Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вечное возвращение и странствие героя





Изменение великой парадигмы, сосредоточенной в самом ядре модернизма, представляет собой утрату мифической связи с космосом. Воплощение смысла, которое когда-то являл собой миф и поддерживающие его институты, ушло внутрь, по выражению Юнга, спустившись с Олимпа в солнечное сплетение, совершив переход от культового поклонения к психопатологии.

В рамках изменения парадигмы проявляется множество дру­гих смещений и изменений. Одно из самых поразительных связа­но с изменением роли личности. (К юнговскому определению ин-дивидуации или, иначе говоря, к современному мифу мы обратим­ся позже.) Например, в наше время широко распространено мне­ние, что каждый человек несет ответственность за смысл своей жизни. Каждый, кто отворачивается от этой ужасной свободы, бу­дет считаться зависимым и психологически незрелым. Очень важ­ное смещение вторичной парадигмы заключается в потере и пере­определении социально-половых ролей. Смысл этого развивающе­гося диалога состоит в освобождении мужчин и женщин от своей исторической предопределенности, которая ограничивала их энер­гию и травмировала их души.

В этой главе мы собираемся исследовать два главных мифи­ческих паттерна: великий круг и вечное возвращение - цикл жерт­воприношения, диалектику жизни-смерти-возрождения и герои­ческое странствие - человеческое развитие от невинности к опы­ту, от наивности к мудрости, от идентификации к индивидуации. Не без оснований можно утверждать, что вся мифология пред­ставляет собой амплификацию этих двух великих мифологем, не­смотря на бесконечное количество их вариаций.

Исторически миф о вечном возвращении был связан с Боги­ней - Великой Матерью, а странствие ассоциировалось с Небом-Отцом, солярным героем. Оба пола принимали участие в цикле жизни-смерти-возрождения; оба были вынуждены совершать

Вечное возвращение и странствие героя 65


странствие к самим себе. Если в последующем повествовании вам покажется, что образы связаны с социально-половой ролью, то это получилось ненамеренно, а было извлечено из ряда исторических образов, который достаточно естественно возник из переживаний родной матери как источника жизни и родного отца как носителя искусственно созданной культуры. Проецирование на космос их индивидуальных идентичностей привело к появлению двух вели­ких мифических циклов. Эти фундаментальные процессы проис­ходят внутри и мужчины, и женщины, поэтому осознание сто­ящих перед ними задач должно постоянно возрастать.

Разрушение великих мифов о Земле-Матери и Небе-Отце привело к тому, что нам приходится индивидуально заниматься поисками образов, которые могли бы стать нашими проводника­ми и служить опорой душе, установив ее связь с космической дра­мой. Без такой связи мы обречены на поверхностное восприятие жизни. Чтобы почувствовать всю глубину жизни, составляющую часть большего контекста, очень необходим и важен миф, кото­рый, как отмечал Юнг, «объяснял сбитому с толку человеку, что происходит в его бессознательном»85.

Замечание Юнга поражает своей глубиной; оно позволяет нам понять, почему он и Фрейд, а также другие основатели глу­бинной психологии обратились к мифам и мифологическим про­цессам, например, в ходе работы со сновидениями. Такие образы помогают сделать видимым невидимый мир. Миф представляет собой динамическую структуру, одушевляющую образы, которые символически репродуцируют в человеке протекание энергетичес­ких процессов. Юнг писал:

«Архетипы - это нуминозные структурные психические эле­менты, обладающие определенной автономией и особой энер­гией, которая позволяет им привлекать, не прибегая к помо­щи рассудка, тот материал, который лучше всего им подходит. Символы действуют как преобразователи; их функция заклю­чается в трансформации либидо из "низшей" формы в "выс­шую"»86.

Таким образом, миф дает человеку возможность ощутить ду­ховный "локус" и порождает образы, поддерживающие и направ-

85 Symbols of Transformation, CW, par. 466.

86 Там же, par. 344.



Глава 2


ляющие энергию трансформации, привнося упорядоченность в хаос жизни. Поскольку эти две великие мифические темы посте­пенно все больше и больше отдалялись от повседневных пережи­ваний жизни, нам необходимо осознать все аспекты нашей жизни, которые в них драматически разыгрываются.







Date: 2016-05-18; view: 329; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию