Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






IX. Возрождение как всемирно – историческая эпоха гуманизма





Сущность Ренессанса лучше всего выражает известное изречение Ульриха фон Гуттена: «Жить прекрасно». Впервые термин «Возрождение» появляется в кругу интеллигенции XVI века. Гуманисты, начиная с Петрарки, стали осознавать себя представителями нового культурного этапа. Так, Вазари, собираясь изложить историю итальянского искусства от его возрождения до того века, в котором он живет, установил период расцвета искусства в греко-римский период, его упадок со времени правления Константина и его возрождение. Н. Макиавелли упадку Римской империи противопоставлял подъем и рост влияния римской церкви и мечтал о политическим возрождением Рима.

Изучение Возрождения как самостоятельного периода в истории общества и культуры начинается с выхода в свет книги «Культура Италии в эпоху Возрождения». Я. Буркхардта (1818–1897). Возрождение считалось сугубо европейским явлением, присущим главным образом Италии и связанным с ней странам.

Термин «Ренессанс» впервые употребил Жюль Мишле в названии своей работы «История Франции», седьмой том которой вышел в 1855 году под заглавием «История Франции в XVI веке. Ренессанс», в котором под ренессансом принималось как возрождение античности. Мишле писал, что в эпоху Ренессанса произошло открытие мира и человека. «Ренессанс» в принятом и теперь значении - это «возрождение античной культуры».

Историки культуры считают, что возврат к античности время от времени происходил в европейской культуре и до XIII века. Специалисты называют ирландский, староанглийский, каролингский, оттоновский, штауфеновский ренессансы, ренессанс во Франции XII в., кассино - римский ренессанс с конца XI в., норманнский ренессанс. Исследователи восточных культур считают, что, несмотря на существенное различие восточного и западного типа культур, Возрождение как особый этап культурно – исторического развития не является чисто европейским феноменом, сто типологически сходные явления обнаруживаются в христианском Закавказье, Византии, мусульманском мире. Проблему китайского Возрождения разрабатывал в своих работах Н.И. Конрад (1891 – 1970).

Согласно исследованиям Н.И. Конрада, существенными для эпохи мирового Возрождения были три обстоятельства: широкое, везде одинаковое, равное и свободное чувство человечности; освобождение разума от теологических и церковных догм и опора на классические авторитеты античности. Все эти черты исследователи находят в культуре Ирана XI-XV вв., Армении X-XIII вв., Грузии XI-XII вв., а в культуре Китая в VII-VIII вв. Культура Византии пережила блестящую серию Ренессансов, когда активизировалось античное наследие. По правящим династиям эти Ренессансы получили наименование Македонского, Комниновского и Палеологовского. Восточный Ренессанс исторически предшествовал европейскому Возрождению, явился началом истории мирового Возрождения.

Н. И. Конрад делал различие между «старыми» и «молодыми» народами в прохождении ими через ренессансную стадию. Так, если в Италии Возрождение возникает как особый этап в истории народов, переживших собственную античность, то у других народ не было своей античной стадии, поэтому отсутствие своей древности у них компенсировалось усвоением эллинской и римской античности. Китайская древняя культура для народов Восточной Азии выступила в роли признанного культурного образца, к которому они обратились на стадии своего развития, которая также может быть охарактеризована как ренессансная.

Н. И. Конрад утверждал, что движения культур, достаточно развитых к тому этапу, когда возникают предренессансные и ренессансные явления, универсально, при этом проявляется в первую очередь у тех народов, у которых была своя классическая древняя культура, свое Средневековье и приближались явления кризиса, указывающие на желательность и возможность более свободного развития человека и общности. В азиатском регионе – арабском, иранском, тюркском, индийском, китайском подобные процессы были прерваны под влиянием неблагоприятных исторических обстоятельств (разрушительное монгольское вторжение). Поэтому Возрождение здесь не завершилось культурным переворотом.

Специфика европейского Возрождения состоит в том, что Возрождение в европейской культуре явилось эпохой перехода от средних веков к Новому времени, от феодального к буржуазному строю. Для культуры Возрождения характерен перенос центра культуры из монастыря, поместья и замка в город. Макс Вебер обратил внимание на то, что только в Европе города получили полную автономию, которая в свою очередь привела к возникновению пространства, где торговец был королем и в котором буржуазные ценности могли накапливаться и расти.

Возрождение началось в Италии в конце XIII века и два века было чисто итальянским явлением. От середины XIII до середины XIV вв. в умственной жизни Италии произошли глубокие перемены, подготовившие Ренессанс. Одной из причин итальянского Возрождения было отсутствие национального единства Италии, следствием политической раздробленности было раннее экономическое развитие городов и их победа над феодалами. Благодаря развитию в городах Италии шелковых и сукнодельческих мануфактур, ведущей силой в городах становятся купцы и ремесленники. В городской среде высоко ценилась индивидуальность и незаурядность, формировались условия для появления гуманистической интеллигенции. Возрождение в Италии не равнозначно всей культуре Италии эпохи Возрождения. В Ренессансе многие элементы культуры средневековья продолжают развиваться – это и университетская схоластика, традиции народной культуры и городского фольклора.

Подлинный Ренессанс набирает силу тогда, когда античное наследие уже не воспринимается как общее живое достояние Европы в повседневном пользовании, а служит источником благоговения и почитания, средство нравственно-религиозного возвышения. Ренессанс создал господство духовного идеала над формулами застывших догм не в противоречии с христианской религией, а из полноты силы религиозного подъема. Возвращение античной культуры было фактором самообновления, национального самопознания. Образ новой жизни, возрождения у Бонавентуры, Данте, Петрарки, Боккаччо, Риенцо служит требованию преобразования церкви и государства, литературы, искусства, нравственной и социальной жизни. Почти все итальянские писатели-современники высказываются в ретроспективных обзорах о преобразовании и подъеме итальянской культуры, искусства и науки, об эпохе Данте и Джотто как повороте, великим начале.

Гуманизм и Ренессанс – взаимосвязанные, но различающиеся понятия. Понятие «гуманизм» применяют к научной и литературной стороне культурного процесса, а понятие «Ренессанс» относят либо в узком смысле к искусству и к художественному построению жизни, либо, в широком смысле, распространяют на всю духовную культуру, говоря о человеке Ренессанса, государстве Ренессанса, этике Ренессанса, поэзии Ренессанса и т. д. Гуманистические течения в широком смысле слова существовали на протяжении всего средневековья. Многие люди средневековья знали античных авторов и совершенствовали на их сочинениях свой латинский язык, свое знание и свои убеждения. Однако только в том культурном движении, которое называется гуманизмом, подобное знание и подобное подражание античным авторам выступают как программа нового воззрения и формирования жизни, как вдохновенно прославляемый источник обогащения и очищения человека.

Гуманизм – характерная черта культуры Возрождения. С ним прежде всего связано представление и требование духовной образованности, содержание и цель которой - идеальная личность. Э. Гарен понимал гуманизм как новое мировоззрение, приведшее к всестороннему изменению культуры, как тип философствования, проникнутый особым историцизмом и критицизмом и преследующим практически-жизненные цели.

Вместе с тем с данным термином связана определенная, исторически обусловленная направленность штудий, которая позволяет обрести этот идеал человека с помощью обращенности к самыми совершенным и поэтому образцовым, то есть классическим образцам греко-римского искусства и литературы, науки и языка. В становлении гуманизма и Ренессанса основными гуманистическими идеями была идея того, что честь и благородство дается человеку не рождением, а своим собственным трудом, которые более всего проявляются в литературном бессмертии и божественном призвании поэта. Благородство рассматривалось гуманистами как производное от овладения словесностью и ученостью. Специфическим критерием благородства стала культура. Тем самым средневековые феодальные представления о благородстве ставились вверх дном.

Зрелое средневековье не знало интеллигенции. Врачи отделялись от юристов ничуть не меньше, чем от шерстянщиков. Новая эпоха видит идеал в человеке культуры (homo litteratus). Гуманисты, перефразировав Цицерона, ввели термин «studia humanitatis», в основе которого ревностное изучение того, что в человеческому духе дает обрести добродетель и ученость. Ученость предполагала универсальность знаний на основе овладения словесностью, а добродетель помимо душевной кротости и благожелательности означала и воспитанность на примерах античности. Гуманисты как «профессиональная общность» образовались в период 1280-1600 гг. Большинство гуманистов занимались преподаванием грамматики, риторики, поэзии, истории и моральной философии на основе классической греко-латинской образованности. «Вначале были города. Интеллигент средневековья – на западе – родился вместе с ними», - писал Ж. Ле Гофф, считая, что интеллигенция зародилась в XII веке и, что ее представителями являются люди, чьим ремеслом было писать или обучать, или совмещать эти два дела. Ле Гофф видит принципиальные отличия гуманистической интеллигенции от средневековой в том, что последняя если и обнаруживала призвание к научной работе, то тем самым отступала от своей природы. Гуманист, - пишет Ле Гофф, - сразу же делает дух и гений своим знаменем, даже если он мучается над текстами или когда его красноречие становится вымученным. Отечественный исследователь Л. Баткин считает, что зрелое городское средневековье создало многочисленных интеллектуалов, преподавателей «свободных искусств» и прочих, но не интеллигенцию. В эпоху Возрождения нет четких социальных критериев, которые позволили бы описать интеллигентов как выделенную группу, так как среди интеллигентов были государи, цеховые мастера, университетские преподаватели, церковники и т.д. Среди гуманистов были республиканские канцлеры и тираны, патриции и переписчики, дипломаты и врачи, университетские лекторы и частные воспитатели. Гуманистические занятия еще не стали профессией, оставались частным делом. Таким образом, ренессансная интеллигенция – это неформальная общность людей, которая объединяется уникальным стилем общения, кругом занятий и чтения и способом мышления. Предварительным условие для гуманиста была свобода распоряжаться собой и своим временем Приобщение к «studia humanitatis» требовало свободного определения жизненного пути. Гуманисты жаждали самовыражении, изящная латынь заменяла им родословную, а остроумие – власть. Филология для гуманиста была основой основ, а безупречное знание греческого и латыни составляло условие репутации. Гуманисты в себе и других ценили прекрасную память, искусство устной речи. Социальный статус ренессансных интеллигентов не был определен. Они носители нового благородства, отождествляемого с личной доблестью и знанием. Этим гуманисты отличались и от средневековых цеховых интеллектуалов и от интеллигентов индустриального общества. Высочайший социальный престиж гуманистических познаний и талантов – характерная черта Возрождения. В иерархии образованности и таланта люди, читавшие античных авторов и размышлявшие над возвышенными предметами, считались лучшей частью человечества. Идея дарования исторического бессмертия характерна для ренессансного сознания. Коронование Петрарки на Капитолийском холме в Риме при огромном стечении народа 8 апреля 1341 года положило начало большим и малым триумфам представителей ренессансной интеллигенции.

Ранний гуманизм обходил наиболее разработанные схоластикой области мысли, перенеся акценты с метафизики, натурфилософии, логики на гуманитарные сферы, с середины XV в. гуманистов стали интересовать в проблемы Бога и мироздания.

Элитарность – характерная черта мышления и поведения ранних гуманистов. «Презираю невежественную чернь», - слова родоначальника гуманизма Петрарки. Образованность, по мнению новых интеллигентов, отделяла их от народа и часто от невежественных социальных верхов, а также возвышала истинность их знания (настоящая латынь, знакомство с античными подлинниками, осознание значения своих занятий такими дисциплинами, как поэзия, риторика, история, моральная философия). Невежественной «толпе» присущи лень, ярость, непостоянство, глупость, чужда словесность и философия, ученость. Так литературные произведения немецких гуманистов были обращены только к знающей латынь части нации. «Словесность» в устах гуманистов равнозначна культуре как вечной сущности человека, его высшей привилегии. Для гуманистов культура была путем к общественному благу, к самоформированию целостного человека, а также путем к Богу.

Ренессансное понимание славы, известности, почета, исторического бессмертия, хвалы противостояло христианскому смирению и покорности божьей воле.

Западный гуманизм был лишен толерантности, уступчивости, что в нем заложен выраженный индивидуализм. Со времен Буркхардта и Ницше «ренессансный человек» понимается как свободная, гениальная личность, дерзко нарушающая законы в бесстрашной греховности, этот тип эстетического имморализма, этот господствующий над людьми, стремящийся к славе, жаждущий власти, ненасытный, ищущий наслаждений человек, фривольно презирающий религию, но пребывающий в мире с церковью и ее служителями, видя в них необходимое средство путем обмана манипулирования толпой. Этот образ в отдельных своих чертах может быть применен к отдельным людям эпохи Ренессанса, но не к ее действительным вождям. Гуманизм и Ренессанс вышли на арену, когда империя и папство уже сыграли вою роль в средние века и выдвинули третью, новую власть неполитического характера, действующую в сфере фантазии, нравственности, жизненного искусства и определяющую внутреннюю природу человека.

Ренессанс не создал оригинальной модели мироздания. Эпоху отличают отдельные блестящие открытия в области математики, оптики, анатомии, масса новых изобретений. Благодаря изобретению книгопечатания огромные библиотеки наполнялись сведениями практически обо всей ойкумене. Научная революция еще не произошла, научное мышление и научная методика в современном понимании слова созданы уже за пределами культуры Возрождения. Цельность и гармония мира еще не были разрушены, но акцент сместился с небес на землю. В ренессансном типе мышления сохраняются связи реального с ирреальным, чувственного со сверхчувственным, человеческого с божественным, но сама эта связь переоценивается. Ренессанс переставляет акценты в средневековой картине мира, актуализируя земные ценности. Ценностный переворот – единственно настоящий необратимый переворот, который произошел в эпоху Ренессанса. Человек Возрождения открывает мир вокруг себя. Это эпоха великих географических открытий и открытий в области астрономии. В эпоху Возрождения европейцами были открыты Меланезия и Полинезия, практически все острова Индийского океана. Маскаренские, Сейшельские, Альдабра, которые до европейцев не были заселены и никому не известны. Европейцы открыли Америку, завоевав открытые ими страны и превратив их в свои колонии. Люди того времени, пишет А. Швейцер, открывают мир, совершая побег из мира книжной учености в царство природы. Будучи мореплавателями, они проникают в неведомые страны и определяют размеры земли. Будучи исследователями, они вторгаются в бесконечность и тайны универсума и узнают, что в нем действуют закономерные силы и человек способен поставить их себе на службу.

Той системой культурой, в которой полнее всего выражается самосознание эпохи Возрождения, оказывается искусство. Всеобъемлющее значение художественным произведениям эпохи Возрождения придает то, что они находятся в неразрывном единстве с нравственными, религиозными, научными проблемами. В начале Возрождения люди искусства входили в цехи вместе со стекольщиками, каменотесами, красильщиками. Еще покровитель гуманистов, библиоман и коллекционер папа Николай V оплачивал труд художников в тех же самых счетах, что и услуги конюхов и лакеев. К XVI веку художники, продолжая формально оставаться членами цехов (без этого они не могли быть полноправными гражданами города), в своей профессиональной деятельности становятся от них независимыми. Изменилось социальное положение творца художественных произведений и отношение общества к ним, и их самооценка. Эрвин Панофски отмечает для второй половины XV века постепенную экспансию гуманистической системы из литературы в живопись, из живописи в другие искусства, из других искусств в прикладные естественнонаучные дисциплины. К концу XV века художники эмансипируются от механических искусств. «Мы пользуемся теми же вольностями, что поэты и сумасшедшие», - заявил Паоло Веронезе, оправдываясь перед судом инквизиции за нарушение в иконографии в росписи «Пир в доме Симона Левия». В отличие от ученых и писателей художник Возрождения – ярко выраженный профессионал и специалист. Характерна для этого времени история флорентийского художника фра Филиппо Липпи, который мог пренебречь даже заказами папы римского и когда на него находила блажь, вообще не исполнять заказов, так, что правитель Козимо Медичи вынужден был даже запирать его для того, чтобы художник выполнил заказ в срок. Но бывший монах сбежал из дома по веревке из окна и провел несколько дней в свое удовольствие. Правитель Флоренции простил художника, сказав, что «фра Филиппо и ему подобные суть вдохновенные богом редкостные и высокие таланты, а не вьючные ослы». Уже с конца XIV века художники начинают писать об искусстве, создавать трактаты, учебники, обсуждать вопросы теории и практики в литературных произведениях. Художники в борьбе за существование теперь опирались только на собственные силы, талант и энергию. Со второй половины XVI века художник становится придворным живописцем, стремится к титулам и богатству. Сами художники высоко оценивают свой социальный статус, о чем свидетельствуют многочисленные автопортреты Дюрера, который всегда предстает перед нами в аристократической одежде.

Со времен Возрождения появляются в европейской культуре меценатство, художественная критика, история искусства, происходит формирование музейных и частных коллекций, расслоение художественной аудитории на массу, публику и знатоков. Возрождение создало особую атмосферу эстетизма, в которой все рассматривалось как искусство, в том числе война (arte di Guerra) и arte di governo - искусство управлять. Поступок, отмеченный печатью таланта или любого рода необычностью, мог рассматриваться с художественных позиций. Гегемония искусства ощущалась как счастье, как источник многогранных наслаждений, как титул на национальную славу. Эстетическая реакция на мир, природу, бога, идеи, быт - ядро мироощущения эпохи Возрождения. С концом Ренессанса кончается время цельных культур и начинается время культур более дифференцированных, кончается время единых стилей в искусстве; пути науки, искусства и религии расходятся: наука распадается на четкие дисциплины; поиски истины перестают быть поисками красоты и добра одновременно.

Реформация в Европе

Возрождение не перестроило религиозную идеологию, не сокрушило догматы веры, не преобразовало церковь, ничего не изменила в ее организации и ритуалах. Свободомыслие, веротерпимость, полемика с богословскими авторитетами, критика нравов духовенства и светских притязаний пап – все это фиксирует борьбу интеллектуальной и религиозной проблематики, но не отказ от последней. Не покушаясь ни на социальное реформаторство, ни на пересмотр религиозных догматов и норм, гуманисты сумели выделить особую сферу – изучение человека.

Церковь для зарождающегося ренессансного сознания – уже не только храм божий, но и общественное сооружение, воплощающее мощь родного города. Гуманисты, не порывая ни с верой, ни с церковью, сумели выявить, выделить и сконцентрировать жизнеутверждающие и антропоцентрические ценности, присущие христианской доктрине. Без культуры, образованности, владения словесностью нет истинной святости, блаженной жизни, добродетели. Если до Возрождения высшей истиной, санкционирующей любую деятельность, были источники католического вероучения, то Возрождение поставило с ними в один ряд греко-римскую древность, мусульманскую и иудейскую ученость. Ренессанс – открытая система, готовая брать из самых разнообразных источников, этим от отличен и от культуры средневековья.

Реформация пыталась осуществить старые цели гуманизма – преобразование человеческой жизни в чистую форму, возрождение из духа исконной человеческой свободы человека – внутри новой независимой церкви на национальной основе.

Утверждая, что спасение зависит всецело от конкретного человека, настаивая, что единственный посредник между человеком и Богом – Иисус Христос, Лютер представлял не только доктринальную, но и политическую угрозу власти католического духовенства. Лютер писал свои трактаты по-немецки, обращаясь не только к необразованной аудитории, но и к сочувственно настроенным ученым. О распространении идеологии протестантизма свидетельствует общий тираж произведений Лютера, который к 1524 году достиг миллиона экземпляров. Эразм Роттердамский в своей «философии Христа» призывал к возрождению идей и идеалов первоначального христианства, давно забытых католической церковью, погребенных под грудой обрядового формализма. Эразм не принимал тезиса ортодоксального христианства относительно радикальной испорченности человеческой природы первородным грехом. Человеческое счастье, считал Эразм, - состоит в том, чтобы заблуждаться, примешивая к крупицам мудрости значительную долю глупости.

Кальвин, заявляя о верховной власти Господа, одновременно объявил невозможным спасение через добрые дела. Совершать добродетельные поступки – долг христианина, но пропасть между Божьей праведностью и испорченностью человека настолько велика, что надежда на спасение, ставшее возможным благодаря искупительной жертве Христа, зависит не от человека, а от Бога.

«Мы пришли в этот мир не для того, чтобы получить удовольствия», - гласит базовый постулат протестанской этики. Дело спасения человека находится в руках Божьих, но каждый должен делами, упорным трудом доказать, что достоин счастливого жребия.

М. Вебер пишет о том, что по мере того, как аскеза перемещалась из монашеской кельи в профессиональную жизнь и приобрела господство над мирской нравственностью, она начинала играть определенную роль в создании того грандиозного космоса современного хозяйственного устройства, связанного с техническими и экономическими предпосылками механического машинного производства. М. Лютер и Ж. Кальвин создали «идеологию честного труда», ставшую знаменем Реформации и связанных с ней буржуазных революций XVI XVII веков в Старом Свете и американской – в Новом Свете.

 

Литература к разделу:

Бурдах Конрад. Реформация. Ренессанс, Гуманизм / Пер. с нем. – М.: Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.

Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М.: Наука, 1978.

 

Задания:

1. В чем суть произошедшего в период Возрождения переакцентирования «с небес на землю»?

2. Какие античные добродетели возрождаются в личностном идеале Возрождения?

3. Почему идеал универсальной личности, воплощенный в высоких образцах культуры Возрождения утрачивается в Новое время?

4. В чем суть «посюсторонней аскезы»?

 

Date: 2016-05-18; view: 852; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию