Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
О взаимодействии полушарий головного мозга в процессах письма 5 page
тер насильственных действий, характер своеобразной навязчивости — испытуемые, пренебрегая инструкцией, продолжают громко распевать и в паузах между предъявляемыми мелодиями. Вся гамма изменений опознания мелодий, наблюдающаяся в период инактивации доминантного и недоминантного полушарий, выявляется при подведении музыкальных отрывков и к правому и к левому уху. Эти изменения сохраняются в течение 2—3 часов. Изменения опознания знакомых мелодий, выявляющиеся у одного и того же испытуемого при инактивации правого и левого полушарий, иллюстрируются выписками из протоколов исследований (табл. 2). заключение (...) Было показано, что изменения восприятия тональных сигналов идентичны при инактивации как левого, доминантного, так и правого, недоминантного, полушарий. Иное значение имеет инактивация одного полушария для восприятия предметных звуков и мелодий, т.е. для анализа сложных звуковых сигналов, требующих категориального опознания. В этих случаях влияние инактивации доминантного и недоминдантного полушарий оказывается различным. Инактивация правого полушария резко затрудняет опознание неречевых звуковых образов — музыкальных и немузыкальных. Уменьшается количество правильно узнанных сигналов, возрастает время, необходимое для их опознания. Самые разнообразные предметные звуки, самые разнообразные мелодии воспринимаются как одинаковые, не отличающиеся друг от друга. В условиях инактивации правого полушария страдает не только узнавание давно знакомых мелодий, но и возможность сравнивать музыкальные фразы, впервые услышанные. Наряду с нарушением восприятия мелодий невозможным становится их воспроизведение. Таким образом, инактивации правого полушария неизменно сопутствуют синдром слуховой агнозии и синдромы сенсорной и моторной амузий. Все эти нарушения выявляются при подведении сигналов и к правому, и к левому уху. Затруднения восприятия предметных звуков и мелодий нельзя связать с нарушением их акустического анализа. Полученные нами факты свидетельствуют, что инактивация любого — и правого, и левого — полушария не оказывает существенного влияния на различение сложных тональных частотно-модулированных сигналов. О том же говорят и электрофизиологические исследования, в которых показано, что описание свойств частотно- и амплитудно-модулированных сигналов возможно уже в импульсной активности нейронов нижних отделов слуховой системы (И.А.Вартанян, 1968; Т. Watanabe et al., 1968; Я.А.Альтман, 1972; Я.А.Альтман и др., 1972).
Нет оснований рассматривать эти затруднения и как дефект словесной символизации. При инактивации правого полушария в полной мере сохранен словарный запас и обычно отсутствуют речевые расстройства. Все это позволяет предположить, что нарушения восприятия предметных звуков и мелодий зависят от утраты способности классифицировать эти сигналы по определенным признакам, относить их к известной категории приобретенных в течение жизни и хранящихся в памяти звуковых образов. Иначе говоря, явления слуховой и музыкальной агнозии можно рассматривать как нарушения надсенсорно-го уровня анализа звуковых сигналов. Вероятно, такой анализ осуществляется ассоциативными зонами слуховой коры правого полушария. Инактивация левого полушария не только не затрудняет, но облегчает опознание неречевых звуковых образов — музыкальных и немузыкальных. Возрастает количество правильно узнанных предметных звуков и мелодий, улучшается различение музыкальных фраз, впервые услышанных, уменьшается время, необходимое для опознания этих сигналов. Облегчение опознания выявляется при подведении сигнала и к правому, и к левому уху. Одновременно улучшается и воспроизведение услышанных мелодий. Улучшение слухового и музыкального гнозиса, развивающееся при инактивации левого полушария, свидетельствует о том, что в норме оно оказывает тоническое тормозное влияние на структуры правого полушария, осуществляющие эти гностические функции. Однако инактивация левого полушария, облегчая восприятие звуковых образов, привносит в этот процесс некоторые особенности. На фоне преходящих речевых расстройств, часто сопровождающих инактивацию левого полушария, опознание предметных звуков и мелодий не оживляет обычно спаянных с ними словесных ассоциаций. Испытуемые не могут назвать предмет, с которым связан услышанный звук, хотя легко находят его на картинке; они не могут назвать услышанную мелодию или вспомнить слова, относящиеся к ней, хотя узнают эту мелодию и правильно ее напевают. В последние годы, как указывалось, накапливаются факты, говорящие о преобладающем значении правого полушария в восприятии и воспроизведении звуковых образов. Результаты наших исследований также свидетельствуют о том, что восприятие предметных звуков и мелодий и воспроизведение мелодий являются функцией структур правого, недоминантного, полушария. Вместе с тем приведенные факты говорят о том, что и левое, доминантное, полушарие вносит свой вклад в опознание этих образов. Оно обеспечивает их словесную символизацию и, оказывая тормозное влияние на структуры правого полушария, регулирует объем неречевой звуковой рецепции. Я.А.Меерсон Функциональная асимметрия полушарий мозга и процессы переработки нформации Вопрос о принципах переработки информации полушариями мозга является основным в проблеме межполушарной асимметрии и весьма существенным в нейропсихологической диагностике. В последние десятилетия накопилось немало клинико-психологичес-ких и экспериментальных работ по этой проблеме (В.Д.Глезер, 1966; В.Л.Бианки, 1985; Я.А.Меерсон, 1986; Н.Н.Брагина, Т.А.Доброхотова, \9&$',А.Г.Залы4ман, 1990; А.Г.Зальцман, Я.А.Меерсон, \990',А.А.Невская, Л.И.Леу-шина, 1990; Э.Гольдберг, Л.Д.Коста, 1995; В.Л.Деглин, 1996; T.Bever, 1975; V.Polich, 1978; J.Bmdshaw, 1981; M.Bryden, 1982, 1986 и др.). Вместе с тем теоретическое осмысление результатов многочисленных исследований позволяет утверждать, что проблема переработки информации правым и левым полушариями головного мозга требует дальнейшего изучения на междисциплинарном уровне. За последние годы на смену господствовавшему длительное время представлению о ведущей роли левого полушария в обработке вербальной и правого — невербальной информации, поступающей по традиционным каналам связи, сформирована концепция об относительной доминантности полушарий (концепция парциальной доминантности полушарий), согласно которой доминирование каждого из полушарий мозга в процессах переработки информации распространяется лишь на определенные функции, либо на те или иные компоненты этих функций, и носит динамический характер. При этом оно сравнительно мало зависит от степени вербализации и больше от этапа решения задачи. Как указывалось (...), постепенно намечается стремление подойти к вопросу о различиях в характере переработки информации структурами левого и правого полушарий с точки зрения различий в самих стратегиях и способах переработки. Наряду с такой точкой зрения в литературе представлен ряд дихотомий, акцентирующих внимание или на характере предъявляемых стимулов, или на принципах, отражающих какие-либо отдельные стороны процесса переработки информации. Помимо дихотомии по критерию «вербальное-невербальное» описаны следующие основные виды полушарных дихотомий: 1) Дихотомия по принципу восприятия простых, хорошо знакомых стимулов — левое полушарие, и 2) Дихотомия по принципу оценки временных —левое полушарие, и пространственных — правое по 3) Дихотомия по принципу анализа — левое, и синтеза — правое полушарие. 4) Дихотомия по принципу последовательноговосприятия стимулов — левое, и одновременного их 1 ВассерманЛ.И., Дорофеева С.И., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. СПб.: Стройлес-печать, 1997. С. 194—202.
5) Дихотомия по принципу абстрактного восприятия — левое и конкретного восприятия — правое полушарие. Здесь указаны лишь наиболее часто упоминаемые в литературе дихотомии, но и они не являются общепризнанными, поскольку большое число фактов не укладывается в их рамки. Вместе с тем, были получены данные, позволяющие выделить и сформулировать иные важные и принципиальные подходы к закономерностям, лежащим в основе межполушарной асимметрии (V.Polich, 1978; S.Springer et al, 1983; Я.А.Меерсон, 1986; А.Г.Золыщан, 1990). Было продемонстрировано, что в определенных условиях те или иные стороны вербальной деятельности могут обеспечиваться правым, а невербальной — левым полушарием у правшей. При этом ведущая роль правого полушария выступает в процессах, требующих оценки перцептивных свойств вербальных стимулов (например, установления идентичности букв без их фонетического и лингвистического анализа), ведущая же роль левого полушария выступает в процессах, связанных с оценкой категориальных, семантических характеристик стимулов (например, различение букв по их фонетическим свойствам). Трактовка этих данных оказалась возможной благодаря представлениям, получившим в последние годы сравнительно широкое признание в рамках когнитивной психологии. Сущность последних заключается в том, что роль каждого полушария в анализе и синтезе тех или иных стимулов определяется не столько характером стимульного материала (вербальным или невербальным), сколько характером той задачи, которая решается субъектом и соответственно тем функциональным уровнем переработки информации, с которым это решение преимущественно связано. Функциональный уровень, к которому, главным образом, адресуется стоящая задача, определяет ту ведущую стратегию, с помощью которой эта задача решается. В основном выделяется два функциональных уровня переработки информации. 1) Более низкий уровень, который обозначен как перцептивный и связан в большей мере с правым полушарием. На этом уровне протекают процессы анализа перцептивно-образных свойств стимулов без учета семантических, категориальных их характеристик. 2) Более высокоорганизованный уровень, который обозначен как категориальный, семиотический, связан, главным образом, с левым полушарием. На этом уровне анализируются семантические, категориальные характеристики стимулов, оценивается их содержательная сторона. Наиболее четко зависимость особенностей межполушарной асимметрии от функционального уровня переработки информации может быть продемонстрирована на примере исследований, в ходе которых при предъявлении идентичного материала решаются различные по характеру задачи, как, например, при восприятии букв, которые, как известно, сочетают в себе как перцептивные, так и фонетические семиотические свойства. Каждая буква представляет собой графический, перцептивный образ, обладающий фонетическими свойствами. Таким образом, если для решения задачи достаточным является анализ перцептивных, образных характеристик стимулов, ведущую роль будет играть правое полушарие, связанное в большей мере с перцептивным уровнем переработки информации. Если же для решения задачи необходим учет категориальных, семантических свойств стимулов, ведущая роль будет принадлежать левому полушарию, представляющему семиотический функциональный уровень переработки информации.
Особо следует указать на те стратегии, которые характерны для деятельности каждого из полушарий мозга. В этом отношении заслуживают внимания экспериментальные данные последних лет, полученные нами при исследовании зрительно-гностической деятельности у здоровых и больных с полушарными очагами (Я.А.Меерсон, 1981, 1986; А.Г.Зальцман, 1990; А.Г.Зальцман, Я.А.Меерсон, 1990). Проведенные эксперименты с унилатеральным предъявлением зрительного материала здоровым людям, когда с помощью тахистоскопа этот материал (вербализуемые и невербализуемые изображения) предъявлялись только в левое или только в правое поле зрения, т.е. в правое или левое полушарие, а также исследования больных с локальной патологией правого или левого полушария, позволили выделить 2 ведущие стратегии переработки информации, используемые мозгом при опознании: 1) стратегия сканирования, поэлементной оценки отдельных конкретно-наглядных признаков сигналов, их простой суммации при относительно низком уровне обобщения этих признаков и 2) стратегия выделения значимых признаков, классификации и обобщенной оценки. Каждая из указанных стратегий, основанная на использовании определенной системы признаков, обеспечивается преимущественно деятельностью одного из полушарий мозга. Первая — деятельностью правого, вторая — левого полушария. В связи с этим в опознании хорошо знакомых, легко вербализуемых, относительно хорошо различимых изображений большее участие принимает левое полушарие, тогда как в опознании незнакомых, трудновербализуемых и трудноразличимых изображений — правое. В обычных условиях оба полушария действуют едино и согласованно, обеспечивая переработку информации как на наглядно-перцептивном, так и на обобщенно-категориальном уровнях. Иная картина наблюдается у больных с полушарными поражениями. Больные с левосторонними полушарными поражениями, при которых, главным образом, страдают процессы синтеза и обобщенной оценки сигналов, пытаются компенсировать этот дефект в ходе опознания путем изменения стратегии опознания, использования операций, основанных на простом сканировании деталей или фрагментов изображения. Так, например, при многократном кратковременном предъявлении изображения велосипеда больной, последовательно выделяя его отдельные детали, говорит: «колесо, сидение, перекладина, еще колесо, руль, педаль» и только после этого, выделив и суммировав почти все детали, он мог сказать, что предъявлялось изображение велосипеда. Такая стратегия требует значительного времени для опознания, но, в конце концов, позволяет более или менее точно опознать объект. Больные же с правополушарными поражениями, при которых преимущественно страдает восприятие, учет и оценка конкретных, индивидуальных особенностей изображения, его отдельных деталей, в противоположность больным с левополу-шарными очагами, малоспособны компенсировать этот дефект за счет расширения и изменения операционной структуры опознания, изменения стратегии опознания. В связи с этим процесс опознания носит у них длительное время после поражения, неорганизованный, нередко хаотичный характер: больной выделяет отдельные, часто второстепенные, но более заметные, бросающиеся в глаза детали изображения и на основании этих, часто неточно узнанных деталей — без их анализа и оценки взаимоотношений с другими деталями — пытается судить об изображении в целом. Так, например, приняв при тахистоскопическом предъявлении носик чайника за трубу паровоза, больной говорит, что он видел изображение паровоза, а приняв колесо велосипеда за солнце, утверждает, что видел солнце. Таким образом, левое полушарие может в случае его поражения в определенной мере использовать стратегию сканирования поэлементной оценки отдельных признаков сигнала, т.е. стратегию, свойственную в норме правому полушарию. Правое же полушарие в случае его повреждения, утрачивая полностью или частично присущую ему стратегию поэлементной оценки деталей, может лишь в крайне ограниченной степени и только на более низком, конкретно-наглядном, уровне воспользоваться стратегией обобщения по отношению к отдельным, часто неточно узнанным, признакам сигнала. Такое различие между полушариями дает основание думать, что левое полушарие обладает, по крайней мере, двумя стратегиями переработки информации, причем стратегия поэлементного анализа реализуется левым полушарием лишь в особых условиях — в частности в условиях его повреждения — и выступает в более свернутой, редуцированной форме, чем при деятельности правого. Приведенные данные указывают на динамический характер межполушарного взаимодействия и привлекают внимание к механизмам дублирования и надежности работы мозга, о чем писал в свое время И.М.Тонконогий (1973). Можно полагать, что в основе способности левого полушария переходить при переработке информации с одной стратегии на другую лежат такие его особенности, как обилие нервных связей, тесная спаянность с глубокими структурами, большая подвижность и сила нервных процессов. Эти особенности создают, по-видимому, условия, способствующие формированию большего числа гибких вероятностно-статистических связей, о чем, в частности, свидетельствуют полученные нами данные, указывающие на ведущую роль левого полушария в вероятностно-прогностической деятельности и обучении. Тот факт, что левое полушарие играет ведущую роль в задачах, которые связаны с опознанием хорошо знакомых изображений, к какому бы классу эти стимулы ни принадлежали (слова, буквы, простые геометрические фигуры, знакомые лица...), может означать, что высокая степень знакомства наблюдателя с алфавитом предъявляемых стимулов, возникающая в ходе обучения, является необходимым условием для формирования в левом полушарии той системы значимых признаков, которая позволяет человеку выйти на качественно новый уровень решения задач. Следовательно, становление левополушарной стратегии зрительного опознания можно проследить экспериментально, если предлагать испытуемому задачи, связанные с опознанием незнакомого стимульного материала, который в ходе многократных повторных предъявлений становится все более и более знакомым. Нами проведена серия экспериментов с предъявлением набора из разного числа невербализуемых стимулов (от 2 до 8) попеременно либо в левое, либо в правое полушарие. Задачей испытуемого было найти и опознать тестовую фигуру среди других фигур. Исследования многократно повторялись в течение 16 дней. На первом этапе тренировки в течение первых 4—5 дней при адресации фигур как в левое, так и в правое полушарие отмечалась четкая зависимость времени поиска эталона от числа стимулов в наборе. Это указывает на преимущественно сукцессивный способ переработки информации как в левом, так и в правом полушарии. Однако, по мере тренировки, кривая времени поиска при предъявлении фигур в левое полушарие снижалась и к 12—15 дню уже не зависела от числа фигур в наборе. Происходил переход на более «экономный» и эффективный путь решения задачи, связанный с формированием в ходе обучения ограниченного числа обобщенно-различительных признаков стимулов, на путь, не требующий последовательного анализа и оценки всех демонстрируемых стимулов. При предъявлении же набора фигур в правое полушарие время решения задачи и в конце тренировки, на 12—16 день, продолжало зависеть от числа стимулов в наборе, хотя кривая, отражающая время поиска, и становилась более пологой. Сходные данные были получены при исследовании больных с поражением левого и правого полушарий. Если неоднократно предъявлять таким больным для сравнительной оценки в центральном поле зрения ряд невербализуемых изображений, то больные с пораженным правым и интактным левым полушарием допускали в ходе опытов все меньше и меньше ошибок. В противоположность этому, у больных с левосторонним поражением и интактным правым полушарием число ошибочных ответов по мере продолжения экспериментов уменьшалось незначительно. Следовательно, способность к обучению при интактном левом полушарии сохранялась, а при его поражении нарушалась. То обстоятельство, что в левом полуша-. рии представлены, в отличие от правого, оба уровня переработки информации, обеспечивает более высокие его возможности в процессах обучения и компенсации поврежденных функций. Есть основание полагать, что на ранних степенях антропогенеза процесс опознания осуществлялся как левым, так и правым полушарием преимущественно на конкретно-перцептивном уровне путем сканирования и анализа отдельных признаков сигналов. В дальнейшем в левом полушарии постепенно сформировался механизм выделения и оценки значимо обобщенных свойств признаков сигналов, обеспечивающий переработку информации на более высоком функциональном уровне, механизм, создавший предпосылки для возникновения речевой деятельности. Вместе с тем, в левом полушарии сохраняется возможность переработки информации на непосредственно-перцептивном уровне, которая реализуется лишь в особых условиях, при компенсаторной деятельности мозга. Исходя из всего вышесказанного и привлекая ряд других наших данных, можно в общем виде обозначить те нарушения в переработке информации, которые характеризуют в большой мере патологию левого или правого полушарий головного мозга человека. При патологии левого полушария в большей мере нарушаются: 1) оценка иерархии признаков образа — способность выделить значимые признаки стимульной информации и объединить эти признаки в единый (обобщенный) образ; 2) классификация стимулов — способность установить принцип классификации с учетом тех или иных значимых признаков и адекватно использовать его в процессе классификации; 3) способность к приобретению нового опыта — способность к обучению; 4) память на обобщенные категориальные признаки сигналов; 5) возможность выделить признаки продолжительности сигналов и их последовательности. Не исключено, что все указанные нарушения, свидетельствующие о дефекте функции категориального обобщения при левосторонних поражениях, связаны во многом с расстройством регулирующей функции речи вне зависимости от того, пострадала ли сама речь или нет. При патологии правого полушария в большей мере нарушаются: 1) оценка конкретных, специфических особенностей стимульного материала при более или менее сохранной способности к обобщению, а также возможность одновременно охватить и учесть ряд конкретных, специфических признаков образа. Способность к обобщению при правосторонней патологии, в отличие от левосторонней, страдает вторично, вследствие затруднений в выделении и оценке характерных, специфических свойств стимулов и невозможности одновременно учесть ряд их признаков; 2) память на конкретные, сугубо индивидуализированные признаки стимулов; 3) оценка пространственных параметров стимулов и их пространственного взаимоотношения; 4) помехоустойчивость восприятия по реальным каналам связи. Последнее нарушение связано, по-видимому, с тем, что при помехах выделяется лишь ограниченное число признаков образа, значимость которых различна, тогда как больные с правосторонней патологией могут принять решение лишь при наличии полного или почти полного набора признаков. Полученные результаты не позволяют согласиться с распространенной точкой зрения, что при левосторонних поражениях больше нарушается способность к анализу, а при правосторонних — к синтезу информации, и что при левосторонних поражениях страдает, главным образом, способность к сукцессивной, а при правосторонних — к симультанной обработке информации. Как показывают приведенные выше данные, анализ и синтез нарушается при патологии любого из двух полушарий, но особенности нарушения определяются тем, какое именно полушарие поражено. Что же касается различий в способе переработки информации (сукцессивном или симультанном), то он зависит в первую очередь от предшествующей тренировки, степени знакомства испытуемого со стимуль-ным материалом. Как уже отмечалось, при интактном левом полушарии по мере тренировки наблюдается постепенный переход от сукцессивного на иной способ обработки информации, более близкий к симультанному, когда решение принимается на основе ограниченного числа обобщенно различительных признаков, формирующихся в ходе обучения. Выше шла речь о тех нарушениях, которые характерны в целом для патологии левого или правого полушария. Однако, наличие таких базисных нарушений проявляется в расстройствах конкретных психических функций, типичных для каждой пораженной зоны в пределах одного из полушарий. (...) В заключение следует подчеркнуть, что выдвинутый А.Р.Лурия (1973) и разделяемый нами основополагающий теоретический принцип нейропсихологии, согласно которому любой вид психической деятельности осуществляется сложной системой совместно работающих зон как левого, так и правого полушария, каждое из которых обеспечивает различные стороны этой деятельности, нашел полное подтверждение в тех многочисленных фактических данных, которые были получены исследователями, в том числе и нами, за последние годы. Отсюда следует, что при решении задач нейропси-хологической диагностики в практических целях необходимо учитывать принципы интегративной деятельности мозга как универсальный психофизиологический базис нейропсихологии. Л. И.Московичюте асимметрия полушарий мозга на уровне коры и подкорковых образований1 Содержание распространенного в науке термина «корково-подкорковые отношения» не раскрыто. Обычно имеются в виду восходящие активирующие влияния. Последние рассматривались либо как генерализованные, либо как локальные (Б.Оджеманн). В своих предыдущих работах, основанных на анализе данных, полученных при стереотаксических операциях — де-струкциях различных подкорковых образований, мы пытались показать, что, наряду с неспецифическим (активирующим) влиянием подкорковых структур, отмечается и специфическое их участие в обеспечении когнитивных функций (Н.К.Корсакова, Л.И.Москови-чюте, 1988). Среди факторов, полученных на этом материале, важным представляется то, что межполушарные различия в обеспечении когнитивных процессов обнаруживались уже на уровне подкорковых образований. Они проявлялись как в сфере специализации полушарий (послеоперационные изменения вербальных процессов после левосторонних деструкции, а невербальных — после правосторонних), так и в сфере межполушарного взаимодействия (преимущественная перестройка процессов непосредственного воспроизведения после операций справа и отсроченного воспроизведения того же материала после операций слева и т.д.). Доказательством того, что эти послеоперационные перестройки когнитивных процессов происходили не вследствие изменения восходящих активирующих влияний (хотя бы и локальных), на наш взгляд, служил тот факт, что одна и та же деструкция могла вызывать улучшение состояния одних функций и одновременное ухудшение состояния других функций (что было бы невозможно, если бы подкорковые влияния на кору были только активирующими). Исходная гипотеза, с позиций которой выполнялась настоящая работа, содержала следующие положения о роли подкорковых образований в горизонтальной и вертикальной организации когнитивных процессов. А. Подкорковые образования обеспечивают не только неспецифическую активацию кортикальных систем, но и специфическим образом участвуют в обеспечении когнитивных процессов. Б. Межполушарные различия в протекании когнитивных процессов обнаруживаются уже на уровне подкорковых образований. При этом открытым для решения остается ряд проблем, среди которых следующая представляется важной: одинаково ли взаимодействуют кора и подкорковые образования в левом (ЛП) и правом (ПП) полушариях? Размышлениям над этой проблемой посвящена настоящая работа. Ввиду того, что она построена на анализе не только собственных данных, но и результатов исследования коллег, автор позволяет себе отступить от общепринятой структуры доклада и на каждом этапе рассуждений приводить данные по клиническому материалу (количество больных, диагноз и т.д.) Первый факт, который показал функциональную неравнозначность подкорковых образований слева и справа, был получен в нашей работе с математиками из лаборатории И.М.Гельфанда. Она проводилась на секционном материале больных с опухолями зрительного бугра (22 случая слева и 21 справа). Основное различие, полученное при сравнении данных нейро-психологического исследования (проводившегося в разные годы разными психологами) — это частота системных персевераций2 (рис. 1,А). Оказалось что системные персеверации проявляются в 55% случаев при левосторонней локализации опухоли и в 9% при правостороннем их расположении (Л.И.Московичюте, Э.Г.Симерницкая, Т.О.Фаллер, А.М.Эльнер, неопубликованные данные). Математики предложили считать системные персеверации самым сильным симптомом в пользу левостороннего расположения патологического очага. Мы проверили эту позицию на другом доступном нам клиническом материале — и получили следующее. На рис. 1, В представлены данные по 51 случаю артериовенозной мальформации (АВМ) лобной локализации (в 23 случаях АВМ располагалась слева, в 28 — справа). Частота системных персевераций у этих больных была соответственно 25% и 4%. После операции — радикального удаления АВМ — когда частота и степень выраженности симптомов, типичных для данной локализации, резко возрастает, частота персевераций оказалась 70% и 7% соответственно (рис.!,/)• 28 больных с ангиографически верифицированным спазмом левой внутренней сонной артерии (ВСА) и 23 больных со спазмом правой ВСА (А.С.За-грабян, 1983, канд. дисс.) продемонстрировали системные персеверации в 50% и 9% случаев соответственно (рис.1, Д). Такая же асимметрия наблюдалась и при окклюзии ВСА (по данным ангиографии), протекавшей с ишемическими очагами на стороне поражения (по данным компьютерной томографии). В холодном периоде (рис.1, Ж; 26 больных с окклюзией слева и 12 больных с окклюзией справа) частота персевераций была, соответственно, в 58% и 17% наблюдений (Н.И.Сугробова, 1987, диплом, работа). В остром постинсультном периоде (44 больных с инсультом средней степени, данные из канд. дисс. С.Б.Буклиной, диагноз клинико-электро-энцефало-графический) системные персеверации наблюдались у 44% больных с левосторонним расположением очага и у 15% больных с правосторонней его локализацией (рис. 1, 3). Date: 2016-05-13; view: 444; Нарушение авторских прав |