Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные философские программы философия техники
Техника – исторически развивающаяся совокупность создаваемых человеком средств (орудий, устройств, знаний, навыков), которые позволяют людям преобразовать и использовать естественные и искусственные материалы, явления и процессы для удовлетворения своих потребностей. В 17 в. – в эпоху развертывания НТР и постепенного развития промышленного производства - понятие "техника" означало совокупность всех тех средств, знаний, навыков, которые относились, прежде всего, к производству орудий труда и машин. В 18-19 вв. произошел скачек в эволюции техники – возникло крупное машинное производство, вытеснившее ремесленный труд. В 19 в. появляется техническое знание. Его основатели – т.н. философствующие инженеры Э. Гартиг, И. Бекманн, Ф. Рело идр. Они пытались зафиксировать особенности инженерного мышления, концептуализировали современные им технологические и технические знания. На рубеже 19 и 20 вв, когда происходит бурное развитие технических наук, начинается профессиональное изучение теоретических и философских аспектов техники. В контексте становления неклассической философии постепенно складывается особое направление философской рефлексии – философия техники. Ее появление было связано с социальными изменениями (научной, промышленной, социальной революциями), и теоретическими достижениями – развитием естествознания, технического и гуманитарного знания, поворотом неклассической философии к проблемам конкретного развития социума и человека. Понятие «философия техники» было предложено Э. Каппом. Современная философия техники – область философских исследований, направленных на осмысление природы техники и оценку ее воздействий на общество, человека, культуру. В целом, в современной философии техники можно выделить несколько социально-философских программ исследования и оценки техники: техницизм, антитехницизм и синтетическую программу. Техницизм опирается на традиции технологического детерминизма, наиболее ярко выражается в ряде т.н. технократических концепций (индустриализма, постиндутриализма), которые некритически оценивают технику и считают, что препятствовать или вмешиваться в технический прогресс нерационально. Антитехницизм опирается на идеи философской жизни, экзистенциализма, отрицает возможность гуманистического влияния техники на человека Синтетическая программа утверждает необходимость гуманизации техники. Наука изучает окружающую действительность, воспринимаемую нами при помощи органов чувств, осмысливаемую разумом. Она явл механизмом получения объективного знания о мире (объективное – то, которое не зависит от форм, способов, стр-р познавательного процесса и предст собой результат, напрямую отражающий положение дел). Наука пытается ответить на вопрос о том, как устроена реальная действительность, как она существует, функционирует, развивается. Для этого она формулирует определенные законы, основываясь на результатах экспериментального и теоретического исследования. Наука выступает как: 1 как система знаний о мире (логическая, упорядоченная), она опирается на факты 2 особый вид познания (активная целенаправленная деятельность, направленная на отыскание истины, на новые знания о мире, о законах этого мира связанных с его развитием) 3 как социальный институт (опредмечивается за счет образовательных учреждений) Наука – специфическая форма познавательной деятельности направленная на достижение нового знания, осуществляемая научным обществом в конкретных социокультурных условиях. Главная задача науки – быть основой целесообразной, эффективной деят-ти людей. Функции: 1 культурно-мировоззренческая (формирует систему взглядов на мир)) непосредственной производственной силы (наука проявляется в технике и технологиях). 3 социальная сила (наука решает социальные проблемы и создает социальные проблемы). Наука – это сфера человеческой деятельности, направленная на производство и теоретическую систематизацию объективных знаний о природной, социальной и духовной реальности. Наука как деятельность – это система познавательных действий, направленных на производство и теоретическую систематизацию объективных знаний о природной, социальной и духовной реальности и самом познании. Организована она по дисциплинарному принципу, т.е. за счет выделения отдельных научных дисциплин (математики, физики, химии, биологии, социологии, лингвистики и др.). Наряду с дисциплинарной организацией научной деятельности существуют такие ее формы, как область исследований, где объединяются некоторые параметры смежных дисциплин, а также программно-целевые исследования, ориентированные на решение комплексных задач. Выделяют два основных типа научных исследований: 1 Фундаментальные исследования ориентированы на приращение предметного знания, фиксируемого в форме наиболее общих представлений и законов. 2 Прикладные исследования ориентированы на приращение знания, используемого непосредственно для решения практических задач. Наука как система знаний – это совокупность систематизированных и обоснованных сведений о природной, соц-й и духовной реальности. Изучение динамики элементов общей стр-ры науч-го знания дает возможность выявить закономерности развития науч-го знания и уточнить представления о таком явлении в развитии знания, как науч-е революции. В совр. мире наука является важным социокультурным институтом. Она создает профессиональное сообщество, для которого характерен свой образ жизни, своя система ценностей. Сегодня наука – это специальная профессиональная деятельность, которой человек посвящает свою жизнь. При этом характерна специализация по отдельным областям науки, по отдельным ее проблемам. Современные ученые занимают активную социальную позицию и оказывают влияние на развитие общества. Наука (интегральное определение ) – система объективно-истинного знания об окружающей нас действительности и самом человеке, получаемом в процессе научной деятельности; это относительно самостоятельная социальная система, которая объединяет ученых и науч. организации и служит познанию объективных з-нов действительности. Date: 2016-05-18; view: 725; Нарушение авторских прав |