Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Игровая деятельность детей и взрослых: находки и проблемы





Игра одно из самых древних занятий людей. Наверно с появлением на Земле человека у него родилась потребность играть. Люди всегда играют с удовольствием. В игре происходит освоение ими новых социальных ролей, самореализация, приобретение нового социального опыта. Игра увлекает и включает человека в новые для него отношения. Как считает известный голландский исследователь игры Йохан Хейзинга «Всякая игра есть прежде всего и в первую голову свободная деятельность. Игра по приказу уже больше не игра».1 Игра есть выход из рамок «обыденной» жизни во временную сферу деятельности, имеющей собственную направленность.2

В игры играют взрослые и дети. Считалось долгое время, что взрослые играют во взрослые игры, а дети в детские. Детские игры организуется самими детьми или организуется для них взрослыми. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его социальной практики, его отношения с окружающими людьми и самим собой. Сама природа игры уникальна. Объединение, в общем, переживании, деятельном сотрудничестве, общей радости, которую приносит коллективный успех и горечи общего поражения. Как часто из-за отсутствия, прежде всего у взрослых, навыков игровой культуры сводятся на нет все начинания и инициативы ребят.

Игра – дело серьезное. Это наше убеждение, тех, кто уже не первый год проводит встречи с игрой на специально для этого организуемых сменах во Всероссийском детском центре «Орленок», тех, кто в игровых коллективах и клубах друзей игры помогает своим сверстникам уже сегодня одержать победу над собой – над своим незнанием, неумением.

В последние годы появился новый тип игр. Когда взрослые и дети играют вместе, используя игры для решения очень важных как для детей, так и взрослых проблем их совместного существования. Условно такие игры можно назвать «взрослыми играми для детей». Авторами сюжета этих игр являются чаще всего взрослые, а творческое обогащение содержания игры естественно остается за детьми.

Такие игры имеют свои особенности. Главные из них следующие:

- коллективный характер деятельности (включение в нее и непосредственных исполнителей, и зрителей, активно участвующих в игре);

- актуальность содержания, позволяющая придать игре острый наступательный характер;

- педагогический подход к распределению ролей (поручать роль не лидерам, «звездам», а ученикам, нуждающимся в коррекции их недостатков);

- игра не спектакль, хотя в ней и распределяются роли. Поэтому репетировать игру нельзя. Игра – одноразовая по природе, зависит от творчества и импровизации участников.

- игра способствует формированию коллективного субъекта в единстве с активной позицией каждого ребенка.

Выражение Д.Б. Эльконина о том, что игра является «арифметикой социальных отношений»1 с большой долей уверенности можно отнести к тем играм, которые мы описываем в данной книге. В концепции ролевой игры Д.Б. Эльконина для определения содержания понятия о ролевых играх используется не представление о ролях, а представление о социальных отношениях, так что в результате ролевая игра определяется не путем указания ролей, а путем указания со­циальных отношений, в которые вступают играющие, при­нимая на себя исполнение тех или иных ролей

Процесс осмысления отечественной педагогической технологии способствовал реализации широких экспериментальных проектов в области детства, заметной интеграции российской и мировой науки. Обратившись к трудам И.Канта, читаем, что он, разделяя культуру простым умений и культуру дисциплины воли, отмечал, что первая способна проложить дорогу зла, если вторая не составляет ей надежного противовеса.

Наступление на культуру в современном нам обществе оказалось наступлением на детство. Дети – это настоящее. И то, что происходит с ними каждодневно, заставляет взрослых задумываться о будущем.

Игра - один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях социализации, обучения различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его социальной

Игра, являясь важнейшим компонентом технологии воспитания детей, является полигоном для их социальных проб, то есть тех испытаний, которые выбираются детьми для самопроверки и в процессе которых осваиваются ими способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений.


Всем описанным в этой книге играм присущи общие черты:

- все, что относится к игре, находятся в определенном игровом пространстве, служа средством передачи социального опыта и побуждая ребенка к активной творческой деятельности;

- взрослые и дети являются участниками игры права которых определены правилами игры, регулирующие их отношения;

- структура игры, ее смысловое содержание и правила игры предполагают создание эвристической среды, постоянно стимулирующую творческую активность ребенка.

В предлагаемых ниже играх, ребенку необходимо как бы оторваться от действительности, уметь поставить себя в условную ситуацию, пережить иное мироощущение.

Конечно, творческая активность ребенка в игре, как отмечают психологи, может проявляться как эпизодически, ситуативно, так и постоянно, иметь различную степень выраженности - от самостоятельного выполнения известных правил, переноса известных способов деятельности в новую ситуацию до выработки нового оригинального решения игровой задачи. Уровень творческой активности ребенка в игре зависит от уровня сложности, характера игры, отношения к ней ребенка, позиции взрослого в игре.

В игре складывается особый тип отношений между взрослыми и детьми, и они определяются самой природой игры, как деятельности самостоятельной, добровольной, творческой.

В предлагаемых играх присутствуют самые разнообразные ситуации:

- ситуации выбора: игровой роли; способа участие в игре (один, в составе группы); выбора позиции в отношениях с другими участниками;

- ситуации разрешения трудностей, которые обязательно возникают на пути к достижению успеха;

- ситуации успеха и неуспеха;

- другие ситуации, в которых происходит изменение самооценки и коррекция собственного поведения участниками игры.

Перечисленные ситуации затрагивают как ролевые отношения, складывающиеся в процессе игры, так и отношения, возникающие по поводу игры и в связи с игрой.

В наших играх наиболее развиты организационно - деловые отношения (Д. Б. Эльконин), которые возникают в любой совместной деятельности и включают в себя действия по налаживанию совместной игры, действия, не связанные с содержанием игры а также оценку действий в ходе игры.

Большую роль играет также и межличностное общение. Свобода, доброжелательность, сотворчество обуславливают и взаимоотношения в игре педагога и ребенка. В игровой среде ученик не может быть объектом прямого воздействия педагогов, когда их отношения строго регламентированы, ограничены ролевой позицией каждого из них. В игре ролевые позиции педагогов и детей разнообразны, динамичны, менее регламентированы. Ученик здесь активный участник, субъект организации игры.

Важнейшим педагогической задачей в процессе проведения игры является мотивация детей. Этому, прежде всего, способствует эмоционально - значимое игровое окружение и вызывающая положительный эмоциональный настрой система развивающих отношений.

 

§ 2. Принципы конструирования

социально-ориентирующих игр

 

Средства в достижении цели социального роста ребенка могут быть самые разные и прежде всего они должны отвечать его интересам и возрастным особенностям. И поэтому важнейшую роль в социальном развитии ребенка может сыграть игра. Наверно нет ни одной книги о работе с детьми, в которой бы не шла речь об играх.


Для любого человека, который когда - либо работал педагогом не стоит вопрос играть или не играть с детьми. Без игр воспитательный процесс представить нельзя. Например, можно сказать, что жизнь детского объединения - это игра, а любая игра - это основа детской жизни.

Игры, которые проводятся с детьми, различны не только по содержанию, но и по времени. И место проведение игр самое разное: в школе, холле, в лесу, на пляже и даже в походе.

Интерес ребенка к игре обусловлен многими факторами: стремлением узнать новое, реализовать себя, выступить в роли лидера и просто развлечься. Все эти факторы учитывают педагоги лагеря. С детьми проводятся и развлекательные и познавательные игры и такие игры, где нужна ловкость и сноровка.

Заслуживание внимания мнение С.А. Шмакова о том, что «все-таки существуют игры с наибольшим социальным запасом и ориентацию на социализацию личности человека».[1]

Автор называет их социальными. Наиболее ярко особенности этого типа игр С.А. Шмаков раскрывает в характеристиках, которые он дает сюжетно-ролевой игре. Мы приводим их близко к авторскому тексту. Итак, социализирующий эффект ролевой игры проистекает из того, что она:

– представляет собой форму моделирования ребенком прежде всего социальных отношений,

– воссоздает социальные отношения «на вере» в материальной доступной, доступной ребенку форме,

– выступает активной формой экспериментального поведения.[2]

Для данного типа игр наиболее адекватным мы считаем понятие «социально-ориентирующие игры».

Социально – ориентирующая игра - это большой импровизированный спектакль, в котором участвуют все. В этих играх создаются ситуации выбора, в которых ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели. То ли он идет к цели один, то ли со своим другом, то ли с большой группой детей.

Главный педагогический смысл этих игр - создание условий для социальных проб детей в имитируемой социальной деятельности, то есть создании ситуаций выбора, в которых ребенок должен быть выбрать способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и своего социального опыта. Социально-ролевая игра имеет свои особенности. Так в ней, помимо взаимоотношений, которые разыгрываются детьми в соответствии с принятым сюжетом и взятой на себя ролью, в игре и по поводу игры возникают другого рода отношения - уже не изображаемые, а действительные, реальные. Отмечается, что эти виды отношений тесно взаимосвязаны, но не тождественны и могут расходиться друг с другом.

В игре возможен переход от внешних требований воспитателя во внутренние требования самого воспитанника. Механизм такого перехода основывается на общих закономерностях игры. Как уже отмечалось, участвуя в игре, ребенок, подросток выступает в увлекательной для него позиции. Игровую роль он выполняет без какого-либо внешнего воздействия. Она становится для играющего внутренней необходимостью, а правила игры - внутренними правилами для самого себя. Наблюдается стремление и желание самого играющего к максимальному проявлению личных качеств и возможностей для выполнения требований к роли. Именно такую же воспитательную задачу ставит перед собой педагог. Игра создает условия к встречному стремлению воспитателя и воспитанника в достижении единой цели.


Выделяются три группы закономерностей педагогического воздействия игры на личность:

- изменение позиции личности в коллективе;

- корректировка взаимоотношений в совместной деятельности;

- влияние на характер участия детей и подростков в деятельности.

Одной из особенностей игры является двуплановость поведения. С одной стороны, играющий всегда остается самим собой, с другой - выполняет функции и обязанности того человека, роль которого принимает на себя. Принимая роль, он занимает как бы новую позицию, объединяющую существующее в коллективе положение с тем положением, которое отводится образу - роли.

Общепризнанным является положение, что в процессе игры происходит повышение активности, самостоятельности, инициативы и творчества детей и подростков. Эти выводы опираются на психологические положения о том, что игра построена на интересе, эмоциональной привлекательности, увлеченности, желании проявить себя с наилучшей стороны. Игра изменяет характер действий и поведения ребенка.

Социальная проба - это всегда преодоление. И поэтому основу ее составляет волевой компонент. А эмоциональное самочувствие ребенка во многом зависит от успеха или неуспеха ребенка в решении социальной проблемы, имитируемой в игре. Социальные пробы предполагают самооценку детьми своих возможностей на основе последовательного выбора способа социального поведения в процессе освоения различных социальных ролей.

В этом педагогическая сущность проектирования социально-ролевых игр.

Что отличает данную игру от других.

Во – первых, вариативность выбор ее участниками своей роли в игре. Для детей возникает комплекс проблем: в качестве кого участвовать в игре: ведущего или ведомого; идти с командой или отстаивать свой интерес одному; какие испытания пройти.

Во-вторых, создаваемые ситуации в игре имитируют реальные социальные проблемы с которыми дети сталкиваются в жизни или могут встретить в будущем.

В–третьих, игра содержит комплекс правил и стимулирующих факторов, которые создают соревновательный эффект.

В– четвертых, игра учитывает любовь детей к романтике и приключениям.

Необходимо отметить также динамичность игры, театрализованность этапных представлений.

Процесс конструирования должен отвечать требованиям, которые изложены в перечисленных ниже принципах.

Пpинцип индивидуальной избирательности игры с учетом возрастных особенностей ребенка.

Тенденция индивидуализации игры сегодня является одним из важных направлений работы по разработке методики игры в детских сообществах как воспитательного средства. при разработке игровых программ организаторы детских объединений должны быть сориентированы не на массу детей, а на конкретного ребенка с его интересами, взглядами, жизненной позицией, конкретным социальным статусом в системе отношений с друзьями. Каждая игра - это возможность создания благоприятной ситуации для развития стремлений, жизненных установок и ролей, которые выбирает ребенок.

принцип адекватности игры системе социальных отношений в обществе.

Этот принцип раскрывается в этнокультурном характере игры. Место, где живет ребенок, семья, в которой он воспитывается, - все это имеет значение для выбора самого разнообразного набора игр. В игре ребенок опирается на собственные социальные установки, знания, ведь в жизни он играет роли, виденные им однажды. Помочь сориентироваться в быстроменяющихся ситуациях, найти основания для личностного роста - это задача весьма актуальна для разрабатываемых и внедряемых программ деятельности детских объединений.

 

принцип рефлексивного последействия.

Заключается не просто в фиксации результатов игр. Речь идет о различных аспектах анализа собственных действий каждого участника игры. Во время проектирования самой игры, обсуждения правил той или иной игры педагог получает уникальную возможность помочь гражданскому становлению личности. Задавая себе вопросы и пробуя разобраться в них, ребенок учится находить основание жизненных поступков. Кто он? Какую роль выполнил в игре? Почему он проиграл или выиграл и отчего это зависело?

 

ориентация на гуманистический характер игр.

Для эффективного педагогического воздействия игры на ее участников необходимо согласовывать, просчитывать складывающиеся отношения, анализировать пpичинно-следственные связи возникающих конфликтов и проблем. Не попытка педагога средствами игры передать свои установки, а попытка введения в игру гуманистических элементов коррекции отношения - вот путь исследования для создания детских общественных объединений на основе игры. перечитывая статьи И.Н.Жукова о длительных воспитывающих играх, анализируя материалы психологических подходов к различным видам игр, можно увидеть актуальность игpы-заботы, игpы-pазмышления, игpы-тpенинга для сегодняшних детей и подростков.

 

Соотношение в игpе упpавления и самоупpавления.

Этот принцип предполагает процесс саморазвития игры. Данное принципиальное положение раскрывается в нахождении так называемого «мотива объединения», т.е. самореализации ребенка в доступной для него деятельности. переход от игp-забав к игpам-заданиям и от них к игровой деятельности участника детского объединения – вот логический путь построения игровой основы детских объединений. при этом взрослый занимает не столько организаторскую позицию, сколько позицию консультанта, советника умело ориентирующегося в разнообразных детских интересах.

 

§ 3. Современные представления об игровых проектах

и программах.

При рассмотрении социально-ориентирующих игр вновь обратимся к монографии С.А. Шмакова «Игры учащихся - феномен культуры». В данной работе мы нашли мысль о нескольких значениях, в которых может выступать ролевая игра. Остановимся на нескольких положениях.

Ролевая игра может представлять собой:

- автономный вид деятельности,

- форму неигровой деятельности учащихся,

- составную часть, элемент в содержании и организации неигровой деятельности,

- (в целом, так и в виде элементов) может использоваться как побудительное средство к неигровой деятельности.[3]

Наиболее ярко ролевая игра в качестве автономного вида деятельности выступает в ситуационно-ролевой игре. Ситуационно-ролевая игра это – специально организованное соревнование в решении коммуникативных задач и имитации предметно практических действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры. Этот тип игр по нашему мнению возник в коммунарских объединениях в конце 70-х – начале 80 –х годов. Методолого-технологическими основаниями ситуационно-ролевых игр послужили стихийные игры подростков и практика коллективно-творческой деятельности. В научно-практической деятельности костромских педагогов ситуационно-ролевые игры получили развитие как педагогический инструмент. Примерами малой ситуационно-ролевой игры являются «Яхта» (Кострома- 1995), и приведенная ниже игра «Замок Янтаря».

Близкими по конструкции к ситуационно-ролевым играм могут быть признаны игры-эпопеи («Хоббитские игры» и «Диалог Культур»). Игры-эпопеи по внутренней организации включают, как правило два вида игровой деятельности: интеллектуально-познавательные и ролевые игры - «Хоббитские игры», виртуальная военно-экономическая игра (типа компьютерной стратегии) и ситуационно-ролевая игра - «Диалог Культур».

В отличие от других игр, игра-эпопея – это, прежде всего, форма организации жизнедеятельности временных летних объединений в условиях загородного детского центра. Она характеризуется тем, что ролевая имитация становится ядром лагерной смены, подчиняя себе деятельность временных объединений и кратковременных групп, общие массовые праздники. Игра –эпопея, по своему сюжету охватывая целый «исторический период», связанный с героическими подвигами и значительными событиями в жизни игровой страны, обладает рядом особенностей.

Героем всех событий игры может стать каждый из участников лагерной смены (детей и взрослых).

Сами события, возникающие в ходе игры, вызывают необходимость совершить поступок.

Игра-эпопея является достаточно подробной копией законченного этапа жизни игрового народа, она имеет завязку - оформление противоречий между участниками, развитие игры в ходе игровых действий, яркую кульминацию – событие, в результате которого происходит разрешение конфликтов, заложенных в разработке игры.

Игра-эпопея предполагает придание всем окружающим участников смены элементам среды деревьям, дорожкам, зданиям, сооружениям, объектам и предметам жизнедеятельности, явлениям (режимным моментам, занятиям), самим временным объединениям– названий соответствующим игровой легенде, игровому материалу.

День, в течение основного - игрового этапа смены, разделяется на несколько частей:

неигровое время (прием пищи, гигиенические процедуры, внутренняя жизнь временного объединения),

время ролевой игры,

время иной игровой деятельности (интеллектуально-познавательных игр в «Хоббитских играх» или виртуальной экономической игры в «Диалоге Культур»),

время неигровых занятий (художественное творчество, развлечения, познавательная деятельность и другое).

Еще один важный компонент воображаемой ситуации – предметы игрового взаимодействия: игровые артефакты. Можно сказать, что в игре-эпопее соревнование ведется за право обладания предметами игрового взаимодействия. В Игре-эпопее «Хоббитские игры» игровой результат – победа достигается при определенных манипуляциях с главным игровым предметом – «Кольцом Всевластия». В «Диалоге Культур» выигравшей считается так команда, которая в результате получит карточку космического корабля.

В нашей книге приведены материалы по игровым программам «Биржа идей» и «Галактика». Конструктивно данные игры также объединяют два вида игровой деятельности: ролевую игру и инновационную игру. Так как ролевая игра в здесь представляет собой форму организации инновационной игры. Остановимся на последней по-подробнее.

Инновационная (продуктивная) игра - совместная деятельность направленная на создание информационного продукта (решению какой-либо актуальной проблемы), предполагающая обмен мнениями, в том числе и специально организованное их столкновение, демонстрацию промежуточных результатов. Как правило, алгоритм инновационной игры предполагает следующие процедуры:

1. Общий сбор-старт (постановка проблемы, объяснение правил).

2. Работа по группам.

3. Промежуточный сбор (демонстрация состояния информационного продукта группами, его анализ и оценка, прогнозирование, проектирование дальнейшей совместной деятельности по совершенствованию информационного продукта).

3. Общий сбор-финиш (подведение итогов).

Исследователи инновационных игр обычно указывают, ряд черт характерных для данного вида игровой деятельности:

- наличие сложной задачи, принципиально новой для участников игры;

- разделение участников на небольшие (8 - 12 человек) группы, которые поэтапно разрабатывают варианты решения поставленной задачи;

- прохождение каждой группой всех процедур (диагностика задачи, диагностика ситуации, диагностика и постановка проблем, определение целей, выработка решений, разработка проекта, разработка программы реализации) в ходе игры с обсуждением результатов работы группы на общей дискуссии после каждой процедуры;

- наличие в каждой группе консультанта, специальным образом организующего работу группы с использованием соответствующих логико-технических, социально-технических и психологических средств.

Инновационные игры нередко используются для совершенствования деятельности детских объединений различного масштаба (от школьного класса до международной детской общественной федерации). В этом случае инновационные игры с одной стороны обогащают комплекс представлений о содержании и формах общественной деятельности детей, а с другой могут способствовать развитию культуры диалога детей с детьми и детей со взрослыми, совершенствованию умений анализировать, прогнозировать и проектировать жизнь собственных объединений.

Как показывает анализ практики применения инновационных игр, их конструкции могут существенно отличаться по размеру: от игры по разработке плана основных дел класса на полугодие (1,5 часа) до многодневной программы в детском оздоровительном центре («Биржа идей», «Галактика»).

Полидеятельностные (фестивальные) игры в своей основе имеют много схожих черт с такой распространенной формой воспитательной работы как так называемая «Ярмарка». В этом случае ролевая игра выступает в качестве составной части, элемента в содержания и организации неигровой деятельности, используется как побудительное средство к неигровой деятельности.

Характерными чертами полидеятельностных игр является:

- разнообразие видов деятельности, их равнозначность в общей конструкции игры,

- возможность выбора вида деятельности, и характера участия в ней.

- наличие различных площадок деятельности (на каждой площадке осуществляется «своя» деятельность),

- игровая идея (сюжет игры) соединяет разнообразные виды деятельности,

- наличие системы стимулирования участников: игровые звания, очки, баллы.

Яркими примерами полидеятельностных игр могут служить «Солнцеворот», «Забава-94», «Марафон игр» (лагерь «Комсомольский» ВДЦ «Орленок» - 1993 –95 гг.).

Игра-путешествие имеет и другие названия «маршрутная игра», «игра на преодоление этапов», «игра по станциям», «игра-эстафета». Назначение игры-путешествия вариативно: эта форма может использоваться:

§ для информирования воспитанников;

§ служить средством отработки каких-либо умений (организаторских, коммуникативных, решать изобретательские задачи и др.);

§ предназначаться для контроля соответствующих знаний, умений и навыков, в этом случае она может проводиться с использованием соревнования между командами участницами;

§ способствовать осознанию взглядов, отношений или ценностей через «проживание» воспитывающих ситуаций,

§ организации коллективного планирования деятельности коллектива.

Игра-путешествие, применяемая как форма организации соревнования, поможет педагогу сделать шаг на пути сплочения коллектива. Вообще игра-путешествие одна из самых богатых по потенциалу форм.

Рассмотрим набор актов, ситуаций и процедур взаимодействия, характеризующих игру-путешествие. Главное, что отличает игру-путешествие, является процедура целенаправленного движения групп участников по определенной схеме, обозначенной в маршрутном листе. Исходя из вариантов организационного воплощения данной процедуры, существует несколько модификаций игры- эстафеты. Первая модификация - маршрутный лист четко обозначает порядок движения команды и расположение площадок. Вторая - в маршрутном листе площадки только названы, а порядок их прохождения и местоположение не определены. В этом случае места действия разбросаны по определенной территории и задача команды состоит в том, чтобы за ограниченное время найти и пройти как можно больше площадок. Третья модификация - порядок движения известен только проводнику. Возможны модификации игры-путешествия по количеству участников в командах. Игра-путешествие может предполагать участие команды, состоящей из одного-двух человек, а может - и до восьмидесяти. Особая процедура - это передвижение команд. Участники могут передвигаться перебежками, особенно если в качестве критерия выдвинута быстрота прохождения маршрута. Команды могут двигаться медленно и осторожно (с закрытыми глазами, взявшись за руки или в сумерках на свет фонарика).

Следующая по значимости процедура состоит в организации деятельности на площадке. Деятельность на площадке может быть организацией целенаправленного восприятия информации, выполнением задания, спонтанного реагирования на ситуацию. При определении порядка прохождения командой площадок важно помнить, что однотипные задания и действия быстро утомляют участников. Поэтому часто практикуется чередование площадок, рассчитанных на восприятие информации, с такими, которые бы предусматривали выполнение заданий. Вообще, организаторам игры-путешествия можно посоветовать разработать эмоциональную партитуру деятельности и строго («по нотам») разыграть ее в ходе игры-путешествия. Общую организующую функцию могут выполнять звуковые сигналы, означающие, что действие на площадке закончено, и команде следует передвигаться далее по маршруту.

Третья процедура - это общий сбор участников игры-путешествия, который проводится дважды. Мы условно назвали процедуру первого сбора - «сбор-старт», а последнего - «сбор-финиш». На сборе-старте участники получают необходимую информацию, включающую в себя легендарное обоснование деятельности и правила игры (в т.ч. способ оценки результатов деятельности команды на площадке). На сборе-финише подводятся итоги, награждаются (если необходимо) победители.

Реализация игрой-эстафетой педагогической цели зависит и от того, как участники будут подготовлены к восприятию предстоящей деятельности, а также от того, как будет проведено последействие. Подготовка к восприятию игры-путешествия включает в себя эмоциональный настрой и постановку понятных для школьников задач. Последействие должно создать условия для выхода эмоций (как положительных, так и отрицательных), и, кроме того, содержать подведение итогов для каждого участника игры-путешествия.

Таким образом, алгоритм проведения игры-путешествия включает в себя:

1. Подготовку участников к восприятию игры-путешествия.

2. Сбор- старт.

3. Движение команд по маршруту.

4. Участие команд в организуемой на площадках деятельности

5. Сбор-финиш.

6. Организация последействия.

 








Date: 2016-05-18; view: 356; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.032 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию