Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Динамика науки. Понятие научной революции
В формировании динамики науки выделяют две длительные стадии – зарождающаяся наука (преднаука) и собственно наука (научно-теоретическое знание). Для возникновения науки необходимы предпосылки рационального познания действительности, что связано изначально со стремлением общества к новациям, дискуссионности. Cоциокультурные условия изначально сложились в древнегреческой культуре, поэтому именно античность сформировала предпосылки для перехода от мифологического к научному знанию. Открыв способность мышления работать с идеальными объектами (т. е. объектами, сконструированными мыслью и приспособленными ею же для своей специфической деятельности), античность тем самым пришла к рациональности. Античная рациональность – это открытие способности мышления свободно, не испытывая ограничений, осмысливать окружающий мир. Однако рациональность ничем не ограниченная, не опирающаяся на эксперимент не может быть названа научным знанием. Становление теоретического естествознания и развитие экспериментального метода становятся важным этапом на пути к формированию науки. В исторической динамике науки последовательно складываются 3 типа научной рациональности.Можно выделить 3 этапа эволюции науки, характеризующих ее развитие: 1 Классическая наука охватывает период, ограниченный двумя научными революциями — с начала 17 и до середины 19 в, центрирует внимание только на объекте исследования и «выносит за скобки» все, что относится к субъекту и средствам познания. Характеризует этот этап механистическая картина мира и преимущественное рассмотрение изучаемых объектов как малых систем (механических устройств), где свойства целого полностью определяются состоянием и свойствами его частей. 2. Неклассическая наука развивается с конца 19 в. (ее становление связано с третьей глобальной научной революцией конца XIX в.) вплоть до середины 20в.Для неклассической науки характерна «цепная реакция» революционных перемен в различных областях знания (в физике — открытие делимости атома, становление квантовой теории, в химии — квантовая химия, в биологии — становление генетики). Неклассической рациональности свойственна идея взаимосвязи (относительности) объекта исследования и средств и операций исследования. Возникает понимание того обстоятельства, что ответы природы на наши вопросы определяются не только устройством самой природы, но и способом постановки наших вопросов, который зависит от исторического развития средств и методов познавательной деятельности. 3. Постнеклассическая наука XX в., развитие этого этапа продолжается и сегодня. В современную эпоху происходят новые глобальные изменения в основаниях научного знания, которые можно охарактеризовать как четвертую глобальную научную революцию, в ходе которой рождается новая постнеклассическая наука. Специфику постнеклассической науки определяют комплексные исследовательские программы, в которых принимают участие специалисты различных областей знаний. Объектами современных междисциплинарных исследований становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием. Постнеклассическая рациональность учитывает соотнесенность знаний об объекте не только со средствами, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности. В целом, развитие науки происходит остенсивным (постепенное накопление знаний) и интенсивным (научная революция) путем, причем последний играет в науке решающую роль, т. к. смена исследовательских установок, программ приводит к качественному изменению научного знания. Таким образом, развитие науки представляет собой единство поступательного (постепенного) и скачкообразного процессов. В результате научных революций происходит коренная ломка устаревших идей, целостных теоретических систем и предлагаются новые гипотезы и теории, формирующие парадигмальные установки научного развития. Научно-техническая революция — ϶ᴛᴏ качественное преобразование производительных сил, превращение науки в производительную силу и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующее ϶ᴛᴏму коренное изменение материально-технической базы общественного производства, его формы и содержания, характера труда, общественного разделения труда.
Date: 2016-05-18; view: 410; Нарушение авторских прав |