Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Западная Европа. Париж, Лондон





 

Компактное скопление городских пунктов, объединённых в сложную динамическую систему с интенсивными политическими, экономическими и культурными связями являют собой взаимовыгодную и плодотворную координацию всех форм агломерации.

В Европе примером создания агломерации может служить идея объединения Парижа и его пригородов в крупный мегаполис, так называемый «Большой Париж» (рис. 3.1.), с численностью населения 11 млн человек. «Город возник на острове Ситэ, расположенном в русле реки Сены, строился вокруг него и обрамлен двумя концентрическими поясами, запечатлевшими шаги истории в планировке и размещении общественно важных объектов» [5, с. 141]. Они соответствуют официальным границам департамента Париж общей площадью 105 км2 с населением чуть более двух миллионов человек. Его обрамляет зона ближайших высокоурбанизированных пригородов, объединяющая три соседних департамента (Сен-Сен-Дени, О-де-Сен, Валь-де-Марн), которую принято именовать «Малой короной», а затем - зона внешних пригородов, включающая четыре департамента (Ивелин, Эсон, Валь-д'Уаз, Сена и Марна) или «Большая корона». Город Париж вместе с двумя «коронами» образует обширный урбанизированный ареал, так называемый Парижский городской район или Большой Париж, границы которого совпадают с плановым районом Иль-де-Франс, ядром французского государства.

Идея модернизации «Большого Парижа» впервые прозвучала 17 декабря 2007 года, высказал ее президент Французской Республики Николя Саркози. Выработанные программы созданы в соответствии с Киотским протоколом и дружественны соседям по Евросоюзу.

Рисунок 3.1.

 

 

Соперничество федеральных, городских и пригородных властей – неизбежный элемент любого процесса агломерации. Для Парижа этот момент был критическим: правый президент и парламентское большинство противостояли левым мэру Парижа и главе региона Иль-де-Франс. Это вылилось и в противостояние проектов развития, что сильно тормозило процесс. В июне 2010 года французский парламент одобрил, наконец, закон о «Большой Париже», была создана компания, ответственная за разработку проекта. Немного погодя, многие всерьёз были обеспокоены судьбой «Большого Парижа», когда на смену вдохновителю проекта Николя Саркози пришёл социалист Франсуа Олланд, аналитики прогнозировали сокращение финансирования и меньшее внимание к проблемам столицы. Однако этого не произошло, ключевые перемены коснулись только органов самоуправления в пригородах. По плану Саркози, власти парижских регионов должны были быть чётко подчинены единому центру – Олланд же делал ставку на децентрализацию и большую автономию периферийных органов власти. Сегодня в интегрированных пригородах предполагается разветвлять систему местного самоуправления и создавать условия для притока горожан. С 1 января 2016 года французская столица и 130 соседних с нею коммун объединили в одну административную структуру «Большой Париж». Это опыт долгосрочной обдуманной модернизации главного мегаполиса Франции

Лондон разительно отличается от подавляющего большинства старых городов континентальной Европы. Столица туманного Альбиона – это «город-конгломерат», возникший в результате срастания многочисленных городков и деревень, обязанных своим появлением прежде всего реке Темзе. «В процессе развития они сгруппировались в единый массив, но сохранили определенные следы социокультурной индивидуальности и функциональной специализации» [14, с. 7].

В силу историко-географической специфики развития столицы Великобритании очень сложно говорить о ее реальных границах.

Существует множество определений территории, в той или иной мере именуемой Лондоном: так называемое Лондонское графство, Большой Лондон, Лондонский почтовый округ, Лондонский телеграфный округ, Лондонский транспортный округ и т.д. Местная региональная политика отчетливо выделяет следующие элементы в территориальной структуре британской столицы: историческое ядро города – Сити; так называемый Внутренний Лондон, включающий 13 городских районов и Внешний Лондон – пояс старых пригородов из 19 районов, которые вместе формируют Большой Лондон. «В административных границах агломерация занимает территорию 1580 км2 с населением более 7 млн. жителей. Большой Лондон и часть непосредственно примыкающих к нему территорий (графства Хартфордшир, Эссекс, Кент, Суррей) образуют Лондонскую агломерацию, включая весь пояс из семи графств» (Рис. 3.2.) [18, с. 45].

Лондонская агломерация как совокупность составляющих ее муниципалитетов успешно развивалась, несмотря на упразднение или восстановление Большого Лондона как института публичного управления во главе с мэром. Сегодня она имеет особый политический статус и возглавляется Лорд-мэром Лондонского Сити.

Но интеграционные процессы были не последним явлением для рассматриваемой местности. Одно из главных направлений государственной региональной политики Великобритании – ограничение развития крупнейших промышленно-городских агломераций. Ее начали осуществлять еще в 40-50-х гг. XX в. При этом преследовались две главные цели: во-первых, «уменьшить концентрацию населения и хозяйства в немногих гипертрофированно развитых городах и, во-вторых, обеспечить таким путем рост прочих, периферийных районов, включая и депрессивные для поддержания стабильного экономического уровня в государстве». [35, с. 87]

 

Рисунок 3.2.

 

 

К числу мер осуществления такой политики, которую иногда называют политикой дезурбанизации, относится и строительство новых городов. Это означает не получение каким-либо поселением городского статуса, а «конструирование» действительно нового города, как правило, на пустом месте.

Идея создания новых городов имеет свою историю. Наподобие того, какое место проектам городов отводилось в произведениях утопистов Т. Мора, Р. Оуэна, Ш. Фурье и др., в самом конце 1898 г. английский архитектор Э. Говард опубликовал книгу, в которой обосновал идею создания «города-сада». То есть города, «максимально приближающего горожанина к природе, или, по словам самого автора, обеспечивающего «обручение города с сельской местностью» [41, с. 45]. Говарду удалось построить подобный город-сад Лечуорт в 55 км от Лондона (Рис.3.3.).

В годы Первой мировой войны в Англии же вышла книга Ф.Дж. Осборна «Новые города после войны», в которой предлагалось построить не менее 100 таких городов. В дальнейшем идея «города-сада» развивалась некоторыми другими архитекторами, хотя, например, один из крупнейших архитекторов XX в., француз Ле Корбюзье, выступал с ее критикой.

Можно выделить 4 этапа создания новых городов в Великобритании.

· Города первого поколения, возникшие в 1946–1950 гг. (12 – в Англии и Уэльсе и 2 – в Шотландии).

· Города второго поколения, построенные в 1955–1960 гг. (один город в Шотландии).

· 12 городов третьего поколения, сооруженных с 1961 по 1967 г.

· 7 городов четвертого поколения, построенных после 1968 г

Таким образом, всего после Второй мировой войны в Великобритании было создано 34 новых города, население которых в 1990 г. составило 2 млн человек.

 

 

Рисунок 3.3.

 

 

В целом политика разгрузки столичных и других наиболее крупных агломераций дала определенные положительные результаты. Она ускорила структурную перестройку их экономики, повысила темпы субурбанизации. Однако успехи в разгрузке агломераций, связанные как с осуществлением региональной политики, так и с естественными процессами оттока населения и хозяйства во внеагломерационные пространства, вызвали к жизни немало других сложных проблем. Едва ли не важнейшая среди них – это проблема упадка внутренних частей агломераций, ядер городов, где чрезвычайно усилились социально-экономические противоречия. «В конце 1970-х гг. все меры, ограничивающие развитие Лондона и Бирмингема, были отменены» [37, с. 89]. Тогда же было объявлено об урезании правительственных средств на градостроительные программы. Приход к власти правительства консерваторов во главе с М. Тэтчер ускорил процесс разгосударствления и сокращения государственных расходов, в том числе и на региональные программы. Не случайно в 1980-е гг. стимулирование развития именно внутренних частей крупнейших городских агломераций стало одним из приоритетных направлений региональной политики.

 

Date: 2016-05-24; view: 607; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию