Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Реабилитация инвалидов в условиях специальных библиотекВ современной России, как в любом развитом обществе, имеющим целую систему организаций и предприятий, главной функцией которых является культурное времяпровождение граждан, формируется и действует социальная реабилитация [25, с. 104]. Для многочисленной группы людей, в большей или меньшей степени ограниченных в своих связях и взаимодействиях с обществом полноценная жизнедеятельность невозможна без представления им различных видов помощи и услуг, соответствующих их социальным потребностям, в том числе в сфере социокультурной реабилитации. В целях ускорения социализации лиц с ограниченными возможностями муниципальные библиотеки Тюменской области идут по пути расширения способов и границ своей деятельности, не замыкаясь в традиционных рамках, используя новые технологии. Библиотеки определили для себя следующие основные направления в работе с этой читательской группой: 1. Выявление и изучение читательских запросов, информационных потребностей; 2. Традиционное библиотечное обслуживание книгой, как в стенах библиотеки, так и организация выездные читальные зоны и обслуживание на дому; 3. Информационно-библиографическое обслуживание; 4. Организация досуга, занятости, психологическая реабилитация [37, с. 30]. С целью выявления читательских интересов, в библиотеках Казанской ЦБС были проведены мини-опросы и анкетирование «Мои читательские интересы», «Самая интересная книга, прочитанная мною в этом году» [38, с. 12]. Расширению коммуникативного пространства, осознанию своего единства с другими членами общества, приобщению к общественным формам рекреации, наконец, проявлению себя как личности способствует участие в коллективных праздниках – светских и духовных. Поэтому библиотеки активно используют игровые программы, викторины, литературно-музыкальные композиции, посиделки, конкурсы, беседы, обзоры. В Ярковском централизованном библиотечном объединении за 2007 год было проведено 158 мероприятий для читателей инвалидов. Традиционным стало проведение дня инвалидов [39, с. 66]. Шевыринская и Банниковская провели вечер «Широкая масленица», а Ленинская библиотека совместно с социальным работником администрации подготовили вечер «Свет рождественской звезды», сельские искусницы наготовили всяких пряностей, угощений, гадали, делились секретами гаданий и обсуждали повесть Н. Гоголя «Ночь перед Рождеством» [44, С. 50]. В 2003 году в центральной городской библиотеке были проведены Фольклор-шоу «Русская зима» - увлекательное мероприятие со скоморохами Дедом Морозом, Снегурочкой. В его программе: игры, рассказы о предметах, о морозах, о церковных зимних праздниках. Исторический экскурс «Тайны Христианских символов»», литературный вечер «гремят истории колоколом, взывая к памяти моей» (ко Дню Победы) и др. Высокую эффективность демонстрируют занятия, связанные с прикладным художественным творчеством. Так, Боковская, Быструшевская библиотеки проводят презентацию выставок «Свои руки, не знают скуки», собирая поделки, рисунки, вышивки своих читателей с ограниченными возможностями. Рождественская библиотека Сладковского района оформила выставку работ инвалидов «Нам некогда скучать». Самой популярной формой организации досуга читателя, имеющих ограничения жизнедеятельности у муниципальных библиотек являются клубы. Клубы и объединения по интересам, создаваемые при библиотеках по своим целям, задачам и методам близки к учреждениям, рассчитанным на применение социокультурной анимации. Социокультурная анимация – реабилитационная технология, целью которой является определенное разблокирование общественных связей, установление теплых доверительных отношений [26, с. 78]. В Ишимской районной ЦБС работают 16 клубных объединений. Некоторые их них имеют богатые истории, ловятся своими традициями. Двенадцать лет работает клуб «Встреча» (Мизоновская сельская библиотека). В рамках клуба в 2003 году были проведены Рождественские подделки «Очень, очень точный гороскоп восточный»; праздник, посвященный Паске «Праздник праздников»; литературный вечер «Таланты живут в нашем селе». Перед началом мероприятий участники информировались о пениях, льготах, наследственном праве, знакомились с документами, решениями администрации района». Особое внимание библиотеки уделяют детям-инвалидам, ставя перед собой цель: способствовать развитию творческих способностей своих маленьких читателей. Вагайская ЦБС совместно с районным музеем, ведет работу по выявлению одаренных детей-инвалидов, организуя их участие в различных конкурсах и выставках. В этом направлении с 1999 года работает клуб «Светлячок» при детской библиотеки Ярковского района. В летнее время клуб организует свою деятельность на детской площадке «Светляндия», где ни один день не похож на другой; зов джунглей сменяется «Днем малой Родины» и т.д. По согласованию с педагогическим коллективом коррекционной школы три раза в неделю РДБ организованно посещают дети из школы-интерната. С детьми и подростками проводятся экскурсии, беседы. Большинство детей из неблагополучных семей. В рамках программы совместно с Центром реабилитации инвалидов Заводоуковской РМБЦ разработана программа летнего отдыха подростков по трем направлениям: - «Колыбель талантов» - выявление и развитие творческих способностей. Проведены: конкурсная программа «Фабрика звезд», конкурс для девочек «мисс лето», дни мальчиков «Слабо?», «Фейерверк талантов», на котором были проведены итоги и победители. - «Голубая планета» - развитие экологического мышления и формирование осознания себя как части целого мира. - «Добро миру» - приобщение к носильному труду, привитие уважения к людям труда, оказание помощи пенсионерам. Дальнейшее развитие интегрированного библиотечного обслуживания пользователей с ограниченными возможностями здоровья, его гармоничное сочетание со специализированным обслуживанием в конечном итоге будет содействовать реализации права этой категории граждан на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность. Изучив Российский опыт социальной реабилитации, мы пришли к выводам: - учреждения, работающие с социально незащищенными слоями населения, не замыкаются в традиционных рамках, используя новые технологии; - во многих учреждениях четко наложена система социального партнерства; - необходимо последовательно разрабатывать и осуществлять научно-информационное, правовое, кадровое, организационное обеспечение процесса социально-культурной реабилитации. Сегодня работа с детьми-инвалидами для областной специальной библиотеки им. Н. Островского (г. Калуга) как центра психологической и социально-культурной реабилитации инвалидов всех категорий является важным и неотъемлемым направлением деятельности. В работе с детьми с ограниченными возможностями библиотека располагает большим потенциалом. Прежде всего, для юных читателей она предлагает возможности компьютерного клуба, Интернет-кафе клуба, «Меломан», различные обучающие программы и заочные экскурсии. Для таких читателей проводятся викторины, конкурсы, беседы. Для родителей детей-инвалидов созданы центры социально-психологической реабилитации, тренинг-центр, работают клуб «Родительский ковчег» и клубы по интересам, проводятся консультации по правовым вопросам. В распоряжении этой читательской категории, как и других, находится: уникальный фонд «говорящей» книги, более 200 наименований специальной литературы для родителей и специалистов; 25 названий периодических изданий специального назначения; видеотека; медиатека; компьютерные игры; учебные пособия для незрячих людей; правовая программа «Консультант плюс» и специально изданные книги по правовой тематике, методические разработки; справочно-библиографический аппарат; локальная компьютерная сеть; множительная техника; книжные иллюстрированные выставки. Читатели с ограниченными возможностями обслуживаются на дому, а в районах области «говорящими книгами» по почте. На дом выдаются также тифломагнитофоны и тифлоплееры. Наиболее показательным в работе с детьми можно считать Мещовский филиал № 2 специальной библиотеки для слепых на базе школы-интерната. Он насчитывает 250 читателей. В нем существует несколько реабилитационно-досуговых клубов: «Подросток», «Мягкая игрушка», «Глина и пластилин», «Резьба по дереву» и др. Цель, которую ставит перед собой клуб «Подросток» – развитие навыков общения, творческих способностей. Эта задача решается путем проведения различных мероприятий, носящих интеллектуальный характер. В их числе игры: «Что? Где? Когда?», «Брейн ринг», «Колесо истории». В филиале созданы все необходимые условия для развития творческих способностей и проведения реабилитационных мероприятий для детей с ограниченными возможностями. Есть необходимая материальная база: видеоаппаратура, компьютер, 10 магнитофонов, 15 плееров и большой фонд литературы, который включает в себя плоскопечатные, «говорящие книги», книги укрупненного шрифта и по Брайлю. Регулярными формами работы в филиале являются обзоры литературы, диспуты по различным вопросам, читательские конференции и тематические вечера, книжные выставки и викторины. Они закладывают основу для развития творческих способностей детей. Так, в числе прошедших за последнее время можно выделить конференции по книгам «Судьба человека», «матерь человеческая», «Мастер и Маргарита». На обсуждении участников здесь выносятся вопросы нравственные, образцы проявления силы человеческого духа. Итак, изучив всероссийский опыт библиотек для слепых в социальной реабилитации инвалидов, мы пришли к выводам: - В современной России социальная реабилитация предлагает не просто отвлечение, развлечение, а сознательное, целенаправленное выяснение человеком в процессе реабилитации своей индивидуальности, своего места среди людей, «силы своей слабости», личностное и творческое самоутверждение. - Действительность дает человеку возможность самовыражаться творчески. Важно прислушаться к звучанию своих духовных сил, постигать себя в творчестве, дабы сделать как можно более общественно полезным самим собой. - С помощью технологий социальной реабилитации осуществляется реабилитационное воздействие на физическое и психическое состояние человека. Особенно на его эмоциональную и познавательную сферу; - Социальная реабилитация, способствуя творческому развитию, обогащению личности порой может не только восстановить (сохранить) индивидуальную и общественную ценность человека, но и поднять ее (вместе со здоровьем) на более высокий уровень. Социальная реабилитация инвалидов – средство возвращения больного к нормальной жизни, труду в пределах его возможностей. Основная цель социальной реабилитации – интеграция инвалида в общество. Каждая общедоступная библиотека должна гарантировать свободное обращение к своим фондам всем гражданам, проживающим в зоне ее обслуживания, включая инвалидов и людей преклонного возраста. Поэтому, определяя приоритеты в своей работе, мы должны понимать, что самым гуманным направлением деятельности является приоритетное обслуживание лиц с ограниченными возможностями пользования библиотекой [29, с. 23] Деятельность библиотек в помощь социальной интеграции инвалидов заключается, прежде всего, в оперативном предоставлении инвалидам общественно-значимой информации, в подборе, рекомендации и доставке книг, пользующихся повышенным спросом. Библиотекарь может с помощью книги переключить внимание и интересы человека, имеющего физический недостаток, на доступную для него деятельность, выбор соответствующего его интересам занятия. Проанализировав первую главу можно сделать следующие выводы: Современные библиотеки для слепых представляют из себя социализирующую модель библиотеки, поскольку их информационная деятельность направлена на обеспечение социальной защиты своих пользователей и способствует их социальной адаптации. Основополагающим в деятельности библиотек для слепых является их стремление обеспечить своим читателям беспрепятственный, равный со зрячими доступ к информации. Ведь именно владение инвалидами по зрению информацией наравне со здоровыми людьми может сделать слепых полноправными членами общества, конкурентоспособными на рынке труда, а также способствует реализации их творческого потенциала. Значительная роль в социальной адаптации людей с недостатками зрения принадлежит новым информационным технологиям и телекоммуникационным средствам. Компьютер и его аппаратное и программное обеспечение, адаптированное для слепых пользователей, открывают перед инвалидами новые возможности для обучения, самообразования, трудовой и социальной деятельности. Интернет создает условия для свободного доступа к мировым информационным ресурсам и является прекрасным средством общения, что крайне важно для людей, долгое время находившихся в информационном вакууме. Вместе с тем, большинство инвалидов по зрению в России не могут позволить себе приобретение специального оборудования, поскольку оно весьма дорогостоящее. В этой ситуации специальные библиотеки для слепых берут на себя роль проводников в мир компьютеров и Интернет для своих читателей, знакомя и обучая их работе с новыми информационными технологиями.
|