Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инновационная деятельность в методической работе





Модернизация российского образования требует создания и развития различных форм повышения профессиональной компетентности педагогических работников ОУ. Это влечет за собой модернизацию системы методической работы, призванной обеспечить непрерывность образования педагогов ОУ.

Таким образом, методическая работа – это составная часть профессионально- педагогической (управленческой) деятельности, в рамках которой создаются теоретические продукты, обеспечивающие педагогические или управленческие действия.

Говоря о модернизации школьного образования, мы имеем в виду процессы инноватики, вошедшие в жизнь каждого ОУ.

Поэтому, необходимо определить понятие «инновационная методическая работа», которое бы в полной мере отвечало требованиям инновационного ОУ, было адекватным тем инновационным процессам, которые происходят в школьных образовательных учреждениях.

Итак, инновационная методическая работа - это система управленческих мер, ориентированная на создание или освоение новых (инновационных) способов профессионально - педагогической деятельности.

Методическая работа - составная часть профессионально-педагогической деятельности, в рамках которой создаются теоретические продукты, обеспечивающие педагогические или управленческие действия.

В рамках методической работы решаются следующие основные задачи:

-подбор, расстановка и оценка кадров, постановка задач перед непосредственными участниками методической работы;

-анализ и регулирование социально- психологического климата в педагогическом коллективе;

-стимулирование продуктивной деятельности каждого педагога и их саморазвития;

-создание условий для профессионального роста педагогов;

-повышение качества образовательного процесса.

При построении методической работы в инновационном ОУ ставятся следующие цели:

а) определение состояния образовательной работы в учреждении;

б) изучение взаимоотношений между детьми, диагностика уровня их физического, психического и социального развития;

в) повышение уровня образовательной работы и ее конкретных результатов;

г) изучение деятельности педагогов - новаторов и их передового педагогического опыта, внедрение данного опыта в практику работы ОУ;

д) помощь молодым педагогам в овладении педагогическим мастерством;

е) изучение личностных особенностей педагогов в целях наилучшей их совместной деятельности.

Исходя из целей методической работы и требований к личности и деятельности педагогов ОУ, работа в образовательном учреждении должна вестись в следующих направлениях:

1)повышение социально-психологической культуры педагогов;

2) совершенствование педагогической культуры;

3)овладение мировой, национальной, речевой и бытовой культурой;

4) развитие специальных умений и навыков педагогов ДОУ.

Основными этапами организационно- педагогической деятельности руководителей ОУ по созданию системы методической работы с педагогическими кадрами являются:

- во-первых, определение состава системы методической работы, то есть выбор методических объединений педагогов, творческих групп, школы профессионального мастерства и так далее);

- во-вторых, раскрытие функциональных свойств каждого компонента системы методической работы и определение на этой основе их достаточного и необходимого количества (в зависимости от уровня инновационной внедренческой деятельности учреждения);

-в-третьих, поиск рациональных форм и способов взаимодействия компонентов системы методической работы, определение роли и места каждого структурного компонента внутри целостной системы;

- в-четвертых, создание материальной основы функционирования системы методической работы.

Выбирая оптимальный вариант системы методической работы в ОУ, необходимо учитывать следующие параметры:

- задачи, стоящие перед ОУ в инновационной (внедренческой) деятельности;

- результаты диагностики профессиональной деятельности педагогов и результаты работы ДОУ в целом;

- количественный и качественный состав педагогического коллектива (уровень образованности педагогов, их профессиональную компетентность, готовность к внедрению инноваций);

- цели и функциональные особенности содержания методической работы в условиях инноватики;

- накопленные в ОУ традиции;

- сравнительную эффективность различных форм методической работы в условиях инновационного ОУ для повышения профессиональных компетенций педагогов;

- материальные, моральные, психологические и другие условия.

Функциями управления методической работой будут являться следующие:

1) Информационно- аналитическая. Формирование банка данных о новых исследованиях в психолого-педагогической науке и практике; банка данных о структурных подразделениях педагогов в ОУ; сбор научно- методического материала о состоянии образовательной работы в ОУ; формирование банка данных о методической работе педагогов, их профессиональных качествах.

2)Мотивационно-целевая. Определение цели научно-методической деятельности коллектива инновационного ОУ и отдельных педагогов, образовательной системы ОУ, на основе реальных условий рациональной организации педагогического труда, изменения мотивации педагогической деятельности в условиях инноватики.

3) Планово-прогностическая. Прогнозирование развития научно- методической работы педагогического коллектива. Планирование организации и содержания научно- методической и инновационной методической работы. Определение зоны ближайшего развития педагогов на основе диагностики профессиональных качеств, планирование конкретных методических мероприятий для достижения поставленных целей.

4) Организационно-исполнительская. Организация выполнения Программы развития образовательной системы учреждения, целевых комплексных программ, Программы обновления методической и научно- методической работы ОУ, организация повышения квалификации педагогов, обобщение передового педагогического опыта, организация самообразовательной деятельности педагогов ОУ.

5) Контрольно-диагностическая. Осуществление аналитической деятельности, контроля за качеством образовательной работы с детьми, оценка состояния образовательной, научно- методической, инновационной, самообразовательной деятельности педагогов. Контроль за выполнением Госстандарта по дошкольному образованию.

6) Регулятивно-коррекционная. Обеспечение поддержания системы научно-методической, инновационной работы в непрерывной связи с инновационными процессами в образовании детей дошкольного возраста. Устранение нежелаемых отклонений в экспериментально-поисковой работе, в организации повышения профессиональной компетентности педагогов. Обеспечение оперативной помощи педагогам, регулирование и коррекция деятельности структурных подразделений.

При планировании методической работы необходимо учитывать основныепринципы планирования:

-единство целевой установки и условий реализации;

- единство долгосрочного и краткосрочного планирования;

-обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования;

-сочетание государственных и общественных интересов, учет потребностей потребителей образовательных услуг;

-стабильность и гибкость планирования и прогнозирования.

Основными направлениями инновационной методической работы в ОУ являются:

1) В информационной области:

- обеспечение педагогов необходимой информацией о новинках методической и научно- методической литературы;

- информирование педагогов об основных направлениях развития сферы образования области, города, района;

- информирование педагогов о современных вариативных и парциальных программах, педагогических технологиях.

То есть, в рамках инновационной методической работы должно обеспечиваться информирование педагогов ОУ об инновационных фактах и явлениях.

2) В диагностико - прогностической области:

- изучение профессиональных затруднений и образовательных потребностей педагогов в целях создания эффективных условий для повышения их профессиональной компетентности;

-прогнозирование, планирование и организация обучения педагогических кадров, оперативное оказание информационной, консультативной методической помощи педагогам ОУ;

3) В области содержания образования:

-создание условий для реализации вариативных образовательных программ, современных педагогических технологий;

-методическое и научно-методическое обеспечение введения нового содержания дошкольного образования.

То есть, в ОУ должны быть закреплены административно (нормативно) формы методической работы, сориентированные на освоение инновационной педагогической деятельности, на повышение профессиональной компетентности педагогов.

4) В области повышения квалификации:

- методическая работа должна обеспечивать личностно- ориентированную стратегию, индивидуально-дифференцированный подход к каждому педагогу в зависимости от уровня его профессиональной компетентности;--выявление, систематизация, распространение передового педагогического опыта.

В повышении эффективности инновационной методической работы немаловажную роль играют современные подходы к ее организации, то есть, отбор продуктивных форм методической работы с педагогами ОУ.

В психолого-педагогической литературе выделяются следующие аспекты методической работы:

а) деятельностный аспект позволяет выделить такие ее компоненты, как мотивы, цели, задачи, содержание, формы, методы, результаты;

б) содержательный аспект дает возможность построить структуру методической работы из следующих трех взаимосвязанных направлений:

-методической подготовки педагогов,

- научно- теоретической подготовки,

- психолого - педагогической подготовки педагогов ДОУ;

в) управленческий аспект делает необходимым выделить в составе методической работы иные компоненты, а именно: педагогический анализ, планирование, организацию, контроль и регулирование обусловленное, вызванное к жизни закономерностями и взаимосвязями развивающейся образовательной системы ОУ.

Управление инновационной методической работой представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие всех участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей (Ю. К. Бабанский).

Основная цель управления инновационной методической работой – эффективное и планомерное использование сил, средств, времени и людских ресурсов для достижения оптимального результата в инновационной (внедренческой) деятельности.

В управленческой литературе, в частности у Н. В. Кузьминой, выделяются пять функциональных основных компонентов, которые, отражаясь в структуре деятельности руководителей инновационной методической работы, становятся основой управления ею. К числу основных компонентов относятся: диагностический, проектировочный, конструктивный, организационный и коммуникативный.

В качестве исходного и системообразующего фактора выступает гностический компонент, поскольку он связан с получением информации обо всех аспектах инновационной методической работы: о ее результативности, эффективности применяемых организационных форм, об уровне профессиональной компетентности педагогов, о качестве образования в ОУ.

На основе исходной информации осуществляется построение стратегии обновления методической работы, формулирование и переформулирование основных целей и задач, отбор продуктивных и наиболее эффективных форм методической работы, ориентированных на конкретный педагогический коллектив, отличающийся возрастным составом, уровнем образованности и профессиональной компетентности, уровнем мотивационной готовности к инновационной исследовательской деятельности. Все это составляет проектировочный компонент управленческой деятельности.

Конструктивный компонент представляет собой процесс моделирования, построения годового и месячного планов, отбор методических мероприятий по реализации целей и задач обновления методической работы в инновационном ОУ.

В организаторском компоненте находит свое выражение реальная и исполнительская деятельность участников методической работы по воплощению намеченной стратегии ее обновления. Это создание организационной структуры методической работы: творческих групп, методических объединений педагогов, школ профессионального мастерства, временных творческих коллективов, служб, на которые возлагается ответственность за реализацию программ инновационной педагогической деятельности.

Коммуникативный компонент включает в себя процедуры, обеспечивающие необходимые взаимоотношения и связи между различными участниками методической работы: руководителями, воспитателями, специалистами.

Актуализация названных пяти функциональных компонентов управленческой деятельности на их высших уровнях проявления обеспечивает оптимальное управление инновационной методической работой. Управление инновационной методической работой, в первую очередь, должно быть направлено на создание условий и обеспечение методической деятельности педагогов ОУ, занимающихся инновациями: это и информационное обеспечение инновационных процессов, кадровое обеспечение (обеспечение повышения образованности педагогов, их профессиональной компетентности, уровня их профессионального мастерства); инструктивно-методическое и нормативно- правовое обеспечение инновационной методической работы; учебно-методическое обеспечение самого процесса инновационной педагогической деятельности.

На качестве образовательного процесса ОУ, на уровне профессиональной компетентности педагогов отражаются условия, способствующие становлению и развитию мастерства педагогов:

1) Социально-правовые условия - забота о здоровье всех участников инновационной методической работы, достаточная материальная и финансовая база образовательного учреждения, оптимальная нагрузка участников инновационной деятельности, наличие времени для самообразовательной деятельности и инновационной методической работы.

2) Перспективно-целевые условия - наличие в образовательном учреждении Программы развития образования, Программы инновационной деятельности, Программы обновления методической и научно- методической работы, целевой программы повышения квалификации педагогических работников ОУ.

3) Потребностно-стимулирующие - взаимопонимание между участниками инновационной методической работы, взаимодоверие, демократический стиль общения в учреждении, атмосфера творчества и психологической свободы участников инновационной деятельности, моральное и материальное стимулирование творческой деятельности педагогов ДОУ.

4) Коммуникативно-информационные условия - наличие и доступность свежей современной информации о передовом педагогическом опыте, о современных формах и методах педагогической деятельности, педагогических технологиях в образовании детей дошкольного возраста; психологическое сопровождение инновационного образовательного процесса в учреждении: оказание необходимой консультационной и психологической поддержки педагогам, занимающимся инновационной деятельностью.

Современное управление методической работой – это, прежде всего процесс целенаправленного управленческого взаимодействия сторон, где каждая выступает как в роли субъекта, так и в роли объекта (Г. Н. Сериков). Выделяется три вида управленческого взаимодействия:

- распорядительно–организующее;

- взаимно–согласующее;

- исполнительно-регулирующее.

Ведущим является взаимно-согласующее взаимодействие. Внимание руководителей методической работы должно переключаться с планов на конкретных исполнителей, педагогов ОУ, на формирование творческой атмосферы в образовательном учреждении.

Одним из важнейших аспектов управления процессом обновления методической работы является создание модели инновационной методической работы в ОУ.

Говоря об обновленной методической работе, необходимо уточнить понятиеметодической работы с позиций инновационной деятельности, дать определение новому понятию «инновационная методическая работа». Под инновационной методической работой мы будем понимать процесс проектирования стратегии обновления методической работы, направленной на повышение профессиональной компетентности педагогов ОУ, осуществляющих инновационную педагогическую деятельность. Это деятельность по освоению, апробации, созданию и внедрению образовательных инноваций в образование детей дошкольного возраста; деятельность, способствующая повышению качества образования, проявляющаяся в появлении принципиально важных изменений в содержании образования, расцениваемых как прогрессивные.

Таким образом, инновационную методическую работу мы определяем как систему мер, ориентированную на создание или освоение новых (инновационных) способов профессионально- педагогической деятельности.

Date: 2016-05-23; view: 577; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию