. Она вып. несколько ф-ций: побуждает поведение; напр. и организует его; придает ему личностный смысл и значимость (смыслообразующая мотивация).

Процесс развития ребенка происходит в определенных условиях, в окружении предметов материальной и духовной культуры, людей и отношений между ними. Социальная ситуация является исходным моментом для всех изменений, происходящих в развитии ребенка на протяжении периода взросления. Она определяет формы и пути развития ребенка, виды деятельности, приобретаемые им новые психич. свойства и качества. Ведущий тип общения – это общение, в рез. которого форм. и закрепляются осн. положит. черты личности. Ведущая деят. – это деят., в рез. кот. достигаются наибольшие успехи в развитии познавательных процессов на определенной ступени развития. Каждый период характеризуется особым видом деят. При переходе из одного периода в др. меняется и ведущая деятельность. Современные психологи выделили следующие виды ведущей деятельности.

1. В возрасте от рождения до 1 года отмечается непосредственное эмоц. общение ребенка со взрослыми. Новообразование – потребность в общении и хватании. 2. В возрасте от 1 года до 3 лет присутствует предметно-манипулятивная деятельность. Новообразование – самосознание («Я сам»). 3. Детям дошкольного возраста (3-6 лет) присуща игровая деят., сюжетно-ролевая игра. Новообразования – появляется внутр. позиция школьника, возникают произвольное поведение, личностное сознание, соподчинение мотивов, первичные этические инстанции, первый схематический абрис цельного детского мировоззрения. 4. Учебная деят. отмечается у детей младшего школьного возраста (6 -10 лет). Новообразования – идет интенсивное интеллект. развитие, «память становится мыслящей, а восприятие думающим», предпосылки к разв. чувства взрослости. 5. Подростковый возраст (от 10–11 до 14–15 лет) хар-ется общением, кот. распространяется на различные виды деят.: трудовую, учебную, спортивную, художественную. Новообр.: появление чувства взрослости, склонность к рефлексии, самопознанию, интерес к противоположному полу, половое созревание, повышенная возбудимость, частая смена настроения; идет развитие волевых качеств, появл. потребность в самоутверждении, самоопределении. Смена ведущей деят. ведет к кризису в развитии, т.к. потреб. меняются, но реб. еще не в состоянии их удовлетворить.

Кризис развития в трактовке Выготского – это сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка. Кризис –переломный пункт в норм. течении психического развития. Он возникает, «когда внутр. ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным...». Выготский: сущностью каждого кризиса является перестройка внутр. переживаний, отнош. ребенка и окружающих, изм. потребностей и побуждений. Кризис происходит на стыке двух возрастных периодов и характеризует окончание одного периода и начало другого.

Проблема периодизации развития в психологии личности

Эриксон: Развитие складывается из 3 процессов: соматического развития, развития сознательного “я” и соц. развития. На каж. этапе развития появляются новые явл. и св-ва. Переход на новую фазу – только при разреш. противоречия, возникшего на старой фазе. 8 Фаз развития: 1)Орально-сенсорная, младенчество 0-1 (выработка “базового доверия/недоверия”) 2) Мышечно-анальная, раннее детство 1-3 (формир. чувства автономии/стыд, сомнение) 3)Локомоторно-генитальная, игровой возраст 3-6 (чувство инициативы/ чувство вины) 4)Латентная, школьный возраст 6-12 (трудолюбие/неполноценность) 5) Подростковая 12-19 (Эго-идентичность/ролевое смешение) 6) Ранняя зрелость 20-25 (интимность/изоляция 7) Средняя зрелость 24-64 (продуктивность/застой) 8) Поздняя зрелость 65 - (Эго-интеграция/отчаяния). Сильные стороны: 1-надежда, 2- сила воли, 3-цель, 4-компетентность, 5-верность, 6-любовь, 7-забота, 8-мудрость.

Периодизация морального развития по Кольбергу. Три периода: преконвенционный (стадии гетерономной морали: последствие, избегание наказания - тюрьма; инструментального индивидуализма/равноценного обмена: ты – мне, я – тебе; должен был украсть лекарство, потому как если бы у него был рак, то он бы хотел, чтобы кто-то украл и для него), конвенционный (взаимных ожиданий и взаимоотношений/межличностной конформности: цену назначить нельзя, не делай другому того, чего бы не пожелал себе; ориентации на соц закон и порядок: его долг спасти жену, но против закона идти нельзя, надо вернуть деньги), постконвенционный (соц контракта – на основе учета прав личности: есть случаи, когда можно нарушать закон. Каждый сам оценивает результаты своих поступков; универсальных этических принципов: жизнь человека высшая ценность, кража оправдана). Пример – дилемма Хайнца.

Цель любой периодизации – обозначить на линии развития точки, разделяющие качественно своеобразные периоды. Некоторые современные авторы утверждают, что по причине роста знания о явлениях и фактах развития будет вообще невозможно создать приемлемый проект деления онтогенеза на связные возрастные периоды. По их мнению, в отн. онтогенеза речь может идти только о крупных делениях (пренатальный период, младенчество и т.д.), а более дробные применимы только для отдельных функционал. областей (познавательное развитие, развитие эмоц. сферы, общения и т.д.). Для психологии развития инструмент такой универсальности выполняет ту же роль, что эволюционное древо в биологии или таблица Менделеева в химии: роль предсказателя пустот. Когда такая картина развития будет построена, психологи и педагоги смогут увидеть белые пятна, лакуны в том культурно-образовательном пространстве, которое они создают для обеспечения оптимальных (с т. з. определенных культурных ценностей) путей развития для людей разных возрастов. Наиболее основательно и последовательно попытки создания таких всеобъемлющих «карт психического развития» за последние полвека предпринимались дважды. Позиция Эльконина в вопросе о периодизации м. б. выражена в нескольких тезисах:

1) несостоятельность многих периодизаций психич. развития связана с тем, что за их основания брались внешние отдельные признаки развития, а не внутреннее существо этого процесса, поэтому основания надо искать только во внутренних противоречиях самого развития; 2) периодизацию психич. развития необходимо строить с учетом смены одной целостной деятельности другой; личность ребенка изм. как целое в своем внутреннем строении, и законами изм. этого целого определяется движение каждой его части; 3) при рассмотрении источников развития психики каждый его период необходимо связывать с наиболее значимым для него типом целостной деятельности ребенка (ведущей деятельностью); 4) целостная деят. ребенка, специфическая для каж. его возраста, определяет новообразования. Они служат осн. критерием для деления детского развития на отдельные возрасты; на каждой возрастной ступени всегда есть центральное новообразование, ведущее для всего процесса разв. и харак-ющее перестройку всей личности ребенка на новой основе.

Описывая критические периоды развития, Выготский подчеркивает, что внешне они характеризуются чертами, противоположными стабильным возрастам. - границы, отделяющие начало и конец кризисов от смежных возрастов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, его начало и конец трудно диагностировать; - как правило, в середине кризисного периода наблюдается его кульминация, ее наличие отличает критический период от других; - в поведении ребенка происходят резкие изменения, он становится трудновоспитуемым.

Проведя анализ, можно обнаружить более глубинные особ. в поведении детей в кризисный период:- развитие, в отличие от устойчивых возрастов, совершает скорее разрушительную, чем созидат. работу; -прогрессивное разв. личности ребенка в эти периоды затухает, временно приостанавливается - на первый план выдвигаются процессы свертывания, распада и разложения того, что образовалось на предшествующей ступени; - ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде –сложившиеся формы внеш. интересов распадаются.

Осн. положения Выготского о периодизации психического развития были развернуты в раб. его последователей.

Эльконин выделяет следующие принципы периодизации:

- исторический подход к темпам развития и к вопросам о возникновении отдельных периодов детства в ходе исторического развития человечества; - подход к каждому периоду с точки зрения того места, которое он занимает в общем цикле психического развития ребенка; - представление о психическом развития как о процессе диалектически противоречивом, протекающем не эволюционным путем, а путем перерывов непрерывности, возникновения в ходе развития качественно новых образований; - выявление как обязательных и необходимых переломных, критических точек в психическом развитии – важных объективных показателей переходов от одного периода к другому; - выделение неоднородных по своему характеру переходов и в связи с этим различение в психическом развитии эпох, стадий, фаз.

Периоды и стадии детского развития, по Эльконину, выглядят так. Этап ран. детства сост. из 2 стадий – младенчества, открывающегося кризисом новорожденности, на кот. развивается мотивационно-потребностная сфера личности, и раннего возраста, начало кот. знаменует кризис 1-го года жизни, в котором преимущественно осуществляется освоение операционально-технической сферы. Этап детства открывается кризисом 3 лет, знаменующим начало дошкольного возраста (с освоением сотивационно-потребностной сферы). Второй стадией является открывающийся кризисом 6-7 лет младший школьный возраст, на котором осваивается операционально-техническая сфера. Этап отрочества делится на стадию подросткового возраста (осваивается мотивационно-потребностная сфера), началом которого является кризис 11-12 лет, и стадию ранней юности

(освоение операционально-технической стороны), связанной с кризисом 15 лет. По Эльконину, кризисы 3 и 11 лет – это кризисы отношений, вслед за ними возникают новые ориентации в человеческих отношениях; а кризисы 1-го года, 7 и 15 лет – кризисы мировоззрения, меняющие ориентацию в мире вещей.

Date: 2016-05-24; view: 407; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию