Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нормативно-правовая документация в процессе управления ДОУ⇐ ПредыдущаяСтр 32 из 32
Нормативно-правовое обеспечение ДОУ — это совокупность документов инструктивно-методического, распорядительного, программно-целевого характера, а также нормативно-справочные материалы, устанавливающие нормы, правила, требования, характеристики, методы и другие данные, используемые при решении задач организации и утвержденные в установленном порядке компетентным органом или руководством учреждения. Примерный состав таких документов приведен в таблице 1. Таблица 1. Примерный состав документов, определяющих или влияющих на трудовые отношения в образовательном учреждении
Основные задачи нормативно-правового обеспечения: правовое регулирование трудовых отношений, складывающихся между работодателями и другими сотрудниками ОУ; защита прав и законных интересов работников, вытекающих из трудовых отношений[15, с. 92]. Изменения в действующем законодательстве РФ обусловили необходимость внесения изменений в существующие нормативно-правовые и программно-методические документы с учетом спектра функционирующих в Российской Федерации учреждений, реализующих программы дошкольного образования. Работа ДОУ строится на основании «Образовательной программы». Правовое обеспечение реализации Основной общеобразовательной программы включает основные документы: Приказ Минобрнауки Р Ф от 17. 10. 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. № 2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» СанПиН 2.4.1. 3049−13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26) Установление в соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определили -актуальность разработки системы обеспечения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, соблюдение, исполнение и применение норм действующего законодательства; -разработку на их основе и утверждение локальных нормативных и ненормативных актов инструктивно-методического, распорядительного, программно-целевого характера; -подготовку предложений об изменении действующих или отмене устаревших и фактически утративших силу нормативных актов. Виды нормативно-правовых актов: Нормативные акты — соглашения, генеральные, специальные (региональные), коллективные и другие договоры и другие правовые акты, применяемые непосредственно в организациях; Ненормативные акты — это распоряжения и указания, которые могут издавать руководители, отвечающие за кадровое обеспечение. Формирование нормативно-правовой базы в системе кадрового обеспечения сферы дошкольного образования осуществляется, в первую очередь, на основе: Конституции РФ; Трудового кодекса РФ; Бюджетного кодекса РФ; Постановления Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. № 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»; Федерального закона от 5 декабря 2006 г. № 207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей»; Постановления Правительства Р Ф от 30 декабря 2006 г. № 849 «О перечне затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования»; Значительное внимание уделено разработке системы кадрового обеспечения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, поскольку в настоящее время требует доработки «базовая» модель кадрового обеспечения, структура которой включает основной контингент работников учреждений дошкольного образования. Кроме того, «базовая» модель кадрового обеспечения изменена и дополнена в соответствии с особенностями каждой вариативной организационной формы, в рамках которой в РФ могут быть оказаны дошкольные образовательные услуги Особое внимание, при рассмотрении проблемы формирования нормативно-правовой базы системы кадрового обеспечения учреждений дошкольного образования, необходимо обратить на следующие законы: Федеральный закон «Об образовании» вводит общие нормы, позволяющие субъектам РФ осуществлять собственное правовое регулирование, т. е. издавать законы регионального значения, которые бы не противоречили федеральному закону. Так, в частности, -ст. 53 вышеуказанного закона определяет круг лиц, которые имеют право заниматься педагогической деятельностью; — ст. 54 регулирует положение об оплате труда работников образовательных учреждений; — права работников образования, их социальные гарантии устанавливает ст. 55. Локальный акт образовательного учреждения основан на законодательстве — совокупности нормативных правовых актов, регулирующих сферу дошкольного образования в широком смысле этого слова. Прежде всего, любой локальный акт должен соответствовать Закону Р Ф«Об образовании», а также Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, а для образовательных учреждений, деятельность которых регулируется иными типовыми положениями типовым положениям об образовательных учреждениях соответствующего типа и вида. Локальный нормативный акт ДОУ представляет собой правовой документ, содержащий общеобязательные правила поведения для всех или некоторых работников учреждения и (или) воспитанников, их родителей (законных представителей), рассчитанный на неоднократное применение. Например, устав ДОУ, правила внутреннего трудового распорядка, должностная инструкция работника. Функция локального нормативного акта — детализация, конкретизация, дополнение, а иногда и восполнение общей, правовой нормы применительно к условиям данного образовательного учреждения, с учетом имеющихся особенностей, специфики образовательного процесса и иных условий. Индивидуальные (синонимы: ненормативные, распорядительные, правоприменительные) локальные акты используются для юридического оформления конкретного управленческого решения и не рассчитаны на неоднократное применение. Например, приказ о приеме на работу, об отчислении. Локальные акты образовательного учреждения издаются в разных формах: постановления, приказы, решения, положения, инструкции и правила. Постановление — локальный нормативный или индивидуальный правовой акт, содержащий решение коллегиального органа управления образовательным учреждением. Например, разграничение полномочий между Советом образовательного учреждения и руководителем образовательного учреждения определяется уставом образовательного учреждения (п. 5 ст. 35 Закона Р Ф«Об образовании») Приказ — локальный нормативный или индивидуальный правовой акт, издаваемый руководителем дошкольного образовательного учреждения для решения основных и оперативных задач, стоящих перед образовательным учреждением. Например, приказ о зачислении в образовательное учреждение. Решение — локальный правовой акт, принимаемый общим собранием работников для реализации права на участие в управлении образовательным учреждением. Например, устав образовательного учреждения принимается решением общего собрания коллектива образовательного учреждения (подпункт 12 п. 2 ст. 32 Закона Р Ф «Об образовании»). Кроме того, в ДОУ иногда предусматривается издание такого вида локальных актов как распоряжения, которые издаются заместителями руководителя образовательного учреждения по вопросам информационно-методического и организационного характера, входящим в их компетенцию в соответствии с уставом, их должностной инструкцией и другими локальными нормативными актами. Постановлениями и приказами органов управления образовательного учреждения утверждаются и вводятся в действие локальные нормативные акты, принимаемые в виде положений, инструкций и правил. Положение — локальный нормативный правовой акт, устанавливающий правовой статус органа управления образовательного учреждения, структурного подразделения или основные правила (порядок, процедуру) реализации образовательным учреждением какого-либо из своих правомочий. Инструкция — локальный нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и способ осуществления, выполнения чего-либо. Инструкцией определяют правовой статус (права, обязанности, ответственность) работника по занимаемой должности (должностная инструкция, сленг — «функционал»), безопасные приемы работы (инструкция по безопасности для отдельных травмоопасных рабочих мест и учебных кабинетов), правила ведения делопроизводства (инструкция по делопроизводству). Для инструкции характерны императивные (повелительные, не допускающие выбора) нормативные предписания. Правила — локальный нормативный правовой акт, регламентирующий организационные, дисциплинарные, хозяйственные и иные специальные стороны деятельности образовательного учреждения и его работников, обучающихся и их законных представителей. Типичным примером этого вида локальных актов могут служить правила внутреннего трудового распорядка ДОУ, правила приема в ДОУ, правила поведения обучающихся, правила о поощрениях и взысканиях педагогических работников. Правила, инструкции, положения могут регламентировать самые разные стороны жизни школы. Следует отметить, что законодательного разграничения форм локальных актов не существует и многие локальные акты могут издаваться как в одной, так и другой форме (например, правила ведения делопроизводства / инструкция по делопроизводству). Локальные акты, как нормативные, так и индивидуальные, являются средствами правового обеспечения деятельности образовательного учреждения и осуществляются в пределах его компетенции, определенной п. 2 ст. 32 Закона Р Ф «Об образовании». В соответствии с компетенцией образовательного учреждения можно выделить следующие «отрасли» локального правового обеспечения: 1) правовое оформление статуса образовательного учреждения, формирование структуры учреждения и органов управления; 2) правовое обеспечение образовательного процесса (процесса обучения и воспитания) и его методического сопровождения; 3) правовое обеспечение финансово-экономической деятельности, материально-технического снабжения; 4) правовое обеспечение безопасных условий учебы и труда в образовательном учреждении; 5) правовое обеспечение трудовых отношений (работа с кадрами); 6) правовое обеспечение делопроизводства (документального сопровождения). Принцип системности требует, чтобы локальный акт был органически связан с другими локальными нормативными актами образовательного учреждения, не дублировал норм уже имеющихся актов, не содержал пробелов и противоречий. Таким образом, необходимо регулярно проводить анализ всех имеющихся в школе локальных нормативных актов, отменять (признавать утратившими силу) фактически недействующие локальные акты. При принятии новых локальных актов нужно не допускать их противоречия принятым ранее актам, а при возникновении таких противоречий — своевременно корректировать имеющиеся локальные нормативные акты. Издание локальных нормативных актов (правотворчество) ДОУ представляет собой деятельность органов управления образовательным учреждением по подготовке и принятию локальных нормативных правовых актов либо решений об отмене или изменении действующего локального акта или локальной правовой нормы. Процесс локального правотворчества проходит несколько взаимосвязанных и согласованных стадий (этапов), среди которых обычно выделяют следующие стадии: — инициативная стадия; — подготовка проекта локального акта; — обсуждение (экспертиза) и согласование проекта локального акта; — принятие и утверждение локального акта; — обнародование локального акта. Инициативная стадия связана с возникновением идеи локального акта, его концепции (общего замысла). На этом этапе работы должна быть обоснована необходимость принятия (изменения, отмены) акта, собрана, обобщена и проанализирована вся имеющаяся информация по данному вопросу, в частности, изучено законодательство и соответствующие модельные (типовые) акты, публикации в журналах для администрации образовательных учреждений, опыт других ДОУ, а также проведены необходимые расчеты. При разработке концепции локального акта прогнозируются и последствия его применения, оцениваются возможные риски. На стадии подготовки проекта локального акта создается текст локального акта. Структура проекта локального акта должна обеспечивать логическое развитие темы и соответствовать раскрытию предмета правового регулирования. Проекты, направленные на регулирование широкой сферы общественных отношений (например, Правила внутреннего трудового распорядка), могут содержать преамбулу (вступительную часть), в которой излагаются цели и мотивы принятия акта, его значение. При этом следует иметь в виду, что положения нормативного характера в преамбулу не включаются. Определение основных понятий и обозначающих их терминов, используемых в проекте, целесообразно размещать в начале текста проекта. Нормативное содержание проекта, в зависимости от предмета правового регулирования объема и вида акта, должно конструироваться в следующей последовательности: * общие положения (определяются предмет правового регулирования, основные принципы правового регулирования, указывается на соответствие положений проекта законодательству, уставу ДОУ и др.); * определение используемых понятий (обычно, если они не определены уже в действующем законодательстве); * изложение конкретных правовых нормативов по регулируемому вопросу; * определение санкций за нарушение установленных правовых нормативов (если это входит в компетенцию образовательного учреждения); * вступление акта в силу и способ опубликования (объявление под расписку, на доске приказов, вывешивание на видном месте и т. п.). Нормативные предписания оформляются, как правило, в виде пунктов, имеющих единую (сквозную) нумерацию арабскими цифрами. Значительные по объему проекты могут разделяться на разделы, главы, параграфы, имеющие нумерацию и наименование. Содержание правовых норм должно быть логически последовательным и содержательно определенным, не допускающим различного понимания и толкования. Язык акта должен быть прост и точен. Нельзя перегружать текст локальных актов юридическими или другие узкоспециальными терминами. Если термин необходим, в локальном акте должно присутствовать его определение. Кроме того, необходимо иметь в виду, что в официальных правовых документах не допускается использование не оговоренных аббревиатур (сложносокращенных слов) и, как правило, любых сокращений вообще. Так, очень популярным в локальных актах образовательных учреждений остается сокращение «МО», которое может расшифровываться по-разному и зачастую затрудняет правильное понимание содержания локального акта. Не допустимо и использование эмоционально-экспрессивных языковых средств, образных сравнений (эпитетов, метафор, гипербол и др.). В тексте локального акта не должны присутствовать бланкетные нормы, в которых содержится отсылка не к какому-либо конкретному законоположению, а к иному источнику права, к «другому регулированию». Например, «в соответствии с действующим законодательством», «в установленном порядке». Каким законодательством? Где его искать? Кем установлено? В локальном акте, подготавливаемом на основании, во исполнение или в развитие закона или подзаконного нормативного акта органа государственной власти или местного самоуправления должны быть указаны статья (пункт) и официальные реквизиты акта, послужившего основанием издания локального акта. Положения об изменениях, дополнениях или признании локальных актов утратившими силу, о приостановлении действия ранее принятых локальных актов в связи с принятием данного акта включаются в текст отдельным пунктом. После того, как разработан проект текста локального акта, он проходит стадию обсуждения (экспертизы) и согласования.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Date: 2016-05-23; view: 1758; Нарушение авторских прав |