Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Межбюджетные отношения, направления их развития





Ключевое значение в решении вопроса сбалансированности бюджетов имеют межбюджетные отношения, представляющие собой денежные отношения внутри бюджетной системы страны, связанные с распределением и перераспределением средств между бюджетами одного или разных уровней, вследствие нехватки разграниченных доходов для осуществления разграниченных расходов или компенсации расходов, вызванной решениями вышестоящего органа власти или передачей объекта из подчинения органа власти одного уровня – другому.

Межбюджетные отношения играют важную роль в бюджетной системе любого государства, имеющего административно-территориальное деление. В России, с ее огромной территорией и существенной дифференциацией экономических потенциалов регионов, тема межбюджетных отношений всегда вызывала множество вопросов и проблем.

Начиная с 90-ых годов законодательные и исполнительные органы власти Российской Федерации постоянно пытались найти наилучшие пути и методы регулирования межбюджетных отношений, в связи с чем в бюджетное законодательство часто вносились изменения и дополнения.

Межбюджетные отношения складываются из двух составляющих:

Рис. 9. Межбюджетные отношения

Под бюджетным федерализмом понимается форма организации межбюджетных отношений, которая позволяет сочетать фискальные интересы федерации с самостоятельностью региональных и местных бюджетов. Межбюджетные трансферты — средство межбюджетного регулирования, заключающееся в передаче средств внутри бюджетной системы страны, из одного бюджета в другой.

Межбюджетные отношения это один из основных элементов бюджетного устройства нашей страны, оказывающих влияние на жизнь всего населения Российской Федерации. Главной проблематикой в данном вопросе является неравенство регионов и муниципальных образований, сложившееся в результате социально - экономических, климатических, географических и иных факторов. Реформирование в этом направлении идет почти 15 лет, но актуальность задачи сохраняется до сих пор.

Традиционно выделяют выравнивающую и стимулирующую функции межбюджетного регулирования. В течение долгого периода времени на региональном уровне наблюдается ясное преобладание выравнивающей функции над стимулирующей.

Межбюджетные отношения строятся на таких принципах как: разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, самостоятельности бюджетов и равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований. Следовательно, для выравнивания доходов местных бюджетов власти субъектов РФ и осуществляют межбюджетное регулирование.

Межбюджетные взаимоотношения согласно ст. 6 БК РФ - это взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Межбюджетные отношения формируются в любом государстве, имеющем административно-территориальное деление, но строиться они могут на разных основах (принципах). Условно различают унитарные (Великобритания, Италия, Казахстан, Франция, Турция, Япония и др.) и федеративные (Германия, Канада, Россия, США и др.) бюджетные системы.

Бюджетные системы федеративных государств отличает значительная самостоятельность органов власти субъектов федерации, т.е. второго после центрального правительства уровня власти в стране, в части установления налоговых ставок и введения новых налогов, распределения расходных полномочий и распоряжения средствами собственных бюджетов. В странах с федеративным устройством расходные обязательства бюджетов субъектов федерации гораздо шире, чем у бюджетов аналогичного уровня в унитарных государствах. Для последних характерно единообразие налогов, платежей и бюджетного процесса на всей территории страны, а в федеративных государствах указанные параметры могут отличаться по субъектам (в зависимости от регионального законодательства).

Принципы, на основе которых функционируют федеративные бюджетные системы, называют принципами бюджетного федерализма.

Бюджетный федерализм — это система управления публичными финансами, основанная на разграничении между различными уровнями власти бюджетных прав и полномочий в области формирования и расходования бюджетных средств при сочетании интересов участников бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы страны и интересов всего общества в целом.

Основная проблема бюджетного федерализма — как в конкретных экономических и политических условиях выбрать наиболее эффективную модель бюджетных отношений. Для этого, прежде всего, необходимо четко и на постоянной основе распределить расходные функции между уровнями власти, закрепить соответствующие им источники финансирования, сформировать систему оказания финансовой помощи нижестоящим бюджетам.

Важная роль в организации межбюджетных отношений отводится межбюджетным трансфертам, которые согласно БК РФ представляют собой средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Межбюджетные трансферты имеют различные формы. Так, из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы межбюджетные трансферты предоставляются в форме:

1. Дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации

2. Субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации

3. Субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации

4. Иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации

5. Межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Дотация – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе.

Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу, на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определённых целевых расходов.

Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.

Межбюджетные отношения должны способствовать финансовому обеспечению первоочередных расходов, связанных с выплатой заработной платы, социальным обеспечением, предоставлением государственных и муниципальных услуг, а также расходов на поддержку реализации основных направлений государственной политики на региональном и местном уровнях.

На федеральном уровне должны быть созданы необходимые условия для повышения налоговой автономии субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, что станет предпосылкой для повышения эффективности расходов региональных и местных бюджетов. Налоги, уплачиваемые налогоплательщиками в соответствующие бюджеты, должны быть увязаны с объемом, качеством и доступностью предоставляемых государственных или муниципальных услуг (оказываемых функций), что, в свою очередь, приведет к повышению ответственности органов государственной власти и местного самоуправления за результаты проводимой ими политики.

Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений в 2016 - 2018 годах будет сосредоточена на решении следующих задач:

-обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

-сохранение высокой роли выравнивающей составляющей межбюджетных трансфертов;

-повышение эффективности предоставления целевых межбюджетных трансфертов;

-продолжение консолидации межбюджетных субсидий, предоставляемых из федерального бюджета в рамках государственных программ.

Прогнозируемые основные параметры консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации представлены в таблице 11.

Таблица 11.

Прогноз основных параметров консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2015 - 2017 годах

млрд рублей

показатель 2015 год 2016 год Темпы роста, % 2017 год Темпы роста, % 2018 год Темпы роста, %
               
доходы, всего 9 133,7 9 783,5 107,1 10 669,3 109,1 11 359,4 106,5
в том числе:              
налоговые и неналоговые доходы 7 686,3 8 428,3 109,7 9 142,2 108,5 9 984,4 109,2
межбюджетные трансферты 1 447,4 1 355,2 93,6 1 527,1 112,7 1 374,9 90,0
расходы, всего 9 804,8 10 425,1 106,3 11 217,7 107,6 11 733,8 104,6
дефицит -671,1 -641,6 95,6 -548,4 85,5 -374,4 68,3

Прирост налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2016 - 2018 годах составит в среднем 9% в год.

Доля межбюджетных трансфертов в доходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составит в 2016 году 13,9% (или 1 355,2 млрд рублей, со снижением к уровню 2015 года на 92,2 млрд рублей), в 2017 году - 14,3% (или 1 527,1 млрд рублей, с увеличением к уровню 2016 года на 171,9 млрд рублей), в 2018 году - 12,1% (или 1 374,9 млрд рублей, со снижением к уровню 2016 года на 152,2 млрд рублей).

Структура межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации приведена в таблице 12.

 

Таблица 12.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета

бюджетам субъектов Российской Федерации

млрд рублей

Наименование 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
Закон 93-ФЗ Закон 384-ФЗ Проект Темпы роста, % Закон 384-ФЗ Проект Темпы роста, % Проект Темпы роста, %
        5=4/2 *100     8=7/4 *100   10=9/7 *100
Межбюджетные трансферты, всего 1 447,4 1 456,3 1 355,2 93,6 1 630,8 1 527,1 112,7 1 374,9 90,0
в том числе:                  
дотации, из них: 596,1 657,4 594,7 99,8 689,6 626,9 105,4 626,9 100,0
в % к МБТ (всего) 41,2 45,1 43,9   42,3 41,0   45,6  
– дотации на выравнивание 487,8 487,8 487,8 100,0 487,8 487,8 100,0 487,8 100,0
– дотации на сбалансированность 97,4 157,7 96,0 98,6 189,9 128,2 133,5 128,2 100,0
субсидии 370,2 305,4 288,7 78,0 359,5 344,5 119,3 326,1 94,7
в % к МБТ (всего) 25,6 21,0 21,3   22,0 22,6   23,7  
субвенции 308,7 321,8 303,9 98,5 325,2 307,6 101,2 311,5 101,3
в % к МБТ (всего) 21,3 22,1 22,4   20,0 20,2   22,7  
иные межбюджетные трансферты 172,4 171,7 167,9 97,4 256,5 248,1 147,8 110,4 44,5
в % к МБТ (всего) 11,9 11,8 12,4   15,7 16,2   8,0  

Оказание финансовой поддержки со стороны федерального бюджета в финансировании первоочередных расходов регионов будет продолжено путем предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, которые сохранят ведущую роль в системе межбюджетного регулирования. Являясь ключевой формой межбюджетных трансфертов, общий объем указанных дотаций не должен подлежать уменьшению даже в случае необходимости пересмотра отдельных расходных статей федерального бюджета.

Важным аспектом политики межбюджетных отношений на среднесрочную перспективу является повышение эффективности и результативности предоставления субсидий. Это должно быть обеспечено за счет:

· укрупнения субсидий с расширением направлений их использования. Следует предоставить больше прав регионам по определению приоритетов социально-экономического развития в рамках софинансируемых отраслей;

· распределения консолидированных субсидий (за исключением конкурсных) приложениями к федеральному закону о федеральном бюджете;

· усиления ответственности федеральных органов исполнительной власти за несвоевременное распределение и доведение средств до получателей, предусматривающие:

- персональную ответственность должностных лиц федеральных органов исполнительной власти за несвоевременное распределение средств субсидий между субъектами Российской Федерации, а при наличии существенного ущерба государственным и общественным интересам введение мер процессуального характера;

- перераспределение средств субсидий между субъектами Российской Федерации на иные цели в случае отсутствия распределения субсидий по состоянию на 1 мая текущего года и 15 августа заключенных соглашений с субъектами Российской Федерации;

· применения механизма перечисления целевых межбюджетных трансфертов под фактическую потребность, что позволит практически полностью исключить наличие неиспользованного остатка целевых средств в бюджетах субъектов Российской Федерации, обеспечит повышение эффективности и прозрачности расходов региональных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются целевые межбюджетные трансферты;

· ужесточения мер в отношении субъектов Российской Федерации за недостижение установленных значений показателей результативности использования субсидий, а также за невыполнение в установленный срок графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции) или приобретению объектов капитального строительства.

Таким образом, в 2016 году методика распределения межбюджетных трансфертов будет в большей степени ориентирована на стимулирование экономического развития субъектов Федерации и муниципальных образований.

 

Date: 2016-05-18; view: 1063; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию