Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нейропсихология восприятия 1 page
А.Р.Лурия процесс отражения в свете современной нейропсихологии Несмотря на то, что проблема отражения, теоретическое решение которой дано В.И.Лениным, занимает ключевое место в теории познания, современные представления о психофизиологических механизмах процесса отражения и процессов формирования субъективного образа объективного мира часто остаются вне поля зрения философов и психологов. Задача этого сообщения заключается в том, чтобы обратить внимание на те новейшие данные, которые за последние годы накопились в психологии, физиологии и нейропсихологии и которые с успехом могут быть использованы теоретиками, занимающимися проблемами отражения. * * * Классическая психофизиология представляла механизмы процесса отражения относительно просто. Согласно ее взглядам, зрительные сигналы падают на сетчатку глаза, представляющую собой своеобразный «нервный экран», на котором отпечатываются воспринимаемые структуры. Затем эти отпечатавшиеся на сетчатке образы передаются в подкорковые нервные образования (зрительный бугор, наружное колен-•чатое тело), где возникает второй отпечаток того же образа, и, наконец, — посредством четко организованной системы волокон, проходящих в глубине мозга (так называемое «зрительное сияние») снова — уже в третий, последний раз — «отпечатываются» в нервных структурах зрительной затылочной коры, которая представляет собою сложный «экран», биологически приспособленный для отражения целых пространственно-организованных структур (А.А.Заварзин). Этот третий «отпечаток» воспринимаемых структур и создает основу для появления субъективного образа объективного мира. Несмотря на заманчивую простоту этой теории, многое в ней противоречило основным наблюдениям, полученным современной биологической наукой и современной материалистической психологией. Известно, что животные никогда не отражают воздействия внешнего мира пассивно и зеркально: они всегда активно отбирают существенные элементы доходящей до них информации, выделяя биологически важные и тормозя биологически несущественные воздействия. Так, пчелы легко выделяют очертание сложных звездчатых фигур (похожих на цветы) и без труда научаются отличать пятиугольную звезду от шестиугольной, но обнаруживают большие затруднения в различении простых геомет- 1 Вопросы психологии. 1968. №3. С.148—155.
рических фигур — треугольника и квадрата, очертания которых не встречаются в их жизненной практике. Домашняя утка и кобчик выделяют из окружающей среды различные запахи, соответствующие их биологической «практике» (первая — растительные, второй — гнилостные); кошка, мало реагирующая на чистые тоны, легко замечает тихое поскребывание, связанное в ее опыте с поскре-быванием мыши. Значит уже у животных восприятие всегда является биологическим анализом— выделением существенных элементов информации, своеобразным биологическим кодированием доходящих до них воздействий. Все это в высшей степени усложняется и усовершенствуется в воспринимающей деятельности человека. Психология хорошо знает, что восприятие человека — сложнейший процесс активного отбора тех.элементов информации, которые соответствуют поставленной перед человеком задаче, и что разные задачи приводят к выделению в одном и том же воспринимаемом поле совершенно различных элементов. Высокая избирательность и удивительная подвижность человеческого восприятия были детально изучены многими психологами, которые проследили его формирование в детском возрасте (А.В.Запорожец), его зависимость от характера поставленной задачи (А.Н.Леонтьев), его вероятностное строение (Е.Н.Соколов) и постепенное сокращение этого вначале очень развернутого и сложного процесса (Е.Н.Соколов, П.Я.Гальперин). Совершенно естественно, что представления, согласно которым отпечатанный на сетчатке образ пассивно передается на центральные зрительные приборы, сохраняясь на этих центральных «экранах» в прежнем виде, мало соответствуют активному и динамичному процессу кодирования информации, о котором только что было сказано. Создается необходимость в разработке новых представлений, которые лучше соответствовали бы активному и подвижному характеру восприятия и могли бы указать на физиологические механизмы, позволяющие осуществить только что упомянутые процессы анализа воспринимаемой среды и кодирования ее сигналов в под- вижные динамические структуры. В современной физиологии и нейропсихологии накопилось большое число фактов, которые могут приблизить нас к пониманию механизмов такого избирательного и подвижного характера восприятий, и мы попытаемся лишь бегло остановиться на некоторых из них. * * * В свое время И.П.Павлов ввел в физиологию высшей нервной деятельности понятие анализатора, которым он предложил заменить обычное для психофизиологии понятие органа чувств. Введением этого понятия он хотел указать на наличие сложных, построенных на последовательных уровнях нервных приборов, которые могли бы дробить (анализировать) целые воспринимаемые образы на их составные части и объединять (синтезировать) эти элементы в различные, соответствующие задаче, подвижные целые образы. Однако несмотря на то, что физиологические особенности работы таких ана-. лизаторов были детально изучены в павловской школе, знания о внутреннем строении этих приборов до последнего времени отсутствовали. Лишь за последние 15—20 лет наука обогатилась большим числом новых фактов, и учение о тонком строении нервных приборов, обеспечивающих дробление воспринимаемых образов на миллионы составных частей и возможность дальнейшего подвижного синтеза этих элементов, приобрело ощутимые формы. Важность этих находок для понимания механизмов активного отражения трудно переоценить, и мы остановимся лишь на главнейших из них. Возможность получить факты, о которых идет речь, возникла в связи с успехами микроэлектродной техники, позволившей отводить токи действия от отдельных нервных клеток — нейронов и устанавливать их собственную функцию. При использовании этой техники тончайшие золотые или серебряные электроды под контролем специального «стереотаксического» прибора вводятся в мозг животного и доводятся до отдельного нейрона; затем, после приживления этих электродов, животному предъявляются различные раздражители и на приборе, усиливающем токи действия нервных элементов, регистрируется, при каких условиях и на какие раздражители реагирует отдельная нервная клетка. Факты, полученные с помощью этой техники, оказались в высокой степени замечательными. По данным исследования Хьюбелла и Визеля, а затем Юнга и многих других, в нервной системе существует несколько групп высокоспециализированных нейронов. Одни из них — обладающие высочайшей специфичностью — реагируют только на определенные, очень специальные признаки. Оказалось, что существуют нейроны, которые реагируют только на наклонные или только на прямые линии; только на острые углы или только на плавные, округленные очертания; только на движения точки (объекта) от периферии к центру или от центра к периферии; наконец — только на отдельные нюансы того или иного цвета. Эти нейроны находятся преимущественно в нервных образованиях центрального зрительного аппарата — наружного коленчатого тела, в некоторых ядрах зрительного бугра и в первичных (наиболее просто построенных) проекционных отделах затылочной (зрительной) коры. Есть основания думать, что число таких высокоспециализированных нейронов доходит в этих аппаратах до 40—50% всех неявных элементов. Эти высокоспециализированные нейроны обеспечивают первый этап процесса отражения: они дробят воспринимаемый зрительный образ на огромное число составляющих его частей, позволяют выделить его отдельные признаки, превращают целый образ в тончайшую и высокоподвижную мозаику дробных элементов, которые тем самым становятся доступными для кодирования и управления. Наряду с этими высокоспециализированными нейронами в центральных отделах нервного аппарата существует и второй вид нервных клеток, которые отличаются совсем иными чертами. Эти нейроны могут реагировать на любые зрительные раздражения, а иногда и на раздражения, приходящие из различных органов чувств: зрительные, слуховые, кожные, кинестетические, вестибулярные. В силу таких особенностей эти нейроны получили название мульти-модальных. Они имеются как в некоторых чувствительных ядрах зрительного бугра, так и в задних отделах коры головного мозга, встречаясь как в первичных отделах затылочной (зрительной) коры, так и в более сложно построенных (вторичных) отдел'ах коры затылочной области. Значение этих нейронов для процесса отражения не менее велико. Возбуждаясь в ответ на различные раздражения, они позволяют объединять импульсы, идущие от отдельных анализаторов и таким образом (наряду с особыми «ассоциативными» нейронами) открывают путь для синтетической работы корковых отделов анализаторов. Существует, наконец, и третья группа нейронов, которые обнаружили при микроэлектродном исследовании совсем особые свойства. Эти нейроны не реагируют ни на какие (зрительные, слуховые, тактильные или вестибулярные) раздражители и, казалось бы, не участвуют в процессе приема информации. Однако они начинают живо реагировать на каждое изменение ранее полученного сигнала. Можно думать, что эти нейроны обладают функцией удержания следов (памяти) и сличения новых следов с прежними. Если такое сличение показывает, что в раздражителе ничего не изменилось, они остаются спокойными. Если, наоборот, такое сличение покажет, что в сигнале что-то изменилось, что появилось что-то новое, они начинают активно действовать. Такие нейроны с полным основанием получили название «нейронов новизны» или «нейронов внимания». Они встречаются в сравнительно небольшом количестве в первичных отделах проекционных (например, зрительных) зон коры, но составляют почти половину всех нервных клеток, входящих в другие образования мозга (например, в область так называемого гиппокампа), которые по-видимому, играют специальную роль в активации коры при ответе на новые или значимые раздражители и которые составляют важный нервный аппарат ориентировочного рефлекса. Динамика работы этих нейронов успешно прослеживается Е.Н.Соколовым, О.С.Виноградовой и их сотрудниками. Легко видеть, что эти новые данные о дифференцированной организации отдельных нейронов вплотную подводят к сложным механизмам процесса отражения, показывая, что этот процесс включает последовательные механизмы дробления образов на составляющие их компоненты, возможность специального выделения их новизны, обнаруживаемой путем сличения непосредственно воспринимаемых сигналов со следами, отложившимися в прошлом опыте. Нетрудно видеть, что данные, полученные современными исследованиями на нейронном уровне, закладывают основу для новых и более точных представлений о некоторых физиологических механизмах процесса отражения. Только что приведенные факты позволяют лучше понять наблюдения, сделанные нейрохирургами и нейропсихологами и дающие возможность ближе подойти к анализу той роли, которую играют в процессе отражения отдельные уровни центральной нервной системы и отдельные зоны коры головного мозга. Известно, что процессы активного отражения — иначе говоря, отбора нужной информации — на разных этапах эволюции происходят на различных уровнях центральной нервной системы. У низших позвоночных — амфибий, рептилий, птиц, у которых преобладающее место занимают сложные врожденные программы, составляющие инстинктивное поведение, процесс отбора полезных признаков информации, запускающей в ход сложные программы поведения, осуществляется ядрами, расположенными на уровне верхнего ствола (четверохолмие, зрительный бугор); поэтому разрушение коры, которая только начинает появляться у рептилий и птиц, не отражается существенно на поведении. Известно, что после разрушения коры птица легко летает, выбирает площадку для посадки и остается в состоянии производить элементарный анализ и синтез зрительной информации. На дальнейших этапах эволюции, у млекопитающих и особенно у приматов, аппараты, осуществляющие анализ и синтез информации, постепенно перемещаются вверх — в кору головного мозга (прогрессивная «кортикализация функций»). Крыса, лишенная зрительной коры, в лучшем случае продолжает различать лишь общую массу света и самые общие признаки зрительных структур (Лешли, Вейзкранц), но бывает не в состоянии осуществлять более сложные формы подвижного зрительного анализа. Однако особенно четкие данные о функциональной организации аппаратов зрительной коры мы получаем из наблюдений, проведенных на человеке. Тот факт, что головной мозг, представляющий собой орган любых чувств, сам остается нечувствительным к боли, позволяет выполнять нейрохирургические операции без наркоза и дает возможность проводить нужные наблюдения над зрительными процессами больного во время операций на его мозге. Из данных этих наблюдений были получены важные сведения. Известно, что корковые отделы каждого из анализаторов состоят из трех иерархически надстроенных друг над другом зон. В основе каждой чувствительной зоны лежит проекционное поле (в затылочной — зрительной коре оно известно под названием поля 17 Бродмана). Это поле характеризуется тем, что сюда приходят волокна от нижележащих отделов анализатора (в затылочной области — зрительного); значительную часть толщи этого слоя занимают мельчайшие нервные клетки 4-го (афферентного) слоя, большую их часть и составляют высокоспециализированные клетки, реагирующие на те или иные дробные признаки приходящей информации, о которых мы говорили выше. Интересно, что возбуждение, приходящее в эту область коры, не распространяется далеко. Как показали опыты с так называемой нейронографией, раздражение, вызываемое маленькой бумажкой со стрихнином, наложенной на эту область коры, можно обнаружить только в небольших участках, непосредственно примыкающих к раздражаемой зоне. Поэтому понятен и тот факт, что раздражение одной лишь этой зоны не вызывает появления сложных зрительных образов. Согласно наблюдениям ряда выдающихся нейрохирургов и психиатров (Ферстера, Пенфилда, Пётцля), раздражения раскрытого мозга в этой зоне, производимые во время операций, вызывали у больного появление элементарных зрительных ощущений: больные видели окрашенные пятна, блики, но никогда не видели сложных и осмысленных зрительных образов. Характерно, что поражение этих первичных отделов зрительной коры (кровоизлиянием или осколочным ранением) никогда не приводило к нарушению сложных форм зрительного восприятия, но вызывало лишь нарушение четкости или остроты зрения, в наиболее тяжелых случаях — полное выпадение зрения в отдельных участках зрительного поля. Совершенно иная картина наблюдалась при раздражении вторичных зон коры (в зрительной коре зон 18, 19 Бродмана). Эти зоны коры примыкают к первичным; однако их строение совершенно иное. Большую часть толщи коры этих зон занимают нервные клетки 2-го и 3-го слоя, который созревает значительно позже и который всегда расценивался как ассоциационный (или, согласно данным Г.И.Полякова, проекционно-ассоциационный) слой коры. В этом слое в гораздо большем числе встречаются звездчатые клетки с короткими аксонами, объединяющие возбуждения, приходящие из 4-го — афферентного слоя и передающие их дальше. Есть все основания думать, что среди них встречается гораздо больше клеток, реагирующих на многие свойства раздражителей, и что этот аппарат принимает участие не только в акте дробления поступающей информации, но и в процессе объединения (синтеза) доходящих до коры импульсов. Это предположение подтверждается многими фактами. Если провести опыт с нейронографией, т.е. приложить маленькую бумажку, смоченную стрихнином, к этой — вторичной — области зрительной коры, можно видеть, что вызванное ею возбуждение широко разливается на соседние участки коры, вызывая, таким образом, широкие структуры возбуждения. Было отмечено вместе с тем, что иногда (если такая бумажка прикладывается к некоторым участкам 19-го поля) раздражение, приложенное к этим пунктам, может даже вызвать торможение в ряде близлежащих пунктов. Создается впечатление, что аппараты вторичной области зрительной коры приспособлены для того, чтобы обеспечивать сложные системы возбуждений, а это, как легко видеть, особенно необходимо для осуществления избирательных синтезов, нужных для подвижного активного отражения действительности. Эти предположения подтверждаются как данными исследований, проводимых на операционном столе, так и наблюдениями над случаями поражения этой области мозга. Исследователи, которых мы уже называли выше, неизменно отмечали, что если раздражать вторичные отделы затылочной коры мозга, во время операции у больного можно наблюдать явления, резко отличающиеся от тех, которые получаются при раздражении первичных (проекционных) отделов зрительной коры: вместо отдельных пятен и бликов раздражение этой области коры вызывает целые подвижные и осмысленные (предметные) зрительные галлюцинации — больной начинает видеть лица, цветы, движущихся животных, а иногда и целые сцены из своего прежнего опыта. Раздражение этой области коры оживляет, таким образом, целые кодированные структуры возбуждений, указывающих тем самым на сложные синтетические процессы, осуществляемые этими разделами коры. Эти предположения подтверждаются и наблюдениями над случаями, когда какой-нибудь патологический процесс (кровоизлияние, ранение, опухоль) разрушали вторичные зоны зрительной коры. В этих случаях патология не выражалась в ухудшении зрения или в выпадении отдельных участков зрительного поля (как это имело место при поражении первичных отделов зрительной коры), но принимала более сложный характер. Такой больной сохранял нормальную остроту зрения, но был не в состоянии синтезировать детали в целые зрительные образы: разглядывая картинку, изображающую петуха, он воспринимал отдельные ярко окрашенные перья хвоста и высказывал предположение, что перед ним — языки пламени; рассматривая изображение телефона и схватывая диск с цифрами, говорил, что это часы и т.д. Явления нарушения целостного и осмысленного зрительного восприятия, обозначаемые в неврологии термином зрительная агнозия, хорошо изучены в литературе. Мы подробно останавливались на их анализе в другом месте, и не будем задерживаться на них здесь. Синтез дробных элементов информации не заканчивается в аппаратах вторичных отделов зрительной коры. К отражению непосредственно воспринимаемых зрительных образов присоединяются и иные элементы, расположенные вне зрительной системы (А.Р.Лу-рия, 1962). Мы воспринимаем не геометрические формы, а образы вещей, известных нам из нашего прошлого опыта. Это значит, что из всей массы раздражителей, действующих на нас, мы отбираем те признаки, которые играют ведущую роль в выделении функции вещей, а эти признаки иногда носят не зрительный характер; мы обозначаем вещи названиями, и это участие речи в восприятии придает ему обобщенный, категориальный характер. Все это значит, что кодирование зрительной информации не заканчивается аппаратами вторичных отделов затылочной (зрительной) коры, но является процессом значительно более сложным и вовлекающим иные, расположенные далеко за пределами зрительной сферы, области мозга. Существенную роль в таком кодировании играют третичные зоны коры, в первую очередь те отделы теменно-височно-затылочной области, которые целиком состоят из сложных ассоциативных нейронов 2-го и 3-го слоя и которые получили в неврологии название зон перекрытия. Они выделяются как самостоятельные образования только у человека и созревают позднее всех остальных зон. Классики неврологии (Флексиг) рассматривали их как задний ассоциативный центр; они объединяют импульсы, приходящие в кору из зрительного, слухового, кожно-кинестетичес-кого и вестибулярного рецепторов; и нейроны этой области, по последним данным, по-видимому, относятся в своей массе к классу сложных мульти-модаль-ных нервных единиц, реагирующих на множество доходящих до них возбуждений. Раздражение этих зон коры не проявляется в виде каких-либо искусственно вызываемых ощущений, но признаки, вызываемые поражением этих отделов, хорошо известны: больные с очаговыми поражениями в этой области продолжают отчетливо воспринимать отдельные предметы, но начинают испытывать значительные затруднения в одновременном (симультанном) восприятии их комплексов, в оценке их пространственных отношений, вместе с тем обнаруживая значительные дефекты в операциях над такими отвлеченными категориями, для сохранения которых необходима внутренняя организация элементов в целую систему и в состав которых входит симультанный «квази-пространственный» фактор: такими являются операции над системой чисел или сложных логико-грамматических категорий. Однако подробный разбор этой системы корковых зон был подробно рассмотрен нами в другом месте и выходит за пределы этой статьи (А.Р.Лурия, 1962, 1963). Мы откладываем до особого обсуждения рассмотрение той роли, которую играют в процессе отражения лобные доли мозга, чтобы еще вернуться к этому ниже, Все вышесказанное говорит о том, что процесс отражения осуществляется сложной системой совместно работающих отделов коры головного мозга, каждая из которых вносит свой вклад в дробление доходящей до человека информации, синтез ее внаглядно воспринимаемом комплексе и в сложные формы кодирования доходящих до мозга сигналов. * * # Мы остановились на тех механизмах коры головного мозга, которые позволяют осуществить два первых условия, необходимые для того чтобы сложное отражение воспринимаемого мира стало возможным: это механизмы, которые обеспечивают дробление (анализ) поступающей информации на огромное число составляющих элементов и объединение (синтез) этих элементов в сложные целые структуры. Нам остается обратиться к тем механизмам, которые делают возможным выполнение третьего условия: обеспечивают активный и подвижный характер воспринимаемого образа, позволяют смещать в центр доходящие до человека информации, выделять те наиболее существенные стороны воспринимаемой картины мира, которые соответствуют стоящей перед человеком задаче. Представим себе человека, который рассматривает в музее картину Сурикова «Боярыня Морозова». Он видит толпу, стоящую по обе стороны дороги, сани, в которых сидит скованная боярыня, поднявшая руку со сложенными пальцами. Представим теперь, что человеку, рассматривающему эту картину, задается вопрос: «Как сложены пальцы боярыни, и из-за чего происходил религиозный спор того времени?» Наш наблюдатель вспоминает, что спор разыгрывался вокруг того, как нужно складывать пальцы рук при крестном знамении: в два или три перста, — и его поле зрения сразу же суживается, взор фиксирует поднятую руку боярыни, а остальные детали картины исчезают из его восприятия. Представим теперь, что ему задают другой вопрос: «Как разделились сторонники и противники «старой веры»? Мы видим, как направление взора сразу меняется, и наблюдатель, только что выделявший пальцы поднятой руки боярыни, начинает рассматривать стоящую по обеим сторонам дороги толпу, выделяя сторонников «старой веры», провожающих боярыню умиленными взглядами, и ее противников, издевающихся над нею. Представим, наконец, что наблюдателю будет задан третий вопрос: «Где произошла эта встреча?» Мы сразу же увидим, что его взор снова перемещается и в качестве основного центра информации выступают стены Кремля, которые и позволяют дать ответ на поставленный вопрос. Какие же механизмы позволяют осуществлять такой активный, подвижный характер восприятия, меняющегося каждый раз в соответствии с поставленной задачей? В течение длительного времени в психологии делались предположения о механизмах активного восприятия; еще И.М.Сеченов высказывал мысль, что глаз человека можно уподоблять активной руке, которая ощупывает данный ему предмет; но только в самое последнее время эти предположения подтвердились тщательно поставленными экспериментами. Один из таких основных экспериментов был проделан советским психофизиологом А.Л.Ярбусом. Для того чтобы установить, как ведет себя глаз человека, рассматривающего какую-либо картину, этот исследователь прикреплял к роговице глаза присоску, на которой было укреплено маленькое зеркальце; падавший на него луч отражался на фотографической бумаге, и каждое движение глаза записывалось. Такое исследование показало, что при рассматривании объекта и, тем более, сложной картины глаз никогда не остается в покое: он совершает толчкообразные движения, останавливаясь на отдельных деталях воспринимаемого образа и фиксируя их, а затем переходя к следующим деталям. Если человек рассматривает портрет, его взор скачкообразно перемещается по отдельным частям этого портрета, выделяя те детали, которые несут максимальную информацию. Если он рассматривает сложную картину (например, ту же картину «Боярыня Морозова», или «Лес» Шишкина, или известную картину Репина «Не ждали»), движения глаза оказываются еще активнее и богаче: они выделяют то те, то другие детали, сопоставляют, сравнивают их, и человек приходит к определенному суждению о содержании картины лишь после того, как он выделит взором основные «информационные пункты» этой картины и сопоставит эти детали друг с другом. Движения взора, возникающие при рассматривании изображения или картины, настолько отчетливо отражают их основные особенности, что внимательное рассмотрение фотозаписи движений глаз (проведенной описанным способом) легко позволяет увидеть в них образ того изображения или той картины, которую рассматривал наблюдатель. Характерно, что при изменении поставленной перед наблюдателем задачи движения взора изменяются; изучая фотозапись этих движений, мы легко можем увидеть, какую работу проводит взор человека, активно отражающий воспринимаемый материал и меняющий свое направление в соответствии с поставленной задачей. Если дать испытуемому в течение 2-х или 3-х мин рассматривать какую-либо картину, например, картину Репина «Не ждали», легко можно видеть, как глаз, движущийся по картине, выделяет ее детали, останавливаясь на фигуре нежданно пришедшего и на фигурах членов его семьи, сидящих за столом. Если, однако, наблюдающему задать вопрос: «Сколько лет каждому из изображенных на картине лиц?» — движения взора изменяются и человек начинает внимательно фиксировать взором их головы; если спросить: «Как одеты сидящие за столом люди?» — взор начинает фиксировать их одежду; если спросить: «Бедно или богато живут эти люди?» — выделение фигур прекращается и взор начинает скользить по предметам обстановки; наконец, если задается вопрос: «Сколько лет вернувшийся пробыл в царской ссылке?» — взор наблюдателя начинает активно сравнивать отдельные фигуры, пытаясь определить их возраст и таким путем прийти к нужному заключению (А.Р.Лурия и др., 1965). Приведенные данные показывают, каким активным характером отличается процесс восприятия и какая сложная аналитико-синтетическая деятельность скрывается за, казалось бы, столь простым актом получения информации. Сравнительные исследования, проведенные советскими психологами и психофизиологами (В.П.Зинчен-ко и др.), установили, что такая «исследующая» деятельность глаза меняется в зависимости от степени знакомости воспринимаемого предмета: если предмет недостаточно знаком, процесс выделения взором его деталей и их сопоставления носит развернутый характер; если предмет знаком, движения глаз при его рассматривании сокращаются, и часто одного выделенного признака оказывается достаточно, чтобы наблюдающий «узнал» этот предмет. Подобный же процесс имеет место и в развитии ребенка: движения глаз при зрительном восприятии предмета (как и ощупывающие движения руки при его восприятии на-ощупь) у маленького ребенка носят длительный характер, в то время как у ребенка старшего возраста они сокращаются и процесс отражения начинает все больше приобретать характер непосредственного «узнавания» (А.В.Запорожец, Б.Г.Ананьев и др.). Исследования, проведенные за последние годы обнаружили, еще более существенный факт. Оказалось, что активные движения глаз вообще необходимы для каждого зрительного восприятия и что без движения глаз сложное зрительное восприятие невозможно. Факты, свидетельствующие об этом, были получены советским исследователем А.Л.Ярбусом. Он поставил вопрос, может ли иметь место зрительное восприятие предмета, если полностью исключить движения глаз и сделать, таким образом, зрительное восприятие совершенно пассивным. Для ответа на этот вопрос А.Л.Ярбус провел следующий опыт. К роговице глаза с помощью присоски прикреплялась маленькая петля, которая с помощью накаливания начинала светиться. Эта петля, которую субъект мог видеть, перемещалась вместе с движущимся глазом и, таким образом, изображение от нее всегда падало на одно и то же место сетчатки; иначе говоря, по отношению к сетчатке это изображение было неподвижным. Замечательный факт, который установил А.Л.Ярбус, заключался в следующем: оказалось, что субъект мог видеть очертания неподвижной по отношению к глазу светящейся петли 1—3 с; после этого срока изображение пропадало, и он мог видеть только «пустое поле». Физиологический механизм этого явления еще неизвестен; можно думать, что раздражение, падающее на одну точку сетчатки, скоро начинает вызывать в ее чувствительных элементах запредельное «параби-отическое» торможение и в силу этого перестает восприниматься. Для того, чтобы восприятие приобрело устойчивый характер, оно должно перемещаться по сетчатке, иначе говоря, глаз должен двигаться. Date: 2016-05-13; view: 762; Нарушение авторских прав |