Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Заключительный этап





Завершается анализ произведения синтезом, который и осуществляется на заключительных занятиях.

Разложив текст на его элементы для того, чтобы осознать их роль в структуре целого, в итоге следует вернуться к произведению как художественному целому, то есть к его идее. Синтез можно понимать как интерпретацию произведения, его толкование, подкреплённое аргументами, полученными в процессе анализа. На этом этапе, как советовал В.Г. Маранцман, можно создать новую проблемную ситуацию, разрешение которой, во-первых, покажет ребятам, что далеко не все загадки произведения исчерпаны на уроке, а во-вторых, потребует от них применить полученные на уроках знания и умения в новой ситуации, посмотреть на текст ещё с одной стороны. На этапе обобщения в старшей школе произведение осмысляется в историко-литературном контексте, устанавливаются тематические, стилистические, методологические связи между культурными явлениями.

Подводя итоги, напомним, что система уроков состоит из следующих этапов: подготовки к восприятию (создаём установку на чтение произведения), этапа анализа, или работы с текстом произведения (выявляем особенности восприятия, ставим учебную задачу и ищем её решение) и заключительного этапа (интерпретируем произведение и создаём новые проблемные ситуации, обобщаем изученный материал, подводим итоги).

Таким образом, в системе выделяются урок или его часть, на котором мы пытаемся увлечь ребят новым произведением; через неделю или более проводится урок или отводится часть урока для выявления восприятия и ставится, в зависимости от выбранного учителем пути, учебная задача, организующая анализ либо всего произведения, либо какой-то его смысловой части. Уроки анализа начинаются с постановки учебной задачи урока, которая или является составной частью общей задачи системы, или вытекает из уже разрешённой на прошлом уроке. Далее организуется анализ текста, который обязательно завершается выполнением учебной задачи, подведением промежуточных итогов. Внутри урока выделяются ещё два этапа — постановки и проверки домашнего задания. Их место в структуре чётко не определено и зависит от замысла учителя. После уроков анализа мы проводим заключительный этап, на который отводим в зависимости от сложности произведения либо часть урока, либо урок.

ВОПРОС 4

Новый учебный процесс предполагает внедрение новых форм работы и предусматривает новые роли:
учителя как организатора и консультанта, ученика как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационные технологии для получения необходимой информации.

Теперь позиция ученика - познание мира в специально организованных условиях, а позиция учителя - к классу не с ответом, а с вопросом.

Системно-деятельностный подход является основой стандартов второго поколения.

Рассмотрим на примере Технологии деятельностного метода (ТДМ) автор Людмила Георгиевна Петерсон.

Типология уроков ТДМ:

  • Урок открытия нового знания.
  • Урок рефлексии
  • Урок обобщения и систематизации знаний
  • Урок развивающего контроля.

Урок открытия нового знания.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.

Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Образовательная цель: систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий предмета.

Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Сформировать умение учиться можно только при условии понимания учеником нормы учебной деятельности (то есть того, что значит «уметь учиться»).

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Что же такое цель современного урока и когда, какие цели урока ставит учитель?

Общепринято в науке, что цель - это предполагаемый, заранее планируемый (мысленно или вербально) результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта.

Цель современного урока: создать (обеспечить) условия для формирования (развития) представления (умения).

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • Формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);
  • Формирование умения различать, классифицировать (познавательные УУД);
  • Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;
  • Формирование умений работать в статичных и мигрирующих группах (коммуникативные УУД);
  • Формирование разнообразных форм рефлексии (регулятивные УУД).

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • Освоение знаний по теме

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

Цели обучения должны быть:

· Диагностируемые.

Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.

· Конкретные.

· Понятные.

· Осознанные.

· Описывающие желаемый результат.

· Реальные.

· Побудительные (побуждать к действию).

· Точные.

Цель обучения предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т. п. Например, ее можно конкретизировать следующим образом:
- обеспечить усвоение учащимися закона, признаков, свойств, особенностей...;
- обобщить и систематизировать знания о...
- отработать навыки (указать какие);
- устранить пробелы в знаниях;
- добиться усвоения учащимися понятий (каких?).

Цели обучения условно разделяют на три группы:

· образовательные (обучающие).

· развивающие,

· воспитательные.

Все эти группы целей взаимосвязаны.

Обучающие цели урока (дидактические):

передача учащимся определённой системы знаний, умений, навыков, необходимых для общего образования, для изучения других дисциплин и для практической деятельности в повседневной жизни.

Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом:

· «выбрать»,

· «назвать»,

· «дать определение»,

· «проиллюстрировать»,

· «написать»,

· «перечислить»,

· «выполнить»,

· «систематизировать»...

Определить основную дидактическую цель урока – значит, установить, чему в основном будет посвящён данный урок.

Развивающие цели урока содействуют формированию:

· общеучебных и специальных умений;

· совершенствованию мыслительных операций;

· развитию эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, диалога, коммуникативной культуры;

· осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и развитию личности.

Воспитательные цели предполагают формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера.

Но можем ли мы с вами за один урок решить воспитательную цель?

Можем ли проверить, что к концу урока мы воспитатели или сформировали те или иные личностные качества ребенка?

Наверное нет. Поэтому цель воспитания желательно формулировать следующим образом: "Создать (или обеспечить) условия для...". Вот тогда при подведении итогов мы сможем определить, достигнута ли поставленная цель или нет.

 

Воспитательные цели способствуют:

  • воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения;
  • формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности;
  • приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе.

Воспитательная работа на уроке должна планироваться самым тщательным образом. Формулировка воспитательных целей должна быть также конкретной.

Могут быть использованы следующие формулировки при постановке воспитательной цели:

  • вызвать интерес,
  • пробудить любознательность,
  • пробудить интерес к самостоятельному решению задач,
  • побудить учащихся к активности,
  • выразить свое отношение…
  • прививать, укреплять... навыки.

Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель.

Все приемы целеполагания классифицирую на:

1. Визуальные:

 

· Тема-вопрос

· Работа над понятием

· Ситуация яркого пятна

· Исключение

· Домысливание

· Проблемная ситуация

· Группировка

2. Аудиальные:

· Подводящий диалог

· Собери слово

· Исключение

· Проблема предыдущего урока.

Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания.

Практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.

Поясню некоторые приемы целеполагания:

· Тема-вопрос

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность

· Подводящий диалог

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводят к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

· Ситуация Яркого пятна

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

· Группировка

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.

Например: Урок математики по теме "Двузначные числа" можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.

Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети высказывают свое мнение, учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия

Целеполагание является проблемой современного урока.

В чем суть проблемы?

Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена целей урока средствами их достижения.

Расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.

Date: 2016-05-24; view: 1676; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию