Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тренировочные циклы типа годичных и полугодичных
В большом цикле тренировки (типа годичного и полугодичного) различают, как правило, три периода: подготовительный, соревновательный и переходный. Эта периодизация связана с динамикой развития спортивной формы. Спортивной формой, называют состояние оптимальной готовности спортсмена к достижениям, которое приобретается при определенных условиях в каждом макроцикле тренировки. Спортивная форма представляет собой гармоническое единство всех сторон оптимальной готовности спортсмена к достижению: физической, психологической, спортивно-технической и тактической. Процесс развития спортивной, формы имеет фазовый характер и протекает в порядке последовательной смены трех фаз: приобретения, сохранения и временной утраты спортивной формы. Первая фаза включает формирование и улучшение предпосылок, на базе которых возникает спортивная форма, а также непосредственное становление самой спортивной формы. Вторая фаза характеризуется относительной стабилизацией Третья фаза отличается изменением направленности адаптационных процессов, переключением организма на реабилитационный уровень функционирования. Естественно, возникает вопрос: почему бы спортивную форму, которая является для спортсмена оптимальным состоянием, не сохранять постоянно? Потому, во-первых, что спортивная форма, приобретаемая на той или иной ступени спортивного совершенствования, есть состояние, оптимальное для данной (и только для данной!) ступени. То, что оптимально для одной ступени спортивного мастерства, не является таковым для следующей, более высокой, ступени. Поэтому, стремление постоянно сохранять однажды приобретенную спортивную форму, было бы равносильно желанию стоять на месте. Во-вторых, в силу длительной суммации эффекта тренировочных и соревновательных нагрузок, необходимых для приобретения и сохранения спортивной формы возникает охранительная реакция организма против перенапряжения адаптационных механизмов. В-третьих, поддержание сложного динамического равновесия между различными биологическими функциями и процессами, обеспечивающими спортивную форму, уже само по себе является трудной задачей, особенно для нервной системы спортсмена. Таким образом, временная утрата спортивной фирмы - это, следовательно, закономерная фаза в процессе спортивного совершенствования. Фазовость развития спортивной формы служит естественной основой периодизации тренировочного процесса. Становление, сохранение и временная утрата спортивной формы происходят в результате строго определенных тренировочных воздействий, характер которых закономерно меняется в зависимости от фазы развития спортивной формы. Соответственно в тренировочном процессе чередуются три периода: · Первый период, в течение которого создаются предпосылки спортивной формы и обеспечивают ее непосредственное становление (подготовительный период). · Второй период, во время которого обеспечивают сохранение спортивной формы и реализуют ее в спортивных достижениях (соревновательный период). · Третий период, возникающий в силу необходимости предупредить Как нетрудно заключить, эти периоды представляют собой, по существу, не что иное, как последовательные стадии процесса управления развитием спортивной формы. Общую продолжительность макроцикла и обусловленные ею временные границы одного цикла развития спортивной формы часто приурочивают к окологодичным срокам. В ряде видов спорта имеется возможность обновлять спортивную форму, как в годичных, так и в полугодичных циклах. Что касается длительности отдельных периодов, то имеющиеся исследовательские материалы позволяют ориентировочно указать следующие оправданные границы: · подготовительный период от 5 до 7 месяцев (в годичных циклах); · соревновательный период от 1,5 до 5 месяцев; · переходный период от 3 до 6 недель. Определенное влияние на конкретные сроки периодов тренировки оказывает спортивный календарь. С другой стороны, спортивный календарь планируется в решающей зависимости от объективно необходимой периодизации тренировочного процесса. Подготовительный период (период фундаментальной подготовки). Второе наименование этого периода, приведенное в скобках, по существу, более точное. Общеподготовительный этап. Основная направленность тренировки на этом этапе создание, расширение и совершенствование предпосылок, на базе которых формируется спортивная форма. Главная из таких предпосылок - это повышение общего уровня функциональных возможностей организма, разностороннее развитие физических способностей, а также пополнение фонда двигательных навыков и умений. Ведущей стороной содержания тренировки здесь является общая подготовка. Это не следует понимать в том смысле, будто удельный вес общей подготовки здесь всегда превышает удельный вес специальной подготовки, но общая подготовка всегда занимает на первом этапе более значительное место, чем на последующих этапах. Основными средствами при этом служат избирательно направленные специально-подготовительные упражнения. Целостные соревновательные упражнения здесь используются в ограниченном объеме и главным образом в видоизмененной форме. Общая тенденция динамики тренировочных нагрузок на первом этапе характеризуется постепенным увеличением их объема и интенсивности с преимущественным ростом объема. Ускоренное наращивание общей интенсивности, означало бы форсирование тренировки, что не может гарантировать в дальнейшем устойчивой спортивной формы. Ее стабильность зависит в первую очередь от объема подготовительной работы и длительности периода, на протяжении которого она выполнена. Типичные формы мезоциклов первого этапа - «втягивающие» и «базовые». Последние могут иметь более значительную протяженность, чем на последующих этапах, что обусловлено относительно менее высоким уровнем интенсивности нагрузок. Число мезоциклов данного типа зависит от степени предварительной тренированности спортсмена, общей длительности подготовительного периода и других обстоятельств. Специально-подготовительный этап. Тренировка на этом этапе строится так, чтобы обеспечить непосредственное становление спортивной формы. Если на первом этапе создавались и улучшались ее фундаментальные предпосылки, то теперь эти предпосылки должны быть развиты и сведены воедино как гармонические компоненты оптимальной готовности спортсмена к намеченным достижениям. Исходя из этого, все стороны содержания тренировки направлены, прежде всего, на развитие специальной тренированности, углубленное освоение и совершенствование избранных технических и тактических навыков и умений в том самом виде, в каком они будут применяться в предстоящих основных состязаниях. Одновременно проводится и специальная психическая подготовка спортсмена к этим состязаниям. На втором этапе подготовительного периода удельный вес общей физической подготовки уменьшается, а удельный вес специальной подготовки соответственно возрастает. Постепенно увеличивается доля соревновательных упражнений. Соревнования по мере завершения подготовительного периода Тренировочные нагрузки в течение второго этапа продолжают возрастать, повышается абсолютная интенсивность специально-подготовительных и соревновательных упражнений, что выражается в увеличении скорости, темпа, мощности и других скоростно-силовых характеристик движений. По мере роста интенсивности общий объем нагрузок вначале стабилизируется, а затем начинает сокращаться. Лишь снизив на определенное время общий объем нагрузок и соответственно повысив их интенсивность, можно трансформировать результаты предыдущей работы в стремительный рост спортивных показателей. Снижение объема происходит вначале за счет общеподготовительных упражнений. На этом, фоне продолжает возрастать объем специально-подготовительных упражнений. Затем стабилизируется и частично сокращается и этот компонент общего объема нагрузок. Исключение составляют в основном соревновательные и близкие к ним специально-подготовительные упражнения, объем которых в суммарном выражении продолжает увеличиваться. Изменяется структура мезоциклов тренировки: в них чаще вводятся «ударные» и, с другой стороны, «разгрузочные» микроциклы. Соревновательный период. После того как приобретена спортивная форма, нужно решить задачу: как сохранить ее в течение периода ответственных соревнований и реализовать в возможно высоких спортивных достижениях. Основные стороны подготовки спортсмена в соревновательном периоде характеризуются следующей направленностью. Физическая подготовка приобретает характер непосредственной функциональной подготовки к предельным соревновательным напряжениям и направлена на достижение максимальной специальной тренированности, сохранение ее на этом уровне, поддержание достигнутой общей тренированности. Спортивно-техническая и тактическая подготовка обеспечивает доведение избранных форм соревновательной деятельности до возможно высокой степени совершенства. Это, с одной стороны, предполагает закрепление освоенных ранее навыков и умений, а с другой - увеличение их вариативности, применимости к различным условиям спортивной борьбы. В специальной психической подготовке спортсмена особое значение приобретает непосредственная настройка на состязания, мобилизация на высшие проявления физических и духовных сил. Все стороны подготовки спортсмена в этот период особенно тесно сближаются. Важнейшим средством и методом построения всей подготовки становятся целостные соревновательные упражнения, которые систематически выполняются в реальных условиях спортивных состязаний. Число основных состязаний не может быть значительным. Обычно оно не превышает в большинстве видов спорта 3-5 в макроцикле. Остальные старты соревновательного периода занимают принципиально иное положение, они сами служат средством подготовки. Для соревновательного периода является закономерным системное чередование основных соревновательных и промежуточных мезоциклов. Переходный период обеспечивает активный отдых в широком смысле этого слова с целью предупредить перерастание кумулятивного эффекта тренировки и соревнований в «перетренировку». В переходном периоде должны быть созданы условия для сохранения определенного уровня тренированности, а также гарантирована преемственность между завершающимся и очередным макроциклами тренировки. Основное содержание занятий в этом периоде составляет общая физическая подготовка, проводимая в режиме активного отдыха. В определенных случаях используется и довольно большой комплекс специально-подготовительных упражнений с целью поддержать специальную тренированность и устранить частные технические недостатки. Переходный период включает обычно не более 2-3 мезоциклов, построенных по типу восстановительно-поддерживающих и восстановительно-подготовительных; При этом составляющие их микроциклы не отличаются жесткой организацией. То же самое относится и к режиму отдельных занятий. Вместо переходного периода иногда вводят относительно кратковременную разгрузочную фазу типа восстановительного мезоцикла или даже микроцикла. Так бывает чаще всего тогда, когда спортсмен не получал достаточно высоких нагрузок: недостаточно часто тренировался в подготовительном периоде, мало выступал в, соревнованиях. В таких случаях целесообразно строить тренировочный процесс по типу «сдвоенного макроцикла», где вслед за соревновательным периодом идет второй подготовительный, затем второй соревновательный и лишь затем переходный период. Date: 2016-05-18; view: 740; Нарушение авторских прав |