Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ анкет сотрудников





Для получения ответов на опрос по теме «Социальная реабилитация инвалидов по зрению в условиях Пермской краевой библиотеки для слепых» нами было проведено исследование в форме анкетирования. В опросе приняли участие 10 сотрудников Пермской краевой специальной библиотеки для слепых, которые непосредственно занимаются обслуживанием пользователей.

Цель опроса – получить совокупность данных, на основе которых возможно сделать объективные выводы об особенностях обслуживания и реабилитации инвалидов по зрению в Пермской краевой специальной библиотеке для слепых такой категории пользователей, как читателей инвалидов по зрению.

Для достижения цели были определены следующие задачи изучения:

– узнать у сотрудников, какими качествами должен обладать библиотекарь при работе с инвалидами по зрению;

– выяснить, какие мероприятия проводятся именно для социальной реабилитации.

Анкета, предлагавшаяся респондентам, состояла из вводной, основной и заключительных частей (прил. 1). Состояла из 13 вопросов, 2 из которых были открытого типа и предполагали формулировку ответа респондентом самостоятельно, 2 вопроса полузакрытого типа для того, чтобы опрашиваемый мог предложить свой вариант, если в списке предложенных вариантов ответов он не нашёл соответствующего его мнению, 9 вопросов закрытого типа.

Двое сотрудников имеют возраст до 30 лет, пятеро – от 30 до 55 лет, и трое сотрудников от 55 лет.

Из 10 респондентов 6 человек имеют высшее библиотечное, остальные четверо – среднее специальное образование.

 

Рисунок 1 – Возраст опрошенных респондентов

Первый вопрос касался того, как долго сотрудник работает в данной библиотеке.

Стаж работы мы разделили на четыре группы. Первая группа включает респондентов с опытом работы до 5 лет, к их числу относится 1 сотрудник из всего числа опрошенных. Во вторую группу мы включили опрошенных со стажем работы от 5 до 10 лет. Среди них 2 человека. Третья группа включала стаж работы от 10, в которую вошли 4 сотрудника. Трое сотрудников причислены к четвертой группе и имеют опыт работы более 30 лет. Результаты представлены на рисунке 2.

 

 

Рисунок 2 – Стаж работы библиотекарей

Второй вопрос «Скажите, является ли реабилитация инвалидов по зрению основной деятельностью работы библиотеки?» ориентирован на то, чтобы выявить, является ли деятельность определяющей.

Все 10 респондентов ответили «Да». И, кроме того, в ответ на третий вопрос «Какая категория пользователей преобладает в Вашей библиотеке?» также все 10 респондентов, то есть 100% опрошенных ответили, что люди нуждающееся в реабилитации к новой среде и ее изменениям являются основными пользователями библиотеки. Результаты представлены в таблице1

 

Таблица 1 – Преобладающая категория пользователей

 

Варианты ответа   Стаж работы    
До 5 лет От 5 до 10 лет От 10 лет От 30 лет
абс. % абс. % абс. % абс. %
Дети   -   - - -   -
Пожилые люди                
Рабочие - - - - - - - -
Студенты   -   -   - - -

 

На четвертый вопрос, «Какие информационные ресурсы пользуются большим спросом среди пользователей в Вашей библиотеке?» 10 респондентов (то есть все 100 %) ответили, что книги и периодические издания. Результаты представлены в таблице 2.

 

 

Таблица 2 – Информационные ресурсы, пользующиеся большим спросом

Варианты ответа   Стаж работы    
До 5 лет От 5 до 10 лет От 10 лет От 30 лет
абс. % абс. % абс. % абс. %
Книги                
Периодические издания                
Аудио-видео материалы - - - - - - - -
Интернет - - - - - - - -
Рельефно-точечные издания (шрифт Брайля) - - - - - - - -

 

На пятый вопрос «Проводятся ли в библиотеке какие-либо мероприятия именно для реабилитации читателей - инвалидов?» все респонденты единогласно ответили, что в библиотеке проводятся такие мероприятия.

Вопрос № 6 нами было решено сделать открытым. Он был обозначен, как «Приведите, пожалуйста, несколько примеров мероприятий именно для реабилитации читателей - инвалидов».

Среди мероприятий назвали: «Если душа молода»: творческий вечер ветеранов ВОС (10 человек); Громкие чтения краеведческой литературы «Уголок Урала» (1 человек), Литературно – музыкальный вечер «Музыка победы»(1 человек) Встреча инвалидов по зрению с психологом в рамках клуба «Ключ к сердцу»(1 человек) «Что? Где? Когда?»: игровая программа интеллектуальная программа для молодых читателей-инвалидов(1 человек)

Клуб «Оптимист»(1 человек), Краевой конкурс чтецов по Брайлю(1 человек), кружки громкого чтения(1 человек), цикл «Кино на слух» (1 человек). Также были названы компьютерные курсы и занятия с привлечением интернет ресурсов и социальных сетей.(1 человек)

Таблица 3 – Мероприятия, направленные на социальную реабилитацию инвалидов по зрению.

  Вариант ответа Стаж работы
До 5 лет От 5 до 10 лет От 10 лет От 30 лет
абс. % абс. % абс. % абс. %
«Если душа молода»: творческий вечер ветеранов ВОС                
Громкие чтения краеведческой литературы «Уголок Урала» - -            
Литературно – музыкальный вечер «Музыка победы»(1 человек) Встреча инвалидов по зрению с психологом в рамках клуба «Ключ к сердцу»     - -        
) «Что? Где? Когда?»: игровая программа интеллектуальная программа для молодых читателей-инвалидов     - - - - - -
Клуб «Оптимист» - -     - - - -
краевой конкурс чтецов по Брайлю - - - -     - -
кружки громкого чтения         - - - -
цикл «Кино на слух»     - - - - - -
Компьютерные курсы, интернет, соц.сети.     - - - - - -

 

Из полученных ответов можно сделать вывод, что всем сотрудникам запомнился творческий вечер ветеранов ВСО «Если душа молода». Самое большое количество мероприятий указал сотрудник, который работает в библиотеке менее 5 лет. Наверное, это связано с тем, что библиотекарь старается как можно быстрее сориентироваться в деятельности библиотеки и очень хорошо запоминает все проводимые мероприятия.

7 вопрос звучал так, «Сотрудничает ли библиотека с общественными организациями?». Мы включили этот вопрос, так как в связи с сотрудничеством с определенной организацией деятельность библиотеки частично начинает отражать и специфику данной организации, в связи с проведением совместной работы. На этот вопрос также все 10 респондентов ответили «Да».

Среди примеров перечислили: Всероссийское общество слепых (ВОС) – 10 человек; Общественная организация матерей детей-инвалидов «Луч» – 8 человек; КГАУ «Центр комплексной реабилитации инвалидов «ОМСР Орджоникидзевского района» – 5 человек; Дом инвалидов для ветеранов труда – 10 человек; органы социальной защиты – 5 человек; коллективы специальных предприятий – 9 человек; Департамент образования – 4 человека; публичные библиотеки – 10 человек.

Таблица 4 – Общественные организации, с которыми сотрудничает ПКСБС

  Вариант ответа Стаж работы
До 5 лет От 5 до 10 лет От 10 лет От 30 лет
абс. % абс. % абс. % абс %
Всероссийское общество слепых (ВОС)                
Общественная организация матерей детей-инвалидов «Луч»                
КГАУ «Центр комплексной реабилитации инвалидов «ОМСР Орджоникидзевского района»                
Дом инвалидов для ветеранов труда                
Органы социальной защиты - -         - -
Коллективы специальных предприятий                
Департамент образования - -            
                 
Публичные библиотеки                

 

Из представленных ответов можно сделать вывод, что Пермская краевая специальная библиотека для слепых особенно активно сотрудничает с публичными библиотеками (100%), со Всероссийским обществом слепых (100%), с Домом инвалидов для ветеранов труда (100%) и с коллективами специальных предприятий (90%). Исходя из ответов, можно судить о том, что сотрудники библиотеки хорошо освещены об общественных организациях, с которыми сотрудничает библиотека, а значит могут легко предоставить необходимую информацию пользователям, если это будет необходимо.

9 вопрос был сформулирован так: «Ответьте, пожалуйста, каким образом пользователей оповещают о новых поступлениях?». Опять же все 10 респондентов выбрали 3 варианта ответа: список новых поступлений, при личном разговоре и через информацию на стенде. Результаты представлены в виде диаграммы на рисунке 3.

 

Рисунок 3 – Получение информации о новых поступлениях

«Бюллетень новых поступлений» в ПКСБС выходит раз в квартал. Соответственно, судя по ответам сотрудников библиотеки, всю необходимую информацию пожилые пользователи могут также выяснить и у самих библиотекарей при посещении библиотеки. Это, наверное, самый приемлемый вариант. Ведь непосредственное общение – это очень важная составляющая похода в библиотеку.

Вопрос № 10 был сформулирован следующим образом: «Какие, на Ваш взгляд, качества, нужны библиотекарям при работе с читателями-инвалидами по зрению?». Были представлены на выбор следующие качества: доброжелательность, тактичность, вежливость, отзывчивость, чуткость, сопереживание, понимание, уважение, терпимость, трудолюбие, порядочность, выдержка, уравновешенность, общительность, душевность, открытость, обаяние, честность, приветливость, участие, искренность, бескорыстие. Полученные результаты были занесены в таблицу 5.

 

 

Таблица 5 – Качества библиотекарей

  Вариант ответа Стаж работы
До 5 лет От 5 до 10 лет От 10 лет От 30 лет
абс. % абс. % абс. % абс. %
Доброжелательность                
Тактичность                
Вежливость                
Отзывчивость                
Чуткость                
Сопереживание - - - -        
Понимание                
Уважение     - -     - -
Терпимость - -         - -
Трудолюбие - - - - - - - -
Порядочность - - - - - - - -
Выдержка                
Уравновешенность                
  Общительность - - - - - - - -
Душевность - - - - - - - -
Открытость - - - - - - - -
Обаяние - - - - - - - -
Честность - - - - - - - -
Приветливость - - - - - - - -
Участие                
Искренность - - - - - - - -
Бескорыстие - - - - - - - -

 

Таким образом, респонденты поставили на первое место такие личные качества сотрудника, как доброжелательность, тактичность, вежливость, отзывчивость, чуткость, сопереживание, понимание, участие и выдержку. Это отметили все 100% опрошенных. Важность этих качеств, действительно, трудно оспорить, так как общение с людьми-инвалидами – это целое искусство. И наличие у библиотекаря перечисленных респондентами качеств является, на самом деле, необходимым.

Качество уважение выбрали 50 % респондентов. Это качество указали не все респонденты, но его значение тоже трудно переоценить. Профессия библиотекаря, как и любая другая сама собой подразумевает уважительное отношение с посетителями/пользователями, возможно, поэтому не все сотрудники его выбрали.

Выяснив, необходимые качества библиотекаря при работе с читателями-инвалидами по зрению, мы решили обозначить следующий вопрос, как «Какие качества, на Ваш взгляд, нужны библиотекарям именно в помощи читателям в реабилитации и адаптации к новой среде?». Здесь ответы были практически схожи, то есть можно говорить, что набор качеств не отличается. Единственное качество, которое отметили все респонденты в дополнение, это приветливость. А также большее число сотрудников (70% респондентов), отметили, что необходимо проявлять терпимость и сопереживание. По ответам вышло, что приветливость, терпимость и сопереживание – это качества, которые нужны при работе с инвалидами по зрению. Это тоже очень верно, ведь люди с подобными проблемами здоровья бывает, очень долго усваивают информацию. Наверное, поэтому, библиотекарю стоит проявлять терпение при обслуживании этой категории пользователей, при работе с ними за компьютером в электронной читальном зале. Результаты представлены в таблице. Таблица 6 – Качества библиотекарей

  Вариант ответа Стаж работы
До 5 лет От 5 до 10 лет От 10 лет От 30 лет
Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %
Доброжелательность                
Тактичность                
Вежливость                
Отзывчивость                
Чуткость                
Сопереживание                
Понимание                
Уважение                
Терпимость                
Трудолюбие - - - - - - - -
Порядочность - - - - - - - -
Выдержка                
Уравновешенность                
  Общительность - - - - - - - -
Душевность - - - - - - - -
Открытость - - - - - - - -
Обаяние - - - - - - - -
Честность - - - - - - - -
Приветливость                
Участие                
Искренность - - - - - - - -
Бескорыстие - - - - - - - -

 

12 вопрос звучал так: «Как Вы расцениваете значимость социальной реабилитации в условиях специальной библиотеки. Все 10 респондентов ответили, что реабилитация инвалидов в обществе является одной из важнейших задач работы библиотеки. Ответы представлены в таблице 7.

  Вариант ответа Стаж работы
До 5 лет От 5 до 10 лет От 10 лет От 30 лет
абс. % абс. % абс. % абс. %
Социальная реабилитация одна из важнейших задач работы                

Таблица 7 – Значимость Пермской краевой специальной библиотеки для слепых.

 

Все 10 сотрудников оценивают значимость специальной библиотеки для социальной реабилитации не больше, чем других аспектах работы. Возможно, это так и есть. Ведь библиотека – это учреждение которое обобщает в себе различные виды услуг и деятельности. И каждое из направлений имеет свою значимость и важность.

Последний 13 вопрос был задан так: «По каким вопросам и отраслям знания чаще всего поступают запросы от инвалидов по зрению?». Этот вопрос был очень важен для нашего исследования, ведь удовлетворение запросов пользователей – это первостепенная задача каждой библиотеки. Поэтому знание сотрудниками библиотеки приоритетных отраслей знания для пользователей, помогает им в первую очередь, при комплектовании фонда. Ответы представлены на рисунке 4.

Рисунок 4 – Отрасли знания, пользующиеся спросом у читателей

Таким образом, из ответов, полученных в ходе опроса сотрудников Пермской краевой специальной библиотеки для слепых, можно сделать следующие выводы:

1. В ПКСБС отдельно выделяется работа по адаптации к условиям новой жизни, реабилитация к изменениям среды, вовлечением в общественную деятельность, использовании в реабилитации новых технологий. И, кроме того, она является преобладающей.

2. Среди читателей-инвалидов по зрению большим спросом пользуются такие информационные ресурсы, как книги и периодические издания. Это говорит о том, что все-таки, для них привычнее получать информацию из стандартных источников.

3. В Пермской краевой специальной библиотеке для слепых проводятся реабилитационные мероприятия. Среди недавних мероприятий все респонденты назвали: «Если душа молода»; «Краеведческие чтения», «Конкурс чтецов по Брайлю». Это может судить о том, что данные мероприятия были наиболее запоминающимися, и произвели большое впечатление на сотрудников библиотеки.

4. Информирование пользователей происходит также в стандартном режиме. То есть с помощью списков новых поступлений, информации на стендах библиотеки и при личных разговорах с читателями. Это говорит о том, что информацию до людей доводят именно в стенах библиотеки. Нет рассылки по электронной почте. Что удобно, ведь для них важно живое общение.

5. Что касается качеств, которыми должен обладать сотрудник библиотеки при работе с читателями-инвалидами, то здесь не было больших разночтений во мнении библиотекарей. Все респонденты сошлись в том, что доброжелательность, тактичность, вежливость, отзывчивость, чуткость, сопереживание, понимание, выдержка, уравновешенность, приветливость и участие – главные качества, которыми должен обладать сотрудник специальной библиотеки.

6. Что касается ответов на вопрос об отраслях знания, то по истории и художественной литературе запросов от инвалидов по зрению поступает больше всего. Так ответили все опрошенные сотрудники. Эту информацию можно использовать при комплектовании фонда библиотеки. То есть пополнять фонд интересными книгами по истории и художественной литературе.

7. Все 100 % респондентов считают, что значимость Пермской краевой специальной библиотеки для слепых очень высока для реабилитации инвалидов по зрению. Но не больше, чем для других аспектов работы.

То есть, нет разграничения, на какие то отдельные виды деятельности.

Это, на мой взгляд, правильно. Ведь каждое направление по своему важно для пользователей библиотеки.

 

Date: 2016-05-23; view: 2000; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию