Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
О взаимодействии полушарий головного мозга в процессах письма 4 page
В контрольных исследованиях узнавание предметных шумов не представляло трудностей. При предъяв-. лении jjjwiop.ня.плалпг.и.ня, дяллг /дср гЮНШТКШКГ правильно опознавали около 80% сигналов (рис. 1,А); латентный период ответов был равен 4,0±0,2 с. Заметной асимметрии между ушами в опознавании сложных неречевых звуковых образов выявлено не было. В период инактивации правого полушария опознание сложных неречевых звуковых образов оказывается резко затрудненным: существенно уменьшается количество правильно опознанных шумов (р<0,001) и одновременно возрастает количество отказов от выполнения задания (р<0,001) (рис. 1, Б); латентные периоды ответов увеличиваются до 5,7±0,3 с (р<0,001). На увеличение времени, необходимого для 1 Балонов Л. Я., Деглин В.Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. Л.: Наука, 1976. С. 74, 77—93.
опознания предметных шумов, указывает также изменение распределения латентных периодов ответов и расширение гистограммы по оси абсцисс в область длиннолатентных периодов. О значительных затруднениях, с которыми встречаются испытуемые при необходимости опознать неречевые звуки и шумы, свидетельствуют грубые ошибки, которые никогда не наблюдались в контрольных исследованиях. Так, лай собаки принимается за кудахтание курицы, кашель — за журчание ручья, смех — за пение птиц или за крик детей, аплодисменты — за «работу кузнеца» и т.п. Часто звуки, которые в контрольных исследованиях узнавались без труда, теперь вызывают лишь недоумение — «шумит что-то...», «шум какой-то...», «просто шум», «шум и все...». Даже при повторных и настоятельных расспросах испытуемые не могут уловить предметный характер шума. Еще одна особенность опознания неречевых звуков в условиях инактивации правого полушария заключается в своеобразном стремлении их классифицировать: «это животные...», «это не животные...», «это работа...». Такая необычная систематика услышанных звуков, не встречающаяся в контрольных исследованиях, часто ошибочна и не совпадает с действительным значением предъявляемых звуков и шумов. В период инактивации правого полушария даже о правильно опознанных звуках и шумах испытуемые сообщают с оттенком неуверенности и сомнения, с вопросительными нотами в голосе: «вроде смеха...», «похоже на поезд...», «собака что ли?» и т.п. При повторных предъявлениях одного и того же звука испытуемые часто определяют его всякий раз по-разному, причем правильное опознание может чередоваться с ошибочным. При изучении слухового гнозиса в условиях инактивации правого полушария обнаруживается избирательное нарушение внимания к предъявляемым неречевым звукам и шумам. Испытуемые, легко вступающие в беседу и охотно отвечающие на вопросы, не обращают внимания на раздающиеся в наушниках звуки и шумы, не реагируют на них и их не замечают. Лишь после повторных напоминаний о том, что следует выслушать и рассказать об услышанном звуке, испытуемые пытаются это сделать, но вскоре вновь перестают обращать на них внимание. Все перечисленные нарушения опознания неречевых звуков и шумов являются двусторонними и обнаруживаются при подведении сигналов и к правому, и к левому уху. Эти нарушения прослеживаются в течение 1—3 ч. В период инактивации левого полушария опознание неречевых звуковых образов и шумов существенно агблЯЧЗйТДТ — уШдаИвтся" кЖичёствЬ" правильно' опознанных шумов (р<0,001) (рис. 1, Л) и существенно уменьшаются латентные периоды ответов (р<0,02). Это облегчение выявляется при сравнении с результатами контрольных исследований, но оно особенно разительно при сравнении с результатами исследований, проведенных в период инактивации правого полушария. При инактивации левого полушария ответы испытуемых становятся более четкими и конкретными, в них реже проскальзывает сомнение и нерешительность. Даже когда еще полностью не восстановился словарный запас, испытуемые уже правильно определяют предъявляемые им неречевые звуки и шумы и могут иногда узнать те из них, которые они не опознали в контрольных исследованиях. Облегчение в опознании неречевых звуков и шумов удается выявить даже тогда, когда инактивация левого полушария сопровождается преходящими афатическими расстройствами. В этих случаях испытуемые отвечают медленно, латентные периоды их ответов велики, и они часто жалуются, что забыли нужное слово. Однако испытуемые легко находят среди показанных им рисунков изображение того животного, транспортного средства или ситуации, с которыми связаны предъявляемые звуковые образы. Из-за парафазии, персевераций, забывания слов и других речевых нарушений ответы часто причудливы, слова искажены, встречаются необычные словосочетания, но при этом всегда удается определить, узнали они предъявленный звук или нет. Так, ржание лошади обозначается как «лошадихин голос», хрюкание свиньи — как «щебетание поросенка», блеяние барана — как «козий голос» и т.п. Возникающее при инактивации левого полушария облегчение опознания неречевых звуковых образов бывает двусторонним и выявляется при подведении сигнала и к правому, и к левому уху. Изменения слухового гнозиса у одного и того же больного в условиях инактивации правого и левого полушарий иллюстрируются выписками из протоколов исследований (табл. I). опознание музыкальных образов (музыкальный гнозис) Идентификация частотно-модулированных тональных сигналов. Испытуемым предъявлялись 20 пар тональных частотно-модулированных сигналов. Длительность сигнала составляла 1 с, частота сигнала в течение 1 с снижалась или повышалась от 1000 Гц на одну октаву. В случайном порядке предъявлялись пары с одинаковым или разным направлением изменений частоты сигнала. Интервал между сигналами в паре не превышал 0,5 с, интервал между парами был равен 5—10 с. Испытуемый должен был определить, состоит ли каждая пара из одинаковых или разных сигналов. Исследование проведено на 5 испытуемых после 10 унилатеральных электросудорожных припадков (5 право- и 5 левосторонних). Выполнение этого задания не представляло сколько-нибудь заметных затруднений. Результаты опознания этих сигналов и в период инактивации правого, и в период инактивации ле
Рис. 1. Распределение ответов различного типа при опознании неречевых (предметных) звуков: А — до припадков; Б — в период инактивации правого и В — левого полушарий; 7 — количество узнанных и правильно названных звуков; 2 — узнанных, но не названных звуков; 3 — неузнанных звуков; площадь секторов — удельный вес ответов каждого типа (%)
вого полушарий существенно не отличались от результатов контрольных исследований. Идентификация коротких музыкальных фраз. Испытуемым предъявлялись 10 пар коротких музыкальных фраз, сыгранных на рояле. Каждая фраза состояла из 4 нот. В 4 парах фразы были одинаковыми, в 6 парах они отличались друг от друга. Интервал между фразами в одной паре составлял 1 — 1,5 с, интервал между парами — 10—15 с. Испытуемый должен был определить, одинаковы или различны предъявленные в паре фразы. Исследование проведено на 8 испытуемых после 17 унилатеральных электросудорожных припадков (9 право- и 8 левосторонних). В исследованиях, проведенных до припадка, испытуемые правильно идентифицировали около 80% предъявленных музыкальных фраз. Латентный период ответов был равен 1,4+0,1 с. Асимметрии между ушами не выявлялось. В период инактивации правого полушария выполнение экспериментального задания резко ухудшается — снижается количество правильных ответов (р<0,001) и существенно возрастает их латентный период (р<0,01). Испытуемые, которые в контрольных исследованиях без труда справлялись с заданием, теперь жалуются на трудность и даже непосильность этого задания — «все звуки одинаковы...», «не разобрать...». Они отвечают медленно, неуверенно, тихо, обычно с вопросительным оттенком голоса — «тот же звук... да?», «то же самое... правильно?»; часто просят повторить сигнал, однако одни и те же пары музыкальных фраз оцениваются ими то как идентичные, то как отличающиеся друг от друга. В период инактивации левого полушария идентификация двух музыкальных фраз не только не затруднена, но заметно облегчается. Несколько возрастает количество правильно идентифицированных сигналов и заметно сокращается латентный период ответов (р<0,001). Испытуемые, которые.при инактивации правого полушария отказывались от выполнения задания или не справлялись с ним, при инактивации левого полушария быстро и уверенно говорят о сходстве или различии музыкальных фраз. Часто они правильно квалифицируют музыкальные сигналы, казалось бы даже не прислушиваясь к ним, продолжая беседу с присутствующими на эксперименте людьми. Иногда испытуемые дают ответ еще до того, как отзвучала вторая в паре музыкальная фраза, а в случае ошибки — сами ее исправляют. Таблица 1 Опознание неречевых (предметных) звуков и шумов после унилатеральных припадков
Все перечисленные признаки изменений процесса идентификации музыкальных образов в условиях инактивации доминантного и недоминантного полушарий носят двусторонний характер и сохраняются до 0,5—2 ч. Опознание и воспроизведение знакомых мелодий. Предъявлялись отрывки фонограмм (мелодии без словесного текста) 18 популярных песен, романсов и других мелодий. Узнавание некоторых из них было несколько затруднено необычной аранжировкой. Подбиралась такая длительность отрывков, которая была достаточной для опознания мелодии. Отрывки предъявлялись с паузой 7—10 с. Были использованы мелодии песен: «Калинка...», «Степь да степь кругом...», «Из- за острова на стрежень...», «Славное море священный Байкал...», «Катюша», «Песня о Родине», «Полюшко, поле», «Смело мы в бой пойдем...», «Пусть всегда будет солнце...», «По долинам и по взгорьям...», «Смело, товарищи, в ногу...», «Темная ночь...»; романсов: «Очи черные...», «Вечерний звон», «Однозвучно звенит колокольчик...», «Гори, гори, моя звезда...», «Я встретил Вас...», также позывные, обычно передаваемые перед футбольными состязаниями. Испытуемые должны были назвать песню или романс, вспомнить слова и напеть их мотив. Возможность опознания знакомых популярных мелодий исследовалась у 11 испытуемых после 25 унилатеральных электросудорожных припадков (13 право- и 12 левосторонних). Рис. 2. Распределение ответов различного типа (%) при опознании мелодий: А — до припадка; Бив — в период инактивации правого и левого полушарий; 7 — количество узнанных и правильно названных мелодий; 2 — то же узнанных, но не 3— то же неузнанных В контрольных исследованиях испытуемые опознавали более 80% предъявляемых мелодий — называли исполняемую песню или романс, вспоминали несколько слов текста или говорили, знакома им мелодия или нет. Латентный период этих ответов был, равен 7,9±0,5 с. По просьбе экспериментатора большинство испытуемых без труда могло также напеть услышанную мелодию. В период инактивации правого полушария мелодии опознаются значительно хуже и со значительно большим трудом, чем в контрольных исследованиях. Резко уменьшается количество правильно узнанных мелодий (р<0,001) и существенно — до 9,0+0,6 с — возрастает латентный период ответов (р<0,01). При этом уменьшается количество песен и романсов, которые испытуемые раньше называли, и количество мелодий, о которых они раньше говорили только как о знакомых (рис. 2, Б). Многие мелодии, которые легко узнавались в контрольных исследованиях, теперь вовсе не опознаются. Испытуемые заявляют, что впервые их слышат, либо говорят, что не могут разобраться, знакома им мелодия или нет, либо опознают ее неправильно, либо, наконец, с некоторым раздражением отказываются от выполнения задания, утверждая, что все предъявляемые мелодии одинаковы — «вся музыка одинаковая...», «все играет одно и то же...». В то же время, если действительно предъявляется одна и та же даже очень хорошо знакомая мелодия, то испытуемые один раз узнают ее, другой раз говорят: «это как будто что-то знакомое», а в третий раз либо утверждают, что никогда этой мелодии не слышали, либо грубо ошибаются. Ошибки, которые допускаются в период инактивации правого полушария при опознании мелодий, часто чрезвычайно грубы и нелепы. Так, песня «Из-за острова на стрежень» опознается как «Румба»; песня «Степь да степь кругом» — как марш «Мы молодая гвардия...»; романс «Гори, гори, моя звезда» — как песня «Не видала ты подарка от донского казака»; романс «Очи черные» — как песня «Семен, Семен, ты мне нравишься...» и т.п. Все эти мелодии до и после периода инактивации правого полушария оценивались как знакомые и правильно назывались. Даже о правильно узнанных мелодиях испытуемые говорят в период инактивации правого полушария крайне неуверенно — «похоже на Катюшу?...», «будто знакома...», «не знаю точно...», «знакома... уж и не знаю...». Характерной особенностью процесса опознания мелодий в период инактивации правого полушария является трудно преодолимое стремление к их классификации. Вместо того чтобы назвать предъявленную мелодию или сказать, знакома она или нет, испытуемые настойчиво их «систематизируют» — «это марш...», «это не марш», «это революционная...», «это народная...», «это военная...», «это плясовая...» и т.п. «Классифицируя» услышанные мелодии, испытуемые путают жанры и не замечают своих ошибок — «Из-за острова на стрежень» они называют военной музыкой, «Калинку» и даже «Гори, гори, моя звезда» — маршем и т.п. Иногда все предъявляемые мелодии оцениваются либо как марш, либо как народная песня. Эту тенденцию классифицировать услышанные мелодии не удается преодолеть ни повторными инструкциями, ни просьбами говорить о каждой мелодии более конкретно. Еще одна особенность процесса опознания мелодий в период инактивации правого полушария заключается в том, что испытуемые, которые не уверены, правильно ли они узнали предъявляемую мелодию, а также испытуемые, которые отрицают, что вообще когда-либо ее слышали, в то же время гораздо легче, чем в контрольных исследованиях, вспоминают и декламируют тексты различных хорошо знакомых песен и романсов. Обычно эти тексты не имеют отношения к предъявляемым мелодиям. Так же как и попытки классифицировать мелодии, эта декламация носит характер своеобразной навязчивости — она продолжается и после того, как предъявляемая мелодия уже отзвучала. Инактивации правого полушария сопутствует избирательное снижение внимания к предъявляемым мелодиям. Часто на вопрос, знакома ли мелодия, испытуемые равнодушно отвечают: «прослушала», «не заметил» и т.п. В период инактивации правого полушария обнаруживается также нарушение возможности воспроизведения мелодий. Испытуемые отказываются напеть услышанную мелодию, ссылаясь на неспособность, неумение петь, отсутствие слуха, или напевают неправильно, смешивая самые разные мелодии и не замечая своих грубых ошибок. Следует подчеркнуть, что те же самые испытуемые, которым в период инактивации правого полушария бывает так трудно воспроизвести услышанную мелодию, в контрольных исследованиях и после того как явления инактивации полушария сглаживаются, легко выполняют просьбу экспериментатора, правильно напевают услышанные знакомые мелодии. По мере восстановления функций правого полушария раньше появляется узнавание мелодий и гораздо позже способность правильно ее воспроизвести. В период инактивации левого полушария опознание мелодий облегчается — несколько увеличивается, хотя и несущественно, количество правильно узнанных мелодий и укорачивается до 5,8±0,3 с латентный период ответов (р<0,001). Прослушав мелодию или даже не дождавшись ее окончания, испытуемые быстро и уверенно сообщают, узнали они ее или нет — «знаю», «конечно, знаю», «знакома». Они проявляют большую, чем в контрольных исследованиях заинтересованность в эксперименте, бывают очень довольны, когда узнают мелодию и огорчаются неудаче. Облегчение опознания мелодий обнаруживается и в тех случаях, когда инактивация левого полушария сопровождается афатическими нарушениями и пара-фазиями. Обычно испытуемые и в этой ситуации находят способ сообщить, знакома им предъявленная мелодия или нет. Существенно возрастает (р<0,001) количество мелодий, о которых испытуемые говорят: «помню», «узнаю», «знаю» и т.п. Но в период, когда еще имеют место речевые расстройства, они гораздо реже, чем в контрольных исследованиях, могут вспомнить название и слова из текста прослушанных песен и романсов (р<0,001) (рис. 2, В). Испытуемые сами с удивлением и недоумением замечают эту свою забывчивость — «знакомая, а забыла слова...», «ну знала же... и забыла». Следует подчеркнуть, что они не могут вспомнить в период инактивации левого полушария названия и слова тех песен и романсов, которые помнили в контрольных исследованиях и которые легко вспоминают снова, когда явления инактивации полушария минуют. При инактивации левого полушария наряду с облегчением узнавания мелодии облегчается и их воспроизведения. Испытуемые легко вспоминают мелодии и в подавляющем большинстве правильно их напевают, даже со значительно большей, чем в контрольных исследованиях, экспрессией; они не только громко и подолгу распевают услышанную мелодию, но и сопровождают пение жестикуляцией и размашисто дирижируют. Если предъявляется относительно сложная и редко исполняемая мелодия (например, романсы «Утро туманное» или «Гори, гори моя звезда»), то испытуемые часто сначала только напевают мелодию и лишь позже вспоминают название и слова. Как и декламация в период инактивации правого полушария, так и стремление пропеть услышанный мотив в период инактивации левого полушария приобретает харак- Таблица2
Date: 2016-05-13; view: 460; Нарушение авторских прав |