Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ ответов пользователей на интервью





В целях выявления отношения пользователей к работе Пермской краевой специальной библиотеки для слепых нами было проведено социологическое исследование в виде интервью (прил. 2).

Всего было опрошено 13 пользователей. Среди опрошенных: 5 (38,5%) мужчин и 8 (61,5%) женщин. Мы опрашивали разные категории пользователей.

Для респондентов было подготовлено 13 вопросов открытого типа, направленных на то, чтобы выявить мнение пользователей Пермской краевой специальной библиотеки для слепых по поводу ее работы по социальной реабилитации. А также выяснить у данной категории читателей, какими услугами они пользуются чаще всего, изданиям какого формата отдают предпочтение, а также узнать, какое значение для них имеет специальная библиотека.

Первый вопрос звучал так: «Скажите, пожалуйста, как давно Вы являетесь пользователем Пермской краевой специальной библиотеки для слепых?». Данный вопрос нам необходимо было задать, поскольку, чем дольше читатель посещает библиотеку, тем лучше он знает, чего, может быть, недостает библиотеке, или какие новые идеи стоит внедрить в практику работы. В свою очередь, пользователь, который недавно стал читателем библиотеки, может свежим взглядом оценить все ее достоинства и недостатки.

До 10 лет 10–20 лет От 20 лет
абс. % абс. % абс. %
  30,8   38,5   30,8

Опрошенных разделили на 3 группы по тому, сколько лет человек посещает библиотеку: до 10 лет; 10–20 лет; от 20 лет. В первую возрастную группу вошли 4 человека (30,8%), во вторую – 5 (38,5%) и третью – 4 (30,8%) человека. К первой группе (до 10 лет) относятся 4 человека, двое из которых недавно переехали в город Пермь, а двое других являются иногородними, и пользователями ПКСБС стали недавно. Все остальные пользователи являются читателями уже более 15 лет. Результаты представлены в таблице 9.

Таблица 9 – Давность посещения ПКСБС разными категориями пользователей.

 

Второй вопрос был сформулирован как «Часто ли Вы посещаете Пермскую краевую специальную библиотеку для слепых?».

Из полученных ответов видно, что 5 респондентов из опрошенных (38,5%) посещают библиотеку каждую неделю, 4 (30,8%) из них – женщины. Четверо пользователей (30,8%) из всех опрошенных посещают библиотеку 2–3 раза в неделю, из них один мужчина и три женщины, один человек (7,7%) из общего числа опрошенных посещает библиотеку по мере необходимости. 2 пользователя (15%) посещают библиотеку раз в месяц. И одна женщина, которой проблемы со здоровьем не дают посещать библиотеку самостоятельно, пользуется надомным абонементов.

Третий вопрос звучал так: «Каковы основные цели Ваших визитов в библиотеку?». Здесь ответы всех респондентов отличались друг от друга. Ответы представлены в таблице 11.

Таблице 11 – Цели визитов в библиотеку.

  Ответы Пол
мужской женский
абс. % абс. %
Пообщаться, узнать новое, посетив мероприятия, ознакомившись с новыми изданиями.   7,7 - -
Посещение мероприятий, общение.   7,7 - -
Общаюсь с библиотекарями, другими читателями. Посещаю мероприятия. Осваиваю компьютер. - -   7,7
Более полно узнать об изменениях, произошедших в социально-бытовой сфере жизни в стране.   7,7 - -
Быть в курсе происходящих в стране и в мире событий. Общение. - -   7,7
Общение. Стремлюсь быть в курсе интеллектуальной и творческой жизни общества. Поэтому активно посещаю мероприятия библиотеки. - -   7,7
Нравится читать любовные романы. Узнаю новую информацию, необходимую для садоводов-любителей. - -   7,7
Отдаю предпочтение жанру фэнтази. Люблю общаться, чувствовать себя в центре событий. Библиотека позволяет это делать. - -   7,7
Интересуюсь технической литературой, книгами по обустройству дома, придомовой территории.   7,7 - -
Помогаю воспитывать внуков, поэтому интересуюсь литературой по педагогике, общению с детьми. Библиотека дает мне возможность общаться с другими людьми, чувствовать себя полезной. - -   7,7
Прихожу для общения с другими читателями, с сотрудниками. Посещаю литературные вечера. - -   7,7
Чтение новинок и пользование услугами компьютерной грамотности.   7,7 - -
Приятное время провождение, знакомство с новыми людьми, посещение различных мероприятий - -   7,7

 

Несмотря на то, что ответы всех респондентов несколько отличались друг от друга, нельзя не отметить, что 10 человек из опрошенных (то есть 77%) отметили, что одной из их целей визитов в библиотеку является общение. Также 6 читателей-инвалидов по зрению (46%) приходят в библиотеку с целью посещений различных мероприятий. Респонденты-мужчины интересуются технической литературой, приходят для работы за компьютером, интересуются политической, социально-бытовой жизнью страны. Женщины – активно посещают мероприятия, также интересуются жизнью страны, читают литературу разных жанров (любовные романы, фантастика, книги о садоводстве, педагогике).

«Какими отделами и услугами библиотеки Вы чаще всего пользуетесь» – так звучал четвертый вопрос нашего интервью. По ответам мы составили таблицу 12.

Таблица 12 – Отделы и услуги ПКСБС, пользующиеся большим спросом пользователей

  Ответы Количество ответов Пол
мужской женский
абс. % абс. % абс. %
Отдел обслуживания   38,5   15,4   23,1
Электронный читальный зал   23,1   7,7   15,4
Услуги надомного абонемента   7,7 - -   7,7
Отдел внестационарного обслуживания (заочный абонемент)   15,4   7,7   7,7
Читальный зал и изучение основ компьютерной грамотности   7,7   7,7 - -
Посещение различных культурных мероприятий   7,7 - -   7,7

 

 

Ответы Количество ответов  
 
абс. %  
Да, посещаю   38,5  
Да, стараюсь посещать регулярно   15,4  
Иногда   15,4  
Ранее посещала часто   7,7  
Активно посещаю мероприятия   7,7  
Не посещаю, так как живу не в городе. Но очень бы хотелось   15,4  

Из полученных ответов следует, что 38,5% пользователей Пермской краевой специальной библиотеки для слепых предпочитают пользоваться отделом обслуживания. Среди них двое мужчин и три женщины. Это те же люди, что интересуются литературой о политике, технике, педагогике. Одна женщина, как мы узнали ранее, пользуется услугами надомного абонемента. Двое человек пользуются услугами заочного абонемента, поскольку они живут не в городе. Также один мужчина, в основном, посещает библиотеку с целью обучения основам компьютерной грамотности. Стоит отметить, что в библиотеке очень большая практика по обучению незрячих пользователей работе за компьютером, есть электронный читальный зал, который оборудован всей необходимой для слепых и слабовидящих людей техникой.

Пятый и шестой вопрос были взаимосвязаны. 5 вопрос звучал «Посещали ли Вы когда-нибудь мероприятия, проводимые библиотекой?». А в ответ на шестой вопрос мы просили перечислить мероприятия, на которых бывал респондент.

Ответы представлены в таблицах 13 и 14.

Таблица 13 – Частота посещения мероприятий Пермской краевой специальной библиотеки для слепых

Стоит отметить, что 11 (85%) из опрошенных людей посещали мероприятия библиотеки. Двое респондентов не могут посещать мероприятия, так как находятся не в Перми, а в крае, поэтому у них просто нет возможности посещать мероприятия библиотеки. Женщина, которая пользуется услугами надомного абонемента, также не имеет возможности посещать мероприятия. Но раньше была их активным участником. К сожалению, проблемы со здоровьем, это большое препятствие, а тем боле инвалидов по зрению, к ведению полноценного образа жизни. Они не могут в полной мере пользоваться услугами библиотеки.

Среди конкретных мероприятий, которые посещали респонденты, были названы:

– Литературный вечер, посвященный творчеству Анны Ахматовой;

– «Если душа молода» – творческий вечер ветеранов ВОС;

– «Мои года – мое богатство» – литературно-музыкальный вечер;

– «Дорогие мои старики» – литературно-музыкальный вечер ко Дню пожилого человека;

– Клуб «Три свечи»;

– Конкурс чтецов по Брайлю.

Из 11 респондентов, посещавших мероприятия ПКСБС, три человека (28%) не смогли вспомнить название конкретного мероприятия, так как посещали довольно-таки давно. В свою очередь, 9 респондентов (70%) являются постоянными присутствующими на просмотре фильмов с тифлокомментариями. Среди просмотренных фильмов назвали: «Мы из будущего», «Дурак». Других названия респонденты вспомнить, к сожалению, не смогли.

Седьмой вопрос был задан так: «Изданиям какого формата Вы отдаете предпочтение?». Далее мы предложили возможные варианты, чтобы респондентам было понятнее, о чем мы хотим узнать. Среди возможных вариантов предлагались: издания с рельефно-точечным шрифтом (шрифт Брайля), издания плоскопечатного формата, «говорящие» книги, ноты, книги с укрупненным шрифтом и т. д. Результаты ответов пользователей представлены в таблице 14.

Ответы Количество ответов  
 
абс. %  
  Издания с рельефно-точечным шрифтом (шрифт Брайля)   38,5  
  «Говорящие» книги   53,8  
  Книги с укрупненным шрифтом   46,1  

Таблица 14 – Издания, которым пользователи отдают предпочтение

 

Из ответов респондентов следует, что все опрошенные читатели-инвалиды по зрению пожилого возраста предпочитают издания специальных форматов. Так как никто из них не назвал плоскопечатные издания. Более половины опрошенных (53,8%) отдают предпочтение «говорящим» книгам, 46% респондентов (а в численном выражении 6 человек) – книгам с укрупненным шрифтом, пять человек (38%) – изданиям с рельефно- точечным шрифтом. Следовательно, пять человек из опрошенных тринадцати владеют письмом Брайля, что довольно редко. Не многие люди могут освоить систему чтения по Брайлю. Поэтому, можно предположить, что проблемы со зрением у них с раннего возраста. Поздноослепшие в основном предпочитают «говорящие» книги. Это наиболее легкий и удобный способ чтения для незрячих.

 

«Каких книг, на Ваш взгляд, недостаточно в фонде библиотеки? Какие произведения нужно записать в аудио-варианте?» – так был сформулирован восьмой вопрос. Он был включен в список, чтобы нам удалось получить представление об удовлетворенности данной категории пользователей фондом Пермской краевой специальной библиотеки для слепых. Здесь ответы респондентов были очень разнообразны. В зависимости от интересов каждого из них. Результаты представлены в таблице 15

Ответы Муж   Жен  
  абс. % абс. %
«Говорящие» книги. Прежде всего, современная художественная литература   7,7 - -
Литература по истории России на разных этапах ее развития   7,7 - -
Хотелось бы больше книг по художественной литературе, в том числе – классической, отечественных и зарубежных писателей - -   7,7
Издания по вопросам современной политики   7,7 - -
Хотелось бы видеть больше «говорящих» книг по поэзии. - -   7,7
Книги о творчестве, искусстве. О деятелях культуры и искусства России и зарубежья. - -   7,7
Современные любовные романы. Литература по садоводству и огородничеству. - -   7,7
Книги жанра фантастика. - -   7,7
Техническая литература по строительству.   7,7 - -
Меня все устраивает. - -   7,7
Современная русская литература - -   7,7
По моему мнению, всего хватает. Фонд очень богат.   7,7 - -
Хотелось бы больше аудиокниг разных жанров. - -   7,7

 

Из представленных ответов можно сделать вывод, что каждый из респондентов знает для себя, что ему интересно и что может быть интересно его сверстникам. Два человека (15,4%) ответили, что фонд библиотеки их устраивает. «Библиотекари всегда помогут найти то, что требует душа» – так выразился один респондент – мужчина, который является пользователем библиотеки уже на протяжении 30 лет.

Проанализируем результаты, которые мы получили после ответов пользователей на наш следующий вопрос «Как Вы узнаете о новых поступлениях библиотеки?».

Из ответов следует, что 61,5% опрошенных узнает информацию о новых поступлениях от библиотекарей. Три человека (23,1%) – общаясь с другими читателями. И двое респондентов (они являются иногородними) получают информацию из «Бюллетеня новых поступлений», который размещается на сайте библиотеки и выходит раз в квартал. Все опрошенные лестно отзывались о сотрудниках библиотеки, которые всегда готовы подсказать, помочь сделать выбор и дать необходимые сведения о книгах и мероприятиях.

В вопросе № 10 респондентам было предложено назвать новшества, которые они хотели бы видеть в библиотеке. Трое из опрошенных (23,1%) респондентов считают, что не стоит ничего менять и привносить в работу библиотеки что-то новое, их все устраивает. Остальные же 10 респондентов назвали новшества, которыми, по их мнению, можно дополнить услуги библиотеки. Каждый назвал то, что касается, в первую очередь, его самого. Например, женщина, которая живет не в городе Перми, предлагает как-то расширить возможности общения иногородних читателей с краевой библиотекой. А мужчина, который также является иногородним, предложил расширить круг литературы, направляемой по заочному абонементу. В свою очередь, женщина, которая не может самостоятельно посещать библиотеку и пользуется услугами надомного абонемента, ответила, что очень важна помощь людям, не имеющим возможности лично посещать библиотеку, в освоении компьютера на дому.

Следующим вопросом мы хотели выяснить, как инвалиды по зрению расценивают значимость Пермской краевой специальной библиотеки для слепых. Все 13 респондентов (100%) ответили, что библиотека крайне важна. И опять же, для каждого значимость в чем-то своем.

В первую очередь, как отметили 5 респондентов (38,5%) – библиотека помогает инвалидам по зрению не чувствовать своих недугов. Также 3 человека отметили, что библиотека помогает организовать досуг, с пользой провести время. Поэтому, библиотеки становятся для них чем-то вроде отдушины, являясь местом, где человек может с пользой и удовольствием для себя провести время. Конкретные ответы опрошенных респондентов представлены в таблице. Таблица 18 – Значимость Пермской краевой специальной библиотеки для слепых

  Ответы Пол
мужской женский
абс. % абс. %
Библиотека крайне необходима для нас.   7,7 - -
Библиотека помогает быть в курсе событий и не отставать от жизни.   7,7 - -
Библиотека очень нужна. - -   7,7
Библиотека помогает ориентироваться в происходящих событиях.   7,7 - -
Библиотека очень нужна, особенно тем, кто не может выходить из дома. - -   7,7
Библиотека позволяет приобщаться к творчеству через встречи с интересными людьми, организацию творческих мероприятий. - -   7,7
Библиотека помогает чувствовать себя человеком без ограниченных возможностей здоровья. - -   7,7
Библиотека помогает организовать досуг.   7,7   7,7
Библиотека помогает не чувствовать особенностей моего здоровья. - -   7,7
         
    Это очень значимое учреждение культуры, которое дает возможность инвалидам по зрению получать необходимую литературу. Является базой для общения людей, объединенных общими проблемами     -     -         7,7
  Библиотека является значимым учреждением, объединяющим людей с ограниченными возможностями здоровья и предоставляющим им большие возможности     7,7   -   -
Библиотека очень значима - -   7,7

 

 

12 вопрос нашего интервью мы сформулировали так: «Как Вы считаете, произошли ли в последнее время в библиотеке какие-либо изменения? В какую сторону?». Этот вопрос был задан не случайно, ведь опрос проводился среди разных категорий пользователей. Следовательно, они имеют большой опыт пользования услугами Пермской краевой специальной библиотеки для слепых. И могут сравнить, какой библиотека была раньше, и какие изменения произошли в последнее время с развитием информационных технологий.

По ответам респондентов мы можем судить о том, что в библиотеке, бесспорно, произошли изменения. И эти изменения, по мнению всех 13 (100%) опрошенных произошли в лучшую сторону. 6 человек из опрошенных (46,1%) считают, что изменения в библиотеке наблюдаются как раз за счет внедрения в ее работу компьютерных технологий. Несмотря на то, что люди с проблемами зрения не очень ладят с техникой, половина опрошенных респондентов отметили, что изменения именно в компьютеризации библиотеки являются крайне положительными. Среди изменений также отметили организацию электронного читального зала, надомного абонемента и, конечно, проведение мероприятий в новых форматах. Ответы пользователей представлены в таблице 19.

 

Таблица 19 – Изменения в Пермской краевой специальной библиотеке для слепых за последнее время

 

  Ответы Пол
мужской женский
абс. % абс. %
Библиотека изменилась. Расширен фонд, приобретаются новые издания, проводятся интересные мероприятия.   7,7 - -
Библиотека постоянно развивается, совершенствуется, вводит новые услуги.   7,7 - -
Библиотека активно внедряет современные компьютерные технологии.   7,7   7,7
Библиотека постоянно развивается. - -   7,7
Библиотека расширила круг своих услуг. Стала более доступной благодаря компьютерным технологиям, организации надомного абонемента. - -   7,7
Библиотека стала работать и с широким кругом читателей, находящихся за пределами краевого центра. - -   7,7
Изменилась, благодаря освоению новых компьютерных технологий. - -   7,7
Библиотека старается быть полезной читателя. С каждым годом изменения все заметнее.   7,7 - -
Изменения положительные. Стало значительно больше возможностей благодаря внедрению компьютерных технологий. - -   7,7
Да, изменения происходят постоянно. Радует, что появляется новая специализированная техника для слабовидящих и слепых. - -   7,7
Изменения происходят в лучшую сторону, библиотека идет в ногу со временем   7,7 - -
Изменения только в лучшую сторону - -   7,7
Библиотека изменилась. Расширен фонд, приобретаются новые издания, проводятся интересные мероприятия.   7,7 - -

 

«Каким Вы видите будущее библиотеки в ближайшее время?» – этот вопрос стал заключительным в нашем опросе среди пользователей Пермской краевой специальной библиотеки для слепых. Ответы респондентов представлены в таблице 20.

 

 

Таблица 20 – Будущее Пермской краевой специальной библиотеки для слепых в ближайшее время, по мнению пожилых читателей-инвалидов по зрению

 

  Ответы Пол
мужской женский
абс. % абс. %
Создать более комфортные условия в читальном зале.   7,7 - -
Чаще организовывать встречи с интересными творческими людьми, коллективами.   7,7   7,7
Проводить мероприятия, которые помогут расширить знание компьютера, освоить новые навыки по получению информации за пределами библиотеки - -   7,7
Расширить круг услуг, позволяющих оперативно узнавать об изменениях, произошедших в социально-бытовой сфере жизни страны. Например, чаще приглашать представителей из Пенсионного фонда, юристов.   7,7 - -
Помогать людям, не имеющим возможности лично посещать библиотеку, на хорошем уровне освоить Интернет и совершенствовать свои навыки - -   7,7
Расширить круг литературы, направляемой по заочному абонементу   7,7 - -
Создавать объединения, кружки по интересам - -   7,7
Расширить возможности Интернет общения для иногородних читателей. - -   7,7
Меня все устраивает   15,4   7,7
Больше автоматизированных технологий - -   7,7
Создать более комфортные условия в читальном зале.   7,7 - -
Чаще организовывать встречи с интересными творческими людьми, коллективами.   7,7   7,7
Проводить мероприятия, которые помогут расширить знание компьютера, освоить новые навыки по получению информации за пределами библиотеки - -   7,7

 

Из ответов следует, что будущее Пермской библиотеки для слепых пользователи видят только светлое. Один респондент (7,7%) из опрошенных 13 затруднился с ответом. Остальные же дали вполне ясные развернутые ответы. Все респонденты пожелали библиотеке не останавливаться на достигнутых результатах в работе по обслуживанию читателей-инвалидов по зрению, развиваться дальше с такими же успехами.

Таким образом, проанализировав полученные данные по вопросу выявления отношения пользователей к реабилитационной работе Пермской краевой специальной библиотеки для слепых, выделим следующие моменты:

1. Одобрение большей частью незрячих читателей работы библиотеки в области социокультурной реабилитации данной категории пользователей.

2. Литература специальных форматов является для читателей-инвалидов по зрению приоритетным форматом для чтения.

3. Все опрошенные читатели-инвалиды по зрению предпочитают узнавать о новых поступлениях в библиотеку от сотрудников.

4. В целом пользователи удовлетворены качеством реабилитационных мероприятий и оперативностью обслуживания в библиотеке и на дому.

5. Проявление респондентами заинтересованности в дальнейшем развитии ПКСБС, совершенствованию ее услуг и внедрению инновационных форм работы.

Заключение

В данной работе нами поставлены и решены проблемы поиска возможностей, значения и места, а также повышения эффективности специальных библиотек для слепых в системе социальной реабилитации как слепых и слабовидящих читателей, так и инвалидов, имеющих другие различные ограничения физического здоровья в современных экономических условиях России.

В результате исследований, основанных на анализе и синтезе научных трудов и практического опыта российских ученых, работников специализированных библиотек установлено, что областные (краевые) библиотеки для слепых при соответствующей организационной работе могут и должны стать региональными центрами в системе социальной реабилитации как инвалидов по зрению, так и всех других категорий.

Анализ источников показал, что центральное место, значение и возможности специализированных библиотек для слепых обусловлены следующими объективными обстоятельствами:

- Наличие значительно большего свободного времени потенциально позволяет инвалидам достигать достаточно высокого уровня в гуманитарных сферах деятельности. Поэтому повышается роль книги и информационных технологий; для полноценной реабилитации необходимы общественно-полезная деятельность и всестороннее общение, которые также могут обеспечить библиотеки.

- Вовлекая инвалидов в культурно-досуговую, профессиональную, общественную и иную трудовую деятельность имеющимися у специализированных библиотек культурно-просветительскими, научно-исследовательскими, образовательными, информационно-досуговыми и иными средствами с целью адаптации инвалида в окружающей среде и активных взаимоотношений с ней, специальные библиотеки имеют преимущества в социокультурной реабилитации;

- Библиотечные формы работы путем создания клубов по интересам, любительских объединений, использования интерактивных технологий и других методов способствуют развитию разнообразных жизненно важных навыков (пространственной ориентации, самообслуживания, познания окружающей среды), повышению самооценки, творческому самовыражению, объединению индивидуумов и приобщению людей с инвалидностью к активной жизни в обществе.

Анализируя отечественный опыт работы специальных библиотек для слепых, можно показать большую значимость социальной реабилитации, как для самих инвалидов, так и для общества в целом. Вместе с тем, в России это направление еще не нашло должных решений на государственном уровне и для его практического осуществления в стране необходимо развитие организационной, материально-технической, финансовой и правовой базы деятельности библиотек для слепых.

Для развития механизмов социальной реабилитации и интеграции инвалидов по зрению средствами библиотечно-информационной деятельности, необходимо обеспечить решение следующих приоритетных проблем:

- разработки и последовательного осуществления политики социальной реабилитации, в том числе научно-информационное, правовое, кадровое и организаторское обеспечение процесса;

- формирование инфраструктуры для улучшения качества жизни инвалидов, включая доступность библиотек и других учреждений культуры и искусства;

- обеспечение доступности различных видов социально-культурных деятельности инвалидов по зрению в условиях библиотек;

- активизация разработки технологий и расширение практики социальной реабилитации, включая формы социализации, культурно-образовательной, рекреативно-досуговой деятельности;

- формирование благотворительного общественного мнения в отношении социально незащищенных людей.

Составление единого плана совместной работы и мероприятий специализированной библиотеки для слепых с другими научными и детскими библиотеками, специализированными дошкольными и школьными учреждениями, реабилитационными центрами, научно-исследовательскими организациями областного центра и районов области способствует комплексной реабилитации как слепых и слабовидящих, так и инвалидов других категорий.

В ходе работы было установлено, что необходимым условием эффективной деятельности регионального центра социальной реабилитации является координация библиотек различных систем и ведомств, осуществляемая на разных уровнях с охватом разных сфер библиотечной работы. Это создает более широкие возможности для удовлетворения запросов людей с ограниченными возможностями.

Социальная реабилитация может оказать положительное влияние на людей всех возрастных социальных групп, но особое значение оно имеет для детей-инвалидов и для молодых инвалидов вообще. В отношении этой категории лиц главная задача этого реабилитационного направления деятельности – приобщение к культурным, духовно-нравственным ценностям, к здоровому образу жизни, гармоничное развитие на основе включения в мир искусства и культуры. В основе подходов – идея свободной, гармонично развитой личности, которая ориентирована на духовно-нравственные ценности и стремится к постоянному самоопределению, самосовершенствованию, а также к признанию важной роли искусства и культуры в формировании и развитии этой личности.

Социальная реабилитация – это средство развития разнообразных жизненных познавательных навыков, повышения самооценки личности, возможность творческого самовыражения и объединение индивидуальностей в общность.

Социальная реабилитация – один из способов приобщения людей с ограниченными возможностями к активной жизни общества, эффективный способ изменить позицию общества и один из путей гуманизации общества в целом.

Следует отметить, что по результатам проведенного социологического исследования сотрудники и пользователи Пермской краевой специальной библиотеки для слепых положительно относятся ко всей деятельности, которая ведется в библиотеке по социокультурной реабилитации. Среди ответов пользователей ПКСБС прослеживается тенденция, что все они приходят в библиотеку, в первую очередь, для общения.

У каждой возрастной категории пользователей есть свои особенности, свои предпочтения, свои цели визитов в библиотеку. Изучив особенности читателей-инвалидов по зрению, мы можем предложить Пермской специальной библиотеке для слепых следующие рекомендации:

1. Наметить учреждения в Перми и Пермском крае, с которыми возможно в дальнейшем осуществлять тесное сотрудничество, используя фонд специальной библиотеки и привлекая дополнительных читателей (больницы, дома-интернаты, пансионаты для инвалидов и престарелых);

2. Вывести на более качественный уровень систему оповещения пользователей о новых поступлениях и мероприятиях, направленных на реабилитацию. Например, помимо Бюллетеня новых поступлений, в библиотеке можно ввести услуги телефонного оповещения. Благодаря этому, пользователи, которые не часто приходят в саму библиотеку, могут оставлять свои номера телефонов, чтобы оперативно получать информацию о мероприятиях и новинках ПКСБС;

3. Предложить редакционно-издательскому отделу уделить приоритетное внимание изданию интересных книг по истории, а также современной художественной литературе и искусству. Все эти предпочтения пользователей стоит учесть и при комплектовании;

4. По возможности, приобретать современное оборудование для записи и тиражирования книг в специальных форматах (двухсторонние брайлевские принтеры для печати на листах двойного формата, что позволит осуществлять выпуск объемных брайлевских книг; сканирующие машины, позволяющие оцифровывать книги всех форматов для незрячих и слабовидящих; принтеры для распечатывания рельефно-графических пособий для незрячих и слабовидящих);

5. Организовывать, по возможности, выезд инвалидов, которые пользуются заочным абонементов, и не имеют возможность самостоятельно добраться до города, на интересные мероприятия, которые проводит Пермская краевая специальная библиотека для слепых;

6. Оперативно информировать читателей о наличии «говорящих» книг, так как именно данный формат представления информации является приоритетным для читателей-инвалидов по зрению в ПКСБС;

7. Так как проблем со здоровьем с возрастом становится больше, рекомендуется своевременно информировать пользователей об условиях, при которых возможен переход на надомное обслуживание.

Нами разработаны и некоторые рекомендации для российских библиотек для слепых, направленные на информатизацию процесса библиотечного обслуживания инвалидов по зрению:

- рекомендуется, по возможности, приобретать и устанавливать в библиотеках оборудование, способствующее доступу к электронной информации, обучать читателей пользоваться компьютерами и вспомогательными аппаратами;

- библиотеки должны вкладывать денежные средства в создание инфраструктуры, которая позволит незрячим, имеющим свои компьютеры, пользоваться базами данных библиотеки путем выхода к ним по модему;

- необходимо обеспечить доступ к внешним базам данных библиотекам для слепых и их пользователям;

- библиотеки для слепых должны приобретать современное оборудование для записи и тиражирования книг, в том числе в машиночитаемом формате; при этом, желательно, чтобы в разных странах применялась стандартная технология;

- рекомендуется, также, чтобы библиотеки для слепых добивались бесплатного распространения (передачи) материалов для слепых в электронной форме.

 

Date: 2016-05-23; view: 1559; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию