Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции, задачи и специфика деятельности специальных библиотек для слепых





Специальные библиотеки для слепых являются неотъемлемой частью библиотечной сети Российской Федерации и совокупного культурного и информационного ресурса. Основополагающим принципом их деятельности является принцип свободного и равного доступа к библиотечным фондам и информации для инвалидов по зрению. Его практическая реализация состоит в обеспечении этой категории пользователей необходимой информацией и услугами в том же объеме и того же качества, что и всех остальных пользователей библиотек [34, С. 9].

Роль библиотеки для слепых – вовлечь инвалида по зрению в творческую деятельность, с помощью книги выровнять эмоциональное состояние, содействовать воспитанию воли, сделать характер более устойчивым.

Общественная значимость и социальное назначение специальной библиотеки состоит в исполняемых ею функциях – информационной, культурной, образовательной, реабилитационной, культурно-просветительной, мемориальной, досуговой и коммуникативной.

Информационная функция предоставляет возможность поиска и использования информации вне зависимости от ее вида, формата, носителя, месторасположения;

Образовательная функция осуществляет поддержку образования лиц с нарушениями зрения на протяжении всей жизни;

Реабилитационная функция участвует в комплексной системе реабилитации инвалидов, используя средства культуры, искусства, социокультурные и адаптированные библиотечные технологии;

Культурно-просветительная функция организует мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание и просвещение;

Мемориальная функция обеспечивает сбор и хранение информации – совокупной памяти человечества, зафиксированной в книжных источниках, в том числе в документах специальных форматов для незрячих;

Досуговая и коммуникативная функции обеспечивают проведение полезного досуга, восполняет дефицит общения инвалидов между собой и с другими членами общества.

Цель специальной библиотеки для слепых – создание комфортной информационной среды для пользователей.

Это потребовало решения следующих задач:

- Вовлечение читателей в межличностное общение, развитие их творческих способностей;

- Создание безбарьерной библиотечной среды, в которой человек чувствовал бы себя комфортно;

- Организация обслуживания людей с ограниченными возможностями здоровья, доведение книги до каждого нуждающегося;

- Пополнение фонда библиотеки специальными изданиями;

- Повышение квалификации библиотечных сотрудников в вопросах организации обслуживания;

- Социальное партнерство, сотрудничество и координация работы с государственными и общественными организациями.

Новым в развитии библиотек для слепых, на современном этапе, является трансформация библиотек в Центры информации, образования, реабилитации и досуга для инвалидов. Создание таких центров на базе специальных библиотек, является «моделью» библиотек нового типа, объединяющих в себе:

- взаимодействие специалистов (библиотекарей, массовых работников, дефектологов, педагогов, психологов, социальных работников и т.д.);

- привлечение к работе специалистов творческих объединений, обществ, ассоциаций, фондов для раскрытия творческого потенциала людей с физическими ограничениями путем использования различных досуговых форм и методов работы с ними;

- вовлечение в социокультурную реабилитацию детей, подростков, молодежи, семей группы риска и др. категорий пользователей путем активизации, главным образом индивидуальной и групповой работы с читателями.

Ресурсы этих центров:

- Они обладают наиболее полными в регионе фондами документов на специальных носителях (по системе Брайля, «говорящие» книги, крупно шрифтовые издания). Каждая библиотека имеет общую, одинаковую во всех библиотеках, часть фонда, которая пополняется за счет централизованно издаваемых книг и журналов.

- Специфическую часть фондов, которая производится непосредственно в регионе (книги и журналы краеведческого и тифлокраеведческого содержания, произведения местных авторов, документы, которые репродуцируются на основе заявок пользователей конкретной библиотеки). Эта часть фонда представляет наибольший интерес, но, к сожалению, сейчас документы, изданные на местах, слабо рекламируются, и в результате неизвестны широким кругам читателей в других регионах. Кроме того, иногда одна и та же книга репродуцируется в разных библиотеках России. Происходит нерациональное использование и без того скудных финансовых средств, трудовых и других ресурсов. Поэтому так важно нам перейти к согласованному комплектованию фондов, кооперированию и координации в их использовании, разработать и внедрить комплексную систему формирования и использования единого книжного фонда специальных библиотек. В значительной степени работа по использованию фонда специальными библиотеками будет облегчена, за счет новых технологий. Когда будет иметься сводный электронный каталог на информационные ресурсы, сосредоточенный в специальных библиотеках для слепых России.

- Другая составная часть информационных ресурсов – это литература по проблемам слепоты и слабовидения, дефектологии, реабилиталогии, инвалидности. Она представляет значительный интерес для специалистов, профессионально занимающихся проблемами инвалидов, студентов, а также органов управления, и эти группы являются пользователями библиотеки. В основном обладателями (держателями) таких фондов в регионе являются только библиотеки для слепых. В настоящее время многие библиотеки, наряду с информацией на традиционных носителях, предоставляют специалистам информацию из Интернета. Таким образом, библиотеки реализуют, хотя и косвенно, путем информационного обеспечения, присущую им функцию содействия инвалидам в социальной интеграции и реабилитации [43, С. 62].

Гарантированное и систематическое финансирование комплектования, в первую очередь изданиями для слепых и слабовидящих, сохранности фондов и другой деятельности библиотек для слепых обеспечивают органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые несут ответственность за реализацию прав граждан на информационно-библиотечное обслуживание [34, С. 10].

В библиотеках для слепых сегодня сосредотачивается и современная информационная технология, вспомогательная техника для слепых, слабовидящих и других категорий инвалидов, программные средства, средства связи и т.д. Создаются автоматизированные рабочие места, как для зрячих, так и незрячих пользователей. Как одним из направлений социальной реабилитации инвалидов по зрению и их интеграции в обществе служит создание Интернет-классов и интернет-клубов (Орел, Приморье, РГБС). Таким образом, происходит не только накапливание таких средств, но и активное обучение читателей и сотрудников пользованию современной технологией. Таким образом, значительно расширяется образовательная функция библиотек для слепых [43, С. 64].

Наряду с этим активно развивается и книгоиздательская функция, основанная на применении компьютеров, сканеров, брайлевских принтеров, издательских комплексов и т.д. Использование сканирования, ресурсов Интернет, CD–ROM, электронных файлов, получаемых непосредственно из издательств и редакций журналов, оцифрованные тексты, переход на производство цифровых «говорящих» книг позволяет оперативно удовлетворять запросы пользователей. С внедрением современной технологии происходят изменения в самом процессе обслуживания. В этой связи удовлетворение читательских запросов будет ориентировано не только на массовый спрос на нужды документов, но и на индивидуальные запросы, что будет служить предпосылкой обеспечения всем инвалидам равных возможностей в доступе к информации.

Специальная библиотека для слепых является социальным институтом, осуществляющим библиотечно-информационные услуги гражданам с нарушением зрения, независимо от места их проживания на территории края. Услуги, предоставляемые библиотекой, способствуют образованию, профессиональной деятельности, творческому и культурному развитию, реабилитации, социализации и интеграции в социум людей с ограничениями в жизнедеятельности.

Одним из важнейших направлений библиотечной работы, содержание которого обуславливается особенностями инвалидов по зрению – это досуг и общение. Для многих инвалидов библиотека является одним из важнейших, а зачастую и единственным местом, где они могут провести свое свободное время. В последний период в ряде библиотек происходит слияние библиотеки и дома культуры (Красноярск, Кострома), что позволяет в большей мере раскрытию творческого потенциала незрячих и слабовидящих путем использования различных досуговых форм (просмотр и обсуждение видео и теле программ, формирование видеотеки по проблемам инвалидности, занятие самодеятельным концертно-исполнительским и литературным творчеством и т.д.)

Библиотека формирует, хранит и предоставляет пользователям фонд документов, который включает издания, аудиовизуальные, тактильные материалы, электронные и иные документы на русском и других языках. Эти документы, предназначенные для слепых и слабовидящих, обеспечивают беспрепятственный доступ к информации инвалидам по зрению на основе использования адаптивных технологий и тифлотехнических средств. Именно практическое применение того или иного средства сначала в одной или в ряде библиотек позволяет сделать заключение о необходимости его дальнейшего применения или приобретения. Это способствует дальнейшему совершенствованию технических средств их дальнейшему внедрению и развитию вспомогательных технологий, поиску новых программ и аппаратов. Также они обеспечивает поддержку образовательной, профессиональной, социокультурной, досуговой деятельности незрячих, пользователей с другими видами ограничений, содействует их реабилитации и социализации через книгу и чтение [34, С. 10].

Примером консолидации и интеграции библиотек является создание межрегиональных библиотечных объединений-центров для слепых. Тенденция к образованию региональных центров уже положена и началось объединение близлежащих регионов. Хабаровская краевая библиотека для слепых, которая становится методическим центром для библиотек Дальнего Востока и Забайкалья, Северо-западный регион с центром в Санкт-Петербурге, Саратовская областная библиотека для слепых для специальных библиотек Поволжья, Новосибирская библиотека для библиотек Сибирского региона. Ставропольская краевая библиотека стала методическим центром для библиотек Южного региона.

Сейчас, есть реальная возможность для сети специальных библиотек перейти на качественно новый уровень работы, позволяющий принципиально по-новому взглянуть на все основные составляющие своей работы, все, что касается обслуживания пользователей в самом широком смысле.

Специальные библиотеки для обслуживания лиц, имеющих ограничения по зрению участвуют в определении культурной политики на территории своего региона, в обеспечении информационной поддержки при принятии решений во всех сферах деятельности с учетом потребностей особых категорий населения; в местных, региональных и федеральных программах, направленных на совершенствование библиотечно-библиографического обслуживания инвалидов, а также в формировании совокупных информационных ресурсов сообщества [34, С. 10].

Обобщив материал можно сделать следующие выводы по функциям и задачам специальных библиотек:

Социальными функциями современной библиотеки являются мемориальная, коммуникационная, информационная, образовательная, соци-ализирующая и культурная.

Специализированные библиотеки для слепых, выполняющие одновременно и функции по социальной реабилитации инвалидов, входят не только в систему образования и культуры, но и в систему социальной защиты населения. Следовательно, к этим библиотекам можно применять и понятие «Социальный институт помощи (СИП)» и необходимо учитывать вхождение специальных библиотек одновременно в две названные большие системы. Из этого вытекает целый ряд специфических требований к работе таких библиотек. В подобных учреждениях должны работать библиотекари, не только знающие современное библиотечное дело, но и обладающие навыками социальных работников, психологическими знаниями и опытом, опытом позитивного сострадания, чтобы оказать поддержку читателям.

Важнейшие задачи библиотек в современном мире все чаще формулируются как обеспечение свободного и неограниченного доступа к информации и сохранение ее источников.

Реализация задач по созданию библиотеки как реабилитационного центра для инвалидов всех категорий невозможна без квалифицированных кадров, без профессиональных знаний, которые должны соответствовать изменениям, происходящим в библиотечном мире.

С помощью функций и задач можно выполнять следующие направления деятельности:

- вести информационную работу с властными структурами, средствами массовой информации, расширять просветительскую работу среди населения регионов по формированию толерантного отношения к инвалидам;

- развивать социальное и профессиональное партнёрство со всеми заинтересованными учреждениями и организациями в интересах социокультурной реабилитации;

- вести творческий поиск новых, нетрадиционных подходов к социокультурной реабилитации инвалидов, делая акцент на интерактивные, адресно-ориентированные технологии;

- продолжать планомерную работу по превращению специальных библиотек в координационные центры социокультурной реабилитации инвалидов.

- Оказывать консультативную и методическую помощь библиотекам на местах, организовывать тренинги и семинары на базе передовых библиотек;

- наладить взаимодействие с универсальными, научными, детскими, районными библиотеками с целью координации методической работы, которая проводится с инвалидами.

 

 

Date: 2016-05-23; view: 6869; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию