Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






О взаимодействии полушарий головного мозга в процессах письма 4 page





В контрольных исследованиях узнавание предмет­ных шумов не представляло трудностей. При предъяв-. лении jjjwiop.ня.плалпг.и.ня, дяллг /дср гЮНШТКШКГ правильно опознавали около 80% сигналов (рис. 1,А); латентный период ответов был равен 4,0±0,2 с. Замет­ной асимметрии между ушами в опознавании слож­ных неречевых звуковых образов выявлено не было.

В период инактивации правого полушария опоз­нание сложных неречевых звуковых образов оказыва­ется резко затрудненным: существенно уменьшается количество правильно опознанных шумов (р<0,001) и одновременно возрастает количество отказов от выполнения задания (р<0,001) (рис. 1, Б); латент­ные периоды ответов увеличиваются до 5,7±0,3 с (р<0,001). На увеличение времени, необходимого для

1 Балонов Л. Я., Деглин В.Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. Л.: Наука, 1976. С. 74, 77—93.

 

опознания предметных шумов, указывает также из­менение распределения латентных периодов отве­тов и расширение гистограммы по оси абсцисс в область длиннолатентных периодов.

О значительных затруднениях, с которыми встре­чаются испытуемые при необходимости опознать не­речевые звуки и шумы, свидетельствуют грубые ошибки, которые никогда не наблюдались в конт­рольных исследованиях. Так, лай собаки принима­ется за кудахтание курицы, кашель — за журчание ручья, смех — за пение птиц или за крик детей, аплодисменты — за «работу кузнеца» и т.п. Часто звуки, которые в контрольных исследованиях узна­вались без труда, теперь вызывают лишь недоуме­ние — «шумит что-то...», «шум какой-то...», «просто шум», «шум и все...». Даже при повторных и настоя­тельных расспросах испытуемые не могут уловить предметный характер шума. Еще одна особенность опознания неречевых звуков в условиях инактива­ции правого полушария заключается в своеобразном стремлении их классифицировать: «это животные...», «это не животные...», «это работа...». Такая необыч­ная систематика услышанных звуков, не встречаю­щаяся в контрольных исследованиях, часто ошибочна и не совпадает с действительным значением предъяв­ляемых звуков и шумов.

В период инактивации правого полушария даже о правильно опознанных звуках и шумах испытуе­мые сообщают с оттенком неуверенности и сомне­ния, с вопросительными нотами в голосе: «вроде смеха...», «похоже на поезд...», «собака что ли?» и т.п. При повторных предъявлениях одного и того же звука испытуемые часто определяют его всякий раз по-разному, причем правильное опознание может чередоваться с ошибочным.

При изучении слухового гнозиса в условиях инак­тивации правого полушария обнаруживается избира­тельное нарушение внимания к предъявляемым неречевым звукам и шумам. Испытуемые, легко всту­пающие в беседу и охотно отвечающие на вопросы, не обращают внимания на раздающиеся в наушниках звуки и шумы, не реагируют на них и их не замечают. Лишь после повторных напоминаний о том, что сле­дует выслушать и рассказать об услышанном звуке, испытуемые пытаются это сделать, но вскоре вновь перестают обращать на них внимание.

Все перечисленные нарушения опознания нере­чевых звуков и шумов являются двусторонними и об­наруживаются при подведении сигналов и к правому, и к левому уху. Эти нарушения прослеживаются в те­чение 1—3 ч.

В период инактивации левого полушария опозна­ние неречевых звуковых образов и шумов существенно агблЯЧЗйТДТ — уШдаИвтся" кЖичёствЬ" правильно' опознанных шумов (р<0,001) (рис. 1, Л) и существен­но уменьшаются латентные периоды ответов (р<0,02). Это облегчение выявляется при сравнении с резуль­татами контрольных исследований, но оно особенно разительно при сравнении с результатами исследова­ний, проведенных в период инактивации правого по­лушария.

При инактивации левого полушария ответы ис­пытуемых становятся более четкими и конкретными, в них реже проскальзывает сомнение и нерешитель­ность. Даже когда еще полностью не восстановился словарный запас, испытуемые уже правильно опреде­ляют предъявляемые им неречевые звуки и шумы и могут иногда узнать те из них, которые они не опоз­нали в контрольных исследованиях.


Облегчение в опознании неречевых звуков и шумов удается выявить даже тогда, когда инактива­ция левого полушария сопровождается преходящи­ми афатическими расстройствами. В этих случаях испытуемые отвечают медленно, латентные перио­ды их ответов велики, и они часто жалуются, что забыли нужное слово. Однако испытуемые легко на­ходят среди показанных им рисунков изображение того животного, транспортного средства или ситуа­ции, с которыми связаны предъявляемые звуковые образы. Из-за парафазии, персевераций, забывания слов и других речевых нарушений ответы часто при­чудливы, слова искажены, встречаются необычные словосочетания, но при этом всегда удается опреде­лить, узнали они предъявленный звук или нет. Так, ржание лошади обозначается как «лошадихин голос», хрюкание свиньи — как «щебетание поросенка», бле­яние барана — как «козий голос» и т.п.


Возникающее при инактивации левого полу­шария облегчение опознания неречевых звуко­вых образов бывает двусторонним и выявляется при подведении сигнала и к правому, и к лево­му уху.

Изменения слухового гнозиса у одного и того же больного в условиях инактивации правого и ле­вого полушарий иллюстрируются выписками из про­токолов исследований (табл. I).

опознание музыкальных образов (музыкальный гнозис)

Идентификация частотно-модулированных то­нальных сигналов. Испытуемым предъявлялись 20 пар тональных частотно-модулированных сигналов. Длительность сигнала составляла 1 с, частота сиг­нала в течение 1 с снижалась или повышалась от 1000 Гц на одну октаву. В случайном порядке предъявлялись пары с одинаковым или разным на­правлением изменений частоты сигнала. Интервал между сигналами в паре не превышал 0,5 с, интер­вал между парами был равен 5—10 с. Испытуемый должен был определить, состоит ли каждая пара из одинаковых или разных сигналов. Исследование проведено на 5 испытуемых после 10 унилатеральных электросудорожных припадков (5 право- и 5 лево­сторонних). Выполнение этого задания не пред­ставляло сколько-нибудь заметных затруднений. Результаты опознания этих сигналов и в период инактивации правого, и в период инактивации ле

 

Рис. 1. Распределение ответов различного типа при опознании неречевых (предметных) звуков: А — до припадков; Б — в период инактивации правого и В — левого полушарий; 7 — количество узнанных и правильно названных звуков; 2 — узнанных, но не названных звуков; 3 — неузнанных звуков; площадь секторов — удельный вес ответов каждого типа (%)

 

 

вого полушарий существенно не отличались от ре­зультатов контрольных исследований.

Идентификация коротких музыкальных фраз. Ис­пытуемым предъявлялись 10 пар коротких музыкаль­ных фраз, сыгранных на рояле. Каждая фраза состояла из 4 нот. В 4 парах фразы были одинаковыми, в 6 парах они отличались друг от друга. Интервал между фразами в одной паре составлял 1 — 1,5 с, интервал между парами — 10—15 с. Испытуемый должен был определить, одинаковы или различны предъяв­ленные в паре фразы. Исследование проведено на 8 испытуемых после 17 унилатеральных электросудо­рожных припадков (9 право- и 8 левосторонних).

В исследованиях, проведенных до припадка, ис­пытуемые правильно идентифицировали около 80% предъявленных музыкальных фраз. Латентный пери­од ответов был равен 1,4+0,1 с. Асимметрии между ушами не выявлялось.

В период инактивации правого полушария вы­полнение экспериментального задания резко ухуд­шается — снижается количество правильных ответов (р<0,001) и существенно возрастает их латентный период (р<0,01). Испытуемые, которые в контроль­ных исследованиях без труда справлялись с заданием, теперь жалуются на трудность и даже непосильность этого задания — «все звуки одинаковы...», «не ра­зобрать...». Они отвечают медленно, неуверенно, тихо, обычно с вопросительным оттенком голоса — «тот же звук... да?», «то же самое... правильно?»; час­то просят повторить сигнал, однако одни и те же пары музыкальных фраз оцениваются ими то как идентичные, то как отличающиеся друг от друга.


В период инактивации левого полушария иден­тификация двух музыкальных фраз не только не затруднена, но заметно облегчается. Несколько воз­растает количество правильно идентифицирован­ных сигналов и заметно сокращается латентный период ответов (р<0,001). Испытуемые, которые.при инактивации правого полушария отказывались от выполнения задания или не справлялись с ним, при инактивации левого полушария быстро и уверенно говорят о сходстве или различии музыкальных фраз. Часто они правильно квалифицируют музыкальные сигналы, казалось бы даже не прислушиваясь к ним, продолжая беседу с присутствующими на экспери­менте людьми. Иногда испытуемые дают ответ еще до того, как отзвучала вторая в паре музыкальная фраза, а в случае ошибки — сами ее исправляют.


Таблица 1

Опознание неречевых (предметных) звуков и шумов после унилатеральных припадков

 

    До припадка (контроль) В период инактивации
'1     Правого полушария Левого полушария
  Предъявляемый   1°.   1 °  
  звук или шум Е ч       Е Я  
|   t о 1* Ответ £ | Ответ £ о Ответ
    is   is   с; *  
И-в Бой часов   ... бой курантов   ... бой часов 2 ... бой часов
  Аплодисменты 7 ... машина 22 ... не поняла   ... аплодируют
      работает?        
  Смех   ... смех   ... не знаю   ... смех
  Плеск воды   ... плещет вода 20 ... не знаю   ... плеск воды
  Кашель 2 ... кашляют 6 ... кашель, что 2 ... кашель
          ли?    
  Звон бьющегося 7 ... звон посуды 20 ... не узнаю... звон 3 ... звон стекла
  стекла       какой-то    
  Хрюканье свиньи   ... крик 20 ... крик животного 9 ... хрюканье свиньи
      животного        
В-а Жужжание пчел   ... не знаю   ... не уловила   ... пчелы
  Лай собаки   ... собака   ... не уловила   ... собаки
  Аплодисменты г ... в ладоши 20 ... машина зерно   ... хлопают в
      хлопают   веет?   ладоши
  Бой часов   ... как в церкви   ... звон какой-то...   ... звон в церкви
      колокол   чирк-чирк...    
          (пытается    
          имитировать)    
  Смех   ... смех   ... птица или дети   ... смех
          кричат... не знаю    
  Шум грозы   ... ветер   ... не знаю...   ... вьюга
          машины?    
  Хрюканье свиньи   ... поросята 22 ... работа станка?   ... свинья
          Гусеничный    
          трактор?    
B-U Блеянье козы   ... козы 5 (пожимает 2 ... козий звук
          плечами,    
          пытается    
          имитировать)    
  Гусиный гогот   ... кудахчет...   ... квакают   ... гуси
      или кукарекает   лягушки    
р. Лай собаки 2 ... лай собаки   ... куры   ... собака
  Блеянье козы   ... козы   ... корова мычит   Ответить не может
              (афатические
              нарушения), из
              нескольких
              рисунков выбрала
              и показала козу,
              потом сказала:...
              ну... козел
О. Хрюканье свиньи   ... поросята   ... тигр?... или 2 ... поросята
          свинья?    
  Гусиный гогот   ... гуси 20 ... не знаю... 9 ... забыла слово...
          журавли?   гуси
  Шум мотоцикла   ... не разобрала 25 ... на зверя 2 ... мотоцикл
          похоже    

Все перечисленные признаки изменений про­цесса идентификации музыкальных образов в усло­виях инактивации доминантного и недоминантного полушарий носят двусторонний характер и сохра­няются до 0,5—2 ч.


Опознание и воспроизведение знакомых мелодий. Предъявлялись отрывки фонограмм (мелодии без сло­весного текста) 18 популярных песен, романсов и дру­гих мелодий. Узнавание некоторых из них было несколько затруднено необычной аранжировкой. Под­биралась такая длительность отрывков, которая была достаточной для опознания мелодии. Отрывки предъяв­лялись с паузой 7—10 с. Были использованы мелодии песен: «Калинка...», «Степь да степь кругом...», «Из-


за острова на стрежень...», «Славное море священный Байкал...», «Катюша», «Песня о Родине», «Полюш­ко, поле», «Смело мы в бой пойдем...», «Пусть всегда будет солнце...», «По долинам и по взгорьям...», «Сме­ло, товарищи, в ногу...», «Темная ночь...»; романсов: «Очи черные...», «Вечерний звон», «Однозвучно зве­нит колокольчик...», «Гори, гори, моя звезда...», «Я встретил Вас...», также позывные, обычно передавае­мые перед футбольными состязаниями. Испытуемые должны были назвать песню или романс, вспомнить слова и напеть их мотив. Возможность опознания зна­комых популярных мелодий исследовалась у 11 испы­туемых после 25 унилатеральных электросудорожных припадков (13 право- и 12 левосторонних).



Рис. 2. Распределение ответов различного типа (%) при опознании ме­лодий:

А — до припадка; Бив — в период инактивации правого и левого полушарий; 7 — количество узнанных и правильно названных мелодий;

2 — то же узнанных, но не
названных мелодий;

3— то же неузнанных
мелодий


В контрольных исследованиях испытуемые опоз­навали более 80% предъявляемых мелодий — назы­вали исполняемую песню или романс, вспоминали несколько слов текста или говорили, знакома им мелодия или нет. Латентный период этих ответов был, равен 7,9±0,5 с. По просьбе экспериментатора боль­шинство испытуемых без труда могло также напеть услышанную мелодию.

В период инактивации правого полушария мело­дии опознаются значительно хуже и со значительно большим трудом, чем в контрольных исследованиях. Резко уменьшается количество правильно узнанных мелодий (р<0,001) и существенно — до 9,0+0,6 с — возрастает латентный период ответов (р<0,01). При этом уменьшается количество песен и романсов, которые испытуемые раньше называли, и количество мелодий, о которых они раньше говорили только как о знако­мых (рис. 2, Б). Многие мелодии, которые легко узна­вались в контрольных исследованиях, теперь вовсе не опознаются. Испытуемые заявляют, что впервые их слышат, либо говорят, что не могут разобраться, зна­кома им мелодия или нет, либо опознают ее непра­вильно, либо, наконец, с некоторым раздражением отказываются от выполнения задания, утверждая, что все предъявляемые мелодии одинаковы — «вся музы­ка одинаковая...», «все играет одно и то же...». В то же время, если действительно предъявляется одна и та же даже очень хорошо знакомая мелодия, то испыту­емые один раз узнают ее, другой раз говорят: «это как будто что-то знакомое», а в третий раз либо утвержда­ют, что никогда этой мелодии не слышали, либо гру­бо ошибаются.

Ошибки, которые допускаются в период инак­тивации правого полушария при опознании мело­дий, часто чрезвычайно грубы и нелепы. Так, песня «Из-за острова на стрежень» опознается как «Рум­ба»; песня «Степь да степь кругом» — как марш «Мы молодая гвардия...»; романс «Гори, гори, моя звез­да» — как песня «Не видала ты подарка от донского казака»; романс «Очи черные» — как песня «Семен, Семен, ты мне нравишься...» и т.п. Все эти мелодии до и после периода инактивации правого полушария оценивались как знакомые и правильно назывались. Даже о правильно узнанных мелодиях испытуемые говорят в период инактивации правого полушария крайне неуверенно — «похоже на Катюшу?...», «будто знакома...», «не знаю точно...», «знакома... уж и не знаю...».


Характерной особенностью процесса опознания мелодий в период инактивации правого полушария является трудно преодолимое стремление к их клас­сификации. Вместо того чтобы назвать предъявлен­ную мелодию или сказать, знакома она или нет, испытуемые настойчиво их «систематизируют» — «это марш...», «это не марш», «это революцион­ная...», «это народная...», «это военная...», «это пля­совая...» и т.п. «Классифицируя» услышанные мелодии, испытуемые путают жанры и не замечают своих ошибок — «Из-за острова на стрежень» они называют военной музыкой, «Калинку» и даже «Гори, гори, моя звезда» — маршем и т.п. Иногда все предъявляемые мелодии оцениваются либо как марш, либо как народная песня. Эту тенденцию классифицировать услышанные мелодии не удается преодолеть ни повторными инструкциями, ни просьбами говорить о каждой мелодии более конк­ретно.

Еще одна особенность процесса опознания ме­лодий в период инактивации правого полушария заключается в том, что испытуемые, которые не уверены, правильно ли они узнали предъявляемую мелодию, а также испытуемые, которые отрица­ют, что вообще когда-либо ее слышали, в то же время гораздо легче, чем в контрольных исследо­ваниях, вспоминают и декламируют тексты различ­ных хорошо знакомых песен и романсов. Обычно эти тексты не имеют отношения к предъявляемым мелодиям. Так же как и попытки классифицировать мелодии, эта декламация носит характер своеоб­разной навязчивости — она продолжается и после того, как предъявляемая мелодия уже отзвучала. Инактивации правого полушария сопутствует из­бирательное снижение внимания к предъявляемым мелодиям. Часто на вопрос, знакома ли мелодия, испытуемые равнодушно отвечают: «прослушала», «не заметил» и т.п.

В период инактивации правого полушария обнару­живается также нарушение возможности воспроизве­дения мелодий. Испытуемые отказываются напеть услышанную мелодию, ссылаясь на неспособность, неумение петь, отсутствие слуха, или напевают не­правильно, смешивая самые разные мелодии и не за­мечая своих грубых ошибок.

Следует подчеркнуть, что те же самые испытуе­мые, которым в период инактивации правого полу­шария бывает так трудно воспроизвести услышанную мелодию, в контрольных исследованиях и после того как явления инактивации полушария сглаживаются, легко выполняют просьбу экспериментатора, правиль­но напевают услышанные знакомые мелодии. По мере восстановления функций правого полушария раньше появляется узнавание мелодий и гораздо позже спо­собность правильно ее воспроизвести.

В период инактивации левого полушария опозна­ние мелодий облегчается — несколько увеличивается, хотя и несущественно, количество правильно узнан­ных мелодий и укорачивается до 5,8±0,3 с латентный период ответов (р<0,001). Прослушав мелодию или даже не дождавшись ее окончания, испытуемые быстро и уверенно сообщают, узнали они ее или нет — «знаю», «конечно, знаю», «знакома». Они проявляют большую, чем в контрольных исследованиях заинтересованность в эксперименте, бывают очень довольны, когда узна­ют мелодию и огорчаются неудаче.

Облегчение опознания мелодий обнаруживается и в тех случаях, когда инактивация левого полушария сопровождается афатическими нарушениями и пара-фазиями. Обычно испытуемые и в этой ситуации на­ходят способ сообщить, знакома им предъявленная мелодия или нет. Существенно возрастает (р<0,001) количество мелодий, о которых испытуемые говорят: «помню», «узнаю», «знаю» и т.п. Но в период, когда еще имеют место речевые расстройства, они гораздо реже, чем в контрольных исследованиях, могут вспом­нить название и слова из текста прослушанных песен и романсов (р<0,001) (рис. 2, В). Испытуемые сами с удивлением и недоумением замечают эту свою забыв­чивость — «знакомая, а забыла слова...», «ну знала же... и забыла». Следует подчеркнуть, что они не могут вспомнить в период инактивации левого полушария названия и слова тех песен и романсов, которые пом­нили в контрольных исследованиях и которые легко вспоминают снова, когда явления инактивации полу­шария минуют.

При инактивации левого полушария наряду с об­легчением узнавания мелодии облегчается и их вос­произведения. Испытуемые легко вспоминают мелодии и в подавляющем большинстве правильно их напева­ют, даже со значительно большей, чем в контрольных исследованиях, экспрессией; они не только громко и подолгу распевают услышанную мелодию, но и со­провождают пение жестикуляцией и размашисто ди­рижируют. Если предъявляется относительно сложная и редко исполняемая мелодия (например, романсы «Утро туманное» или «Гори, гори моя звезда»), то ис­пытуемые часто сначала только напевают мелодию и лишь позже вспоминают название и слова. Как и дек­ламация в период инактивации правого полушария, так и стремление пропеть услышанный мотив в пери­од инактивации левого полушария приобретает харак-

Таблица2


 

    До припадка (контроль) В период инактивации
      правого полушария левого полушария
,s Предъявляемая '— О   'i «   'I °  
.0 мелодия | з   _0 н Я   к Я  
    с о % s Ответ V О % S Ответ С о £ s Ответ
t   да CL   да о.   да о.  
с о   я <В   &*   «5^  
П-а «Степь да степь   ...знакомая 20 ...марш какой-то   ...слышала...
  кругом»           хорошо знакомая...
              названия не могу
              вспомнить... степь
              кругом...
  «Песня о Родине»   Песнь о родине 35 ...не знаю...   ...знакомая...
          марш, что ли?...   конечно слышала!
          совсем не знаю...   ...но не назову
              ...(долго напевает
              правильно)
В-й «Из-за острова на   ...знаю   ... Румба   ...свадьбу новую
  стрежень»   ...знакомая, но       справляет...
      название       (напевает
      забыл...       правильно)
  «Очи черные»   Очи черные   ...песня...   (напевает
      (напевает   (напевает   правильно)...
      правильно)   неправильно)   слова?...не помню
              (продолжает петь)
К-а «Калинка»   Калинка   (Не слушает,   Калинка (долго и
          мелодия   правильно
          предъявлена   напевает по
          повторно)...не   собственной
          знаю... (пожимает   инициативе)
          плечами)    
  «Очи черные»   ...очи черные...   ...это?...как   ...слышала!... очи
      как люблю я вас   сказать... не   черные...
          знаю... (после    
          повторного    
          прослушивания)    
          ...даже не знаю    
          ...не романс    

 







Date: 2016-05-13; view: 460; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию