Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Персоногенез личности. Структура личности и различные подходы к ее изучению в психологии





Понятие персонологии ввел Генри Мюррей, объединив теоретическую базу и эмпирические исслед. в данной области. Это наука о личности, что обусловливает некоторую размытость границ предмета психологии личности и предмета персонологии. Персонология –междисциплинарная область знаний. Персонология – сист. знаний о личности, включающая в себя философские, социологические, биологические, исторические, медицинские, юридические, педагогические аспекты, причем приоритетным является психологическое знание. Персоногенез–индивидуальный жизненный путь человека. Проблема жизненного пути чела была сформулирована в психологии в целях наиболее полного и адекватного исследования психологических особенностей личности. Она дополняла работы, посвященные исслед. структуры личности, выявлению движущих сил развития личности, проверке гипотезы о влиянии личностных особенностей на познавательные проц. Осознание необходимости обсуждения в психологических кругах проблемы жизненного пути возникло вслед за изменением представлений о человеке в целом и о личности в частности. Личность стала рассматриваться двояко: и как объект, и как субъект жизни. Как объект жизненного проц. личность подвергается воздействию условий, событий жизни, находится под влиянием соц. отнош., культурных традиций и нравств. законов. Обладая качеством субъекта жизни, личность организует и структурирует свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и осуществляет избранное направление. Обсужд. пробл. жизненного пути личности ведется с помощью ряда понятий: «жизненный путь», «стратегия жизни», «жизненная цель», «жизненная перспектива», «психологич. перспектива», «личностная перспектива», «жизненные задачи», «простр. и время жизни», «инициатива» и «ответств.», «стиль жизни», «жизненный план», «сценарий жизни».

Жизненный путь – проц. разв. человека в качестве субъекта собств. жизни, в ходе кот. осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчивой и, одновременно, пластичной структуры личности. Стратегия жизни – способ организации жизненного процесса. Жизненная цель – представление о осн. результате или событии, кот. должны произойти, интегрирующие все частные события и оправдывающие человеческое существование. Жизненная перспектива – совокуп. обстоят. и условий жизни, кот. обеспечивают эффективность личностного роста. Психологич. перспектива – когнитивная способность предвидеть будущее. Личностная перспектива– готовность к будущему в настоящем. Жизненные задачи – реализация жизненной цели в реально происходящих жизненных событиях. Простр. и время жизни – психологич. характеристики организации жизн. процесса; простр. рассматривается как св-во протяженности жизн. процесса, время – как св-во его регуляции.

Инициатива– своевременная формулировка жизненных задач и включенность личности в процесс их выполнен.

Ответственность – умение принимать жизненно важные решения и обеспечивать контроль за их выполн. Стиль жизни – уникальная конфигурация личностных черт, мотивов, когнитив. стилей и способов приспособления к реальности, характерная для поведения индивидуума и обеспечивающая постоянство его поведения. Современ. психологич. исследования показывают, что выбор и планирование индивидуальной стратегии жизни (осознанно или неосознанно) осуществляются самой личностью благодаря наличию у нее права на этот выбор.

Различные подходы к изучению структуры личности в отечественной психологии

Понятие структуры личности является одной из сложных методологич. задач психологии личности. В словарях русского языка слово «структура» обозначено как строение. Разработка понятия структуры личности и сист. способов познания в середине 20 века стало общим явлением в психологии. Однако, единства применения этого понятия в применении его к личности в настоящее время нет.

Структура личности имеет своим генетическим источником длит. и разнообр. метаморфозы психич. феноменов, особенно их интеграцию. В этом смысле структура личности - продукт индивидуально-психич. развития, кот. выступает в 3 планах:1) онтогенетической эволюции психофизиологич. ф-ций; 2) становления деят-ти;3) истории разв. чела как субъекта труда, познания и общения.

Учение о струк. личности в отечественной псих. берет своё начало в теор. разработк. Рубинштейна. Он отмечал, что в психич. облике личности выделяются различ. сферы, характ-щие различ. его стор., но при всем многообраз., различии и противоречивости осн. св-ва личности, взаимодейств. друг с др. в конкретной деят. чела и проникают друг в др., и смыкаются в реальном единстве личности. Тк что неправильна и та точка зрения, для кот. единство личности выражается в аморфной целостности (гештальтпсихология), и др., кот. видит в личности отдельные черты и утрачивает внутр. един. психич. образа личности. В отеч. псих. 1ым стал рассматр.структуру личности Мясищев. Он рассматривал структуру личности как одну из её сторон и выделял 3 аспекта: 1. направленность;

2. уровень развития и динамика; 3. структурный аспект личности.

Структурная характ-ка - по Мясищеву - освещает человека со стор. его целостности или расщеплен., послед-ти или противоречив., устойч. или изменч., глубины или поверхности, преобладание или относ. недостаточности тех или иных ф-ций. нужно отметить, что в структуру Мясищева включается только харак-ка функционал. разв. чела. Далее Ковалев работал над проблемой структуры личности и указывал, что в проц. деят-ти св-ва личности опред. образом складываются друг с другом и образуют сложные структуры: 1. темперамент (сист. природных свойств),

2. направленность (сист. потребностей, идеалов, интересов), 3. способности (совокуп. интеллектуал., волевых и эмоц. св-в); 4. характер (сист. отношений и способов поведения).

Ананьев понимание структуры видел в «переходе от психич. процессов к психич. состояниям и от них к психич. св-вам». Это понимание структуры он дополнял еще психич. ф-циями (сенсорные, мнимические...) и общей элементар. мотивацией поведения (потребности и установки). Он представлял это структурный ряд в виде пяти иерархично связанных подструктур.

Мерлин хотел уточнить понимание структуры личности. Он исходил из двух подструктур или «групп индивидуальных особенностей».

1ая подстр. – св-ва индивида - это: 1 темперамент;2 индивид. качественные особенности психических процессов.

2ая подструктура – св-ва индивидуальности:1мотивы и отношения

2 характер; 3 способности.

С т. з. Мерлин связь подструктур определяет и социально-типическое, и индивидуально-личностное.

Платонов выдвигает концепцию динамической функционал. структуры личности. Она рассматривает личность как динамич. сист, разв. во времени, изменяющую сост.входящих в неё компонентов и связей между ними при сохранении ф-ции. В концепции динамич. структуры личности выделяется 4 подструктуры личности:1 подстр. - содержательные черты личности - направленность и отношения личности, проявляющиеся как её моральные качества. В эту подстр. входят эл-ты (черты) личности, не имеющие врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое обществ. сознание. Форм. воспитанием. Соц.обусловленная подстр., кот. м. б. названа направленностью личности, кот. включает в себя влечения, интересы, склонности, идеалы, мировоззрения. Проявляют отношения, моральные кач-ва личности, различ. формы потребностей.

2 подстр. опыта – объед. знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения, но с заметным влиянием биологич., генетически обусловленных св-в личности. Пример: начитанность и умелость.

3 индивидуал. особ-ти отдельных психич. процессов - памяти, ощущения, восприятия, мышления, воли. Пример: решительность, сообразительность. Формируется эта подструктура посредством упражнения.

4 биопсихическая подстр. - объединяет св-ва темперамента или по Теплову - типологические св-ва личности. Пример: истощаемость и возбудимость. Св-ва личности, входящие в эту подструктуру, больше зависят от физиологич. особ. мозга, соц. влияния их субординируют и компенсируют.

Рассматривая концепции и подходы различ. авторов к структуре личности, Ананьев выделяет 4 осн. стороны личности, кот. представлены в различ. классификациях: 1. Биологич. обусловленные особенности; 2. особенности отдельных психич. процессов; 3.Ур-нь подготовленности или опыт личности; 4. Соц.-обусловленные кач-ва личн.

Ананьев указывает, что структура личности строится на двух принципах:

1) субординационному или иерархическом - суть кот. в том, что более сложные и более общие соц. св-ва личности подчиняют себе более элементарные и частные соц. и психофизиологические свойства;

2) координационному, кот. заключается в том, что взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих относит. автономию каждого из них.

Начиная с Рубинштейна психологи пытаются понимание структуры и личности интегрировать, но единого однознач. представления в наст. время в психологии не существует. Однакр, понятие структуры в психологии личности происх. из объективно существующего взаимодей. реально существующ. психич. феномена, взятого за целое, и реально существующих его подструктур, элементов и их всесторонних связей. Есть 2 методологич. предпосылки, затрудняющие эвристическую постановку проблемы личности в совр. психологии.

1. Первая предпосылка закл. в отождествлении структуры личности со структ. к-л физического объекта, напр. с анатомической структ. организма. Это ведет на путь атомарного анализа психики, в ходе кот. предмет изучения разлагается на эл-ты, утрачивающие св-ва, присущие этому предмету как целому.

2.Вторая предпосылка закл.в убежд,что в к-л одном динамич.образовании личности(влечен, отнош,мотив), сконцентрир.все св-ва личности.=>неявно признается, что, хар-зуя эти образования,дают хар-тику личности.

В зарубежной психологии распространены различные подходы к изучению Личности:

1. Биогенетический подход ставит в основу развития Личности биологич. созревания организма. Особенно ярко биологизм выступает в трактовке Личности Фрейдом. Он грит, все поведение Личности обуслов. биологич. влечениями, инстинктами и сексуальными влечениями. У развивающегося ребенка постоянный конфликт между бессознательными влечениями и соц. усваиваемыми нормами. => развивающаяся Личность потенциально патологична: невротична и закомплексована. Структ. Личности по Фрейду имеет след. уровни (компоненты):

1)ОНО – бессозн. часть психики, "бурлящий котел" биологич., инстинктив. влечений: агрессивных и сексуальных; 2)Я – сознание. На Я воздействуют три силы: "ОНО", "Сверх-Я" и общество предъяв. свои требов. челу. "Я" старается установить гармонию; 3)"Сверх-Я" – совесть, служит носителем моральных стандартов.

Для спасения от конфликта между "ОНО" и "Сверх-Я" "Я" применяет средства психологич. защиты: проекция, рационализация, вытеснение и т.д.

2. Социогенетический подход – чел, рождаясь биологич. особью, становится Личностью благодаря воздейств. соц. условий жизни. Решающее значение отводится общению, психологич. взаимопониманию, а экономико-политические отношения людей и их влияние на Личности не учитываются (Дюркгейм). Другой концепцией этого ряда служит т. н. теория научения. Жизнь Личности, ее отношения –результат подкрепляемого научения, усвоения сумм и навыков (Э. Торндайк, Б. Скиннер). Популярна в зарубеж. псих-гии теория ролей. Она исходит из того, что кажд. чел в жизни играет к-т роль, одному ему предназначенную. В завис. от исполняемой роли определяется хар-ер поведения Личности, ее отнош. с другими (Э. Берн). В итоге, кажд. из этих теорий объясняет соц. поведение человека, не замкнутых в себе св-в среды, к кот. человек вынужден как-то приспосабливаться, при этом совершенно не учитываются объективные общественно исторические условия человека.

3. Психогенетический подход не отриц.ни биологии,ни среды, но на 1ый план выдвигает разв.собственно психич. процессов. В нем можно выделить 3 течения: А)Концепции, отраж. предпочтение развитию познават. сторон интеллекта (Ж. Пиаже, Дж. Келпи). Когнитив. теории Личности исходят из понимания чела как «понимающего, анализирующего», т.к. чел находится в инфе, кот. надо понять, оценить, использовать. Б)Концепции, в центре внимания кот. стоит разв. Личности в теории персонологические (К. Бюллер): развитие психики – инстинкт – навык – интеллект. Трактовка принципа целостности в жизнедеят. чела и животных; потребн. в самоактуализац.

В)Концепции, объясняющие поведение Личности главн. обр. через влечения и др. внерациональные компоненты психики – психодинамическая концепция (Э. Эриксон): =главной частью структуры Личности явл. сознательная часть Эго; =развитие идет через кризисы жизни; =процесс форм. Личности – это проц. форм. Эго-идентичности.

Экзистенциальная гуманистическая теория - Личность выступает как уникальная, целостная сист, кот. предст. собой возможность самоактуализации. Главное в Личности – устремляемость к будущему, в реализации творческих потенциалов, укреплению веры в себя и возм. достижения «идеального Я» (Роджерс, Франкл – смысл – истинное начало человеческого поведения) + персонологические теории Кречмера, Кеттелла, Айзенка (факторные теории).

Психоанализ. Бихевиоризм. Гуманистическая теория Личности. Гештальтпсихология. Персонология.

Психоанализ –З. Фрейд. Продолжателями этого направления были: Юнг (аналитическая психология), Адлер (индивидуальная психология), Хорни (социокультурная теория), Фромм, Райх и т.д. Изучалась невротическая Личность, желания, поступки и слова кот. расходятся между собой. Т.е. противоречивую, не целостную Личность

Бихевиоризм возник в начале ХХ века. Основоположник – Джон Уотсон. Психология должна изучать поведение. Личность в этом случае выступает как организованная и относительно устойчивая сист. навыков. Чел понимается как реагирующее, действ., обучающееся сущ-во, запрограммированное на те или иные реакции. Изменяя стимулы и подкрепления можно программировать человека на требуемое поведение. Толмен, Бандура. Бихевиоризм слишком биологизировал человека. Гуманистическая психология Личности – изучает здоровые гармоничные Личности, самоактуализированные. Но такие Личности составляют 1 – 4 % от всего населения. Маслоу – иерархия потребностей. Роджерс – все поведение регулируется объединяющим мотивом – тенденций к актуализации (феноменологический подход..) Гештальтпсихология возникла в Германии. Келер, Левин. Выдвинули прогр. изучения психики с т. з. целостных структур (гештальт). Разработали систем. подход к психич. явлениям. Левин: объяснить поведение Личности в ее физическом и соц. окружении можно, определяя ту кратковременно действующую целостную ситуацию при кажд. психич. явлении (эмоция, переживание, действие). Т.е. психика – целое, не выводится из элементов (как в бихевиоризме), существующих отдельно и связанных потом вместе, а, наоборот, отдельная часть целого зависит от структурных законов этого целого.

Date: 2016-05-24; view: 3249; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию