Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы и формы социально - педагогической работы по формированию гражданственности у молодёжи





 

Среди субъектов гражданского воспитания сегодня важная роль отводится социальному педагогу, так как сам процесс гражданского воспитания характеризуется широкой социально-педагогической направленностью.

Социально-педагогический компонент содержания гражданского воспитания является доминирующим и составляет его ядро.

Среди основополагающих принципов гражданского воспитания выделяются: научность; гуманизм; демократизм; приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций; системность, преемственность и непрерывность в развитии молодежи, с учетом особенностей ее различных категорий; многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания; его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода; тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания [21; 63].

Реализация этих принципов в процессе гражданского воспитания осуществляется социальным педагогом по следующим основным направлениям: [3; 42]

Духовно-нравственное - осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, ответственности и коллективизма.

Историческое - познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно включает: изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны.

Политико-правовое - формирование глубокого понимания конституционного долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве. Включает: знание основных законов государства, особенно прав и обязанностей гражданина России.

Патриотическое - воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает: беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.

Профессионально-деятельностное - формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Оно включает: мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельностной самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.

Психологическое - формирование у молодежи высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе. Оно включает: профилактику негативных явлений и проявлений девиантного поведения, снятие психологической напряженности, преодоление стресса, формирование необходимых психологических качеств с учетом особенностей различных категорий молодёжи, индивидуальных особенностей каждой личности

Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами воспитания.

Организация и проведение социально - педагогической работы предполагает использование целого комплекса соответствующих форм и методов.

Становление и развитие духовно-нравственного потенциала при реализуется несколькими путями:

. Через приобщение молодёжи к искусству, живописи, музыке, театру, а также к различным видам творческой деятельности.

. Через развитие образно-эмоциональной сферы молодых людей в повседневной жизни. Гармония человека с внешней средой при этом достигается через развитие потребностей, интеллектуальной, чувственно-волевой и мотивационной сферы, через стимулирование ускоренного развития социально значимых качеств личности, коммуникативных свойств и через создание внутриличностного, межличностного психологического комфорта.

. Через оценку и самооценку уровня развития знаний, навыков и умений, которые молодёжь получает при витагенном опыте и при овладении учебными предметами.

Критериями уровня оценки и самооценки духовно-нравственной воспитанности могут быть:

наличие у молодого человека научного мировоззрения;

наличие чувства внутренней свободы, которое представляет собой гармонию со своим внутренним миром, природой и социумом;

стремление к самореализации;

успешность ведущей деятельности;

адекватность самооценки;

сформированность мотивов поведения в согласии с высшими принципами нравственности.

В формировании гражданственности у молодёжи значимую роль играют информационно-разъяснительные методы. Ведущее место в процессе становления гражданственности молодёжи занимает содержание образования, в частности, таких предметов, как обществознание, правоведение, история, краеведение. Социальный педагог, работая в русле исторического и патриотического направления, помогает молодым людям расширить знания по этим предметам, полученные на уроках, применяя такие формы работы, как беседы, вечера вопросов и ответов, "круглые столы" и т. д.

Гражданственность начинает формироваться у человека с возникновением у него чувства привязанности к тем местам, где он родился и вырос и с которыми у него связаны яркие эмоциональные переживания. Об этой привязанности к родным местам писал Лев Толстой: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней» [21; 328].

Чувство привязанности к малой родине крепнет, когда человек знакомится с её историей, её прекрасной и разнообразной природой, её людьми. Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. В этом направлении социальный педагог может организовать разнообразные мероприятия:

экскурсии в краеведческий музей;

уроки-знакомства с историко-архитектурными памятниками города и края;

изучение декоративно-прикладного искусства: народного костюма, обычаев и праздников;

конкурсы рисунков, стихов, сочинений и проектов на тему «Мой край»;

экскурсии по живописным местам края;

различные викторины и лектории.

Существенной стороной развития гражданского сознания молодёжи является усвоение молодыми людьми фактического материала о трагической истории нашей страны. Социальный педагог вместе с педагогами учебных заведений общественными организациями ветеранов, представителями Вооруженных Сил РФ организует работу по воспитанию уважения к прошлому своей страны, к людям, которые отдали жизни за её свободу, стали жертвами репрессий и геноцида, трудились на благо страны, забывая о своих личных интересах

Данное направление может включать в себя следующие мероприятия:

Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины.

Проведение уроков мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн, ветеранами труда. Выступление с концертами перед ветеранами войны и труда микрорайона, интерната для ветеранов ВОВ и труда. Шефская помощь ветеранам.

Сбор материала о судьбе своих предков, родственников. Знакомство с семейными реликвиями, хранящими память об исторических событиях.

Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.

Проведение конкурсов патриотической песни, спортивных соревнований, концертов, посвященных великим праздникам.

В гражданском воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны и локальных войн, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Поэтому социальный педагог должен организовать сотрудничество между учебным заведением и ветеранами ВОВ и труда, проживающими в микрорайоне. Выступления ветеранов перед молодёжью, их рассказы о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей часто служат толчком к началу или активизации поисковой работы.

Работая в русле политико - правового направления, социальный педагог может использовать такие формы работы, как:

организация лектория «Закон и порядок» (встречи с представителями правоохранительных органов, ГИБДД, суда и прокуратуры);

работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. В этой работе усилия социального педагога направлены на изменение негативных условий жизни несовершеннолетнего, которые не способствуют процессу его социализации. Это предупреждение и преодоление негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении.

Очень важным в современных условиях является воспитание у молодёжи толерантности к людям других национальностей, другой веры, к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Воспитание толерантности возможно только в условиях толерантной образовательной среды, основными компонентами которой являются: позитивный опыт толерантного взаимодействия, сотрудничество, демократический стиль педагогического руководства, благоприятная атмосфера в коллективе, психолого - педагогическая поддержка [4; 236]. Все эти компоненты способствуют формированию толерантной личности воспитанника. Социальный педагог вместе с психологической службой способствует формированию толерантной воспитательной среды.

Работая с девиантными подростками, социальный педагог получили использует две основные технологии работы - профилактическую и реабилитационную.

Профилактика - это «совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков» [19; 259].

Социально-педагогическая реабилитация - это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования. [19; 279].

Молодые люди, склонные к девиантному поведению, как правило, оказываются трудными в общении. Чтобы установить с ними контакт для любой последующей работы, социальному педагогу требуется приложить довольно много усилий, он должен владеть психологическими методами работы, в частности, методами проведения тренинга общения. Психологическое направление также очень значимо в процессе формирования гражданственности у молодёжи.

Профессиональную помощь социальному педагогу в проведении тренинга общения может оказать методика контактного взаимодействия Л. Б. Филонова [9; 95]. Контактное взаимодействие - это модель инициатора контакта, вызывающая и усиливающая у другого человека потребность в контакте, продолжении общения, потребность в высказываниях и сообщениях. Автор методики понимает контакт как доверительные отношения, положительно переживаемое психическое состояние, как инструмент исследования, изучения и коррекции.

Целью применения методика являются сокращение дистанции между людьми и самораскрытие личности в процессе общения.

Взаимодействие социального педагога с девиантным подростком происходило на шести этапах:

) расположение к общению;

) поиск общего интереса;

) выявление возможных для общения и демонстрируемых качеств;

) выявление опасных для общения и демонстрируемых качеств;

) стремление к положительных установкам в поведении партнеров;

) установление оптимальных отношений.

Коммуникативные навыки необходимы молодёжи для установления оптимальных взаимоотношений в коллективе, для того, чтобы отстаивать свою точку зрения по тому или иному вопросу, защищать свои права и права тех, кто не может по разным причинам постоять за себя (дети, инвалиды и пр.).

Составной частью гражданского воспитания является работа в профессионально - деятельностном направлении, в частности, профориентационная работа.

Общая цель профориентационной работы - подготовка молодёжи к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности [14; 172].

Успешная реализация поставленной цели в значительной степени зависит от качества работы по следующим направлениям.

. Профессиональное просвещение, включающее профинформацию,

профпропаганду и профагитацию.

. Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.

. Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов - профконсультантов.

. Профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.

Формы и методы профориентационной работы: рассказы о профессиях, беседы, экскурсии на предприятиях, приглашение мастера - профессионала в какой-либо области на вечер, конкурс, мероприятие и т.д.

Таким образом, социальный педагог играет важную роль в процессе формирования гражданственности у молодёжи. Он организует нравственную, воспитывающую среду в микросоциуме; объединяет усилия всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития молодёжи, при которых молодые люди смогут осознать взаимосвязь и взаимозависимость своих потребностей, стремлений с потребностями общества, вырастут зрелыми гражданами с развитым гражданским самосознанием.

 

Заключение

 

Социально-педагогический подход к проблеме становления гражданственности молодёжи предполагает:

изучение молодёжи как особой социально - демографической группы;

выявление сущности гражданского общества, определяющей содержание гражданского воспитания;

исследование социокультурной ситуации, в которой происходит становление гражданственности молодёжи, обусловливающей соответствующие методы педагогического воздействия.

Воспитание гражданина - одна из краеугольных задач образовательного учреждения. Решая проблему гражданского воспитания учащейся молодежи, образовательные учреждения, прежде всего, сосредоточивают свои усилия на формировании у молодежи ценностного отношения к явлениям общественной жизни. Основная цель гражданского воспитания, таким образом, состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств.

Становление гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями субъектов воспитательного процесса (педагоги образовательных учреждений, родители, общественные организации, школьники и т. д.), так и объективными условиями функционирования общества - особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества.

Среди субъектов формирования гражданственности у молодёжи социальный педагог занимает особое место, так как является не только организатором работы по гражданскому воспитанию, но и координатором усилий всех субъектов социального воспитания в этом направлении.

В деятельности социального педагога по формированию гражданственности молодёжи выделяются духовно - нравственное, историческое, патриотическое, политико - правовое, психологическое, профессионально - деятельностное направления. Работая в этих направлениях, социальный педагог использует различные формы и методы работы. Он организует нравственную, воспитывающую среду в микросоциуме; объединяет усилия всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития молодёжи, при которых молодые люди вырастут зрелыми гражданами с развитым гражданским самосознанием.

Характер протекания процесса социализации молодежи, ее становление как субъекта социально-экономической и социально-политической жизнедеятельности в значительной степени влияют на качественные характеристики перспектив развития всего общества.

Если проблема формирования гражданственности молодежи не будет решаться успешно, то в новом поколении россиян произойдут необратимые изменения, которые поставят под вопрос не только будущее молодежи, но и будущее России.

 

Список литературы

 

1. Алиева Л.В Детское движение - субъект воспитания. Теория, история, практика / Л. В. Алиева. - М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2002. - 195 с.

. Бабочкин П.И. Молодежь в структуре современного российского общества / П. И. Бабочкин // Методические проблемы исследования молодежи. - М.: Сфера, 2004. С. 27 - 32.

. Бойко И.Н. Формирование гражданственности будущего социального педагога / И. Н. Бойко - М.: Век, 2007. - 216 с.

. Болотина Т.В. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации в вопросах, ответах и комментариях / Т.В. Болотина. - М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2003.- 173 с.

. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю. В. Василькова. - М.: Академия, 2002.- 513 с.

. Гревцева Г.Я. Гражданское воспитание школьников как фактор социализации / Г. Я. Гревцева. - СПб.: СМИО-Пресс, 2005. - 504 с.

. Дидье Жюлиа. Философский словарь: Пер. с франц. / Жюлиа Дидье. - М.: Международные отношения, 2000. - 544 с.

. Ерёменко Н. А. Деятельность социального педагога в образовательном учреждении / Н. А. Ерёменко. - М.: Корифей, 2007. - 214 с.

. Жукова Л. И. Анатомия диалога: простые правила общения / Л. И. Жукова. М.: Планета психологии, 2008. - 237 с.

. Капустина З.Я. Гражданственность как ценность культуры / З. Я. Капустина. - Псков: ПОИПКРО, 2006. - 216 с.

. Козлова О. Н. Что такое молодежь / О. Н. Козлова // Методические проблемы исследования молодежи. - М: Сфера, 2004. С. 45 - 52.

. Кон И. С. Социология молодежи / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1988.- 274 с.

. Личность школьника как цель, объект, субъект и результат воспитания / под ред. Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой. - М.- Тверь: ООО «ИПФ «Виарт», 2004. - 263 с.

. Мордахаев Л.В. Социальная педагогика / Л. В. Мордахаев. - М.: РГСУ, 2002.- 258 с.

. Мудрик А.В.Введение в социальную педагогику / А. В. Мудрик. - М.: МПСИ, 2009. - 372 с.

. Обухова Л. Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. М.: Академия, 2005. - 538 с.

. Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи / В. Е. Семёнов //СОЦИС. - 2007. - № 4. - С.69-76.

. Система правового образования в школе и воспитание гражданина России: Книга для руководителя школы / под ред. Н. И. Элиасберг. - СПб.: Специальная литература, 2001. - 318 с.

. Социальная педагогика: курс лекций / под ред. М. А. Галагузовой. - М.: ВЛАДОС,2001. - 492 с.

. Социология молодежи / под рел. Ю.Р.Вишневского, В.Т. Шапко. - Екатеринбург, 2006. - 428 с.

. Степанова О.Ю. Становление гражданственности молодежи в условиях трансформации российского общества / О. Ю. Степанова. - М., 2004.- 120 с.

. Чупров В.И. Молодежь в обществе риска / В. И. Чупров. - М.: Сфера, 2007. - 197 с.

. Филонов Г.Н. Феномен гражданственности в структуре личностного развития / Г. Н. Филонов // Педагогика. - 2002. -№ 6. - С. 24-29.

 

Date: 2016-05-24; view: 645; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию