Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность гражданственности и пути её формирования





 

Модернизация российского социокультурного пространства в XXI веке отразилась на всех сферах жизнедеятельности общества. Переход к гражданскому обществу поставил перед социумом ряд вопросов, среди которых важным является воспитание гражданственности у молодёжи в условиях обновленной России.

Гражданское общество философский словарь трактует как "понятие, обозначающее совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и т.д. Гражданское общество - сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан и организаций со стороны государственной власти» [7; 98].

Современная Россия по своему типу является переходным государством, несущим на себе отпечаток черт советской государственности, таких, как стремление контролировать различные стороны жизни общества, выступать в роли главного распределителя средств, номенклатурный принцип подбора руководящих кадров и т.д. Названные черты способствуют формированию у человека психологии "пешки", то есть глобального ощущения своей зависимости от государства[10; 55]. Это объясняет, почему у многих людей в нашей стране до сих пор очень сильны надежды на помощь государства.

Отношения между государством и обществом у нас до сих пор развиваются на основе мнимого конституционализма, который является следствием несформированности устойчивых групп интересов граждан, а также неспособности или нежелания правящей элиты к самоограничению и поощрению самодеятельности граждан.

Невключенность большинства населения в активную экономическую деятельность, инфляция, обременяющая налоговая политика и другие негативные моменты не способствуют становлению зрелого гражданина, поскольку человек в таких условиях теряет социальные ориентиры. В результате люди не осознают своих целей и делают то, что диктует власть [6; 98].

Формированию гражданского общества препятствуют просчёты власти в первые годы реформ, которые привели к падению уровня жизни большей части населения и вызвали у людей негативное отношение к таким ценностям гражданского общества, как частная собственность, конкуренция, рынок.

Национальные конфликты, отсутствие толерантности в обществе также затрудняют процесс становления гражданского общества в нашей стране.

На пути формирования гражданского общества в нашем государстве существуют и другие трудности. Однако в деятельности государства появились и укрепляются демократические начала: свободные выборы как способ формирования государственной власти, политический плюрализм, разделение властей, следование Конституции и т.д. Передав большую долю прежней государственной собственности в руки граждан, государство способствует формированию гражданского общества, становлению социальных интересов различных групп населения.

Государство должно являться инициатором и гарантом процесса формирования гражданского общества, создавая предпосылки для самореализации индивидов и групп, но еще большую роль играет в этом процессе сам зрелый гражданин с развитым самосознанием, возникающим из индивидуальных начал личности.

По утверждению выдающегося психолога гуманистического направления К. Роджерса, все человечество обладает естественной тенденцией двигаться в направлении независимости, социальной ответственности, креативности и зрелости, а все люди имеют фактически неограниченный потенциал для самосовершенствования [См.:21;47]. Развивать перечисленные качества может сама личность как в условиях стихийного воздействия внешних факторов и обстоятельств, так и в условиях целенаправленного влияния воспитания.

Жители правового государства, гражданского общества, к которому мы стремимся, - граждане, для которых слово "гражданственность" представляет особую ценность.

Гражданственность - это «комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношениях и деятельности человека при выполнении им основных социально-ролевых функций» [7; 113]. К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура, позволяющие человеку выполнять свои обязанности по отношению к своему государству и уважительно относиться к другим гражданам.

Гражданственность, на психологическом уровне представляет собой единство установок и действий субъекта, определенным образом структурированное содержание знаний о социуме, мире и себе, реализуемое только в ситуациях принципиального выбора [21; 27]. Формируя гражданственность, человек решает для себя проблемы: доверия - недоверия, свободы и ответственности, личного и общественного, желаемого и должного, активности - пассивности.


На эмоциональном уровне гражданственность предстает как переживание чувства принадлежности к Мы, и в этом смысле может рассматриваться «как некое "массовидное" чувство, которое формирует у индивида уверенность и защищенность даже в условиях нестабильности и неопределенности. Именно в этом смысле, оно может выполнять функцию социальной защиты, придавая человеку силу, значительность и стабильность» [21; 27].

В качестве психологических механизмов формирования гражданственности выступают механизмы консолидации и ассимиляции, традиционно обслуживающие и регулирующие решение задач на уровнях "Я" и "Мы", "Я" и "Другие". К ним относятся заражение, внушение, убеждение, подражание. Общество, как любая социальная группа, осуществляет психологическое давление на личность с целью формирования у нее социально-значимых качеств, благодаря которым осуществляется сохранение цельности социума: его структуры, организации и функционирования. И в этом смысле, гражданственность «достаточно формализованное качество личности, достигаемое за счет системы воспитания, обучения и образования, существования различного рода стандартов» [6; 215].

Формирование гражданственности является одной из сторон процесса социализации - включения индивида в общество через усвоение опыта предыдущих поколений, моделей гражданского сознания и поведения, закрепленных в культуре [6; 217].

Именно процесс социализации неизбежно включает личность в широкий поток разнообразных внешних влияний. Полученные в этом потоке обыденные политические и гражданские знания должны с помощью воспитания наполниться личностным смыслом, стать субъектным основанием гражданской активности

Гражданское воспитание - формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным [6; 219]. Основная его цель - воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, потребности в деятельности на благо общества. Гражданское воспитание тесно связано с нравственным, патриотическим и правовым воспитанием. Одним из основоположников идей гражданского воспитания в начале ХХ в. стал немецкий педагог Г. Кершенштейнер, который называл главной его задачей "приучение молодёжи служить общине" [Цит. по: 6; 221]. Многие отечественные педагоги также выделяли в системе воспитания гражданское воспитание, но определяли его задачи различным образом. Например, К.Д. Ушинский считал, что нравственную основу личности гражданина составляют чувства национального самосознания человека, его любви к Родине. П.П. Блонский рассматривал гражданское воспитание как политическое, а формирование человеческих качеств относил к нравственному воспитанию [6; 221].

Воспитание гражданственности личности в значительной степени определяется объективным состоянием государства, уровнем развития демократии и гуманности в обществе, востребованностью гражданских качеств его членов. В свою очередь, уровень развития общества во многом зависит от позиции каждого человека.


Важнейшее направление гражданского воспитания - формирование опыта гражданского действия, позволяющего человеку практически реализовывать свои возможности в обществе. Гражданский опыт приобретается молодёжью в семье, учебных заведениях, в неформальных коллективах, детских общественных организациях и т.п. Утрата или ослабление подлинной гражданственности, подмена её лозунгами и вульгарным политизированным воспитанием приводят либо к воспитанию карьеристов, либо к отчуждению молодёжи от общества, к попыткам найти понимание в асоциальных и антисоциальных неформальных группах. Нельзя воспитать гражданина, постоянно предъявляя к ребёнку гражданские требования. Гражданская ответственность формируется, когда человек осознаёт реальные проблемы своей страны и начинает защищать её интересы. В современных условиях важным гражданским качеством становится способность к самоопределению, благодаря которому человек сможет разумно существовать в условиях выбора, т.е. в условиях свободы и ответственности.

Таким образом, высшее призвание человека состоит в том, чтобы стать гражданином. Это означает быть способным разрешать острые противоречия, возникающие в жизни, быть причастным к судьбе своего народа. Это возможно только при создании комплекса структур, факторов, условий саморазвития личности на макро- и микро-уровнях. В качестве таковых выступают государство, политические и социальные институты, армия, средства массовой коммуникации и пропаганды, сам образ жизни, уровень развития общественного сознания, персонифицированные носители общественного влияния.

 







Date: 2016-05-24; view: 1556; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию