Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема Я и направления ее изучения в психологии. Самосознание личности





Джемс: 3 части личности: составные эл-ты, чувства и эмоции, вызываемые ими (самооценка), поступки, вызываемые ими (забота о себе, самосохранение). 1. Физическая личность - тело, одежда, дом. очаг, произв. труда. Социальная - представление о челе других (честь); разные стороны чела (как чел, как гос лицо). Духовная - объединение духовных способн. и св-в. Ядро личности - активность. 2. Самооценка - успех\неуспех. 3. Забота о себе и самосохранение (о физической – инстинкт; о соц. – любовь, дружба, внимание; о духовной – стремление к духовному прогрессу). Самоуважение - успех \ притязание. Иерархия личностей: физ - соц - духовная.

Леонтьев: Я: физич., соц., психологич. (черты, мотивы, потребности), ощущ. себя объектом активности (пассив.), самооотношение, смысл Я - самооценка его проявление (всего 5 Я). Самоуважение – отнош. к себе со стороны и самопринятие - эмоц отнош. к себе. Важно независимость от внеш. оценок. Ф-ция самоотношения - сигнализация (все ли норм в жизни). Активность чела - поддержание + самооценки (или избежание -). Слишком большое вним. к своему Я -признак неудачи в достиж. жизн. целей. Смысл бумеранга-цель (ее поражение), а не возвращение.

Выготский-диалог между культурой и природным. Опосредование через знак, овладение натуральным. Самосозн. - самооценка. Леонтьев: загонщик (отделение себя от ситуации). Мухина: идентификация с Я-образом, именем, полом, наличие временной перспективы, положительная самооценка. Идентификация с этносом. Самосознание – осознание себя в мире значений.

Самосознание, его структура и развитие

Одним из основных показателей личностного развития явл. развитие самосознания, кот можно определить как образ себя и отнош. к себе. В отеч психол. лит-ре можно встретить множество исслед. проблемы С. Этим вопр. занимались деятели отеч психологии: Ананьев, Столин, Леонтьев, Рубинштейн. В зарубеж. лит-ре имеется мн-во исслед. Джеймс, Роджерс. В зарубеж. лит-ре С. понимается как «Я-концепция»- рез-т процесса самопознания и самоотношения, т.е. совокупность всех представлений индивида о себе. Роджерс в кач. ядра личности рассматр. Я-концепцию, представленной динамикой соотнош. Я-реального и Я-идеального. Центральным звеном в теории личности явл. категория самооценки, но ее формир. не проходит без конфликта. Часто оценка окруж. не соотв. самооценке, дилемма - принять оценку окруж. или остаться при своей, или обесценить себя или других. Происх. процесс взвешивания, кот Роджерс назв. органическим оценочным процессом, т.к. источник оценок изначально лежит как бы внутри организма, т.о. у Роджерса разв. личности опред-ся врожд. тенденцией, соц среда играет роль внешнего чуждого природе чела фактора давления. «Я-концепция» по Роджерсу опирается на реал. опыт и ориентируется на внутр. оценочные процессы. Изменение поведения происх. как рез. перестройки представлений о себе. Потребность в + оценке, согласно Роджерсу, вместе с разв. личности с возрастом становится все более необходимой, в рез. чего чел испытывает потреб. в одобрении и уважении др. людей, причем больше, чем в удовлетворении потребн. своего организма. На почве уважения возникает и самоуважение, кот. тоже становится важной потреб. чела С это особая личностная подстр., выражающаяся в способн. чела выделять себя как нечто самостоят., отдельное и отличное от всего окружающего. Самосознание личности направлено на то основное, что сост. ее психологич. сущность – на ее собственно личностный способ интеграции деятельностей, интеграции и иерархизации мотивов. Основная ф-ция самосознания личности – сделать для личности доступным ее собств. сущность и либо принять и узаконить ее, либо взяться за активную перестройку, либо частично или полярно отвергнуть ее. Запускающим и развивающим самосознание моментом явл. Внутр. конфликт нескольких смыслов деят-ти, конфликт побуждающих и смыслообразующих мотивов. Осознание конфликта – толчок к самосознанию.

Кон: Хотя это одно из старейших философо-психологических понятий, его категориальный статус не определён. Понятие “Я” соотносят то с личностью, то с самосознанием. Но “Я” – не просто личность, а личность, рассматриваемая изнутри. А самосознание м.б. и групповым. Понятие “Я” двояко, т.к. как заметил ещё Кант, “Я” - субъект мышления, рефлексирующее “Я” и одновременно объект восприятия и внутр. чувства. В психологии 1ое называют действующим, субъектным, экзистенциальным “Я”, а второе – “Я-концепцией”. Как на “Я” посмотришь, так и определишь: для бихевиориста понятия “самости” вообще не существует. Пока никто не сумел внятно разделить “Я” рефлексирующее и действующее. Эриксон выделяет “Эго-идентичность”, определяя его то как “осознанное чувство индивидуальной идентичности”, то как “бессозн. Стремлен. к послед-сти личного хар-ра”, то как “критерий молчаливой деят-сти Эго-синтеза”. Левинджер в своей концепции тоже многозначен. Он считает, что определить “Эго” трудно. Считает его синтетической, организующей ф-цией психики. Процесс разв. Эго он понимает как моральное, когнитивное разв. и рост способности к межличностным отнош. Неверно, что образ “Я” сводится к сумме самоощущений. Личностный подход позволяет проанализировать понятие “Я”. Проблема в том, что понятия субъективности, диалогичности и ценности “Я” не поддаются жесткой операционализации и не укладываются в привычную логику экспериментальной науки, построенной по образцу естествознания и поэтому ориентированной на изучение безличных процессов. Ограниченность можно преодолеть на уровне философского синтеза. Помощь в решении проблемы “Я” психологам оказывают смежные гуманитарные науки: этнокультурология и историческая психология. Также ценным источником является литературоведение: художественно-образное познание старше научно-теоретического.

Date: 2016-05-24; view: 817; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию