Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственные внебюджетные фонды





В условиях рыночной системы хозяйствования одной из наиболее важных и основных проблем для РФ стала проблема недостатка денежных средств, необходимых для решения всех государственных задач и реализации планов. В целях обеспечения выполнения наиболее верных направлений деятельности государства по аналогии с зарубежным опытом, стали создаваться внебюджетные фонды.

Выделение государственных внебюджетных фондов в качестве самостоятельного элемента государственных и муниципальных финансов обусловлено необходимостью обеспечения гарантий в целевом использовании денежных средств, формируемых главным образом за счет обязательных отчислений.

Государственный внебюджетный фонд - это денежные средства, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, обеспечивающие реализацию необходимых условий жизни и достойного существования граждан, а именно: на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Государственные внебюджетные фонды относятся к федеральной собственности. Они могут иметь социальную, экономическую и другую направленность.

Посредством государственных внебюджетных фондов осуществляется перераспределение части национального дохода в интересах отдельных социальных слоев населения. С помощью внебюджетных фондов государственные органы и органы местного самоуправления решают важнейшие социальные задачи:

· социальную защиту населения;

· повышение жизненного уровня населения;

· сохранение и улучшение здоровья населения;

· оказание социальных услуг населению.

Особенностью внебюджетных фондов является четкая закрепленность их расходов за конкретными видами доходов.

В середине 1990-х гг. в РФ функционировало огромное количество внебюджетных фондов. Региональные и муниципальные органы власти широко использовали внебюджетные фонды в качестве дополнительного источника финансирования различных программ социально – экономического значения (например, во многих городах функционировали такие внебюджетные фонды как: фонд города, фонд социальной поддержки населения, фонд водоснабжения города и т.п.).

Однако существование подобных внебюджетных фондов оказалось экономически неэффективно по ряду причин. Во-первых, расходы этих фондов, не имея целевой направленности, зачастую дублировали расходы бюджета. Во-вторых, уменьшались возможности контроля за их расходованием, происходило хищение средств. В-третьих, увеличивались расходы на управление такими фондами. С вступлением в силу Бюджетного кодекса РФ, определяющим цели возможного направления расходования средств внебюджетных фондов, многие фонды были либо упразднены (в муниципальных образованиях), либо были включены в состав бюджетов субъектов РФ.

В экономической литературе встречаются различные классификации внебюджетных фондов. Наиболее часто внебюджетные фонды классифицируют следующим образом:

1) по срокам действия: постоянные и временные;

2) по принадлежности: государственные, местные, межгосударственные;

3) по направлениям использования: социальные, кредитные, экономические, научные, инвестиционные и др.

Наиболее развитыми как за рубежом, так и в России являются внебюджетные социальные фонды.

Признаками государственных внебюджетных фондов являются:

- формируются вне государственного бюджета;

- средства не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат;

- имеют целевой характер, т.е. расходование средств осуществляется исключительно на цели, определяемые законодательством РФ, регламентирующем их деятельность;

- средства находятся в государственной собственности;

- фонды управляются органами государственной власти РФ и носят регламентированный характер.

Доходы и расходы государственного внебюджетного фонда образуют его бюджет, предназначенный для финансового обеспечения задач и выполняемых функций.

Ключевыми источниками формирования доходов бюджетов внебюджетных фондов являются:

· обязательные платежи, предусмотренные соответствующими законодательными актами;

· добровольные взносы юридических и физических лиц;

· прочие доходы.

Статьи расходов государственных внебюджетных фондов устанавливаются в строгом соответствии с их назначением и утвержденными законами.

В настоящее время государственными внебюджетными фондами РФ являются:

• Пенсионный фонд РФ;

• Фонд социального страхования РФ;

• Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

С помощью государственных внебюджетных фондов федеральные и региональные органы власти решают следующие задачи:

1) оказывают социальную помощь и услуги населению путем выплаты денежных пособий, единовременной помощи;

2) способствуют восстановлению и сохранению трудоспособности человека;

3) оказывают социальные услуги населению путем финансирования учреждений социальной инфраструктуры;

4) финансируют пенсионное обеспечение (в том числе выплата материнского капитала).

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России. В структуре Пенсионного фонда - 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 85 Отделения Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В настоящее время Пенсионный фонд России на основании международных соглашений осуществляет пенсионные выплаты в 109 странах мира.

Основными направлениями деятельности ПФР являются:

- аккумуляция страховых взносов;

- финансирование расходов по социальной защите населения, предусмотренных законом о фонде;

- организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

- капитализация средств фонда;

- контроль за своевременным и полным поступлением в фонд единого социального налога, а также контроль за эффективным расходованием средств фонда;

- проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного обеспечения;

- организация и ведение персонифицированного учѐта застрахованных в фонде лиц и др.

Доходы ПФР формируются в основном из обязательных страховых взносов, уплачиваемых работодателями от начисленной оплаты труда по всем основаниям. Кроме того, доходы фонда формируются за счѐт:

- средств федерального бюджета, направляемых на целевые пенсии и пособия;

- средств Фонда социального страхования;

- добровольных взносов физических и юридических лиц;

- доходов от финансово-кредитной деятельности самого фонда;

- пеней и штрафных санкций.

Средства ПФР расходуются по следующим основным направлениям:

- выплата государственных пенсий по возрасту;

- выплата государственных пенсий за выслугу лет:

- выплата компенсаций пенсионерам;

- выплата материальной помощи престарелым и инвалидам;

- выплата материнского капитала;

- выплата пособий лицам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС, пособий на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита и других пособий;

- финансирование государственных программ по социальной поддержке пенсионеров;

- осуществление единовременных денежных выплат и др.

В 2013 году Пенсионный̆ фонд России приступил к реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной̆ системы РФ.

Одна из ключевых целей Стратегии - развитие трехуровневой̆ модели пенсионной̆ системы на основе обязательного пенсионного страхования, корпоративных пенсионных систем и добровольного пенсионного страхования. Важным нововведением является то, что с 2016 года страховые пенсии будут индексироваться только у неработающих пенсионеров. Их страховые пенсии, а также фиксированная выплата к ней с 1 февраля 2016 года будут увеличены на 4%. Размер фиксированной выплаты после индексации составит 4 558,93 рублей в месяц, стоимость пенсионного балла – 74,27 рубля (в 2015 году – 71,41 рубль).

Среднегодовой размер страховой пенсии по старости в 2016 году составит 13 132 рубля.

В соответствии с пенсионной формулой, которая действует в России с 2015 года, для получения права на страховую пенсию в 2016 году необходимо иметь не менее 7 лет стажа и 9 пенсионных баллов. Максимальное количество пенсионных баллов, которое можно получить в 2016 году, составляет 7,83. Ожидаемый период выплаты пенсии при расчете накопительной пенсии в 2016 году составляет 234 месяца.

С 2016 года работающие пенсионеры получают страховую пенсию и фиксированную выплату к ней без учета плановых индексаций. Эта норма закона распространяется только на получателей страховых пенсий и не распространяется на получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая социальные пенсии.

Нововведением в области распоряжения средствами материнского капитала будет возможность направления его средств на покупку товаров и оплату услуг для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов. Для получения права на материнский капитал необходимо, чтобы ребенок, который дает право на сертификат, родился или был усыновлен до 31 декабря 2018 года. В 2016 году размер материнского капитала остается на уровне 2015 года – 453 026 рублей.

Фонд социального страхования РФ организует исполнение бюджета государственного социального страхования и контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.

Основными задачами Фонда социального страхования РФ являются:

1. Обеспечение гражданам социальных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребѐнка, на погребение, санаторно-курортное лечение работников и членов их семей и т.п.

2. Участие в разработке и осуществлении государственных мер по совершенствованию социального страхования.

3. Осуществление мероприятий, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда.

4. Разработка совместно с Министерством труда РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифов страховых взносов на государственное социальное страхование.

5. Организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования.

6. Сотрудничество с международными организациями по вопросам социального страхования.

Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливаются Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». С учетом норм названного федерального закона тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, дифференцированные по видам экономической деятельности в зависимости от класса профессионального риска, устанавливаются отдельным федеральным законом. На 2016 год предполагается сохранение тарифов страховых взносов на названный вид обязательного социального страхования по 32 классам профессионального риска (от 0,2% до 8,5%).

Доходная часть бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации также формируется с учетом межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передаваемых на исполнение отдельных государственных полномочий.

Расчет расходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации государственных внебюджетных фондов Российской Федерации осуществляется на основании данных о численности получателей (количестве выплат) соответствующих социальных пособий и выплат, а также их размеров.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением. Средства ФОМС используются в основном для финансированию программ обязательного медицинского страхования.

Основным источником доходов ФОМС являются страховые взносы. Плательщиками страховых взносов, зачисляемых в ФОМС, являются хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, органы государственной власти, осуществляющие платежи за неработающих граждан.

Одной из наиболее острых проблем обязательного медицинского страхования является недостаточный уровень доходов. Уровень поступающих страховых взносов не обеспечивает финансового покрытия медицинской помощи даже работающему населению страны, а большая часть пользователей медицинской помощью – это неработающее население: старики, дети, инвалиды, более всего нуждающиеся в медицинской помощи. Поэтому в связи с сокращением бюджетного финансирования здравоохранения проблема платежей на неработающее население обостряется.

Доля финансирования программы за счет средств Федерального фонда возрастает до 60%. Согласно законопроекту, дефицит бюджета ФОМС в 2016 году составит 26,7 миллиарда рублей. Доходы предусмотрены в сумме 1,662 триллиона рублей (бюджет 2015 года — 1,62 триллиона рублей), расходы — 1 триллион 688,5 миллиарда рублей (бюджет 2015 года — 1,663 триллиона рублей).

Как было выше упомянуто, доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:

- обязательных платежей, установленных законодательством РФ;

- других доходов, предусмотренных законодательством РФ (добровольные взносы юридических и физических лиц; бюджетные средства; доходы от размещения временно свободных средств; прочие источники).

До 2010 года существовал единый социальный налог, который предназначался для пополнения бюджетов внебюджетных фондов. С 1 января 2010 года перешли на уплату страховых взносов. В 2010 году общий размер страхо­вых взносов остался на уровне предыдущего года: ЕСН – 24% от фонда оплаты труда. С 1 января 2011 г. ставка страховых взносов была увеличена до 34 %. Начиная с 2015 года, отсутствует единая база для начисления всех видов страховых взносов. Тарифы страховых взносов не изменяются с 2012 года (30%), но претерпевают изменения лимиты базы для исчисления.

 

Рис. 10. Распределение страховых взносов по ПФР

Действующий совокупный общий тариф страховых взносов в размере 30% сохранен (ч. 1.1 ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ).

 

Таблица 13.

 

Общие тарифы должны применять все страхователи, за исключением тех компаний, для которых предусмотрены пониженные тарифы (ст. ст. 58 и 58.1 Закона N 212-ФЗ).

Варьируя льготами для исчисления страховых взносов, государство рассчитывает на снижение цены оказываемой услуги или производимого товара и экономический рост в льготируемой сфере деятельности.

Предельный размер базы по страховым взносам на 2016 год, установленный Правительством РФ в отношении каждого физического лица, составил: ПФР - 796 тыс. рублей; ФСС - 718 тыс. рублей; ФОМС лимит отсутствует.

Структура доходов ПФР, представленная на рис. 11, наглядно демонстрирует значимость поступлений страховых взносов, которые имеет преобладающее значение по сравнению с другими источниками доходов. Прямая зависимость между ростом заработной платы как фактором развития человеческого капитала и ростом страховых взносов порождает в коммерческих структурах стремление минимизировать данные расходы, иногда даже путём совершения правонарушений.

 

 

Рис. 11. Структура доходов и расходов ПФР в 2014 году

 

Использование зарубежного опыта в части переноса бремени по формированию этого фонда также за счёт средств самого застрахованного лица, уже осуществлялось в российской практике при введении персональных лицевых счетов. К сожалению, пенсионная реформа проходит перманентно уже на протяжении нескольких десятилетий и частично потеряла доверие граждан к данному процессу. При этом должны функционировать механизмы страхования и сбережения денежных средств, которые могли бы поддержать инициативы в рамках государственного пенсионного реформирования и сформировать основу для участия непосредственно работающего населения.

Аналогичные трудности имеют место в бюджете Фонда социального страхования РФ. (рис.12).

 

 

Рис. 12. Структура доходов и расходов ФСС в 2014 году

 

Как было выше указано, доходы бюджета Фонда обязательного медицинского страхования обеспечиваются поступлением страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Взносы на ОМС неработающего населения уплачиваются в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования страхователями для неработающих граждан - субъектами Российской Федерации.

Установленный в 2015 году тариф страхового взноса на ОМС неработающего населения в размере 18 864,6 рубля сохраняется на 2016 год.

Основные характеристики бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации на 2015 - 2018 годы представлены в таблице 14.

Таблица 14.

Основные характеристики бюджета Федерального фонда

обязательного медицинского страхования РФ на 2015 - 2018 годы

млрд. рублей

Наименование 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
Закон 93-ФЗ Проект Проект Проект
         
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования        
доходы 1 619,8 1 662,7 1 802,3 1 912,5
межбюджетные трансферты 641,2 642,7 673,3 672,0
из федерального бюджета 23,9 25,4 28,2 1,1
из бюджетов субъектов Российской Федерации 617,3 617,3 645,1 670,9
доходы без учета межбюджетных трансфертов 978,6 1 020,0 1 129,0 1 240,5
расходы 1 662,8 1 714,2 1 803,5 1 874,0
межбюджетные трансферты 1 549,6 1 599,0 1 686,0 1 752,4
Фонду социального страхования Российской Федерации 19,0 18,8 18,4 18,1
федеральному бюджету 116,4 86,2    
территориальным фондам обязательного медицинского страхования 1 414,2 1 494,0 1 667,6 1 734,3
расходы без учета межбюджетных трансфертов 113,2 115,2 117,5 121,6
дефицит/профицит -43,0 -51,5 -1,2 38,5
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования        
доходы 1 414,2 1 494,0 1 667,6 1 734,3
межбюджетные трансферты        
из Федерального фонда обязательного медицинского страхования 1 414,2 1 494,0 1 667,6 1 734,3
доходы без учета межбюджетных трансфертов        
расходы 1 414,2 1 494,0 1 667,6 1 734,3
дефицит/профицит        

В целом доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2016 году по сравнению с 2015 годом по отношению к ВВП снизятся с 12,6 % до 12,5 %, расходы – с 13,5 % до 12,8 % соответственно.

Доля доходов в виде межбюджетных трансфертов в 2016 году составит около 40 % общего объема доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов. В целом сохраняется высокая зависимость бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации от предоставляемых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Для выполнения в полном объеме принятых обязательств по пенсионному и социальному обеспечению населения предусматривается увеличить межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации с 3 121,4 млрд. рублей в 2015 году до 3 184,8 млрд. рублей в 2016 году, что составляет 42,3 % общих доходов бюджета ПФР (в 2014 году – 43,7 %).

Доля межбюджетных трансфертов на обязательное пенсионное страхование в общих расходах федерального бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов бюджету ПФР увеличивается с 23,2 % в 2015 году до 25,4 % в 2016 году и составит 810,5 млрд. рублей, или на 17,5 % выше уровня 2015 года.

Бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются на исполнение отдельных государственных полномочий в объеме 20,9 млрд. рублей с ростом по сравнению с 2015 годом на 4,9 млрд. рублей, или на 30,6 %.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, учтенные в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением отдельным категориям плательщиков льготного тарифа на уплату страховых взносов на ОМС работающего населения на 2016 год, составят 25,4 млрд. рублей.

За счет дополнительных поступлений страховых взносов на обязательное медицинское страхование законопроектом о бюджете ФОМС на 2016 год предусматривается предоставить федеральному бюджету дотацию на сбалансированность бюджета в сумме 96,7 млрд. рублей. Объемы дотации на сбалансированность, передаваемые из бюджета ФОМС в сумме 96,7 млрд. рублей, учтены в безвозмездных поступлениях федерального бюджета в 2016 году.

Происходящие в результате реформирования системы страховых взносов изменения, требуют постоянного анализа и мониторинга, с целью выбора альтернативного варианта, учитывающего интересы государства, бизнеса и населения.

 

Date: 2016-05-18; view: 970; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию