Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности. Личность в социогенезе. Движущие силы и условия развития личности





Ф-ии индивидных свойств:1.Характеризуют энергетический аспект протекания психич. процессов. 2.Опред. диапазон возможностей выбора той или иной деят-ти в границах, не имеющих социально существенного приспособительного характера. 3.Знак – смена тх ф-ии в регуляции динамики поведения развития личности; автономно регулируют индивида. 4.Лежит в основе индивидуальных стилей.

Климов: Индивидуальный стиль личности – устойчивая система приемов и способов деят-ти; определенные личностные качества; эффективное средство приспособления.

Кречмер: - шизотемический темперамент (худой, лептосом) – аутизм (замкнутость), склонность к абстракции (шизофрения); - циклотемический (пикник) – наоборот шизотимику (МДП); - иксотимический (атлетик) – спокоен, невысокая гибкость мышления (эпилепсия).

Шелдон: - висцеротония (эндоморф – шарообразные формы, вялые руки, жир на плеяах и бедрах, но поджарые лодыжки) – дружелюбие, любовь к комфорту, пиветливость, расслабленность, тяга к людям в тяжелую минуту, мягкость при опьянении; - соматотомия (мезаморф – развитая мускулатурная система, широкие плечи и грудная клетка) – уверенность, любовь к приключениям, скрытность в чувствах, агрессив. в опьянении; - церебротония (эктоморф – слабое развитие, долговязость, узкая грудная клетка, живот, тонкие руки и ноги) – скованность в осанке, необщительность, скрытность, устойчивость к действию алкоголя, тяга к одиночеству в тяжелую минуту.

Критика таких типологий: игнор. соц. условий; отождествление личностных черт с телослож., темпераментом; здоровые люди носят в себе зародыш психического заболевания.

Иванов – Смоленский - типы НС: Подвижный (+ и тормозные связи образуются быстро), инертный (медленно), возбудимый (+ - легко, а тормозные – медленно), тормозные (наоборот). Павлов: темперамент – сплав НС и обучения, воспитания. Выготский: темперамент – предпосылка, а характер – конеч. рез. воспитания.

Половые различия:

Биологические: девочки больше (больше повреждений при родах); 2-летние дети себя самоопределяют по полу (солдатики); к 17 годам мальчики в 3 раза сильнее девочек; к 11 у девочек – вербальная активность; у мальчиков – абстрактная манипуляция; мальчики в 3 раза агрессивнее, а девочки тревожнее; женщины живут дольше, а мужчины дольше сохр. способность к репродуктивности; мужчины – пространство, математика, у них сильнее профессиональное отнош. (самоидентефикация); при депрессии женщина думает о причине, а мужчина отвлекается на другое; женщина хочет разделить все с другими, а мужчина – не проявлять слабость. Стереотип: мужчина – мускулиный тип, женщина – нежная. Андрогины используют женский и мужской тип поведения в зависимости от ситуации. До 6 лет мальчик и девочки обладают одинаковым ур. агрессии, но потом – влияние стереотипов; женщины не менее агрессивны, но подавляют свои чувства; эмпатии научаются мужчины и разучиваются женщины (она невыгодна).

Теплов: Во всех индивидуальностях есть нечто общее. 2 пути: можно выделять св-а общие всем (аналитический); группировка людей по типам (синтетический путь).

Павлов выделял типы НС, но они оказались отличны от характеров (трусливые собаки с сильным типом НС). Сила НС определяется не продуктивностью, а способами и условиями достиж. ее максимума. НС не параллельна характеру. Влияние оказывает воспит. Нет идеальной НС (малая работоспособ., но высокая чувствительность).

Небылицын: Темперамент – хар-тика индивида со стор. динамических особенностей его психич. деятельности (темп, быстрота, ритм, интенсивность).

Компоненты темперамента: 1. Общая психическая активность индивида (интеллект, хар-р, комплекс отношений и мотивов). 2. Двигательный (моторный) компонент – актуализация внутр. динамики психических состояний (быстрота, сила, резкость, амплитуда). 3. Эмоциональность – особенности возникновения и протекания чувств, настроений (впечатлительность, импульсивность, эмоц лабильность). Впечатлительность – способность найти почву для эмоц р-ии там, где ее нет для других. Импульсивность – быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий. Эмоц лабильность – скорость прекращения данного эмоц состояния, смена его другим.

Гуморальные теории (Гиппократ). Кречмер: астеник, пикник (фактор тела). Шелдон: эно, мезо, эктоморф (хрупкость тела, одиночество).

Павлов – НС: 1. Сангвиник – высокая нервно-психич деят-ть; разнообраз. и богатство мимики (эмоциональность, поверхностность, отсутствие сосредоточенности). 2. Холерик – высокий ур. нервно-психич активности, резкость, стремительность движений, сила (может вылиться в несдержанность, вспыльчивость). 3. Флегматик – низкий ур., медлительность, спокойствие мимики и речи (может стать вялым, бедным в эмоциях, выполнять только привыч. действия). 4. Меланхолик – низкий ур., сдержанность моторики и речи, глубина и устойч. чувств при слабом их выражении (эмоц ранимость, замкнутость, склонность к тяжелым внутренним переживаниям).

Влияют условия. Характер – содержательная сторона деятельности, а темперамент – динамическая.

Человек как личность в системе социогенеза

Личность – такая целостность, кот. рождается в общ-ве. Личностные св-а предшествуют личности.Чел становится личностью, когда жёсткая иерархия мотивов начинает перестраиваться. Личностные свойства в своём разв. не зависят от индивидных: м.б. высокий ур. личностного разв. и бедная индивидная осн. (компенсаторное развитие). Личностные св-а в своем развитии не зависят от индивидных. Личность вырастает из тела соц. индивида и она может не подчиняться адаптации, быть более самостоят., не подчиняться принципу редукции напряжения.

Асмолов:

3 координаты: Историческое время, соц. пространство, жизненный путь. Важность общества. Соц.-историческая обусловленность. Искусственное ограничение выбора деятельности – обеспечение поведения (деиндивидуализация – Китайская стена).

Мотивообразующий хар-ер соц.-исторического образа – изобретение потребностей (телевизор). Личность – элемент развития соц. системы, получает свою характеристику через общественные ф-ции (роли). Социогенез – происхождение и развитие ВПФ, личности, межличностных отношений (обусловленность их особенностями социолизации данной культуры). При исслед. личности в разных культурах нужно избегать европоцентризма. Образцы поведения (этнические стереотипы) могут быть неосознанны, надсознательны. Различие внутри национальности больше, чем между нациями. Приспосабливаясь к соц. условиям человек развивает в себе те черты, которые заставляют его желать действовать так, как он должен действовать.

Строгий контроль – эффект выученной беспомощности (невозможность изменить события – отказ от попыток сделать это – нужда в регламентации). Этнический и социальный характер – выражение функциональных ролевых качеств личности, проявляющихся в его социотипическом поведении (личность слита с социальной общностью). Функция социотипического поведения: нейтрализация роста вариативности, индивидуальности; освобождение от принятия реш. в типовых ситуациях. Отклонения есть у всех, иначе нет нормы. Леминальность – жизненный переход личности в другую общность – когда старая позиция оставлена, а новая не родилась.

Субъект индивидуализации – социальная группа (исторически), которая побуждала члена общины пройти через пороговые (леминальные ситуации). Процесс индивидуализации опирался на знаки – овладение своим Я.

Date: 2016-05-24; view: 599; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию