Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Разработка урока русского языка Словообразование. Обобщение; 5 класс
ХОД УРОКА. 1.Организационный момент. 2.Орфографическая пятиминутка. БУК Е Т, П А Л И САДНИК, ВЕ Е Т, Ж И РНЫЙ, В И Н Е ГРЕ Т, М О ЛО Т ЬБА, ВЕРШ И НА, РЕ Д КИЙ, С ДРУЖ И ЛИСЬ. 3. Слово учителя: - Мы с вами закончили изучение раздела «Словообразование». Что же изучает этот раздел? Из каких основных морфем состоит слово? Что называется окончанием? Что можно рас сказать о слове, используя морфему, например, -УТ? (ответ: глагол, 1 спр., в форме буд. или наст. времени, 3-его лица, мн. числа) Что означает, когда мы говорим: «В этом слове нулевое окончание, а в этом его нет и быть не может?»
ЗАДАНИЕ: (предварительно на доске) Найти слова с нулевым окончанием и слова, в которых нет и не может быть окончания, РАСПРЕДЕЛИТЬ ИХ В ДВА СТОЛБИКА. Говорил, красиво, вниз, кофе, луч, границ, мышь
ЗАДАНИЕ. Вспомним порядок морфемного разбора и произведем его, на примере слова ГОВОРИЛ, а рядом произведем словообразовательный разбор слова КРАСИВО. Что называется суффиксом?
ЗАДАНИЕ: Из слов указанных на доске выбрать только те, которые имеют суффикс -ЩИК- Банщик, ящик, барабанщик, гонщик, сварщик, лещик. Вспомним, когда пишутся суффиксы ЧИК –ЩИК-? Что вы знаете о приставках? Что общего и что различает ее суффиксом?
ЗАДАНИЕ. Выписать слова с приставкой –ОТ (-ОТО) (предварит. запись на доске) Уточните по учебнику на стр. 295 значение этой приставки в словаре значения морфем. Отопление, отодвинуть, отпарить, отощать, оттащить, отселить, отворить (дверь), отварить (мясо), оторвать, отцовский, оттепель. (выписываем: отопление, отодвинуть, отпарить, оттащить, отселить, отварить (мясо), оторвать, оттепель) Почему мы не выписали остальные слова? (в слове отворить дверь приставка о-, а в других словах от- входит в состав корня)
ВЫВОД: чтобы правильно сделать морфемный разбор, нужно учитывать значение каждой морфемы. Чтобы еще раз убедиться в этом, выполним следующее ЗАДАНИЕ: Объясните, можно ли указанные слова проверить существительным СЛАВА? (предварит. запись на доске) СЛ…ВЕСНОСТЬ, СЛ…ВООБРАЗОВАНИЕ, СЛ…ВАРНЫЙ, БЛАГОСЛ…ВЕНИЕ. (ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ: выписать из толкового словаря лексическое значение этого слова) Так что же такое корень? Выделим его в словах предыдущего упражнения. Почему корень – главная значимая часть слова? Есть ли слова без корня? Мы с вами вспомнили все морфемы, из которых состоит слово. Выполните следующий тест. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания? · надёжный · созвучный · разница · впереди 3. Итак, мы повторили все, что мы знаем о морфемах, из которых состоит слово. Давайте еще раз назовем их и укажем их назначение: Выражает лексическое значение Стоит после корня и образует новые слова? Стоит перед корнем и образует новые слова? Находится в конце слова и образует формы слова? (они нужны для связи слов в словосочетании и предложении)
4. В заключение – игра «Шарады». Составьте слово, взяв от сущ. ЗАДУМКА корень, от глагола ЧИТАТЬ суффикс, а от глагола ПЕТЬ окончание. Запишите полученное слово, выделив в нем значимые части. (думать) Ещё одна шарада: Начало – голос птицы, Конец- на дне пруда, А целое – в музее Найдете без труда. (картина) 5.Подведение итогов урока. Объявление и комментирование оценок. 6. Задание на дом.
Формированию у дошкольников словообразовательных умений, необходимо уделять большое внимание, так как это способствует расширению и обогащению словарного запаса, формированию умения строить связные высказывания, а так же служит подготовкой к обучению грамоте. Для этого были подобраны разнообразные дидактические игры, которые помогут целенаправленно скорректировать словообразовательные умения у дошкольников. «Веселые кубики» Задача6 учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -ик, -к Оборудование: большие и маленькие кубики с изображениями предметов. Ребенок должен назвать предмет, изображенный на гранях большого кубика, найти такой же предмет на маленьком кубике и назвать его ласково. Например: дом — домик, стул — стульчик, мышь — мышка и т.д. «Кто что делает?» Задача: учить понимать и использовать в самостоятельной речи некоторые наиболее часто употребляемые приставочные глаголы (поел, попил, ушел, убрал и т.п.). Оборудование: картинки с изображением действий. Ребенок называет, что делает мальчик (девочка), что сделал мальчик (девочка). Например: мальчик ест — мальчик поел, девочка мыла посуду — девочка помыла посуду и т.д. Продолжение формирования словообразовательных навыков. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей. «Винни-Пух» Задача: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -очк, -ечк, -ичк, -оньк, -еньк. Оборудование: картинка с изображением Винни-Пуха, летящего на воздушном шаре, и набор предметных картинок. Ребенок называет предмет изображенный на картинке, потом называет его так, как про него сказал бы Винни-Пух, увидев этот предмет сверху. Например: лента — ленточка, коса — косичка, Даша — Дашенька, тетя – тетенька. «Поле чудес» («Детеныши животных») Задача: образовывать названия детенышей животных. Оборудование: вертушка, игровое поле с изображением животных (свинья, собака, кошка, лошадь, овца, коза). Ребенку предлагается назвать детеныша животного, на которого показала стрелка. Например: кошка — котенок; лиса – лисенок и т.д. «Гараж» Задача: учить образовывать глаголы с приставками на-, по-, вы-. Оборудование: игрушки (гараж, машинка, дорожки, светофор и т.п.). Ребенок выполняет игровые действия с машинкой и комментирует их. Например: машинка выехала из гаража, поехала по дорожке и т.д.
«Поле чудес» («Листья») Задача: образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к растениям. Оборудование: вертушка, игровое поле с изображением листьев деревьев (дуб, береза, клен, липа, рябина, сосна, каштан). Ребенку предлагается назвать листок дерева, на который указала стрелка. Например: лист дуба — дубовый лист, лист березы — березовый и т.д. «Ателье» Задача: образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к различным материалам. Оборудование: вырезанные силуэты одежды, образцы различной ткани (ситец, сатин, шерсть, шелк и т.п.). Ребенок называет образец ткани, прикладывает к ней силуэт одежды и отвечает на вопрос. Например: костюм из шелка (какой?) — шелковый костюм; юбка из шерсти (какая?) — шерстяная юбка и т.д. «Головы и хвосты» Задача: образовывать притяжательные прилагательные от существительных. Оборудование: карта с изображением персонажей мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве» (двое из ларца, Вовка), слева внизу — небольшое наборное полотно, сборные картинки (голова одного животного, а хвост другого). Ребенок должен назвать, чья голова и чей хвост нарисованы на картинке. Например: голова чья? Лисья голова. А чей хвост? Тигра. Хвост тигра — какой? Тигриный хвост. «Спасение Принцессы» Задача: формировать и развивать навык употребления предлогов с глаголами, образованных приставочным способом. Оборудование: ширма с изображением поля, домика, деревьев, реки, дворца; набор изображений сказочных героев и персонажей известных мультфильмов, совершающих определенные действия: Чиполлино (идет), Бу-ратино (бежит), Карлсон (летит), Черепаха (ползет), Колобок (катится), Принцесса (спрятана во дворце). Ребенок должен взять героя и рассказать, каким образом он передвигался, отправляясь на помощь Принцессе, передвигая героя по ширме. Например: Буратино по полю (побежал); к дому (подбежал); за дом (забежал); из-за дома (выбежал); вокруг дерева (обежал); от дерева (отбежал); в лес (вбежал); через речку (перебежал) и т.д. «Фокусник» Задача: употреблять наименования, образованные за счет словосложения. Оборудование: пара карточек с изображением предмета и словом (глагол, прилагательное) для образования слова. Ребенок должен назвать картинку и соединить ее со словом (читает логопед). Например: картинка — книга, слово — любит, получилось — книголюб; картинка пчела, слово — водит, получилось — пчеловод и т.д. «Поле чудес» («Большой — огромный») Задача: образовывать существительные с увеличительным суффиксом -ищ-. Оборудование: вертушка, игровое поле с предметными картинками (нож, нос, кот, ключ, хвост, дом, шкаф, мяч, коса, комар). Ребенку предлагается вертеть стрелку. После ее остановки назвать предмет, на который она показывает. Затем назвать слова с увеличительным суффиксами. Например: ключ — ключище, дом — домище и т.д. «Поле чудес» («Посуда») Задача: образовывать существительные с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища. Оборудование: вертушка игровое поле с изображением продуктов питания (хлеб, чай, сахар, конфеты, селедка, сухари, суп). Ребенку предлагается посуду, в которую помещается продукт, на который указала стрелка. Например: суп — супница; сухари — сухарница и т.д. Активизация словообразовательных процессов. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей. Заключение: Результативность и эффективность опыта по применению Игровых технологий Я выделяю три фактора успешности этой системы: эффективность, продуктивность и результативность. Показателями эффективности применения игровых технологий являются: - творческий характер совместной деятельности учителя и учеников, позитивное отношение учащихся к изучаемому предмету, оптимальный психологический климат на уроках русского языка. Продуктивность подтверждается позитивными результатами исследований удовлетворенности учащихся и их родителей условиями и качеством обучения русскому языку. Показателями результативности игровых технологий являются: - уровень качества знаний учащихся по русскому языку; развитие речевой деятельности учащихся; повышение уровня учебно-познавательной мотивации пятиклассников. Анализируя результаты уроков, на которых проводились игровые технологии, можно сделать вывод о том, что игровые технологии положительно влияют на повышение знаний русского языка. Игровые технологии, использованные на уроках, предоставляют возможность учащимся раскрыть свои потенциальные возможности, более полно пользоваться своими способностями. Игровые технологии на уроках русского языка создают ситуацию успеха для слабых учеников, они позволяют раскрыться таким ученикам. Игры создают условия для развития творческого мышления, смекалки, находчивости, сообразительности. В процессе игры воспитываются и нравственные качества, развиваются коммуникативные способности. Таким образом, использование игровых технологий на уроках русского языка в 5 классе повышает интерес учащихся к русскому языку и способствует более качественному усвоению знаний. эффективности использования игровых технологий в повышении качества знаний по русскому языку, уровня учебной мотивации к изучаемому предмету и сохранение психологической комфортности обучаемых в учебной деятельности.
Таким образом, игры в учебном процессе обладают большими возможностями для дальнейшего совершенствования учебного процесса путем формирования и активизации у обучающихся умений и навыков творческой мыслительной, познавательной деятельности. Игра активизирует познавательные способности обучаемых, в ходе ее проведения повышается мотивации учения, возрастает уровень заинтересованности (эвристическая функция), вырабатываются и совершенствуются навыки и умения (обучающая функция), ибо получение новых знаний через игру идет одновременно с их закреплением, в ходе которого многократное повторение не “приедается”, безболезненно ведя к более прочному усвоению. Так как в игре ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, считая себя полноправным субъектом деятельности, то имеется возможность через игру формировать у него личностные качества (воспитательная функция). В игре обучаемые активно взаимодействуют друг с другом, осваивая правила и способы этого взаимодействия, приобретают опыт взаимопонимания, согласования действий и намерений с другими игроками; соблюдая правила игры, ее участники учатся сдерживать свои непосредственные желания ради совместных действий (коммуникативная функция ради совместных действий. Через игру легче формируется культура восприятия человеческих ценностей (эстетическая функция). Если объединить все вышесказанное, получим систему развивающего обучения с использованием новых педагогических технологий, учетом принципов образования и воспитания и, главное, потребностей детей. Я выделяю три фактора успешности этой системы: эффективность, продуктивность и результативность. Показателями эффективности применения игровых технологий являются: · влияние на развитие личности и состояние психологического здоровья гимназистов; · совершенствование системы диагностики обучения, воспитания и развития обучающихся; · творческий характер совместной деятельности учителя и учеников; позитивное отношение учащихся к изучаемому предмету;
· Кубрякова Е. С., Что такое словообразование, М., 1965;
· ветрановская Л. Игры на уроках русского языка. М., 2000. · Петрякова А.Г. Культура речи. Практикум-справочник. М., 1998. · Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. М., РПА, 1996. · Подгаецкая И.М., Постникова И.И. Необъятный мир слова. М., 1995. · Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998. С. 50–51. · Шкатова Л.А. Подумай и ответь. М., 1989. · Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1979. · Вендина Т.И. Словообразование как источник реконструкции языкового сознания // Вопросы языкознания. – 2002. Date: 2016-05-23; view: 723; Нарушение авторских прав |