Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сущность, цели и задачи социально - педагогической работы. Функции социального педагога
Социальная педагогика еще только начинает свое становление в РФ как особое направление деятельности, находящееся на стыке педагогики и социальной работы. Официально профессия «социальный педагог» появилась в нашей стране лишь в начале 90 - х гг. ХХ века. Тем не менее, социальный педагог сегодня - одна из ключевых фигур, которая призванная объединить усилия семьи, школы, общественности для оказания помощи в воспитании детей и молодёжи. Социальный педагог - «специалист, организующий воспитательную работу с детьми, молодежью и взрослыми людьми в различных социокультурных средах (семья, учебное заведение, дошкольное учреждение, детский дом, приют, трудовой коллектив, учреждение дополнительного образования и др.)» [5; 11]. В задачи социального педагога входит очень широкая сфера деятельности от непосредственной работы с детьми и молодёжью, имеющими проблемы с социализацией в окружающем обществе до взаимодействия со всеми социальными организациями и социальными институтами, участвующими в социальном воспитании подрастающего поколения. Социально-педагогическая деятельность - это «социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребёнку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе» [5; 11]. В своей деятельности социальный педагог руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании", Семейным кодексом Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, республиканских и местных органов власти, органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания молодёжи. Социальный педагог соблюдает Конвенцию о правах ребенка. Исходя из реалий современного российского социума, можно определить следующие цели деятельности социального педагога[8; 36]: способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации детей и молодёжи из социально неблагополучных семей и слоев общества; развивать процесс опережающей социализации, имеющий целью ознакомить всех молодых людей, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, а также подготовить их к критическому восприятию этих перспектив; способствовать развитию личностных и социальных образовательных процессов на стадии обучения и выбора профессии; участвовать в педагогическом разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть конфликтов. Основными направлениями деятельности социального педагога являются: работа с девиантными подростками; работа с семьями (малообеспеченными, многодетными, асоциальными и т. д.); работа по профилактике преступлений и правонарушений; работа по формированию гражданственности у молодёжи; работа, направленная на формирование здорового образа жизни; помощь в профессиональной ориентации подростков и т.д. Социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь детям, подросткам, взрослому населению, выполняет следующие функции [14; 49]: аналитико-диагностическую; прогностическую; организационно-коммуникативную; коррекционную; координационно-организаторскую; функцию социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникам; охранно-защитную; психотерапевтическую; социально-профилактическую; реабилитационную. (Это тоже про деятельность: что делает социальный педагог, реализуя свои функции) Реализуя аналитико-диагностическую функцию, социальный педагог: изучает и оценивает особенности микросоциума, прогнозирует возможные влияния среды на воспитанников; выявляет личностные особенности и достоинства воспитанника, его «проблемное поле», изучает и оценивает особенности его деятельности и обучения; устанавливает причины неадекватного поведения детей, подростков, причины социального неблагополучия их семей; содействует выявлению особо одаренных детей и подростков; выявляет воспитанников с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии. Прогностическая функция социального педагога заключается в том, что он: на основе анализа социальной и педагогической ситуации прогнозирует процесс воспитания и развития личности воспитанника, оказывает помощь в саморазвитии и самовоспитании его личности, определяет перспективы развития воспитанника в процессе социализации; планирует собственную социально-педагогическую деятельность на основе анализа результатов предыдущей работы. Выполнение социальным педагогом организационно-коммуникативной функции: способствует включению субъектов воспитательной деятельности - школы, общественности, учреждений дополнительного образования и др. в процесс социального воспитания подрастающего поколения, в совместный труд и отдых; позволяет ему участвовать в формировании гуманистической системы взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также оказывать влияние на отношения детей, подростков и взрослых. Коррекционная функция социального педагога заключается в том, что он: старается оградить воспитанников от негативных влияний социальной среды; осуществляет коррекцию самооценки воспитанников и помогает им избавиться от вредных привычек. Реализуя координационно-организаторскую функцию, социальный педагог: организует социально значимую деятельность детей и молодёжи в открытой микросреде; включает воспитанников в различные виды продуктивной деятельности с учетом психолого-педагогических требований к ней; организует коллективную творческую деятельность детей и подростков с участием взрослых; координирует деятельность всех субъектов социального воспитания; взаимодействует с органами социальной защиты и помощи. Выполнение функций социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникам побуждает социального педагога: оказывать квалифицированную психолого-педагогическую помощь воспитаннику в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации и самореализации; устанавливать доверительные отношения с клиентом. Охранно-защитная функция социального педагога заключается в том, что он: использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов воспитанников и их объединений; содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на несовершеннолетних; взаимодействует с органами социальной защиты и помощи. Реализуя психотерапевтическую функцию, социальный педагог: заботится об обеспечении положительного эмоционального состояния воспитанников; оказывает им помощь в разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния; содействует в создании ситуаций успеха воспитанников. Выполнение социально-профилактической функции предполагает, что социальный педагог: организует систему профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) поведения и преступного (делинквентного) поведения молодёжи; влияет на формирование их нравственно-правовой устойчивости, гражданственности и патриотизма; организует систему мер социального оздоровления детей и подростков из семей группы социального «риска». Реабилитационная функция социального педагога заключается в том, что он организует систему мер по социально-педагогической реабилитации и поддержке лиц (прежде всего несовершеннолетних), вернувшихся из мест лишения свободы, спец. учреждений, по разнообразным причинам (болезнь, инвалидность, стресс, употребление наркотиков, сексуальная агрессия, лишение свободы, и др.) испытывающих различные затруднения, которые приводят к социальной дезадаптации. Таким образом, объектом деятельности социального педагога являются дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации. Социальный педагог является организатором активного сотрудничества всех субъектов воспитания детей и молодёжи: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, органов управления, общественности. Сфера деятельности социального педагога широка и разнообразна. Одним из направлений этой деятельности является работа по воспитанию гражданственности у молодёжи.
Date: 2016-05-24; view: 1413; Нарушение авторских прав |