Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормативно-правовая документация в процессе управления ДОУ





Нормативно-правовое обеспечение ДОУ — это совокупность документов инструктивно-методического, распорядительного, программно-целевого характера, а также нормативно-справочные материалы, устанавливающие нормы, правила, требования, характеристики, методы и другие данные, используемые при решении задач организации и утвержденные в установленном порядке компетентным органом или руководством учреждения.

Примерный состав таких документов приведен в таблице 1.

Таблица 1. Примерный состав документов, определяющих или влияющих на трудовые отношения в образовательном учреждении

 
Уровень Наименование документов  
Международный Декларация прав ребенка, материалы ООН и др.  
Федеральный Конституция, ТК, Указы и поручения Президента, документы, отражающие изменения в действующем законодательстве (например: в части федеральных государственных требований в сфере дошкольного образования) и др.  
Отраслевой Организационно-распорядительные документы министерства образования  
Региональный Приказы, постановления, положения и т. п. органов власти регионального самоуправления  
Муниципальный Приказы, постановления, положения и т. п. органов власти муниципального самоуправления  
Учреждения Устав, коллективный договор, трудовой распорядок, штатное расписание, приказы, положения, распоряжения и т. п.  
Рабочего места Должностная инструкция, трудовое соглашение и др.  
     

Основные задачи нормативно-правового обеспечения:

правовое регулирование трудовых отношений, складывающихся между работодателями и другими сотрудниками ОУ;

защита прав и законных интересов работников, вытекающих из трудовых отношений[15, с. 92].

Изменения в действующем законодательстве РФ обусловили необходимость внесения изменений в существующие нормативно-правовые и программно-методические документы с учетом спектра функционирующих в Российской Федерации учреждений, реализующих программы дошкольного образования.

Работа ДОУ строится на основании «Образовательной программы».

Правовое обеспечение реализации Основной общеобразовательной программы включает основные документы:

Приказ Минобрнауки Р Ф от 17. 10. 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. № 2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»

СанПиН 2.4.1. 3049−13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26)

Установление в соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определили

-актуальность разработки системы обеспечения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, соблюдение, исполнение и применение норм действующего законодательства;

-разработку на их основе и утверждение локальных нормативных и ненормативных актов инструктивно-методического, распорядительного, программно-целевого характера;

-подготовку предложений об изменении действующих или отмене устаревших и фактически утративших силу нормативных актов.

Виды нормативно-правовых актов:

Нормативные акты — соглашения, генеральные, специальные (региональные), коллективные и другие договоры и другие правовые акты, применяемые непосредственно в организациях;

Ненормативные акты — это распоряжения и указания, которые могут издавать руководители, отвечающие за кадровое обеспечение.

Формирование нормативно-правовой базы в системе кадрового обеспечения сферы дошкольного образования осуществляется, в первую очередь, на основе:

Конституции РФ;

Трудового кодекса РФ;

Бюджетного кодекса РФ;

Постановления Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. № 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;

Федерального закона от 5 декабря 2006 г. № 207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей»;

Постановления Правительства Р Ф от 30 декабря 2006 г. № 849 «О перечне затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования»;


Значительное внимание уделено разработке системы кадрового обеспечения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, поскольку в настоящее время требует доработки «базовая» модель кадрового обеспечения, структура которой включает основной контингент работников учреждений дошкольного образования. Кроме того, «базовая» модель кадрового обеспечения изменена и дополнена в соответствии с особенностями каждой вариативной организационной формы, в рамках которой в РФ могут быть оказаны дошкольные образовательные услуги

Особое внимание, при рассмотрении проблемы формирования нормативно-правовой базы системы кадрового обеспечения учреждений дошкольного образования, необходимо обратить на следующие законы:

Федеральный закон «Об образовании» вводит общие нормы, позволяющие субъектам РФ осуществлять собственное правовое регулирование, т. е. издавать законы регионального значения, которые бы не противоречили федеральному закону.

Так, в частности,

-ст. 53 вышеуказанного закона определяет круг лиц, которые имеют право заниматься педагогической деятельностью;

— ст. 54 регулирует положение об оплате труда работников образовательных учреждений;

— права работников образования, их социальные гарантии устанавливает ст. 55.

Локальный акт образовательного учреждения основан на законодательстве — совокупности нормативных правовых актов, регулирующих сферу дошкольного образования в широком смысле этого слова. Прежде всего, любой локальный акт должен соответствовать Закону Р Ф«Об образовании», а также Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, а для образовательных учреждений, деятельность которых регулируется иными типовыми положениями типовым положениям об образовательных учреждениях соответствующего типа и вида.

Локальный нормативный акт ДОУ представляет собой правовой документ, содержащий общеобязательные правила поведения для всех или некоторых работников учреждения и (или) воспитанников, их родителей (законных представителей), рассчитанный на неоднократное применение. Например, устав ДОУ, правила внутреннего трудового распорядка, должностная инструкция работника. Функция локального нормативного акта — детализация, конкретизация, дополнение, а иногда и восполнение общей, правовой нормы применительно к условиям данного образовательного учреждения, с учетом имеющихся особенностей, специфики образовательного процесса и иных условий.

Индивидуальные (синонимы: ненормативные, распорядительные, правоприменительные) локальные акты используются для юридического оформления конкретного управленческого решения и не рассчитаны на неоднократное применение. Например, приказ о приеме на работу, об отчислении. Локальные акты образовательного учреждения издаются в разных формах: постановления, приказы, решения, положения, инструкции и правила.

Постановление — локальный нормативный или индивидуальный правовой акт, содержащий решение коллегиального органа управления образовательным учреждением. Например, разграничение полномочий между Советом образовательного учреждения и руководителем образовательного учреждения определяется уставом образовательного учреждения (п. 5 ст. 35 Закона Р Ф«Об образовании»)


Приказ — локальный нормативный или индивидуальный правовой акт, издаваемый руководителем дошкольного образовательного учреждения для решения основных и оперативных задач, стоящих перед образовательным учреждением. Например, приказ о зачислении в образовательное учреждение.

Решение — локальный правовой акт, принимаемый общим собранием работников для реализации права на участие в управлении образовательным учреждением. Например, устав образовательного учреждения принимается решением общего собрания коллектива образовательного учреждения (подпункт 12 п. 2 ст. 32 Закона Р Ф «Об образовании»).

Кроме того, в ДОУ иногда предусматривается издание такого вида локальных актов как распоряжения, которые издаются заместителями руководителя образовательного учреждения по вопросам информационно-методического и организационного характера, входящим в их компетенцию в соответствии с уставом, их должностной инструкцией и другими локальными нормативными актами.

Постановлениями и приказами органов управления образовательного учреждения утверждаются и вводятся в действие локальные нормативные акты, принимаемые в виде положений, инструкций и правил.

Положение — локальный нормативный правовой акт, устанавливающий правовой статус органа управления образовательного учреждения, структурного подразделения или основные правила (порядок, процедуру) реализации образовательным учреждением какого-либо из своих правомочий.

Инструкция — локальный нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и способ осуществления, выполнения чего-либо. Инструкцией определяют правовой статус (права, обязанности, ответственность) работника по занимаемой должности (должностная инструкция, сленг — «функционал»), безопасные приемы работы (инструкция по безопасности для отдельных травмоопасных рабочих мест и учебных кабинетов), правила ведения делопроизводства (инструкция по делопроизводству). Для инструкции характерны императивные (повелительные, не допускающие выбора) нормативные предписания.

Правила — локальный нормативный правовой акт, регламентирующий организационные, дисциплинарные, хозяйственные и иные специальные стороны деятельности образовательного учреждения и его работников, обучающихся и их законных представителей.

Типичным примером этого вида локальных актов могут служить правила внутреннего трудового распорядка ДОУ, правила приема в ДОУ, правила поведения обучающихся, правила о поощрениях и взысканиях педагогических работников.

Правила, инструкции, положения могут регламентировать самые разные стороны жизни школы. Следует отметить, что законодательного разграничения форм локальных актов не существует и многие локальные акты могут издаваться как в одной, так и другой форме (например, правила ведения делопроизводства / инструкция по делопроизводству).


Локальные акты, как нормативные, так и индивидуальные, являются средствами правового обеспечения деятельности образовательного учреждения и осуществляются в пределах его компетенции, определенной п. 2 ст. 32 Закона Р Ф «Об образовании».

В соответствии с компетенцией образовательного учреждения можно выделить следующие «отрасли» локального правового обеспечения:

1) правовое оформление статуса образовательного учреждения, формирование структуры учреждения и органов управления;

2) правовое обеспечение образовательного процесса (процесса обучения и воспитания) и его методического сопровождения;

3) правовое обеспечение финансово-экономической деятельности, материально-технического снабжения;

4) правовое обеспечение безопасных условий учебы и труда в образовательном учреждении;

5) правовое обеспечение трудовых отношений (работа с кадрами);

6) правовое обеспечение делопроизводства (документального сопровождения).

Принцип системности требует, чтобы локальный акт был органически связан с другими локальными нормативными актами образовательного учреждения, не дублировал норм уже имеющихся актов, не содержал пробелов и противоречий. Таким образом, необходимо регулярно проводить анализ всех имеющихся в школе локальных нормативных актов, отменять (признавать утратившими силу) фактически недействующие локальные акты. При принятии новых локальных актов нужно не допускать их противоречия принятым ранее актам, а при возникновении таких противоречий — своевременно корректировать имеющиеся локальные нормативные акты.

Издание локальных нормативных актов (правотворчество) ДОУ представляет собой деятельность органов управления образовательным учреждением по подготовке и принятию локальных нормативных правовых актов либо решений об отмене или изменении действующего локального акта или локальной правовой нормы.

Процесс локального правотворчества проходит несколько взаимосвязанных и согласованных стадий (этапов), среди которых обычно выделяют следующие стадии:

— инициативная стадия;

— подготовка проекта локального акта;

— обсуждение (экспертиза) и согласование проекта локального акта;

— принятие и утверждение локального акта;

— обнародование локального акта.

Инициативная стадия связана с возникновением идеи локального акта, его концепции (общего замысла). На этом этапе работы должна быть обоснована необходимость принятия (изменения, отмены) акта, собрана, обобщена и проанализирована вся имеющаяся информация по данному вопросу, в частности, изучено законодательство и соответствующие модельные (типовые) акты, публикации в журналах для администрации образовательных учреждений, опыт других ДОУ, а также проведены необходимые расчеты. При разработке концепции локального акта прогнозируются и последствия его применения, оцениваются возможные риски.

На стадии подготовки проекта локального акта создается текст локального акта.

Структура проекта локального акта должна обеспечивать логическое развитие темы и соответствовать раскрытию предмета правового регулирования.

Проекты, направленные на регулирование широкой сферы общественных отношений (например, Правила внутреннего трудового распорядка), могут содержать преамбулу (вступительную часть), в которой излагаются цели и мотивы принятия акта, его значение. При этом следует иметь в виду, что положения нормативного характера в преамбулу не включаются.

Определение основных понятий и обозначающих их терминов, используемых в проекте, целесообразно размещать в начале текста проекта.

Нормативное содержание проекта, в зависимости от предмета правового регулирования объема и вида акта, должно конструироваться в следующей последовательности:

* общие положения (определяются предмет правового регулирования, основные принципы правового регулирования, указывается на соответствие положений проекта законодательству, уставу ДОУ и др.);

* определение используемых понятий (обычно, если они не определены уже в действующем законодательстве);

* изложение конкретных правовых нормативов по регулируемому вопросу;

* определение санкций за нарушение установленных правовых нормативов (если это входит в компетенцию образовательного учреждения);

* вступление акта в силу и способ опубликования (объявление под расписку, на доске приказов, вывешивание на видном месте и т. п.).

Нормативные предписания оформляются, как правило, в виде пунктов, имеющих единую (сквозную) нумерацию арабскими цифрами.

Значительные по объему проекты могут разделяться на разделы, главы, параграфы, имеющие нумерацию и наименование.

Содержание правовых норм должно быть логически последовательным и содержательно определенным, не допускающим различного понимания и толкования. Язык акта должен быть прост и точен. Нельзя перегружать текст локальных актов юридическими или другие узкоспециальными терминами. Если термин необходим, в локальном акте должно присутствовать его определение. Кроме того, необходимо иметь в виду, что в официальных правовых документах не допускается использование не оговоренных аббревиатур (сложносокращенных слов) и, как правило, любых сокращений вообще. Так, очень популярным в локальных актах образовательных учреждений остается сокращение «МО», которое может расшифровываться по-разному и зачастую затрудняет правильное понимание содержания локального акта. Не допустимо и использование эмоционально-экспрессивных языковых средств, образных сравнений (эпитетов, метафор, гипербол и др.). В тексте локального акта не должны присутствовать бланкетные нормы, в которых содержится отсылка не к какому-либо конкретному законоположению, а к иному источнику права, к «другому регулированию». Например, «в соответствии с действующим законодательством», «в установленном порядке». Каким законодательством? Где его искать? Кем установлено? В локальном акте, подготавливаемом на основании, во исполнение или в развитие закона или подзаконного нормативного акта органа государственной власти или местного самоуправления должны быть указаны статья (пункт) и официальные реквизиты акта, послужившего основанием издания локального акта.

Положения об изменениях, дополнениях или признании локальных актов утратившими силу, о приостановлении действия ранее принятых локальных актов в связи с принятием данного акта включаются в текст отдельным пунктом.

После того, как разработан проект текста локального акта, он проходит стадию обсуждения (экспертизы) и согласования.

 

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"







Date: 2016-05-23; view: 1758; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию