Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели и функции менеджмента





Общепрофессиональный раздел.

Содержание общепрофессионального раздела

Теория менеджмента

Сущность и содержание менеджмента

1)Менеджмент-самостоятельный вид професс деятельности людей напрвлена на достижение организаций,действовать в рыночночных условиях,определение целей путем рационального использования ресурсов.часто менеджмент называют наукой и искуством. наукой потому что предыдущими поколениями ученых сформулирован закон управления.искусством потому что эти законы следует принимать творчески.1)предпринимательство-фактор производства спецификация деятельности людей связанных с наличием капитала,инновационных идей ориентирование на получение прибыли от реализации определенной продукции или услуг.бизнес-укрупненная структура производства включающаая в себя коммер(хоз)организации.содержание менеджмента можно рассматривать в 3 аспектах.1)как часть управления в сложных организациях.2)организация в виде структуры управления выполняющаяя задачи линейного и функ управления.3)как вид проф деятельности,наличие не только спец высшего образования но и доп послевузового образования.

Историческое развитие менеджмента связано с 2-мя принцип подходами 1)управление производством 2)управления труд полномочиями

2. Эволюция управленческой мысли. Как самостоятельная область знаний менеджмент развивался на протяжении двадцатого столетия под воздействием тенденций мирового общественного и экономического развития, появления новейших научных и технических достижений, в результате чего возникло множество различных школ управления, их модификаций, получили развитие системный и ситуационный подходы к управлению. На сегодняшний день, находясь в 3 тысячелетии, можно объявить о возникновении новой парадигмы в управлении, возникшей в результате осмысления нового опыта и практики бизнеса.

Первый прорыв управленческой мысли связан с именем Фридерика Тейлора (18651915), который впервые применил научные принципы к управлению, он перенес идеи инженерных наук на управление в низовом производственном звене путем рационализации труда рабочих, применения специальной техники и технологии. Его идеи продолжили Г.Л. Ганнт, супруги Ф. и Л. Гилбрет, Г. Эмерсон и Г. Форд. Почти все они были успешными менеджерами, эффективно воплощавшими свои идеи на практике.

Следующий крупный шаг в развитии управленческой мысли осуществил Анри Файоль (1825-1925), заложивший основу науки администрирования в ее классическом варианте. Рассматривая управление организацией в целом, он разработал принципы управления, которые действенны и сегодня, определил основные функции управления, принципы построения организационных структур.

Третий прорыв состоял в зарождении школы «человеческих отношений» на рубеже 30-х годов и был связан с использованием достижений психологии и социологии в управлении. Представители этой школы и - Мери Паркер Фоллет и Элтон Мэйо (18801941). Мэйо с помощью знаменитого Хоторнского эксперимента сумел доказать, что помимо условий на работе, совершенствования движений и техники на производительность труда работников оказывает влияние в большей степени характер человеческих отношений в трудовом коллективе. Известный психолог А. Маслоу (1908-1970) с помощью исследований раскрыл механизм человеческой мотивации. В дальнейшем эти идеи нашли продолжение в поведенческих науках. Ученые-бихевиористы К.Арджирис, Р.Лайкерт, Д.МакГрегор, Ф.Герцберг в 50-60- е годы изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, коммуникации в организациях, лидерства.

В 50-60-е годы это направление было продолжено развитием теории организации как социально-технической системы. Системный подход (Ч.И.Барнард (1886-1961 гг)) в отличие от одномерных теорий, которые рассматривали только одну сторону управления, явился синтетическим, комплексным взглядом на управление

3. Закономерности и принципы менеджмента –частные законы действующие в области общего производства и обладающие определенными свойствами.например:они позволяют определ общ потребности,выводить устойчивые связи между явлениями через формулы и нормативы.Существует следующие классификации закономерностей.1)Управление производством.1.1 Пропорциональность и соотносительность частей организации в т.ч вспомогательного производства и управления производством(необходимо для рационального развития предприятия.Явл одним из условий высокой производительности труда.Увеличение аппарата управления не всегда способствует росту эффективност)1.2Единство системы управления предприятием(отражает определенные связи между элементами кто сохраняют ее целостность в теч длительного времени.проявляется в единстве принципов фукнций и методов управления используемых на предприятии.1.3Оптимальное сочетание централизации и децентрализации и управления(Означает необходимость распространения задач функций и полномочий между различных звениями управления.2)Экономические законы.2.1Закон возрастани издержек(с ростом производства 1 продукта за счет уменьшения производства другого,издержки на производство ед продукта возрастают)2.2(Закон убывающей предельной полезности(каждый последующий продукт приносит меньше пользы чем предыдущий)2.3 Закон убывающей производительности труда и капиталла(Исходит из теории убывания плодородия почвы и говорит о сокращении эффективности последовательных затрат труда и капиталла в производство однотипного продукта. 3)Законы организации 3.1.Закон самосохранения(Каждая соц и материальная система стремится сохранить себя(выжить)и использовать для достижения этого весь свой потенциал:производственный,финансовый,интелектуальный)3.2 Закон информированности(чем больше информацией распологает организация о внутренней и внешней среде тем она имеет большую вероятность устойчивого функционирования.В следствии закон:информированность работника переходит в его компитентность)

Цели и функции менеджмента

Содержание управления определяется в его функциях возникших в результате разделения и специализации труда в обл труда как особого вида деятельности.Функции управления-это относительно самостоятельное спецализированное и обособленные виды деятельности,с помощью кот субъект управления (руководитель)аппарат управления воздействует на управляемый объект(труд. Коллектив)

Содержание функций отвечает на вопрос какие действия(набор действий)осуществляется в рамках данной функции.процесс реализации функций отвечает на вопрос какова логическая последовательность осуществляющих в рамках действий,что зачем должно действовать чтобы функция выполнялась.структура функций отвечает на вопрос как или каким образом формально связаны м/д собой действия составную функцию.Функции управления имеют специфический характер особое содержание и могут осуществляться неразрывно связанными между собой. Все 4 основные функции взаимосвязаны и взаимообусловлены. Иными словами в системе управления все управленческие функции объединены в единый целостный процесс. Процесс управления-это совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанных действий управле работников под реализац функций менеджмента осуществляемых по особой технологии и направленных на достижение целей соц-экон системы на основе применения управленческих принципов и методов.Управленческий цикл-это последовательное выполняемость одних и тех же видов деятельности по управлению какими либо объектом можно выделить функциональные концепции процесса управления. Основные функции концепций имеет след вид ПЛАНИРОВАНИЕ→ОРГАНИЗАЦИЯ→МОТИВАЦИЯ→КОНТРОЛЬ (Совокупностьфункций связанных управленческим циклом)В теории менеджмента существует разделение функций на основные(общие)и конкретные(специализированные)

5. Организационные структуры управления фирмой

Под организационной структурой понимается ее организация из отдель­ных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед предприятием и его подразделениями целями и распределением между ними функций. Ор­ганизационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы.

Проблема совершенствования организационной структуры управлении предполагает уточнение функций подразделений, определение прав и обязанностей руководителя и сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования функций и информационных потоков. Организационная структура направлена прежде всего на установлен четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределен между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, выражающиеся в тех или иных принципах.

Организационные структуры управления промышленными фирмами отличаются большим разнообразием и определяются многими объективными факторами и условиями. К ним могут быть отнесены, в частности, размеры производственной деятельности фирмы (средняя, мелкая, крупная); производственный профиль фирмы (специализация на выпуске одного вида продукции или широкой номенклатуры изделий различных отраслей); характер монополистического объединения (концерн, финансовая группа).

Виды организационных структур управления Организационная структура аппарата управления — форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за ним функций.

Различают связи:

— линейные (административное подчинение);

— функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения);

— межфункциональные (между подразделениями одного и того же уровня).

В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления:

— линейная;

— функциональная;

— линейно-функциональная;

— матричная;

— дивизиональная;

— множественная.

В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Она основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция. Такая организационная структура образуется в результате построения аппарата управления из взаимоподчинённых органов в виде иерархической лестницы, т.е. каждый подчинённый имеет одного руководителя, а руководитель имеет несколько подчинённых.Преимуществами такой структуры можно назвать:— Жесткое руководство органами управления — Оперативность и точность управленческих решений. Недостатки: Затруднительные связи между инстанциями — Концентрация власти — Сильная загрузка средних уровней управления

Линейная структура управления используется мелкими и средними фирмами, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.

Функциональная организационная структура Основана на создании подразделений для выполнения определённых функций на всех уровнях управления. К таким функциям относят производство, сбыт, маркетинг и т.д. Функциональная структура управления нацелена на выполнение постоянно повторяющихся рутинных задач, не требующих оперативного принятия решений. Функциональные службы обычно имеют в своём составе специалистов высокой квалификации, выполняющих в зависимости от возложенных на них задач конкретные виды деятельности.

К преимуществам такой структуры можно отнести:

— Сокращение звеньев согласования

— Уменьшение дублирования работ

— Укрепление вертикальных связей и усиление контроля за деятельностью нижестоящих уровней

— Высокая компетентность специалистов

К недостаткам:

— Длительная процедура принятия решений

— Возникновение конфликтов из-за несогласия с директивами, так как каждый функциональный руководитель ставит свои вопросы на первое место.

В этой структуре нарушен принцип единоначалия

Линейно-функциональная структура — ступенчатая иерархическая При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления.

Основу линейно-функциональной структуры составляет «шахтный» принцип построения и специализация управленческого персонала по функциональным подсистемам организации.

По каждой подсистеме формируются «иерархия» служб («шахта»), пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы любой службы аппарата управления оцениваются показателями, характеризующими реализацию ими своих целей и задач. Использование линейно-функциональных структур управления показало, что они наиболее эффективны там, где аппарату управления приходится выполнять множество рутинных, часто повторяющихся процедур и операций при сравнительной стабильности управленческих задач и функций: посредством жесткой системы связей обеспечивается четкая работа каждой подсистемы и организации в целом. недостатки: невосприимчивость к изменениям, особенно под воздействием научно-технического и технологического прогресса; закостенелость системы отношений между звеньями и работниками аппарата управления, обязанными строго следовать правилам и процедурам; медленную передачу и переработку информации из-за множества согласований (как по вертикали, так и по горизонтали.Иногда такую систему называют штабной, так как функциональные руководители соответствующего уровня составляют штаб линейного руководителя.

Дивизиональная (филиальная структура) Дивизионы (филиалы) выделяются или по области деятельности или географически.В организации с дивизиональной структурой становятся не руководители функциональных подсистем, а управляющие производственными отделениями. Структурирование организации по отделениям производится, как правило, по одному из трех критериев: по видам выпускаемой продукции или предоставляемых услуг (продуктовая специализация), по ориентации на те или иные группы потребителей (потребительская специализация), по обслуживаемым территориям (территориальная или региональная специализация). Такой подход обеспечивает более тесную связь с потребителями и рынком, существенно ускоряя реакцию организации на изменения, происходящие во внешней среде.

В результате существенно уменьшается нагрузка на верхний эшелон управления, который сосредоточивается на стратегическом менеджменте организации в целом. В то же время отделения, обретающие оперативно-хозяйственную самостоятельность, начинают работать как «центры прибыли», активно использующие предоставленную им свободу для повышения эффективности своей деятельности.

И все же в целом структура управления оказывается усложненной, прежде всего за счет промежуточных (средних) уровней менеджмента, созданных для координации работы различных отделений. Дублирование функций управления на разных уровнях в конечном счете вело к росту затрат на содержание управленческого аппарата.

Матричная структура характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один — линейный, другой — руководитель программы или направления). Построенная на основе принципа двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, непосредственному руководителю функционального подразделения, которое предоставляет персонал и другие ресурсы руководителю проекта (или целевой программы), с другой, — руководителю временной группы, который наделен необходимыми полномочиями и несет ответственность за сроки, качество и ресурсы. При такой организации руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчиненных: с членами проектной группы и с другими работниками функциональных подразделений, подчиняющимися ему временно и по ограниченному кругу вопросов (причем сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений — отделов, служб).

Применения матричных структур в организациях довольно значительны, что говорит об их эффективности, хотя система двойного (а в ряде случаев даже множественного) подчинения вызывает немало проблем с управлением персоналом и его эффективным использованием.

Множественная структура объединяет различные структуры на разных ступенях управления. Например, филиальная структура управления может применяться для всей фирмы, а в филиалах — линейно-функциональная или матричная.

Функции мотивации.

Мотивация представляет собой процесс содержания условий и мотивов оказывающие воздействие на поведение человека направл его в нужную для организации сторону побуждающих проявл настойчивость старательность при достижении целей организации. мотивирование как процесс представляет следующие стадии 1)возникновение потребностей.2)Поиск путей к установлению потребностей.Основные пути Удовлетворение,подавление не замечая потребностей.3)Выбор пути удовлетворения потребностей.человек фиксирует что и какими средствами он должен сделать,чего добиться,что получить,для того чтобы устранить потребности.4)Процесс достижения удовлетворения потребностей.Затрачиваются определенные усилия кот позволяют получить возможности установлению потребностей.5)процесс получения предмета удовлетворения потребностей.6)Снятие направления вызываемого потребностью.2)Содержание теории мотивациистарается определить потребность побуждать людей к действию,особенно при определении объема работы и содержания работы.Наиболее распрасраненными теориями мотивации данной группы явл:1)теория маслоу.2)теория Герцберга.3)теория Маккислиода.1-я предпологает выделение различных потребностей кот разделяются на 5 групп 1)физилогические2)потребности безопастности3)соц потребности 4)потребительского уважения 6)потребн самовыражения.2-я теория Герцберг разработал 2х факторную модель и показал что мотивация на практике служит не только удовлетворять,нои неудовлетворять техн или иных потребностей.Герцберг выделил 2 группы факторов мотивации 1)единические(условия работы,размер з/п степень контроля за работой.2)мотивирующие (это одобрение результата работы,высокая степень ответственности возможности творческого и проф роста.3-я теория Макксилионда выдвинул теорию приобретения потребностей.В них представлены высшие уровни потребностей.Маслоу.Они подразделяются1)необходимость причастности выражаться через поиск и установление хороших отношений с окружающими,оказания поддержки другим,а также получения поддержки от других.2)потребность во власти мтремление брать и нести ответственность за действия др людей влиять на их поведение.3)потребность в успехе появляется как способность решать установленные задачи быстрее успешнее и с меньшими затратами.

Date: 2016-05-23; view: 369; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию