Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Подготовка участников Сбора-91 к игре
Один из самых сложных вопросов при проведении данной игры, это подготовка участников игры. Необходимо создать у участников мотив деятельности на весь период проведения инновационной игры, создать особую психологическую атмосферу, особый настрой, ожидание необычного, неизвестного, яркого и увлекательного. Это состояние - продукт совместной работы, начало будущей активности участников инновационной игры. Процедуры проведения инновационной игры. Введение в игру - одна из сложных и, пожалуй, самая ответственная процедура. Ведущему в самом начале игры, при знакомстве со своей группой необходимо поздравить участников с началом интересной и ответственной работы, дать подробную информацию в соответствии с программой игры. Во время вводной беседы необходимо как бы разогреть аудиторию, добиться сформированности у участников установки на участие в игре, потребности решать поставленную задачу, за интересованное отношение к происходящему, тревогу по поводу дефицита времени. В эту же процедуру входит знакомство участников с основными правилами игры Их два и соблюдать их строго необходимо: - каждый участник должен пройти все этапы игры: - каждый участник должен стремиться проявить активность, инициативу и творчество и помогать в этом другим. Участники каждой группы разбиваются на подгруппы прямо на игре» на произвольных началах с учетом выше приведенных требований. Представить участникам консультантов подгрупп и распределить их по подгруппам путем простой жеребьевки. Каждой подгруппе определить помещение на весь период проведения инновационной игры. В заключении данной процедуры, обращаясь к подгруппам, напомнить о задаче игры, объеме работ по дням, формах выдаваемого продукта, ответственности каждого за свою подгруппу и группу, за каждого участника. Ответить на вопросы участников. На пленарное заседание выносится модель реальной ситуации и модель идеальной ситуации. На этих дискуссиях каждая группа представляет наработанный материал: делает доклад, демонстрирует схемы, модели, проекты. Этот материал анализируется, критикуется, проблематизируется другими группами, то есть "пробуется на прочность" и развивается. Участниками приобретаются навыки публичной защиты результатов своей работы. Групповая организационная работа по итогам пленарного заседания: - выделить удачные и неудачные моменты в выступлении группы, анализ их причин; - проанализировать критические замечания, вопросы, поступившие по докладу группы, устранить причины, их породившие; - проанализировать основные идеи докладов других групп; -проанализировать идеи, не противоречащие МИС (модель идеальной ситуации) группы, оценить целесообразность их использования в работе группы; - проанализировать идеи, несоответствующие концепции МИС группы, определить причины их несоответствия; - пересмотреть при необходимости оценки идей других групп, данные в ходе рецензий; - внести коррективы в программу дальнейшей работы группы; - работа на следующем этапе начинается с постановки проблем, где используются следующие операции; - построить модель желаемой ситуации (МЖС), т.е. наиболее желательное в данных условиях положение дел. В модели желаемой ситуации должны сохраниться новые идеи, сформулированные для МИС, но эти идеи должны быть модифицированы с учетом конкретных ограничений; - сформулировать перспективные проблемы. (Перспективная проблема - проблема, определяемая будущим, трудностями построения будущей ситуаций, новыми представлениями о желаемом и должном); - выявить основные несоответствия, противоречия и разрывы между МЖС и МРС; - найти их обобщенные причины; - сформулировать на основе анализа этих причин перспективные проблемы; - определить характер связи проблем с задачей; - отобрать те ретроспективные проблемы, решение которых будет помогать решению проблем перспективных; - поэтому целесообразно определить, какие задачи порождаются данными проблемами дополнительно. Проблема - главный вопрос, решение которого означает одновременно решение первичной задачи, либо её снятие. Цель же, понимается здесь, как описание результата, на который должна быть ориентирована дальнейшая работа на этапе. Таким результатом может быть, наряду с решением проблем, ее частичное решение, или же, нейтрализация, отход, разработка средств решения. Здесь цель рассматривается как конкретное руководство к практическим действиям в связи с поставленной проблемой. Определение целей может осуществляться на каждом этапе работы по решению первичной задачи. - построить прогностическую модель ситуации (ПгМС); - определить период прогноза (Прогноз - вероятностное утверждение о будущем с относительно высокой степенью достоверности. Период прогноза " отрезок времени от момента, для которого есть последние данные о ситуации, до момента, к которому относится сам прогноз); ~ определить, к каким результатам приведут тенденции развития основных процессов в ситуации без нашего вмешательства; -построить ПгМС (на основе допущения и развития МРС без внешнего воздействия во времени на период прогноза); - построить целевую модель ситуации (ЦМС). (Где ЦМС - реально возможное состояние ситуации, в котором учитываются наши желания, предпочтения, ценности, естественные ограничения и наши активные целенаправленные действия. В построении ЦМС необходимо также учитывать личные возможности участников работы "Сбора-91"! поскольку модель эта строится ими для самих себя); - скорректировать модель желаемой ситуации с учетом прогностической модели, проблем, задачи, МРС; - выделить в получившейся ЦМС управляемые и неуправляемые факторы; - пересмотреть неуправляемые факторы в пользу управляемых; " сформулировать цели; - ЦМС выделить конкретные ориентации для практических действий и оформить их как цели; - определить индивидуальные и групповые цели, цели действующих элементов, организации, среды, условий; - увязать все цели в единую систему и построить дерево целей. Процедура выработки решения (Идея становится решением лишь тогда, когда доказано, что она может выступить в качестве средства или способа достижений цели и разрешения, либо снятия проблемы вообще). Исходя из полученных целей и моделей реальной ситуации необходимо определить систему идей, позволяющих решить поставленную задачу. Используется следующая операция: - выработки идей, которые могли бы стать решениями, - восстановить известные решения, при помощи которых достигаются сходные цели, сделать их критический анализ; - выбрать метод получения новых идей (мозговая атака, конкурс идей стереоскопический метод...); - организовать выработку идей решений; - сделать анализ полученных идей; - каждую идею проверить "на прочность" и разрешающую силу, чтобы отобрать наиболее ценные и новые решения, т.е. определить характер изменений, пред усматриваемых решениями, определить затрагивают ли они основные проблемы, кого и в какой степени касаются, кому и что дадут; - отобрать наиболее ценные решения; - построить разрешающую систему (РС); - найти принцип построения РС; - увязать решения друге другом и построить РС; - обосновать РС, составить для РС организационное, политическое. экономическое, социальное и психологически обоснование, - определить затраты, необходимые для осуществления РС «не только материальные); - определить возможные негативные последствия реализации РС; - скорректировать РС с учетом будущих проблем. На пленарное заседание (биржевые торги) выносится модель желаемой ситуации, дерево целей и РС. Групповая организационная рефлексия по итогам пленарного заседания (методика изложена выше). Процедура разработки проекта. Реализуются не отдельные решения, а проект, отражающий целевое состояние системы, который касается проблемы и задачи. Меняя часть, мы всегда меняем целом. Это делает необходимой разработку проекта, для чего используются следующие операции: - разработать базовую модель системы; - задать границу проектируемой системы; - представить систему с проблемой в форме модели, при этом учитывая, что модель системы в отличие от модели ситуации относится к организационным системам. Модель же ситуации относится к многообразию сочетания в данный момент компонентов этих систем, а также обстоятельств, в которых они функционируют, неформальных моментов субъективных факторов; - разработать проект будущей системы. (Проект - модель системы с решенной проблемой. Проект системы разрабатывается на основе базовой модели системы и состоит во внесении в неё качественно новых элементов, ее перестройки, либо разработки новой базовой модели. Выход на принципиально новые системы - один из ожидаемых результатов этой работы); - вписать разрешающую систему в базовую модель; - определить содержание и масштабы изменения в системе под воздействием разрешающей системы; - определить задачи и проблемы, которые будут решены за счет РС; - обеспечить систему механизмом саморазвития; - разработать и встроить в проект механизм саморазвития системы, который бы обеспечил самовозрастание её инновационного потенциала, т.е. способность воспринимать, использовать и порождать новшества, решать проблемы новыми способами; - разработать и встроить проект механизма стабилизации системы; - разработать механизм управления системой. Проект может быть очень высокого качества, однако без детально продуманной и проработанной стратегии и тактики внедрения он может остаться на бумаге. Реализация, внедрение - это уже действия, изменяющие что-либо в практической жизни людей. А значит эти изменения затрагивают интересы и нормы деятельности конкретных работников. Поэтому переход в новое состояние требует конкретной проработки всех сторон. Эта работа предполагает следующие операции: - представить проект в виде процесса; - определить последовательность их реализации во времени; - обеспечить реализацию проекта организационными формами; - для каждого этапа подобрать организационные формы; - увязать этапы реализации проекта с возможной последовательностью организационных форм; - разработать систему информационного и документального обеспечения реализации проекта; - определить формы и способы работы с людьми; - определить, кто, в каком качестве, на каких этапах будет участвовать в реализации проекта; - определить методы, технику и формы работы с каждой группой участников; - увязать методы работы с организационными формами реализации проекта; - определить содержание и последовательность своих действий; - определить, что может сделать каждый член группы в ходе реализации проекта; - определить что хочет член группы в связи с реализацией проекта; - каждому члену группы определить, что, на каких этапах и как он будет делать, реализуя проект; - определить факторы, которые будут содействовать и препятствовать реализации проекта; - выделить содействующие и препятствующие факторы; - проанализировать их; - перераспределить их в пользу содействующих; - проанализировать последствия реализации проекта; - проанализировать позитивные и негативные последствия; - сформулировать задачи и проблемы, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта; - сформулировать новые задачи к проблемы, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта; - скорректировать программу реализации с учетом результатов анализа. На пленарное заседание выносится проект и программа реализации. В целом результатами игры должны стать итоговые документы Сбора, определяющие наиболее существенные положения в жизни сегодняшних детских и подростковых организаций, программы деятельности, методические разработки и рекомендации, созданные и обобщенные на Сборе, модели решения различных проблемных ситуаций общественной жизни, создан ребячий актив, должна произойти конкретизация содержания деятельности детских объединений, а также каждый участник Сбора должен приобрести знания, умения и опыт, характерный для современной демократической культуры. Результаты Сбора окажутся значительными для членов организации, если: - в отличие от многих общественных форумов Сбор откажется от духа митингового неконструктивизма и создаст реальный позитивный опыт жизнедеятельности детей и подростков; - его решения будут обращены прежде всего к конкретной организации и её конкретному члену, а не к тем или иным организационно-аппаратным структурам; - решения будут изложены в простой и ясной для ребят форме, присущим им языком и при общей направленности будут максимально конкретизированы в формах, методах и содержании деятельности; - будет обеспечено внимание прессы, различных общественных и научных организаций, создана атмосфера широкой заинтересованности в результатах работы участников Сбора. ДЕЛОВАЯ ИГРА "ОРИЕНТИР" (для отрядов-фирм) Цели игры: разработать, обсудить и принять программы деятельности организации, родившиеся в отрядах-фирмах. Игра проводится в каждом отряде-фирме, которые разбиваются на подгруппы - 5-7 участников в каждой. При формировании микро групп, в одной микро группе следует объединить игроков, имеющих примерно одинаковую подготовку и уровень знаний. Вся игра проводится в несколько этапов и рассчитана на шесть часов аудиторного времени. Задача первого этапа определить узкие места в предложенных проектах, выявить проблемы, которые предстоит решать в процессе игры. Для чего, каждая микро группа методом "мозговой атаки" готовит как можно более полный набор противоречий, трудностей, проблем и т.д., с которыми они столкнулись при изучении предложенных проектов. Правила "мозговой атаки' достаточно просты: - выдвигать любые идеи, гипотезы, связанные с предложенными проектами (все предложения регистрируются секретарем из числа участников); " запретить любую критику выдвинутых предложений, наложить запрет на какое-либо их обсуждение. Этап провести за 35-40 минут. Задача второго этапа - объединение всех выдвинутых противоречий, трудностей, гипотез и формулировка их в количество проблем, которое соответствует числу микро групп образованных в отряде-фирме. Участие во втором этапе игры принимают по одному представителю от каждой группы. Они совместно с экспертом-консультантом (ведущим игры) проводят классификацию высказанных группами предложений, формируя проблемы, решение которых дает возможность скорректировать предложенные участникам "Сбора-91" группы проблем (по количеству микро групп) и предлагают каждой из микро групп. Продолжительность этапа 10 - 15 минут. Остальные участники игры, не занятые в работе, отдыхают или проводят небольшое по времени КТД. Задача третьего этапа - выработка проектов дополнений (генерация) и документов. В ходе этапа микро группы работают самостоятельно, создавая свой проект дополнения в предложенные им для обсуждения документы, реализация которого позволит существенно устранить его недоработанность. Этот этап наиболее сложный и ответственный, поэтому целесообразно, чтобы консультанты по его ходу подключились к работе в подгруппах, при этом не навязывая своих позиций, а способствовали концентрации внимания участников на наиболее интересных» эффективных предложениях или высказываниях. В ходе этапа наиболее подготовленный участник микро группы должен взять на себя исполнение роли теоретика. Итогом 3-го этапа работы микро группы должен стать написанный проект дополнений по проблеме. Длительность этапа 60-90 минут. Задача четвертого этапа - подвергнуть "активной" критике предложенные проекты дополнений. Он так и называется "Этап критики". Перед началом этапа микро группы обмениваются предложенными проектами дополнений и изменений по следующий схеме: первая микро группа второй; 2-ая - 3-ей; 3-я - 4-ой; 4-я - 1-ой. Группы работают самостоятельно» высказывая критические замечания по предложенным проектам. Критике подвергаются не только сами идеи, заложенные в проект, но и те методы и пути, которыми они должны осуществляться. Критика должна быть обоснованной, справедливой и объективной, участники игры должны помнить, что задача этапа - не "разрушить" предлагаемый проект, а подвергнуть его "разумному сомнению". Все критические замечания излагаются в письменном виде, что является итогом этапа. В ходе этапа участники каждой микро группы исполняют роли критиков: консерватора, практика, теоретика, реалиста, конструктивиста, деструктивиста. Продолжительность этапа 35-40 минут. Задача пятого этапа - дать объективную оценку проекту. Перед этапом микро группы обмениваются документами по схеме четвертого этапа. В итоге у первой группы оказываются документы третьей группы с критическими замечаниями второй, у второй документы четвертой с замечаниями третьей и т.д. В ходе этапа идет самостоятельная работа, анализируются несколько предложенных проектов решения поставленной проблемы, насколько объективны и по существу критические замечания, высказанные на предыдущем этапе. На основе анализа микро группы вырабатываются свои предложения по доработке проекта изменений, его корректировке с учетом критических замечаний. В ходе этапа участники исполняют поли экспертов: реалиста, оптимиста, пессимиста, дилетанта, практика. Итогом является письменное изложение экспертных оценок, а также выработанные микро группой меры по устранению указанных недостатков, предложений по совершенствованию проекта. Длительность этапа 30-40 минут. Задача шестого этапа - состоит в выработке окончательного варианта проектов изменений и дополнений. Перед этапом производится обмен документами, в результате которого у первой группы находится проект четвертой, критика третьей, анализ критики и предложений второй группы. То же самое и в других группах. В ходе этого этапа микро группы на основании имеющихся документов должны выработать наиболее оптимальный вариант проекта дополнений, учитывая выводы и рекомендации, сделанные другими подгруппами на предыдущих этапах. Все участники выполняют роль аналитиков. Итогом этапа должен стать готовый проект дополнений к рассматриваемым документам (30 мин.). Задача седьмого этапа - выступление микро группы по результатам своей работы. На доклад каждой подгруппе отводится 5-10 минут. В заключении этапа проводится дискуссия, цель которой добиться более полной взаимосвязи всех проектов дополнении. Выбирается редакционная комиссия. Весь этап проводится за 35-45 минут.
Инновационная игра «Галактика»
Инновационная игра «Галактика» проведена впервые в рамках сбора представителей детских организаций, входящих в состав Международной организации - Союза пионерских организаций - Федерации детских организаций «СБОР-94» в ВДЦ "Орленок", лагерь «Комсомольский», 17-27 августа 1994 г. (Игра «Галлактика» проведена также в 1997г. в школе –комплексе № 87 г.Ярославля). Научные консультанты и организаторы программы: М.И.Рожков (научный руководитель проекта), А.В.Волохов, В.Н.Кочергин, И.И. Фришман, А.А.Баукин, Л.В.Байбородова, А.Л.Уманский, В.В.Рогачев, А.И.Тимонин, Б.В.Куприянов, С.Л.Паладьев, А.Н.Кузнецов, О.В. Соловьев, О.В.Майорова, А.В.Карась, Е.В.Твердохлебов. Участниками игры «Галлактика» в 1994 году стали представители детских общественных организаций. Содержание игры – инновационная деятельность. Инновационная игра «Галактика» предназначена для определения перспектив деятельности детских общественных организаций и выявления оптимальных путей взаимодействия между ними. Реализация данной цели неразделима с задачей подготовки его участников к организаторской работе в общественных объединениях и коллективах, направленных на интенсивное включение детей в систему социальных отношений. Сюжет игры основан на идеях книги Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Все участники игры - жители «Галактики», совершающие путешествие от земли к планете Маленького принца. Чтобы было легче проделать этот сложный путь, они объединяются в планеты (более 5 человек), астероиды (от 2 до 5 человек) или остаются блуждающими странниками. Создаваемая сфера отношений участников сбора должна быть гуманной и способствовать формированию мотивов социального взаимодействия. Это не противоречит созданию условий для социального закаливания участников сбора, то есть включению их в сложные ситуации, создающие предпосылки для преодоления себя и формирования на этой основе стремления к достижению успеха в новой социальной ситуации. Схема представления материала: общая легенда, правила игры, этапы игры, методика ввода участников в игру.
Date: 2016-05-18; view: 285; Нарушение авторских прав |