Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бюджетный дефицит, источники его финансирования





Сбалансированность бюджета является обязательным требованием, предъявляемым к составлению и утверждению бюджета каждого уровня бюджетной системы.

Бюджетный дефицит представляет собой превышение общего объема расходов над общим объемом доходов бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Как правило, дефицит бюджета отражает неустойчивое положение в хозяйственной, финансовой деятельности.

Бюджетный дефицит не относится к числу исключительных финансовых явлений, имеет разнообразные причины возникновения:

1. Рост государственных расходов в связи с необходимостью структурной перестройки экономики и увеличения инвестиций;

2. Чрезвычайные обстоятельства;

3. Экономический кризис;

4. Низкая эффективность финансового управления и т.д.

Последние причины требуют применения особенно жестких мер, направленных на устранение возникших явлений и сокращение дефицита бюджета, иначе могут усугубиться негативные экономические и социальные последствия. Как пример можно привести некоторые европейские страны (Португалия, Италия, Греция, Испания), в которых высокий дефицит бюджета привел к огромной долговой зависимости и угрозе дефолта. С другой стороны, огромный государственный долг, например США (превышающий ВВП) и Японии (более 200% ВВП), не создает ощутимых сложностей для экономического развития этих стран. Поэтому значительный объем дефицита бюджета и государственного долга создает риски для кризисных экономик, многократно ухудшая экономическую ситуацию.

Наличие значительного дефицита бюджета было основной проблемой российской бюджетной системы в 1990-х гг. в период активных рыночных преобразований. Наибольший дефицит консолидированного бюджета РФ имел место в 1994 г. Он составлял 10,7% от ВВП — более 28% от расходов бюджетной системы. Законами о федеральном бюджете России дефицит предусматривался вплоть до 2000 г. Однако к концу десятилетия его величина постепенно сокращалась, причем не только в относительном, но и в абсолютном выражении. За период 2000—2008 гг. федеральный бюджет составлялся и исполнялся с профицитом, т.е. с превышением доходов бюджета над его расходами. Наличие профицита федерального бюджета позволило обеспечить защиту бюджетной системы РФ от колебания мировых цен на нефть, так как «нефтяная» составляющая в доходах федерального бюджета была значительна. За счет профицита федерального бюджета в 2003 г. формировался финансовый резерв, а с 2004 г. — Стабилизационный фонд в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цен на нефть.

Функционирующий ранее Стабилизационный фонд образовывался за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета (налога на добычу полезных ископаемых, вывозных таможенных пошлин на нефть и газ и пр.). С 2008 г. Стабилизационный фонд был упразднен, а его средства переданы вновь образованным суверенным фондам: Резервному фонду и Фонду национального благосостояния. За время своего существования, формирование и использование данных фондов подвергалось неоднократному реформированию, и в соответствии с БК РФ с 1 января 2014 г. функционирует новая схема распределения нефтегазовых доходов.

Экономический кризис 2014 г. показал высокую зависимость российской экономики от мировых цен на энергоносители. Если в 2000 г. доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета составляла около 20%, то в 2014 г. — 48,0%. Существенное снижение цены на нефть, которое наблюдалось, например, во второй половине 2014 г., привело к значительному сокращению доходов бюджета и росту его дефицита. Поэтому с 2013 года вступило в силу бюджетное правило — закрепленный в БК РФ механизм определения предельного (максимально возможного) объема бюджетных расходов, основанный на долгосрочном уровне цен на нефть. Общий объем расходов федерального бюджета не может превышать суммы доходов федерального бюджета (без учета дополнительных нефтегазовых доходов) и расчетного (при базовой цене на нефть) дефицита федерального бюджета, не превышающего 1% прогнозируемого объема ВВП. Если фактическая цена на нефть выше базовой, то дополнительные нефтегазовые доходы направляются на пополнение Резервного фонда, а если ниже, то на расходы федерального бюджета направляются средства из Резервного фонда.

При формировании федерального бюджета базовая цена на нефть с 2013 г. рассчитывается исходя из ее средней цены за последние пять лет с постепенным доведением этого периода (путем ежегодного добавления по одному году) до 10 лет. На основании этого расчета определяется объем расходов федерального бюджета. При значительном снижении цен на нефть базовая цена на нефть будет приниматься равной средней цене за трехлетний период. В случае если при формировании проекта бюджета прогнозная цена на нефть превышает базовую цену, дополнительные нефтегазовые доходы подлежат направлению в Резервный фонд при достижении им нормативного объема 7% ВВП. После достижения нормативной величины Резервного фонда общий объем расходов федерального бюджета может быть увеличен на сумму, составляющую не более 50% дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, с их направлением на финансовое обеспечение инфраструктурных и других приоритетных проектов с ограниченным сроком их реализации.


Остальные дополнительные нефтегазовые доходы поступают в Фонд национального благосостояния. Эти меры позволят снизить зависимость бюджетной системы от мировых цен на энергоресурсы, повысить точность бюджетного прогнозирования, сократить дефицит федерального бюджета.

В БК РФ (ст.94-96) установлены источники финансирования дефицита бюджета для каждого уровня бюджетной системы РФ. Так, в состав источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются (в валюте РФ):

- разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг РФ, и средствами, направленными на их погашение;

- разница между полученными и погашенными РФ бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы РФ;

- разница между полученными и погашенными РФ кредитами кредитных организаций;

- изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;

- иные источники внутреннего финансирования дефицита Федерального бюджета.

Таблица 9.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета

млрд рублей

Показатель 2015 год Закон 93-ФЗ 2016 год 2017 год 2018 год (проект)
Закон 384-ФЗ Проект Закон 384-ФЗ Проект
             
Источники финансирования дефицита федерального бюджета, всего 2 675,3 476,3 1 906,2 540,9 1 733,9 665,9
в том числе:            
Резервный фонд (использование (+) / пополнение (-)) 3 074,1 0,0 1 074,5 0,0 1 016,7  
Средства Фонда национального благосостояния 19,7 21,9 21,9 24,9 24,9 24,9
Иные источники финансирования дефицита федерального бюджета -418,5 454,4 809,8 516,0 692,3 641,0

На федеральном уровне, а также в ряде случаев для субъектов РФ допустимо использование внешних источников финансирования дефицита бюджета, привлекаемых от иностранных кредитных организаций и международных финансовых институтов. Так, в состав источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

- разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени РФ, и средствами, направленными на их погашение;

- разница между полученными и погашенными РФ кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга РФ, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;


- разница между полученными и погашенными РФ кредитами кредитных организаций;

- иные источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.

Таблица 10.

Иные источники финансирования дефицита федерального бюджета

млрд рублей

Показатель 2015 год Закон 93-ФЗ 2016 год 2017 год 2018 год
Закон 384-ФЗ Прогноз Закон 384-ФЗ Прогноз Прогноз
             
Всего источников -418,5 454,4 809,8 516,0 692,3 641,0
%% ВВП -0,6 0,6 1,0 0,6 0,8 0,6
увеличение 1 235,7 1 390,6 1 859,4 1 525,6 1 976,5 1 991,7
уменьшение -1 654,2 -936,2 -1 049,6 -1 009,7 -1 284,2 -1 350,7
Источники внутреннего финансирования дефицита -68,7 286,8 645,4 419,1 640,9 600,1
увеличение 1 126,1 1 043,6 1 348,5 1 166,9 1 474,7 1 461,6
из них:            
государственные ценные бумаги 1 000,8 799,2 1 110,7 929,2 1 206,4 1 172,7
приватизация 15,0 99,9 99,9 3,0 3,0 3,0
уменьшение -1 194,8 -756,8 -703,1 -747,8 -833,8 -861,5
из них: государственные ценные бумаги -820,8 -502,0 -502,0 -382,9 -529,1 -533,4
Источники внешнего финансирования дефицита -349,9 167,6 164,4 96,9 51,4 40,9
увеличение 109,5 347,0 510,9 358,7 501,7 530,2
из них: государственные ценные бумаги 0,0 270,9 397,6 276,5 381,5 372,4
уменьшение -459,4 -179,4 -346,5 -261,8 -450,3 -489,2
из них: государственные ценные бумаги -203,2 -50,9 -74,6 -129,6 -180,2 -252,9

«Чистое» привлечение денежных средств на внутреннем и внешнем финансовых рынках в 2016 году составит 930,8 млрд рублей, в 2017 году – 884,4 млрд рублей и в 2018 году – 765,4 млрд рублей.

При этом объем «чистых» государственных внутренних заимствований Российской Федерации в 2016 году планируется в сумме 608,8 млрд. рублей. Привлечение денежных средств на международном рынке капитала составит в 2016 году 322,1 млрд рублей (5,7 млрд долларов США), в 2017 году – 207,1 млрд рублей (3,8 млрд долларов США), в 2018 году – 126,1 млрд рублей (2,4 млрд долларов США).

Несмотря на наращивание государственных заимствований, долговая нагрузка на федеральный бюджет будет оставаться в пределах, позволяющих своевременно и в полном объеме выполнять обязательства по государственному долгу Российской Федерации, его объем сохранится на безопасном уровне и не превысит 15-20% ВВП.


Финансирование дефицита федерального бюджета в среднесрочной перспективе будет осуществляться преимущественно за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности.

Таким образом, разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между уровнями управления являются основополагающими принципами построения бюджетной системы государства.







Date: 2016-05-18; view: 862; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию