Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Межпредметные связи на уроках русского языка и





Литературы.

В условиях обновления и развития системы общего образования одной из главных ее целей является формирование научного мировоззрения, целостного представления о мире и месте человека в нём. Межпредметные связи играют существенную роль в формировании знаний и умений у учащихся при изучении русского языка и литературы. Кроме того, широкое использование межпредметных связей позволяет формировать у учащихся такие межпредметные умения, как: систематизировать и обобщать знания об общем объекте изучения, решать задачи, требующие комплексного применения знаний, полученных при изучении разных предметов.

Использование межпредметных связей в учебном процессе школы выдвигает проблему не только конструирования разнопредметного содержания учебного материала, но и формирования специального представления у учащихся о самом принципе, механизме межпредметного переноса знаний и умений, чтобы учащиеся могли усвоить не только результаты интеграции знаний, но и деятельность по установлению межпредметных связей.

Использование межпредметных связей, облегчает весь ход обучения, вызывает интерес детей, они быстро идут вперед, усваивают много различных сведений, которые они никогда не запомнили бы, если бы изучали их без взаимосвязей.

Наиболее глубокое психолого-педагогическое обоснование мировоззренческой роли межпредметных связей отражается в теории Ушинского. Актуальной и перспективной явилась его мысль о связи между предметами на основе ведущих идей и общих понятий. Рассматривая структуру науки, он отмечал, что, «кроме специальных понятий, принадлежащих каждой науке в особенности, есть понятия, общие многим, а иные и всем наукам». Связь между понятиями и их развитие в системе предметов ведет к расширению и углублению знаний ученика и их превращению в мировоззренческую систему к концу обучения.

Идею межпредметных связей К.Д.Ушинский считал одной из важнейших в формировании целостных и системных знаний.

Межпредметные связи могут рассматриваться как один из способов организации познавательной деятельности обучающихся в системе развивающего обучения., где появляется возможность управления мыслительными процессами, которые всегда связаны с выходом за пределы формальных знаний.

В связи с этим межпредметные связи как дидактический принцип должны войти в технологию и методику развивающего обучения, усиливая управляющий эффект этой педагогической системы.

Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизируя методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.

Направления влияния принципа межпредметных связей на психологический процесс:

увеличение информационной емкости формируемого понятия;

углубление сущностной стороны формируемого понятия;

совершенствование последовательности развития понятия;

совершенствование методики формирования понятий, реализации преемственности в их развитии;

формирование концептуального мышления;

осознание учебного предмета в общей системе других наук;

осознание системности знаний;

постановка и разрешение проблемы определения природы изучаемых связей

развитие познавательной деятельности учащихся и углубление осознанности усваиваемых знаний;

формирование умений и навыков систематического применения получаемых знаний;

Использование межпредметных связей, существенно облегчается, если визуальные средствачобучения (рисунки, графики, другие изобразительные средства и иллюстрации) из вспомогательных становятся основными, активизирующими и направляющими познавательную деятельность школьника.

Реализация межпредметных связей в системе помогает сформировать у школьников потребность не ограничивать себя в рамках одного предмета при объяснении тех или иных закономерностей или явлений. Когда учащиеся привыкают к тому, что практически в любой теме им приходится обращаться к знаниям из других наук, то это начинает восприниматься интересно и привычно. Тогда ребята сами начинают привлекать свои знания для решения какой-то задачи, ответы на вопросы, объяснение того или иного явления

Таким образом, межпредметные связи представляют собой необходимое условие организации учебно-воспитательного процесса как целенаправленной системы. Они выступают как средство комплексного подхода к обучению и усиления его единства с воспитанием. В учебной деятельности учащихся реализация межпредметных связей служит дидактическим условием ее активизации, систематизации знаний, формирования самостоятельности мышления и познавательного интереса.

Межпредметные связи на уроках русского языка и литературы устанавливаются прежде всего с историей, изобразительным искусством, музыкой.

Так курс литературы за 8 класс звучит следующим образом: русская литература и история, интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Изучая повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка», учащиеся вспоминают пугачёвское восстание, причины его возникновения, образ Пугачёва.

Ребята делают небольшие доклады. Обращаясь к истории, я тем самым подготавливаю учащихся к пониманию проблемы, поставленной писателем в данном произведении. Изучая «Житиё Александра Невского», нельзя не вспомнить, какое значение имела эта легендарная личность в истории Руси. Учащиеся стараются показать знания в этой области и не выглядеть профанами.

На уроках литературы я часто знакомлю ребят с портретами писателей и поэтов, выполненными мастерами кисти. Живопись нельзя рассматривать просто как вид наглядности. Она является действенным источником познавательной информации, источником формирования общественного и художественного мировоззрения учащихся. А.С.Пушкин - один из немногих поэтов, к личности которого так часто и так охотно обращались художники и скульпторы. Пушкин в живописи представлен в разных формах и жанрах. В ходе изучения творчества А.С.Пушкина на уроках литературы я имеет возможность познакомить учащихся с портретами поэта, написанными О.А.Кипренским и В.А.Тропининым с натуры.

Портрет как жанр живописи является самым сложным для анализа. В портрете художник не просто копирует внешний облик человека. Вглядываясь в черты своего героя, он размышляет о нем, стремится постичь его внутренний мир, выразить к нему отношение, т.е. раскрывает его образ.

Знакомство с историей создания этих картин, сопоставительный их анализ позволит учащимся, во-первых, понять как, художникам удалось не утерять то главное, что для всех нас живет в самом слове - Пушкин; во-вторых, увидеть, как каждый из них открыл в нем то, что ему было понятнее и ближе, т.е. увидеть сходство и различие в изображении одного и того же лица, сходство и различие в манере изображения двух художников; в-третьих, составить текст-описание с элементами рассуждения.

На уроках русского языка учащиеся пишут сочинения по картинам. Например, по картине Шишкина «Три медведя», Решетникова «Опять двойка» и т.д. Учащиеся не только рассматривают картины, стараются красочно их описать, но и узнают о

жизни и творчестве художников.

Ребята и сами могут выступить в роли художников, рисуя иллюстрации к произведениям.

На уроках развития речи я часто знакомлю учащихся с различными музыкальными произведениями. Например, с музыкальной пьесой Н.И.Чайковского «Февраль. Масленица». Учащиеся должны послушать пьесу и мысленно представить себе картину, определить каким настроением наполнено данное музыкальное произведение. Затем им предлагается такое задание: напишите миниатюру на тему «Слушая пьесу П.И.Чайковского «Февраль. Масленица».

Изучая различные поэтические произведения, я стараюсь знакомить ребят и с песнями, ариями, написанными на слова того или иного поэта. Например, с песнями на слова С.Есенина, А.Пушкина, Ф.Фета, Тютчева и др.

Конечно же этим не ограничивается межпредметная связь. Когда проходим по русскому языку числительные, ученики решают задачи. Только записывают они не цифрами, а словами решение.

Проходим термины - ребята вспоминают определения различных наук: биологии, географии, и т.д.

Тексты для изучения и повторения той или иной темы, стараюсь подбирать такие, чтобы расширялся кругозор учеников. Когда повторяем причастный и деепричастный оборот, можно использовать такой текст:

Самое крупное хвостатое животное - исполинская саламандра, живущая в быстрых горных реках Восточного Китая и на одном из островов Японии. Днём саламандры практически никогда не покидают воды, скрываясь под большими камнями или под нависающим берегом. Ночью же они, пользуясь исключительным обонянием, отыскивают лягушек, рыб, раков и водяных насекомых.

Можно показать и картинку с изображением саламандры.

Таким образом, вы видите, что на уроках литературы, русского языка можно в полной мере осуществлять межпредметные связи.

 

ВОПРОС 6

Урок литературы сегодня невозможно представить без мультимедийных технологий, которые помогают сделать его ярким, запоминающимся, развивают воображение учеников, повышают их творческую активность. Мультимедийные средства (электронные образовательные ресурсы) являются не только наиболее эффективным средством обучения, но и составляют конкретно-наглядную основу урока. Использование мультимедийных средств позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать участником того или иного праздника, традиции. Именно на таких уроках дети учатся грамотно использовать компьютер, понимают, что компьютер не только игрушка или средство общения с друзьями, но и инструмент, с помощью которого ребята учатся самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию.
Цели использования мультимедийных технологий на уроках:
повышение мотивации обучения;
развития познавательной активности учащихся;
стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам.
Задачи использования мультимедийных технологий на уроках:
формирование умения работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета;
выработка умения самостоятельно анализировать, отбирать главное, использовать на уроке;
повышение эффективности урока.
Применение технологий на уроках литературы:
позволяет организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;
способствует совершенствованию коммуникативных умений и навыков учащихся;
позволяет индивидуализировать процесс обучения;
активизирует познавательную деятельность учащихся;
развивает творческий потенциал учащихся;
повышает интерес к урокам литературы.
Медиатехнологии применяю на всех этапах урока (при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле), а также во внеклассной работе и на дополнительных занятиях, используя для этого следующие ресурсы:
Презентации к урокам. Использую презентации на разных этапах урока. Это может быть презентация-лекция, презентация-модель, презентация-задание, презентация-итог, презентация-выступление, презентация-тест. Считаю, что презентации, составленная из визуального и аудио ряда, более информативный инструмент, чем учебник или лекция учителя. Дети за минимальное количество времени получают максимум наглядной информации. Мультимедиа презентации воздействуют сразу на несколько каналов восприятия человека и обладают рядом преимуществ, а именно: информативность, компактность, эстетическая и эмоциональная привлекательность, наглядность, интерактивность. Презентации позволяют разнообразить урок литературы, заинтересовывают учащихся, тем самым прививают у ребят интерес к предмету. На сегодня в кабинете русского языка и литературы создан банк презентаций, состоящий из моих работ, презентаций, скачанных из Интернета, презентаций, созданных самими учащимися в программе Power Point.
Видеофрагменты. Считаю эффективным средством использование видеофрагментов на уроках. Дети сравнивают образы, созданные ими, с образом, представленным в киноверсии. Радует что иногда просмотр фильма «заставляет» взять ребенка в руки книгу. Видеофрагменты помогают ученикам получить более глубокое представление, как о главных героях, так и о произведении в целом, а анализ позволяет выявить особенности восприятия ключевых эпизодов произведения. При использовании видеофрагментов нужно помнить, что на уроке литературы анализируется оригинальный текст писателя, а не обработка сценариста и режиссера. Использую не только видеофрагменты русской классики, но и создаю свои файлы в программе Movie Maker.
Аудиозаписи. На уроках литературы всегда звучит изучаемый текст, учитель и учащиеся выразительно читают стихотворения, но в качестве образца необходимо послушать художественное чтение, чтение стихотворений профессиональными актерами. Эмоциональное воздействие велико. Записываю выразительное чтение учащихся, для последующего прослушивания и работы над ошибками.
Слайд-шоу. При изучении произведений мы совершаем виртуальные заочным экскурсиям по литературным местам, связанным с именами русских писателей и поэтов, для этого использую демонстрацию иллюстраций с минимальным количеством текста, с наложением музыки, с установкой автоматической смены слайдов.
Использование ресурсов Интернета. Возможности использования сети Интернет на уроках литературы заключаются в следующем:
1. Свободный поиск Интернет-ресурсов по заданной теме;
2. Изучение конкретного Интернет-ресурса по методическим указаниям учителя;
3. Использование Интернет-ресурса в качестве дидактического средства на уроке;
Поиск информации в Интернете может сопровождать такие виды учебной работы, как написание рефератов, сбор материала по теме, иллюстрирование своих текстов материалами из Интернета. Таким образом, творческий подход позволяет максимально эффективно использовать в своей работе богатый инструментарий, представляемый современными компьютерными технологиями.
Уроки с использованием мультимедийных технологий нравятся как учителям, так и учащимся. Кому-то из детей запоминается красочность, необычность урока, кому-то нравится что оценка, полученная за задание, выставлена «независимым экспертом». Равнодушных нет.
Использование мультимедийных технологий на уроках литературы позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повышает мотивацию и качество обучения предмету.

 

ВОПРОС 7

Нетрадиционные уроки литературы условно можно разделить на четыре блока:

- позиционные уроки

- исследовательские уроки

- имитационные уроки

- аналитические уроки

Позиционные уроки:

-урок - дебаты

-урок-диспут

-урок-дискуссия

-урок-брифинг

Исследовательские уроки:

-урок-практикум

-урок - творческая мастерская

- урок - синквейн

-урок-проектирование

-урок-моделирование

-урок-конференция

-урок-симпозиум

Имитационные уроки:

-урок-суд

-урок - литературный ринг

-заседание PR-агенства

-урок - литературная композиция

-урок - литературная гостиная

-урок - устный журнал

Аналитические уроки:

-урок - аналитическая беседа

-урок аналитического чтения

-урок – чтение с остановками

-урок - совместный аналитический обзор

-урок-монтаж

-урок-анализ цветовой палитры произведения

Date: 2016-05-24; view: 1636; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию