Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика закономерностей спортивной тренировки





На спортивную тренировку, как уже подчеркива­лось, распространяются общие педагогические принципы и принци­пы физического воспитания, в том числе принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систе­матичности и постепенного повышения требований. В то же время спортивная тренировка имеет свои специфические принципы.

Направленность к высшим достижениям, углубленная специализация. Если при использовании физических упражнений без спортивных целей реализуется лишь некоторая, не предельно возможная степень достижений, то для спортивной деятельности характерна направленность именно к максимуму. И хотя этот мак­симум индивидуально различен, закономерным является стремление каждого пройти по пути спортивного совершенствования воз­можно дальше.Такая устремленность стимулиру­ется всей организацией и условиями спортивной деятельности, осо­бенно системой спортивных состязаний.

Установка на высшие показатели реализуется посредством соот­ветствующего построения спортивной тренировки, использования наиболее действенных (в смысле получения тренировочного эффек­та) средств и методов, углубленной круглогодичной и многолет­ней специализации в избранном виде спорта. Направленность к максимуму обусловливает все отличительные черты спортивной тренировки: повышенный уровень нагрузок, особую сис­тему чередования нагрузок и отдыха, ярко выраженную циклич­ность и т, д. Таким образом, общий принцип прогрессирования приобретает в спортивной тренировке особое содержание. Его нужно понимать, как требование обеспечить максимально возможную степень совер­шенствования в определенном виде спорта. А это означает необхо­димость углубленной специализации.

Специализация, прово­димая в соответствии с индивидуальными склонностями спортсме­на, дает возможность наиболее полно выявить его одаренность в области спорта и удовлетворить спортивные интересы. Напротив, ошибочный, не отвечающий индивидуальным качествам спортсмена выбор специализации в значительной мере сводит на нет и его уси­лия, и усилия тренера.

Единство общей и специальной подготовки спортсмена. Спортивная специализация не исключает всесто­роннего развития спортсмена. Напротив, наиболее значительный прогресс в избранном виде спорта возможен лишь на основе обще­го повышения функциональных возможностей организма, разно­стороннего развития физических и духовных способностей.

Зависимость спортивных достижений от разностороннего разви­тия спортсмена объясняется двумя основными причинами. Во-пер­вых, единством организма - взаимосвязью всех его органов, сис­тем и функций в процессе деятельности и развития. Хотя каждый вид спорта требует особых соотношений в развитии физических ка­честв, всегда действует и общая закономерность: предельное разви­тие какого-либо качества возможно лишь в условиях общего повы­шения функциональных возможностей организма. Во-вторых, вза­имодействиями различных двигательных навыков и умений. Чем шире круг двигательных навыков и умений, освоенных спортсменом, тем благоприятнее предпосылки для обра­зования новых форм двигательной деятельности и совершенство­вания освоенных ранее.

Объективные закономерности спортивного совершенствования требуют, следовательно, чтобы тренировка, являясь глубоко специ­ализированным процессом, вела бы в то же время к всестороннему развитию спортсмена. В соответствии с этим в спортивной трени­ровке нераздельно сочетаются общая и специальная его подготов­ка.

Единство общей и специальной подготовки заключается во взаимной зависи­мости их содержания: содержание общей физической подготовки определяется, как было уже показано, с учетом особенностей из­бранного для специализации вида спорта, а содержание специаль­ной подготовки зависит от тех предпосылок, которые создаются об­щей подготовкой.

Единство общей и специальной подготовки нужно понимать диалектически как единство противоречивое. Оптимальное соотношение общей и специальной подготовки не остается постоянным, а закономерно изме­няется на различных этапах спортивного совершенствования.

Непрерывность. Эта черта тренировочного процесса в спорте характеризуется тремя основными положениями:

1) спортивная тренировка строится как круглогодичный и мно­голетний процесс, гарантирующий наибольший кумулятивный эф­фект спортивной специализации;

2) воздействие каждого последующего тренировочного занятия
как бы наслаивается на «следы» предыдущего закрепляя и углуб­ляя их;

3) интервал отдыха между занятиями выдерживается в преде­лах, гарантирующих в общей тенденции восстановление и повыше­ние работоспособности.

Суть первых двух положений легко понять в свете общего мето­дического принципа систематичности. Напом­ним, что когда речь идет о необходимости наслаивать эффект каждо­го последующего занятия на «следы» предыдущего, то под «следами» обобщенно подразумеваются те функциональные и обусловленные ими изменения в организме, которые вызываются тре­нировочными занятиями и выражаются в конечном счете в повыше­нии работоспособности спортсмена, в развитии его качеств, форми­ровании или закреплении умений и навыков. Следовательно, принципиальный методический смысл второго положения заключается в требовании не допускать излишне длительных интервалов между тренировочными занятиями, обеспечивать преемственность между ними и тем создавать условия для прогрессирующих дости­жений.

Благодаря такому подходу к построению тренировочного про­цесса он отличается от других форм физического воспитания осо­бой уплотненностью, подлинно органичной непрерывностью. Разумеется, не все занятия при этом являются основными и равно­значными по нагрузке.

Единство постепенности и тенденции к максимальным нагрузкам. Для динамики нагрузок в процессе тренировки характерно, что они возрастают постепенно и в то же время с тенденцией к предель­но возможным. Нагрузки, близкие к пределу функциональных возможностей орга­низма, могут вызывать в нем при известных условиях наиболее ин­тенсивные и глубокие приспособительные перестройки.

Понятие «максимальная нагрузка» это нагрузка, которая нахо­дится на границе имеющихся функциональных способностей орга­низма, но ни в коем случае не выходит за пределы его приспособи­тельных возможностей. Оправданная максимальная нагрузка, предъ­являя организму запрос, в полной мере его физиологической нормы, является фактором роста тренированности.

В динамике тренировочных нагрузок органически сочетаются две на первый взгляд несовместимые черты — постепенность и «скачки» нагрузки, когда она периодически возрастает до максимальных значений (для данного состояния организма). Постепенность и скачкообразность взаимо­обусловлены. «Скачки» нагрузок, предъяв­ляющие максимальные запросы к функциональным и адаптацион­ным возможностям организма, оправданы постольку, поскольку они подготовлены на постепенным этапе и становится обычными на последующих эта­пах. С другой стороны, постепенность, не соединенная с достаточно вы­сокими темпами повышения нагрузок, ведет к замедленному развитию, а затем и к приостановке роста тренированности. Таким образом, лишь единство указанных черт динамики нагрузок отвечает закономерностям спортивной тренировки.

Поскольку с возрастом про­исходит естественное снижение функциональных возможностей ор­ганизма, то тенденция к постоянному увеличению тренировочных нагрузок, вообще говоря, не может быть беспредельной.

Волнообразность динамики нагрузок. Тенденция постепенного и в то же время достаточно стремительного увеличения тренировочных нагрузок наиболее естественно воплощается в их волнообразной динамике, хотя в спортивной тренировке, так же как и в других формах физического воспитания, возможны и другие виды динамики нагрузок (прямо­линейно-восходящая, ступенчато-скачкообразная и т. д.).

Выделяются «вол­ны» следующих масштабов:

а) малые, характеризующие динамику нагрузок в микроциклах,
которые охватывают несколько дней (в различных случаях от 2 до 7 дней или около того);

б) средние, выражающие общую тенденцию нагрузок несколь­ких малых «волн» (например, 3—6) в пределах мезоциклов (сред­них циклов) тренировки;

в) большие, характеризующие общую тенденцию средних
«волн» в периодах больших циклов (макроциклов) тренировки. Волнообразные колебания свойственны как динамике объема, так и динамике интенсивности нагрузок, причем максимальные значения тех и других параметров в большинстве случаев не сов­падают. Так, в средних и особенно в больших «волнах» вначале достигают апогея показатели объема (суммарное количество тре­нировочной работы за неделю и месяц), затем объем стабилизиру­ется и уменьшается, а на этом фоне достигают наибольших значе­ний различные показатели интенсивности (моторная плотность занятий, скоростные и силовые характеристики движений и др.). В малых «волнах» часто наблюдается противоположное соотноше­ние объема и интенсивности: в первой половине микроцикла прово­дятся занятия более интенсивные, но менее объемные, чем во вто­рой.

Волнообразное изменение тренировочных нагрузок позволяет
наилучшим образом разрешать противоречие между их объемом и
интенсивностью. Такая динамика дает возможность, разделив во
времени апогей «волны» объема и апогей «волны» интенсивности,
достигать наибольших значений всех параметров нагрузки и вме­сте с тем препятствует чрезмерной суммации эффектов трениро­вочных нагрузок, поскольку систематически включает относитель­ную разгрузку и тем самым гарантирует условия для полноценно­го восстановления работоспособности и неуклонного роста тренированности.

Цикличность. К числу основных закономерностей процесса спор­тивной тренировки относится также четко выраженная его циклич­ность, т. е. относительно законченный кругооборот стадий с частич­ной повторяемостью отдельных упражнений, занятий, этапов и целых периодов в рамках определенных циклов.

Каждый очередной цикл соответствующего типа не является прос­тым повторением предыдущего, но выражает тенденции развития тренировочного процесса, в том числе и по уровню тренировочных нагрузок.

Циклы тренировки - наиболее общие формы ее структурной организации. Этому, способствуют в настоящее время два обстоятельства: во-первых, резкий рост объема и интенсивности нагрузок, которые в современном спорте высших достижений приближаются к грани­цам биологической нормы, и, во-вторых, выравнивание количест­венных параметров тренировки и уровня мастерства у ведущих спортсменов мира. В методическом же отно­шении это служит решающей предпосылкой реализации принципа систематичности, поскольку цикличность во многом предопределя­ет последовательность занятий, порядок изменения нагрузок и все другие стороны системы построения тренировки.

Date: 2016-05-18; view: 575; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию