Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Молодёжь как социально - демографическая категория





 

В литературе существует множество определений молодежи и подходов к определению границ молодости [11; 150]:

психофизиологический подход рассматривает молодость как период развития человеческой личности между «puberty» (половая зрелость) и «maturity» (полная зрелость);

социально-психологический подход изучает молодежь как людей определенного возраста со своими биологическими и психологическими отношениями, а потому - всеми особенностями возрастного класса;

представители конфликтологического подхода считают, что молодость - это трудный, полный стрессов и чрезвычайно важный период жизни»; «длящийся конфликт между индивидом и обществом»; «проблемная стадия в развитии человека;

ролевой подход определяет молодость как особую поведенческую фазу в жизни людей, когда они более не играют ролей ребенка и в то же время не являются полноправными носителями ролей «взрослого»;

субкультурный подход даёт следующее определение молодежи: это социальная группа со своим специфическим образом жизни, стилем поведения, культурными нормами и ценностями;

стратификационный подход рассматривает молодежь как социально-демографическую группу, ограниченная возрастными рамками, имеющую специфичные социальные позиции, статус и роли;

социализационный подход делает акцент на том, что молодость - это период социального роста, первичной социализации индивида.

Существуют и другие подходы к определению молодёжи и молодости. Её рассматривают как состояние души (интеракционистский подход), как важный этап жизненного цикла человека (аксиологический подход), как этап формирования личности (процессуальный подход), как особое мироощущение вне зависимости от реального возраста (субъективный подход) [20; 35].

Такое множество и разнообразие подходов создаёт необходимость интегративного определения молодежи, которое позволяет рассматривать молодежь в единстве объективных и субъективных характеристик.

Еще в конце 1960-х гг. социологом В.Т. Лисовским было сформулировано такое обобщенное определение: «Молодежь - это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (а в более зрелом возрасте уже усвоивших) общеобразовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых (подготовленных) обществом к усвоению и выполнению социальных ролей взрослого» [20; 35].

В современной отечественной социологии наиболее распространено определение, данное И. С. Коном: «Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств» [12; 150].

В отечественной социологии наиболее часто нижняя возрастная граница молодежи определяется между 14-20, а верхняя - между 25-29 годами.

В данной социально-демографической группе выделяются различные слои по возрасту (подростки, юношество), по полу, по видам деятельности (учащиеся: школьники и студенты, работающие), по месту жительства (городская, сельская) и др.

В. Чупровым был выделен ряд признаков, характеризующих молодежь как социальную группу[22; 19]:

* освоение и присвоение социальной субъектности;

* переход (на определенном этапе жизни) от свойства быть объектом социализации к свойству быть субъектом социальной деятельности;

* наличие социального статуса молодых и самоидентификации как молодых;

* распространенные в этой социальной группе тезаурусы, выражающие и отражающие её символический и предметный мир.

Молодость - это и возраст, и ступень развития личности, и определенный социальный статус в социальной структуре. Социальный статус объединяет молодого человека с членами его социальной группы, общности. Одновременно статус выступает как социальное различие между ним, его группой и другими группами, общностями.

Возрастной социальный статус молодежи охватывает наряду с социализацией и самоопределением (самоидентификацией) и другие важные характеристики [20; 38]:

* предписанность, предопределенность, связанная с ещё только формирующейся позицией индивидов, которые составляют молодежь;

* динамичность и перспективность, связанная с интенсивной вертикальной социальной мобильностью молодёжи, с расширяющейся возможностью приобретения различных значимых для социального статуса признаков (экономических, властных, престижных и т.д.);

* подчиненность, зависимость от других в различных сферах жизни, несамостоятельность в принятии многих решений (выбор работы, создание семьи и т.д.). Такая несамостоятельность, продолжительная материально-бытовая и психологическая зависимость от родителей, взрослых приходит в противоречие с присущими молодежи стремлениями к независимости, автономности, самостоятельности. За этим видимым противоречием (несамостоятельность статуса - стремление к самостоятельности) скрывается более глубокое противоречие, которое позволяет говорить о молодости как «проблемной стадии» в жизни человека;


* маргинальность. «Маргиналы» - это люди, находящиеся в промежуточном положении между разными социальными, культурными, этническими средами. Динамизм молодежи, неустойчивость и переходность ее социального статуса делают проблемы маргинальности особенно актуальными применительно к ней;

* ценность молодежи для общества.

К сожалению, социологи, исследующие особенности современной молодёжи, отмечают, что она не имеет четких нравственных ориентиров, все чаще отдает предпочтение легким заработкам, бездуховному времяпрепровождению, погоней за удовольствиями, что приводит к утрате общественных ценностей (чувства патриотизма, норм морали, духовности), ослаблению роли семьи. В сознании и поведении молодых формируются стандарты и идеалы потребителя. К тому же со страниц газет и с телевизионных экранов молодежи вполне определенно внушается, что во имя достижения поставленных перед собой целей в этом мире не нужно обременять себя проблемами нравственного характера. Молодежь стала равнодушной, безразличной, агрессивной, неуважительной к старшему поколению, историческому прошлому. Наблюдается устойчивая тенденция падения нравственности, духовности, престижа военной и государственной службы [2; 28]. Часто такое мнение можно услышать от людей старшего поколения, которые сравнивают современных молодых людей с собой в молодости.

Вместе с тем у современной молодёжи немало позитивных черт. Для нее главное - внутренняя свобода, свобода выбора. Она оригинальна, интересна. В ней пробуждается активность, ярким примером тому являются многочисленные движения: "Молодежное Единство", "Российский Союз Молодежи".

В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и формирования социального статуса личности.

Исследования ценностей и устремлений современной молодёжи показывают, что к ним относятся:

стремление к самореализации посредством качественного образования. Этому способствует целеустремленность, высокая работоспособность, четкое виденье цели;

стремление быть популярным;

стремление быть успешным стало одной из главных ценностей. Перфекционизм - отличительная черта нынешнего поколения. Необходимыми условиями стали хороший вкус, разносторонность взгляда, умение выгодно показать себя;

духовность не потеряла своей ценности, а приобрела новое прочтение. Молодёжь не перестали посещать театры, интересуется музыкой, новостями культуры;

спорт в жизни молодежи занимает одно из первых мест [17; 72].

Исходя из анализа ценностей нынешнего поколения, можно сделать вывод, что молодежь сегодня начинает принимать активную жизненную позицию, она отстаивает свои права, а это уже является проявлением её гражданственности, находящейся ещё в стадии становления.


Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинальность мышления. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему периоду развития. Это связано с тем, что период активной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира. Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личности.

Молодёжное сознание определяется рядом объективных обстоятельств.

Во-первых, в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации, и соответственно, другими стали критерии её социальной зрелости. Они определяются не только вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей. Действие данных факторов не одновременно и не однозначно в разных социальных группах, поэтому усвоение молодым человеком системы социальных ролей взрослых оказывается противоречивым. Он может быть ответственным и серьёзным в одной сфера и чувствовать себя как подросток в другой.

Во-вторых, становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп. Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляет собой жёсткой иерархированной системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности[16; 258].

Молодость-пора, когда каждый должен сам определить свою судьбу, найти единственно верный, ведущий к успеху жизненный путь, который позволит максимально реализовать свои способности и дарования. Это период, сопряжённый с мучительно трудным процессом самопознания, обретения собственного Я. С другой стороны, в молодости человеку необходимо сформировать максимально достоверное представление о окружающим мире, систематизировать ценностные ориентации, политические, нравственные, эстетические воззрения. Жизнь ставит молодого человека перед необходимостью принятия ряда важнейших решений в условиях дефицита жизненного опыта. Выбор профессии, выбор спутника жизни, выбор друзей - вот далеко не полный перечень проблем, то или иное решение которых в значительной степени формирует образ последующей жизни [13; 98].


Исследователи психологических особенностей молодёжи считают, что основная трудность характеристики молодого поколения заключается в том, что с возрастом происходит значительная дифференциация молодых людей. До 15 лет это были школьники. Начиная с 15 лет и старше, одни становятся учащимися колледжей и студентами институтов, другие - рабочими или служащими. Некоторые становятся семейными, другие пока не обзавелись семьей и т.п. Надо учитывать и тот факт, что с возрастом усиливаются различия в способностях, в характере, особенно мужском и женском. Тем не менее, они выделяют некоторые общие психологические особенности, свойственные молодежной среде[16; 254].

Молодежь отличается от других возрастных групп населения, прежде всего, повышенной социальной активностью. Этот рост связан с тем, что молодой человек как бы "примеряет" на себя разные социальные роли, виды и способы общественной деятельности, разные формы общественного сознания. Он активно входит в жизнь. В 18-25 лет такие понятия, как трудовая деятельность, супружество, воспитание из сферы теории переходят в практику. Наука, политика, искусство, спорт, любовь, семья - все это входит в сферу интересов молодого человека, являясь одновременно и средством его самоутверждения. Отсюда напряженный интерес к различным сторонам человеческой жизни, поиск приемлемых и значимых сфер деятельности, стремление все узнать, испытать на себе, найти смысл жизни.

Для молодежи также характерна повышенная эмоциональность. Именно обостренностью чувств, высокой чувствительностью к окружающему миру, к людям, к взаимоотношениям объясняется ее романтичность, мечтательность и свежесть мысли, порыв, максимализм и категоричность, непримиримость к недостаткам, повышенная требовательность в оценках и критичность, открытость и резкость. Повышенная эмоциональность порой приводит молодых людей к прямолинейности и бескомпромиссности. У юношей и девушек зачастую теряется чувство меры, отсутствует такт, гибкость, выдержанность по отношению не только к сверстникам, но и к людям старшего возраста.

В юношеском возрасте резко возрастают интеллектуальные возможности. В этот период молодежь способна овладеть самыми сложными науками, быстро накапливать информацию, успешно овладевать новыми социальными ролями и соответственно активно усваивать новые формы поведения. Для молодых людей характерна повышенная готовность к различным переменам в жизни, к принятию всего нового, интересного, особенно - новых идей в науке, технике, литературе и искусстве.

Именно на этот возраст приходится пик развития потребности в общении. Наиболее полно удовлетворяется оно в коллективных формах жизни и деятельности.

Наряду с тем, что молодежь характеризуется повышенной социальной активностью, общительностью, эмоциональностью, стремлением искать смысл жизни, легкостью в усвоении знаний и социальных ролей, можно отметить запоздалое развитие социальной и гражданской зрелости как тенденцию, тревожащую общество. Молодежь не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в изменяющихся сложных социальных процессах, иногда пасует перед трудностями, не берет на себя ответственность, старается избежать конфликтных ситуаций.

Отмечается и факт чрезмерной опеки молодежи со стороны государства, семьи, общественных организаций. Это мешает развитию у молодого поколения чувства ответственности за свое будущее. Многие юноши и девушки строят свои жизненные планы, опираясь не столько на собственные силы и возможности, сколько в расчете на помощь родителей, общества в целом. Чрезмерная опека приводит к потребительству, инфантилизму. У современной молодежи наблюдаются завышенные требования к условиям и, особенно, к содержанию труда. Это порождает состояние неудовлетворенности трудом, проявление пассивности, затягивает сроки профессионального становления, отрицательно сказывается на семейных отношениях[16; 263].

Перечисленные психологические особенности молодежи говорят о том, что от взрослых и родителей требуется повышенная психологическая напряженность, тактичность, внимательность в общении с молодыми людьми. Обычно такая напряженность начинает проявляться, когда молодые люди вступают в возраст активного полового созревания, в возраст любви.

Завершение молодёжного возраста связано с: окончанием обучения, вступлением в брак, рождением детей, началом трудовой профессиональной деятельности, достижением экономической и социальной самостоятельности, приобретением политических прав, чётким формированием системы ценностей.

Таким образом, молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, проходящая стадию социализации, усваивающая общеобразовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемая обществом к усвоению и выполнению социальных ролей взрослого.

 







Date: 2016-05-24; view: 1082; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию