Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности построения методической работы в инновационном образовательном учреждении
Что же должна включать в себя модель построения инновационной методической работы? Основаниями для проектирования инновационной методической работы могут являться: - регионально-муниципальная политика в области обновления методической работы, - приоритеты образовательного учреждения в области обновления методической работы, - рейтинг образовательного учреждения, - кадровый потенциал для осуществления инновационной методической работы, - образовательные потребности потребителей образовательных услуг. Исходя из определенных выше оснований проектирования инновационной методической работы, определяются цели, задачи и приоритетные направления обновления методической работы в ОУ. В качестве основной цели обновления методической работы выделяется повышение качества и уровня образовательных услуг. Приоритетных направлений стратегии обновления методической работы может быть несколько: это повышение уровня конкурентоспособности педагогов на рынке образовательных услуг, методическое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса, его дидактическое обеспечение. Следующим этапом в проектировании модели инновационной методической работы является выделение достаточных и необходимых условий реализации выдвинутых задач. Под необходимыми и достаточными условиями понимаются условия правильности утверждения, без выполнения которых утверждение заведомо не может быть верным (необходимые условия), и, соответственно, при которых утверждение заведомо верно (достаточные условия). В качестве необходимых и достаточных условий может быть выдвинут отбор инновационного содержания методической работы и его экспертирование; проектирование продуктивных форм методической работы и проектирование в рамках методической работы системы повышения профессиональной компетентности педагогов, направленной на освоение и разработку инноваций. Далее в модели построения инновационной методической работы должны быть определены функции субъектов: - функции руководителей методической работы, включающие в себя организацию методических мероприятий, стимулирование, мотивирование творческого труда педагогов, контроль за выполнением управленческих решений;
Необходимо отметить, что модель инновационной методической работы должна в полной мере согласоваться с основными положениями системно – синергетического подхода и программно – целевого принципа управления (см. приложение №1, № 2 Модели построения инновационной методической работы). Немаловажным условием в организации системы инновационной методической работы является определение критериев оценивания ее эффективности. При этом необходимо уточнить понятие «критерий». Это признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило суждения, оценки. В качестве основных критериев оценивания эффективности методической работы можно взять критерии, предложенные Ю. К. Бабанский: -результативность (этот критерий означает, что результаты образовательного процесса в ОУ растут, достигая оптимального уровня или приближаясь к нему, за отведенное время без перегрузок детей); - рациональность затрат времени, экономичность; - стимулирующий характер методической работы: он проявляется в создании в коллективе положительного микроклимата, способствующего росту творческой самостоятельности педагогов. В практической работе критерий результативности определяется по показателям педагогической диагностики освоения детьми образовательных программ, реализуемых в ОУ. Если эти показатели растут год от года, система инновационной методической работы подтверждает свою эффективность. Критерий экономичности, рациональности затрат времени на инновационную методическую работу оценивается через анализ анкетных данных педагогов, их интервьюирование, анализ расписания рабочего времени педагогов ОУ в учебном году. Если в расписании рабочего времени педагогов предусмотрены часы для самообразовательной деятельности, посещения библиотек, работы в методическом кабинете с новинками психолого-педагогической литературы, выделено время для инновационной продуктивной деятельности (для разработки программ, методических рекомендаций, конспектов), нормировано время для участия педагогов в творческих группах, то инновационная методическая работа эффективна с точки зрения данного критерия. Нормирование затрат времени на инновационную методическую работу осуществляется через управленческое решение о встречных часах воспитателей, о часах работы с литературой для специалистов ДОУ, о постоянном закреплении времени работы творческих групп и методических объединений. Стимулирующий характер инновационной методической работы оценивается через анализ анкетных данных педагогов по психологическому климату в коллективе (приложение №3), анализ карт личностного роста каждого педагога (приложение №4). Оценивание уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ производитсяна основе «Экспертной карты оценивания», анкеты «Уровень профессиональных навыков педагогов ОУ», самоанализа на основе опросника (см. приложения № 5,6,7,) На основе предложенной карты оценивания профессиональной компетентности педагогов ОУ представляется возможным выявить существующие у каждого педагога проблемы собственной педагогической деятельности. В содержание данной карты заложены основные компоненты профессиональной деятельности воспитателя ОУ. Каждый из предложенных параметров оценивается по десятибалльной системе. В содержании самого опросника внесены десять показателей. Значит, общая высшая сумма балов должна быть 100. Если педагог ОУ набирает это количество, уровень его профессиональной компетентности можно считать оптимальным. Анализ данной карты поможет руководителям методической работы выявить проблемы каждого педагога, простроить систему методической адресной помощи (см. пр.). Анализ оптимальности содержания и организационных форм методической работы производится на основе анкеты «Эффективность методической работы в ОУ» (см. пр.). Социологическое исследование по выявлению мнения коллектива ОУ и отдельных педагогов по вопросам повышения профессиональной компетентности производится на основе анкеты «Востребованность педагогами ОУ системы повышения квалификации». Реализация программно-целевого принципа управления, являющегося основанием для проектирования инновационной методической работы, выражается в программном обеспечении системы методической работы. В содержание программного обеспечения должны войти: - Программа инновационной деятельности ОУ; - Программа обновления методической и научно-методической работы; - Целевая программа повышения квалификации педагогических работников; - Приказы, локальные акты, должностные инструкции; - Правовое обеспечение процесса инновационной методической работы, системы повышения квалификации педагогов ОУ; - Анализ тенденций развития образовательной системы области, города, района; - Анализ результатов деятельности предыдущего интервала; - Изучение и интерпретация образовательных потребностей педагогов ОУ. На основе результатов анализа образовательных потребностей педагогов, уровня их профессионального мастерства, проблем в профессионально-педагогической деятельности выстраивается стратегия отбора форм методической работы. В последних педагогических исследованиях выделяются следующие формы методической работы: репродуктивные (практикумы, научно-практические семинары, педагогические мастерские, семинары-практикумы, тренинги); репродуктивно-эвристические (педагогические чтения, научно-практические конференции, организационно-деятельностные игры); эвристико-продуктивные (фестивали педагогических идей, конкурсы профессионального мастерства, конкурсы методических разработок); продуктивные (научные конференции, теоретические семинары,). Так, для совершенствования коммуникативных навыков педагогов планируются семинары-практикумы по основам педагогического общения, как средству гуманизации процесса образования; тренинги по овладению педагогами моделью личностно- ориентированного взаимодействия с педагогами; мастер-классы по организации родительских собраний и других современных форм взаимодействия с семьями воспитанников. Практика работы показывает, что особые затруднения испытывают педагоги ОУ при проектировании педагогической деятельности, продуктов инновационной деятельности. Это еще раз доказывает не владение педагогами ОУ проектировочными навыками и умениями. Для их формирования можно использовать проблемные и проблемно-проектные семинары. Участие в таких семинарах помогает педагогам определить основание для проектирования того или иного продукта инновационной деятельности, выделить цели и задачи, ожидаемые результаты применения данного продукта. В ходе работы на проблемно - проектном семинаре педагоги овладевают методикой выбора задач для развития тех или иных возможностей ребенка, методов, форм и средств обучения, эффективно влияющих на процесс его развития. Реальную возможность для развития проектировочных навыков и умений педагогов предоставляет их участи в творческих и проблемных группах, занимающихся разработкой новых образовательных программ и технологий. Так, участие педагогов в проблемной группе, разрабатывающей современные подходы к обучению детей правилам дорожного движения, помогает простроить стратегию обучения детей по данной теме на весь период пребывания в ОУ, наметить усложнение в применяемых методах и средствах обучения. Результатом работы такой проблемной группы является Программа обучения детей школьного возраста правилам дорожного движения с использованием современных педагогических технологий. Для развития конструктивных навыков и умений педагогов предполагается возможным применение такой формы методической работы, как фестиваль (выставка) методических разработок. Непременным условием успеха организации этой формы является выработка требований к качеству представляемых материалов: - соответствие материалов типу образовательного учреждения; приоритетным направлениям развития его образовательной системы; - соответствие материалов возрасту и особенностям развития детей; - актуальность предложенной методической разработки; - инновационный характер материалов; - ожидаемый процесс обновления школьного образования в результате реализации предложенной методической разработки; - присутствие в материале регионального компонента; - апробация методической разработки в условиях образовательного учреждения, доказательный характер эффективности ее применения (через диагностику детей, представление продуктов детской деятельности: рисунки, альбомы, дневники наблюдений, конверты с выполненными заданиями и т.д.); - эстетика оформления методической разработки; - дидактическое обеспечение применения методической разработки (наглядные материалы, дидактические пособия, модель изменения предметно-развивающей среды с использованием материалов разработки и ее направленности). Как показывает практика, педагоги ОУ слабо владеют гностическими навыками. Реальную возможность для разрешения данной проблемы представляют научно - практические конференции в ОУ. Участие педагогов в работе такой конференции сопровождается анализом собственной педагогической деятельности, соотнесение ее с предложенными на конференции путями повышения ее эффективности, выбором новой стратегии педагогического труда. «Методическая работа более результативна, если ею управляют: планируют, организуют, контролируют обучение, поддерживают мотивацию кадров» Н. В. Немова. Организовать методическую работу – это значит распределить функции управления и закрепить определенный порядок их выполнения. Планирование повышения профессиональной компетентности педагогов ОУ не только возможно, но и необходимо. И еще более это востребовано, когда образовательное учреждение переходит в режим развития, осуществляя инновационную деятельность. При планировании системы методической работы выделяются специально организованные формы обучения следующих категорий педагогов: - вновь поступившие педагоги; - молодые специалисты; - педагоги, занимающиеся инновационной деятельность. Для начинающих специалистов организуется «Школа молодого учителя», в содержание работы которой включается: - стажировка у более опытного педагога; - наставничество; - изучение научно-методической литературы; - посещение занятий у педагогов - новаторов; · выполнение учебных заданий под руководством опытного педагога (разработка конспектов занятий, воспитательных мероприятий, перспективных планов по определенным видам детской деятельности, организация предметно-развивающей среды и т. д.); · разработка программно - методического обеспечения учебно-воспитательного процесса
Для педагогов, занимающихся инновационной деятельностью, планируются: - проведение проблемно- деловых игр по приоритетным направлениям деятельности образовательного учреждения; - педагогические мастерские; - мастер–классы; - работа в составе творческих групп; - педагогические ринги; - педагогические чтения. Выводы: Система инновационной методической работы, построенная на основе модели, предложенной в данных методических рекомендациях, поможет повысить уровень предоставляемых образовательных услуг в ОУ, повысить профессиональную компетентность работающих педагогов, включить большинство педагогов в инновационную педагогическую деятельность.
Date: 2016-05-23; view: 521; Нарушение авторских прав |