Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция № 12. Специфические особенности человека и их формирование в антропосициологии





Человек в качестве носителя социального и разума, является продуктом развития материи. Его важнейшей особенностью является двойственная природа, сочетающая в себе биологическое и социальное, но качественно несводимая ни к 1 из этих объектов. Где искать источник и характер взаимосвязи телесности и разумности человека?

1)мыслительная способность человека является адаптивной стратегией во взаимодествии человека с окружающей реальностью, а значит должна иметь исторический характер развития и совершенствования.

2)человек является частью более системного порядка социума. Физиологическое и морфологическое, человеку изначально задают свою определённую мерку, по которому человеческое сознание будет воспринимать мир, следовательно, источники мысли и

познания мы должны искать в биологических эволюциях и организациях наших далёких предков. Тем, кто возражал против «обезьяньей» родословной человечества, достаточно указать на то, что в человеческом поведении слишком много естественного, биологические определения о разрушении неисчерпаемого человеческого поведения.

Эволюционная тенденция - выпрямление тела, использование руки, происходило одновременно с повышением уровня интеллекта. Древнейшие приматы - это обитатели тропических лесов, здесь роль отводится зрению, а не обонянию. Морфологически это выразилось в развитии затылочной доли мозга и соответствующей округлости черепа, где сосредотачиваются обонятельные рецепторы. Глазницы разворачиваются фронтально, формируется объёмное зрение, необходимое для точного измерения состояния при передвижении на высоте между деревьями.

Около 15млн. лет назад, начали сокращаться леса, выделилась линия человекообразных обезьян, которая стала подниматься на задние конечности - это давало возможность увидеть врагов на открытых пространствах, переносить детёнышей, приспосабливать предметы для защиты от врагов и для добывания пищи. Древнейшие из них имеют возраст около 4млн. лет и найдены в Африке. Рост у них был 135 см., вес40, объём мозга примерно - 400см куб. - это означает, что эволюция 5 мозга человека, связана с усложнением орудий труда и заняла большой промежуток времени. Использование высвободивших рук, способствовало развитию их мышечной микроматорики и соответствовало по представительству отделов головного мозга. Изготовление орудий труда невозможно без 2 важных факторов: 1)без наты абстрактного мышления

2)языка, по средствам которого происходит обмен опытом, накоплением знаний. Но язык не отделён от социальности, следовательно, предки человека были существами социальными. Первое противоречие имело место после возникновения прямохождения. С одной стороны - это к сплетению родовых путей у самок, с др. стороны, в результате развития интеллекта и увеличения головного мозга, увеличивается объём головы у новорождённых. Выходцами были «найдены» в рождении биологических незрелых детей, у которых доращивание мозга происходило в послеутробном периоде 1 увеличенный период детства 2меняется статус самки, которая больше времени должна уделять ребёнку и не может принимать активное участие в добывании пищи, следовательно, она должна заставлять отца принять участие в заботе о потомстве.

Природа над человеческой, необычайной для животного мира сексуальностью, т. е. возможностью половых отношений, не сезонно для производства потомства, а круглый год для поддержки семьи, привязки самца к самке, с целью обеспечить заботу о потомстве

Возростая, сексуальность сделала более стрессоустойчивой нервную систему и обусловила огромную работоспособность головного мозга, так решается 2 противоречивые между неравенствами семейных ролей и единством их противоположностей. После отделения земледелия от скотоводства, увеличилось количество растительной пищи в рационе человека. Растительная пища меняет процессы обмена веществ, особенно в кости ткани и привела к


грационому влиянию облика человеку. Выявилась безусловная ценность людей, как носитель знаний и опыта. Возникло особое отношение к старейшим членам рода, забота о них.

Формированный альтруизм, т. е. готовность самок во время ближнего. Это генетическая черта человека, высшее проявление его социальности, без которой человечество не стало бы человечеством. Около 20 тысяч лет назад, в средиземноморском регионе, деферциация древних людей на расы:

1)негроидную

2)европеоидную

3)австралоидную

4)монголоидную

Расы представляют собой комплекс биологических приспособлений к окружающей среде, генетически закреплённое и передающееся по наследству. Условные среды положили свой

отпечаток на особенность темперамента, психики, склонностей людей. Что может проявляться в их культурной особенности и особенности трудовой деятельности.

Биологическое и социальное в человечестве Социальные процессы - это проявлеие борьбы за существующую конкуренцию за ресурсы, за доминированное положение и за самку. Так понимаются причины войн, честолюбия и любви. Социололизаторство - здесь происходит применение биологического начала в человечестве. Человек - это бесконечно пластичное социальное существо, которое можно применять в зависимости от задач социума, не считались с его природными особенностями. Биологическое начало позволило человеку стать сослужимым с миром, а духовное начало основано на величае природного начала в человечестве, человечество только тогда становилось разумным, способным адекватно отразить объективную реальность в своём познании, когда он биологически дозревает до этого после миллиона лет эволюционной природы. Надо воспринимать человека диалектически. Биологически он плоть от плоти мира. Но он одновременно и часть социума, бытие которого происходит по определённым законам. Человек не может выйти за пределы биологических страниц, он задан в них.

Так, скоплённое население земли в городах, приводит к нарушению психики человека. Из-за превышения естественной плотности популяции, приводят к нарушению репродуктивного поведения, т. е. процессам, подобным которым описано поведение животных. Внутренняя логика бытия социума определяла специфические проявления человека в нём, форма этого проявления называлась деятельность. Поскольку внешняя реальность задана из структур в языке, то человек неизбежно ориентируется на общественные нормы, ценности и культуру.

Деятельность- это процесс социализации человека. Как носитель сознания, обладатель человеческих задатков, присущих ему от роду, человек выступает в качестве индивида. Только реализация и самопроявление в деятельности, вступает в отношения с другими людьми, он становится личностью, творчески превращая индивидуальное в общественно Значимое

 

 


ЛЕКЦИЯ №13. Познание как объект философского анализа.

Цель: определить сущность процесса познания, социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

 

План лекции.

1. Познание как объект философского анализа. Сущность процесса познания. Человек как субъект познания. Многообразие форм познания. Проблема объективности и субъективности в познании.

2. Понятие «знание». Знание, познание и язык. Роль знаковых систем и символических форм культуры в познании. Абсолютность и относительность в познании. Сенсуализм и рационализм. Интуитивное познание.

3. Этапы познания. Субъект и объект познания. Истина как цель познания. Теория истины. Диалектика истины. Практика как критерий истины.

4. Форма и методы научного познания.

5. Социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Существование любой формы материи возможно, только если эта форма устойчива во времени, т. е. противостоит тенденции нарастания энтропии. Человек не является исключением из этого закона. Его стратегия приспосабливается к процессам материи, состоит в познании, т. е. адекватном отражении действительности и присущих ей закономерностей, с целью устойчивого существования и развития в этой действительности. Таким образом, познание есть способ бытия человечества в мире. В философии существует две тенденции понимания сущности познания:

первая связана с рассмотрением познания как субъективного взаимодействия с объективным, в результате которого формируется идеальный образ действительности, особенностью которой может быть выражение в понятие.

вторая рассматривает познание, как отражение идеальных сущностей (идей), которые являются осмыслением основной материальной действительности.

Возникает вопрос об истине результата познания. В идеализме истина всегда абсолютна, ибо она существует в виде готовых идей. Материализм рассматривает познание исходя из практического, опытного взаимодействия человека с действительностью, в рамках которого предметы раскрываются лишь с определенной стороны. Знание об их существенности и характере целостности есть результат мыслительной активности человечества, т. е. здесь истина - это процесс всё более полного знания о свойствах внешнего мира, на разных этапах которого изменяется представление об одних и тех же вещах, расширяются границы понятий, либо возникают новые, сообразно новому знанию. Здесь истина всегда относительна и зависит от особенности и характера относительной деятельности человека. Это означает, что многие вещи и свойства вещей становятся доступны познанию, лишь на определённых этапах исторического, культурного и технологического развития человечества. Структура человеческого познания многомерна, причины заключаются в системном включении человека в различные формы бытия. Дуализм человека порождает необходимость активного субъекта, а с ней существование двух уровней познания: чувственного и рационального. Чувственный опыт многообразных ощущений, источником которых являются органы чувств - это материал, с которым субъект имеет дело.

Рациональное - это способность упорядочения ощущений в целостный образ действительности. Рациональное познание оперирует совокупной структурой, основу которого составляет язык. Здесь познание перерастает в определённый уровень и выходит в сферу объективированного духовного, тем самым соприкасаясь с общественной и деятельной сторонами субъекта бытия. Целостный образ внешней реальности или отдельных её компонентов, неразрывно связан с субъективной особенностью познающего, с параметрами психологических процессов, ценностями, представленными знаниями. Они обуславливают форму восприятия того, как внешний мир предстаёт в голове субъекта, т. е. им осознаётся. Появляется новый термин - осознание, т. е. форма представленная существованием в сознании. Сознание - это свойство, избирательно отражающее реальность, связи и отношения, многомерно оценивая их, помещая среди них самого познающего субъекта во всех формах его бытийности - самосознание. Сознание не просто совокупность чувственных образов, ибо отношение субъекта к предмету невозможно без языка, основанного на понятиях.. Важнейшей характеристикой всего, что может быть отнесено к содержанию сознания, является возможность быть названной.

Т. о. содержание сознания является основой для мышления, причём мышления абстрактного, произвольного, заданного задачами предметно - практической деятельности, не отделяющейся от познания.

Абстрактное мышление даёт возможность пользоваться определёнными сторонами и свойствами объекта, что является основным залогом предметно- орудийной деятельности, ибо в ней решается задача соответствия свойств орудий труда определённым свойствам объективной реальности, с которой по- средствам орудий труда взаимодействует человек. Существуя в качестве системы символов, фиксируются свойства и отношения внешней реальности. Язык является основой сознания и мышления, ибо переносит внешнюю реальность, которой недостаточно непосредственному контакту и опыту человека, в голову его. При этом структурирует её, что часто невозможно на практике, анализирует, моделирует новую реальность в виде новых мыслительных образов и идеальных объектов.

Известный физиолог И.Павлов установил, что язык является Второй сигнальной системой, обладая в качестве физиологического раздражителя такой же действительностью, как и предмет раздражителя. Категориальная система языка со временем перерастает в систему диалектического мышления. Принадлежа отдельному человеку, она не существует вне индивида, более того подчиняет его себе и той культуре, тому социуму, в котором язык возник, наполняя смыслом и существованием. Сознание является первым из целостных аспектов отражения и познания мира. Но им дело не ограничено, ведь объективная реальность существует вне зависимости от представлений о ней и, в свою очередь, ими не ограничивается.

Психическая деятельность человека протекает в двух измерениях. На- ряду с сознанием выделяется образ бессознательного, по определению, обладающего невербальным содержанием. Структура бессознательного не- однородна, в ней условно можно выделить два блока:

1) познание

2) сверхсознание (интуиция)

 

 

В подсознании различают:

 

1) ту, что связана с внутренней регуляционной деятельностью организма - деятельностью вегетативно - нервной системы. Это как бы самый низший этап бессознательного. Косвенно часть информации, проблему, человек может получать через сновидения, хотя субъективная сознательность иногда мешает точности этой информации.

Где-то рядом с этим этажом располагается область инстинктивной деятельности, в той её части, которая определяется самостоятельностью человека, в его поведении и предпочтениях, до тех пор, пока не вступает в противоречие с требованиями сознания и внешней реальности. Либо эта интуиция нежелательно соединяется с которой с той, с которой сознанию трудно справиться, при этом возникает риск сбоя в работе нервной системы из-за создания доминанты. Либо в вербальной структуре сознательного нет соответственных понятий для распознавания информации в определенном ракурсе.

Соотношение сознания и подсознания - это двухсторонний процесс, следовательно, мышление - это процесс, погруженный погруженный в подсознание человека. То, что мы называем словом - лишь результат. Сам же процесс мышления, принятия решения, замыкания связей в мозге, не доступен восприятию сознания. С другой стороны - сознание постоянно освобождается от контроля за различными навыками, прежде всего двигательными, которые, разучиваясь, вербализуются наставлением, а впоследствии приобретённый автоматический характер перемещается в подсознание.

Соотношение сознательного и бессознательного проявляется диалектически,, ибо содержат противоречия между инстинктами, которые обусловливают поведение любого живого существа, и культурой человека, нормами его социальных отношений, которые во многом основываются на различных запретах и тем самым препятствуют инстинктивному поведению, которое вытесняется в область бессознательного и при этом не перестаёт быть доминантным..

Фрейд считал, что в человеческом поведении инстинкты проявляются в опосредованной форме, например: творчество, через которое находит выход неизрасходованная, сексуальная энергия, тем самым культурные запреты противоречат естественной природе человека и способствуют формированию у него невропатического типа поведения и склада психики.

Сверхсознание или интуиция - это интегративная деятельность без- сознательного, в которой весь бессознательный опыт человека структурируется, соотносится, замыкаясь в принятии новых решений, которые становятся доступными сознанию обычно в готовом виде. Интуиция обычно приходит на помощь человеку в критические моменты жизни, когда на рациональный поиск решения зачастую нет времени, но решение принимается единственно верное.

Творческие озарения тоже интуитивны по своей природе, но они направляются сознанием, которое задаёт саму проблему, даже если некоторые аспекты этой проблемы не до конца осознаны человеком.

Наряду с индивидуальной бессознательностью, выделяется коллективная бессознательность (Карл Густав Юнг).

В его основе лежат архетипы - это гипотетические, биологически наследственные структуры мозга, в которых запечатлены коллективно значимые представления и формы поведения, выработавшиеся ещё у первобытного человека. У человека они проявляются в общности мифологических и фольклорных образов, обрядах, символах, сновидениях, формах отношений между полами.

 

Date: 2016-05-18; view: 752; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию