Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4. Поэты пушкинской поры





Лекция 4.

1. Понятие «пушкинской плеяды». «Золотой век» в русской поэзии.

2. Родственность тематики, жанров и стиля в творчестве Е.А. Баратынского (1800-1844), И.А. Вяземского (1792-1881), Д.В.Давыдова (1784-1839), А.А. Дельвига (1798-1831), Н.М. Языкова (1803-1878) и др.

3. Баратынский как «поэт мысли». Философский характер трактовки природы в его лирике. Любовные элегии.

4. Оптимистические мотивы в лирике Языкова и переход его на славянофильские позиции в 40-е годы.

1. С началом нового, революционно-романтического литературного течения вокруг Пушкина, главы течения формируется группа поэтов, его соратников (Соколов А.Н. ИРЛ 19 в. (первая половина). – М.: ВШ, 1976. 638 с. – С. 183.). «Пушкинская плеяда» обозначала группу поэтов, примыкавших к Пушкину как к своему учителю и вождю. Это был пышный расцвет русской поэзии перед тем, как она уступила место прозе.

Во-первых, в пушкинскую плеяду не входили поэты-декабристы, которые в тот период были особенно близки к Пушкину как борцу ведущего течения; во-вторых, нельзя причислить всех участников к одному революционному направлению.

Поэзия пушкинской поры представляет весь сложную картину. Если оставаться в границах изучаемого периода (1815-1825), то основную линию размежевания определить нетрудно: это было расхождение между революционными романтиками во главе с Пушкиным и поэтами, связанными с традициями Карамзина, Жуковского, Батюшкова. Поэты пушкинской поры должны были определить свое место в идейно-литературной борьбе. Но в лирике самого Пушкина еще в 1825 г. появляются идейные и художественные тенденции, выводящие его за пределы гражданского романтизма декабристов (С., С. 184). Еще более осложнилось положение после восстания 14 декабря, который явился критическим моментом для поэтов пушкинской поры. Его поражение каждый переживал по-своему, и здесь их пути разошлись. Для Вяземского и Языкова, наступившая реакция оказалась губительной, вызвав резкий творческий спад. Другие после 1825 г. вступают в новую полосу развития, отражающую новую историческую обстановку. Так, Баратынский, сказал свое собственное слово уже в новый период, чутко и тревожно реагируя на процессы русской действительности того времени. Накануне 14 декабря выступил и Веневитинов, но то оригинальное, что он успел поэтически высказать за короткий срок своей литературной деятельности, было связано уже с новой обстановкой после декабрьских событий. Тютчев проявил себя самобытным поэтом-философом.

Каждый в меру своего таланта усвоил пушкинскую культуру поэтического слова и внес в нее свое слово. Вместе с Пушкиным они подняли русскую поэзию на новую ступень. Но поэзия каждого из них была более узкой, чем всеобъемлющее творчество Пушкина. Каждый из них примыкал к какой-либо одной стороне пушкинской поэзии, развивая ее. Особенно нужно сказать о Тютчеве (хоты в плеяду он не входил).

Все эти поэты в период, замыкающийся 1825 г., занимали свое место в передовом литературном движении, были романтики, объединяясь под знаменем прогрессивного романтизма, имевшего те или иные точки соприкосновения с романтизмом революционным. Это бесспорно в отношении Вяземского и Языкова; можно утверждать то же самое в отношении Д. Давыдова и Баратынского. Более противоречив романтизм Дельвига и Веневитинова: у первого преобладают консервативные элементы, второй в общей направленности своего творчества стоял на прогрессивных позициях.

Можно утверждать, что все эти поэты в этот период были романтиками, объединяясь под знаменем прогрессивного романтизма, имевшего те или иные точки соприкосновения с революционным романтизмом. В общественно-политическом отношении поэты пушкинской плеяды, не входя в декабристский лагерь, разделяли в той или иной мере настроения «либералистов» 20-х гг. (С., С. 185).

Обозначение «Пушкинская плеяда» условно, и возникло, как отмечает Сквозников В.Д. (ИРЛ 19 в. под ред. Аношкиной и Петрова), по аналогии с кружком, или «школой», французских литераторов 16 в., которые подхватили это название у древних александрийцев времен Птоломея Филадельфа, называвших «Плеядой» группу из семи современных им трагических поэтов. А оно, в свою очередь, заимствовано из названия семизвездия на небосклоне, чье имя восходит к древнегреческой мифологии. В «Пушкинской плеяде» кроме внешнего признака – соблюдения числа 7 (иногда с ним не считаются) есть и более содержательный, относящийся к области собственно поэтики: посильное участие в становлении реалистического метода лирической поэзии.

В Пушкинской плеяде», помимо самого Пушкина, традиционно включаются Е. Баратынский, Д. Веневитинов, П. Вяземский, Д. Давыдов, А. Дельвиг, Н. Языков. Изредка в порядке простого присоединения называют и И. Козлова, даже когда-то Батюшков попал в состав «Плеяды».

2. По мысли А. Ревякина в прогрессивном романтизме отражается подъем национального самосознания, борьба против феодальных устоев, основанных на деспотизме властвующих и бесправности порабощенных, грубо подавляющих волю, человеческую личность. Не довольствуясь настоящим, прогрессивные романтики мечтают о преобразованном социальном будущем, в котором личность человека, освобожденная от всех форм насилия и произвола, будет жить в условиях, способствующих раскрытию всех ее духовных и иных возможностей. Типологически он обозначается основными течениями: элегико-гуманистический, гражданско-героический. При этом каждое из них предполагает возможности индивидуально-стилевого его раскрытия. Так элегико-гуманистическое течение проявляется как философско-психологическое и философское. Во главе элегико-гуманистического течения стоит Жуковский. Наиболее талантливый из его последователей И. Козлов. Еще более даровитые поэты Е. Баратынский и Д. Веневитинов.

В пору подготовки декабристского восстания гражданский романтизм (гражданско-героический, революционный) – ведущее течение прогрессивного романтизма, тесно связано с жизнью, ее правдой. Но его принципы отбора, оценок и обобщения (типизации) явлений действительности весьма своеобразны и отличны от реализма. Волна подъема освободительного движения придала гражданским романтикам ярко выраженный оптимизм.

Декабристы особое внимание уделяли теме предназначения поэта – вдохновенного барда и пламенного социального трибуна, глашатая высоких истин и неутомимого борца за свободу. Определяющие темы ГР – тема родины, ее истории, общественного долга, гражданского подвига, жертвенности во имя народного блага.

Внутренняя и внешняя необычность, исключительность образов гражданского романтизма не означает их нетипичности. ГР, как и реализм, - формы правдивого изображения жизни. Но эти формы отличны. Глубокая правда выражения передовых идей ставит романтизм в ряд высших достижений искусства своего времени. Идеи освободительной борьбы в той или иной мере захватили многих писателей. Но больше, кроме Пушкина, В. Раевского, Рылеева, Кюхельбекера, Глинку, Катенина, П. Вяземского, Н. Языкова, Д. Давыдова, А. Дельвига.

Под влиянием декабристских идей одни писатели становились адептами революционного романтизма с большей (Раевский, Рылеев, Бестужев-Марлинский) или меньшей последовательностью (Вяземский, Катенин). Некоторые явились лишь спутниками декабризма (О. Сомов, Н. Языков, Д. Давыдов, А. Дельвиг) (Ревякин, с. 106-124).

3. После событий 1825 г. творчество поэтов пушкинского круга, которое протекало до этого в русле прогрессивного романтизма, претерпевает изменения. Духовный кризис привел одних в ряды реакционеров (Вяземский), других к поиску новых путей. Так, на основе идейных исканий последекабристской эпохи на основе прогрессивного романтизма складывается философский романтизм (Д.В. Веневитинов, Е. Баратынский, Красов, Кмошников, Станкевич, Тютчев, В.Ф. Од о евский) (Соколов, С.265-266).

30-е гг. – период противоречивых взаимосвязей реализма и романтизма – явились временем расцвета философского романтизма в поэзии. Традиции этико-психологического течения этого направления Жуковского, подвергаясь во втор. пол. 10-х гг. активной критике, выявляющей слабости метода, все же не утратили своего влияния. А сам основатель течения заметно усилил философское звучание произведений. Гражданственный романтизм декабристов обнаружил (ИРЛ 19 в., С. 253) ограниченность в социально-политическом, эстетическом планах, о чем свидетельствовала полемика Пушкина со своими друзьями из лагеря, но жизнеспособность романтизма обнаружилась в воскрешении по-новому в творчестве Лермонтова и обогатился глубоким философским содержанием.

Поиски русского общества отразились прежде всего в философской поэзии, хотя они вошли и в романтическую прозу. ФР обнаружил себя в поэзии любомудров – Д. Веневитинова, поэта, близкого пушкинскому кругу, и С. Шевырева; в творчестве поэтов кружка Станкевича – Станкевича, В. Красова, К.С. Аксакова, И.П.Клюшникова; поэты пушкинской плеяды – Е. Баратынский, Н. Языков; его мотивы отразились в поэзии Глинки, но наиболее самобытно проявилось в творчестве Ф. Тютчева. Худ. проза этого течения ярко представлена в творчестве В.Ф. Одоевского, Н.Станкевича, молодого Герцена, в литературно-критическом шедевре В. Белинского «Литературные мечтания (элегии в прозе)».

ФР обновил проблематику художественного творчества, предложив чуть ли не систему натурфилософских и космогонических представлений, образов-идей из сферы философии, истории и антропологии. Романтический идеализм 30-х гг. включал в себя различные тенденции – декабристского философствования, шеллингианский пантеизм, гегелевскую диалектику, самобытные искания философствующей молодежи из Московского университета.

ФР обновил поэтику и стилистику творчества. Вдохнул новую жизнь жанрам элегии и поэтической исповеди с усилением в них филос. медитативности, психологическим изысканиям придав обобщенный характер; лирическое «я» заменено на лирическое «мы». Выделилась большая разновидность в поэзии – лирика «самопознания», в которой анализ собственных душевных состояний, диалектика души, позволял поэтам делать общие выводы романтического типа о душевной организации человека. Традиционная «ночная поэзия» приобрела новую глубину, вобрав в себя философски значительный образ хаоса, в поэзии была создана картина мироздания. Лирика природы включила идеи натурфилософии, пантеизма. Живописно-пластический образ в лирике природы сопровождался философскими размышлениями, афоризмами. В поэтическом языке возрождались нередко традиции философских жанров рус. классицизма, появились элементы архаики, призванные передать серьезность и исконность решаемых человечеством проблем. Вместе с тем высокая культура ораторской речи, устных идейно значительных диалогов отразилась в философской поэзии (ИРЛ 19 в., С. 254), которой свойственны точность, лаконизм умозаключений, образность высказываний, оригинальность сравнений, парадоксы, антитезы, крылатые выражения, афоризмы.

ФР 30-х гг. выявил одну из главных особенностей развития русской философской мысли – ее тяготение к худ. выражению; к синтезу с поэзией и худ. прозой (ИРЛ 19 в., С. 255).

В поэзии Евгения Абрамовича Баратынского (1800-1844) появляются прогрессивные мотивы: утверждение свободной человеческой личности, чуждой предрассудков и условностей, признание высокой ценности независимой мысли, сильного и свободно развивающегося человеческого чувства, культ возвышенной дружбы, служение высокому, облагораживающему человека искусству.

В отдельных стихотворениях, созданных к 14 декабря, поднимаются политические темы. Так, в нач. 1825 г. им написана острая эпиграмма на Аракчеева – «врага отчизны» с обличением его «адской любви» к «бичу народов, самовластью». Вольнолюбивые мотивы звучали и в послании «Д. Давыдову», где говорит о себе, используя фразеологию декабристов «любовью к чести пламенею». Стих-е «Стансы» - отклик на горестную судьбу декабристов, разделяя их «ко благу пылкое стремление». Но в стих-и невольно выразил и непрочность своих связей с освободительным движением. Несмотря на принадлежность к этому лагерю пер. пол. 20-х гг., возникали и глубокие расхождения с ним. Отрицая крепостническую действительность, Б. не переходил в активные действия. Потому, в отличие от Пушкина, гражданская скорбь Б. не вызывает у него политического протеста. Он ждет успокоения «в глуши смиренной», в кругу семьи. Вместе с тем имеют место быть пессимистические мысли о тщетности к лучшему, настроения полной безнадежности («Дорога жизни», 1825).

Его общественная и гражданская позиция нашла отражение в жанре элегии (сборник стихотворений 1827). Первая элегия «Финляндия» (1820) близка по тематике, образам, стилю, ритмике элегии Батюшкова «На развалинах замка в Швеции»: воспоминания героического прошлого безмолвного ныне «отечества Одиновых детей». Однако в отличие от элегических раздумий Батюшкова о бренности славы и могущества, о непреложности «закона уничтожения», поэт утверждает как высшую ценность человеческую личность с ее бесстрашием перед судьбой, с ее любовью к жизни, с ее способностью находить удовлетворение в мечтах и звуках поэзии, тем самым выражая идею самоценности человека (Соколов, С. 268-269).

4. Одним из самых популярных поэтов 20-х гг. был Николай Михайлович Языков. В быту дерптского студенчества жили традиции свободомыслия и бесшабашного веселья. Сделался душой русского студенчества, объединившегося в кружок. На его сходках он произносил горячие речи о будущем России, о значении славян и величии русского народа («Из страны, страны далекой»). Он не был членом тайного общества, но идеи декабризма отразились в его политическом вольнодумстве, в его горячем патриотическом воодушевлении, в прославлении свободы личности. Эти вольнолюбивые настроения были характерны для его романтической поэзии 20-х гг.

Его поэзия делится, по Ревякину, на 4 группы: послания, стихотворения на исторические темы, песни и элегии. Стихи 1819-1822 гг. – дружеские послания, написанные в духе Батюшкова и лицейских стихотворений Пушкина («А.И.Кулибину», «К брату», «Послание к А.П. Очкину»). Так, в «Послании А.М. Языкову» поэт говорит о желании «петь дела отцов: неутомимые их брани… Святые битвы за свободу» с надеждой оживить в своих «песнях славы ». Одухотворяющий поэта искренний патриотизм сочетается в стихотворении с чувством недовольства современной ему действительностью и его готовностью не подчиняться «молве обманчивого света». Эти настроения определяют пафос всех творений Языкова 20-х гг.: пишет ли он сатирические послания, смеясь «над знатью и царем», презирая «усилия цензуры и попов»; прославляет ли «братское веселье» «друзей беспечных юношеских дней» - всегда дышит в них, как говорит сам поэт, «пламень чистый и священный», «любовь к родимой стороне».

По эмоциональной выразительности и художественной манере песни его близки гусарским стихотворениям Давыдова. Вместе с тем отличаются приподнятостью интонации и восторженным парением.

На исторические темы написаны стих-я «Песнь баяна», «Услад», «Евпатий» и др., близких рылеевским думам: в них освободительная борьба в прошлом истории также служит примером гражданского долга для современного поколения.

Поэзия Языкова обогащала русскую литературу средствами лирического изображения, новаторством в области поэтических жанров (элегии), своеобразием языка.

Оригинальны словоупотребление и образная системы Языкова, экспрессивность которых нарушала карамзинские каноны светского изящества и легкости, возрождая державинские традиции. Для его поэзии характерны сочетания пышных сравнений с натуралистически конкретными деталями (сталь плешивого косца, Всему ужасная, не скосит Тобой хранимого певца), звучность стиха, идеологизмы (пряморусская, своенародный, стройноверные), афористические концовки..

В нач. 30-х гг. он сближается с будущими славянофилами П. и И. Киреевскими, Хомяковым и др. С этого времени в его поэзии стали проявляться религиозные и националистические настроения, которые привели поэта к отречению от свободолюбивых увлечений своего прошлого. Лишь изредка он пишет талантливые стихи, вроде «Д.В. Давыдову», «Водопад» и др.

В дальнейшем Языков вел яростную борьбу против передовой общественной мысли. Его послания «К Аксакову», «К не нашим», «К Чаадаеву», являющими злобными памфлетами против лучших представителей западничества, вызвали осуждение даже у многих его друзей. В 1844 и 1845 гг. вышло 2 сборника, но они не имели успеха. Подобно вяземскому или впавшему в религиозные настроения поэту-декабристу Ф. Глинке, Языков оказался чуждым демократическому движению.

 

Вопросы и задания:

1. Дайте определение понятию «пушкинская плеяда». Кто входил в это литературное течение?

2. Что Вы знает о прогрессивном романтизме и его течениях?

3. Что объединяет в творчестве Е.А. Баратынского, И.А. Вяземского, Д.В.Давыдова, А.А. Дельвига, Н.М. Языкова?

4. Что представляет собой философский романтизм?

5. Какие мотивы и темы определяют творчество Евгения Абрамовича Баратынского?

6. Что отличает поэзию Языкова?

7. Что характерно поэзии Языкова нач. 30-х гг., когда он сближается с будущими славянофилами П. и И. Киреевскими, Хомяковым и др.?

Литература:

1. Соколов А.Н. ИРЛ 19 в. (1-я половина). – М.: ВШ, 1976. – 638 с.

2. Ревякин А.И. ИРЛ 19 в. – М.: Просвещение, 1981. – 542 с.

3. ИРЛ 19 в. / Под ред. В.Н. Аношкиной, С.М. Петрова. – М.: Просвещение, 1989. – 448 с.

 

Date: 2016-05-23; view: 2537; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию