Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткий анализ основных этапов античности





2.1. Период архаики. VII-VII века до н.э.

В архаическую эпоху закладываются базовые черты античного типа культуры: классическое рабство, система денежного обращения, формируется полисная система. Для греческого религиозного сознания была не характерна идея всемогущего Божества, над миром олимпийских богов царила безличная сила Судьбы (Ананка). Из-за отсутствия жреческого сословия и политической раздробленности у греков возникло большое количество близких, но не идентичных религиозных систем. Оформились представления о связи отдельных божеств с полисами. Так, богиня Афина покровительствовала Афинам, Гера - Самосу и Аргосу, Апполон и Артемида – Делосу, Зевс - Олимпии. «Каждый земной и небесный объект или сила, каждое благо и каждый страх, каждое качество даже пороки – челвоечесвта в результате олицетворения становились божеством, обычно в человеческом образе: ни одна религия не была столь антропоморфна, как греческая», - пишет Вил Дюрант[98]. Между миром богов и людей не было непроходимой грани, посредниками между ними выступали герои. Если на востоке государство было подчинено жречеству. То в Греции жречество было подчинено государству, которое приняло руководство религиозной жизнью на себя. Отсутствовало жреческое сословие, жреческие должности были выборными и сменяемыми.

Город является визитной карточной цивилизацией. Особенности городской организации связаны с характером той цивилизации. Политическим. Административным и религиозным центром которой он является Греческий полис делился на «нижний город» заселенный частными домами купцов и ремесленников и их мастерскими. В VI–V вв. до н.э. города делятся крупными магистралями, пересекающимися под прямым углом. Резко отличным от восточного был греческий тип жилища. Стремление к комфорту и удобству сочеталось в этих делах с простотой и отсутствием роскоши.

Верхний город – акрополь высоко вознесен над городом. Агора – рыночная площадь стало в период архаики местом народных собраний и суда. На агоре можно было послушать выступающих ораторов, узнать политические новости. Особенность греческой цивилизации уже на ранних стадиях ее существования - наличие разнообразных форм общественной жизни Греческий гражданин участвовал в деятельности народного собрания, он выбирал и мог быть выбранным на разные хозяйственно-политические должности. Каждый из граждан, достигших 30 лет, становился судьей и присяжным в суде присяжных – гелее. Выполнение своих гражданских обязанностей требовало от рядового грека хотя бы минимальной грамотности.

Греческий полис всегда имел бога-покровителя, местопребывание которого - «теменос», где первоначально под открытым небом располагались святилища, в VIII в. до н. э. появляются храмы с культовой статуей. Сам «теменос» представал как ось мира, в нем происходило совершение ритуала, призванного обеспечить космический порядок. Храм и алтарь воспроизводят соединение двух областей сакрального пространства - небесного и подземного, дым, поднимающийся с алтаря, соединяет их. Греческий храм не был местом встречи человека и бога. Храм предназначался богу, чья статуя находилась в целле храма. Верующие приходили к храму, располагаясь перед его входом. Греческий храм был подобен пустой шкатулке, украшенной с внешних сторон. Греческий человек был овнешнен и греческий храм представал прежде всего как внешне украшенное сооружение.

В период архаики происходила «великая греческая колонизация». За три века греки расселились на Сицилии и Южной Италии, Франции и восточном побережье Испании, в районе проливов, ведущих в Черное море, на юго – восточном побережье Северной Африки. Одной из причин колонизации была нехватка земли, толкавшая избыточную часть населения на поиски других мест жизни. Еще одна причина – острейшая внутриполисная социально- политическая борьба. Наступление аристократии на права демоса вызвало активное сопротивление последнего. Поражение аристократии было обусловлено, кроме всего прочего, «агональным» характером аристократического этоса. Первенствовать во всем, не уступая другому – суть такого поведения, которое отнюдь не способствовало сплочению правящего класса. Агон – слово, которое изначально применялось как для обозначения места спортивных состязаний, так и сами состязания. А гон - стремление к достижению лучшего результата в любой, свободно избранной сфере деятельности. Греки состязались в ремесле, в благоустройстве городов и философских школах. Поэтому театральные празднества для греков были состязанием трагиков и авторов комедий, состязались публично выступающие поэты и выставлявшие свои картины живописцы. Греки постоянно состязались в различных видах спорта. На агоре полисов граждане состязались в искусстве риторике, а софисты публично демонстрировали свое искусство оспорить любую истину. Наконец, образцы сократической диалектики, понимаемой как искусство спор, а содержат диалоги Платона.


В рамках греческой полисной цивилизации выделяют становление торгово-ремесленных центров, какими были Афины. В таких полисах наследственная аристократия потеряла прежнее влияние, политические права стали зависеть от имущественного ценза. Другой вариант развития был осуществлен в Спарте, военизированном государстве, базой которого была община равных, не занятых производительных трудом спартиатов, существующих за счет эксплуатации порабощенного населения.

В период архаики зародились такие феномены античной культуры, как философия и наука, главные жанры литературы, театр, впервые были проведены олимпийские игры. В период архаики греки осознали себя единым, несмотря на политическую раздробленность, народом. Формируется этническое самосознание и внутриполисная мораль. В новом полисном строе жизни на смену унаследованной от аристократического общества сословной добродетели аретэ и спеси – хибрис выдвигается разумная норма социальной справедливости - дике и согласованного с ней гражданского закона – номос.В религии древних греков формируется отношение к жизни как неповторимой данности и смерти как невозвратности, что воплощено в мифе об Орфее и Эвридике.

Свои особенности мело и использование в Древней Греции письменности. В Греции обладание письменностью не открывало доступа к священным текстам, которые были вверены у греков устной передаче. На использование письма у греков не требовалось специального разрешения. Восточные системы письма неразрывны связаны с бюрократией, которая использовала письмо для управления. Письмо на Востоке – это «диспозитив власти» (М. Фуко) и орудие указания. На греческую культуру письмо повлияло существенно иначе, чем на культуры Древнего Египта или Месопотамии. На Востоке пространство письма священно и открыто тем, кто уполномочен общаться с божеством. Греческий алфавит был знаковой системой, в которой знаки обозначали отдельные звуки языка, что значительно упрощало систему письма. В период архаики различные наречия слились в koine dialektos, или общий диалект, язык образования и культуры. Алфавитное письмо сделало возможным полную передачу устной речи. При этом письмо не вытеснило полностью устную традицию, а переняло ее формы, приведя к более интенсивному самораскрытию. Свободный гражданин свободного эллинского полиса с детства умел читать и писать. В ближневосточных деспотиях особую весомость и полноценность имело написанное слово, но в афинском Народном собрании, в демократическом суде присяжных судьбу государства и судьбу человека могло решить только устное слово. У афинян была даже богиня убеждающей силы устного слова – Пейфо. В V-IV веках до н. э Письмо использовалось в коммерческих и религиозных целях. В лирике выдвигается на первый план человеческая личность как одна из песчинок, крутящихся в вихре общественной жизни. В период архаики произошел переход от религиозно – мифологических представлений о мире к философскому осмыслению. Возникли первые школы философии в городах на побережье Малой Азии, на юге Италии.


2.2. Эпоха классики. VI век до н.э – последняя четверть IV- век до н.э.

После победы над персами центр греческой цивилизации перемещается в Аттику, центр которой Афины становится образцом и эталоном развития для всей Греции. Наступил общий подъем экономики. Сельское хозяйство и ремесло приобрело товарный характер. В Афинах демократия достигает зрелости во время правления Перикла.

V век был временем расцвета античной культуры. Принято обозначать расцвет культуры и искусства Древней Греции VI - V вв. греческой «классикой». Впоследствии данный термин «классика» и «классический» будут применяться применяется к периодам, когда культура той или иной цивилизация достигает своей зрелости. В своей «Эстетике» Гегель определил классическое как такое общественное состояние, при котором цели и ценности коллектива находятся в равновесии с целями и ценностями личности, как гармоническое состояние, при котором обе эти крайности уравновешивают друг друга. Понятие «классики» по мнению отечественного специалиста по культуре античного Рима Кнабе включает следующие характеристики:

- понятие высокой гражданской нормы, с точки зрения которой оценивается всякое проявление человеческой деятельности и творчества: динамическое, живое, то есть постоянно нарушаемое и вновь восстанавливаемое равновесие, в котором в античном мире всегда находились задаваемая норма и повседневная практика, интересы общественного целого и интересы отдельного гражданина, идеал и жизнь;

- понятие высокой эстетической нормы, в которую должно облечься любое жизненное и творческое содержание, ибо только ясная, эстетически совершенная форма делает это содержание не просто личным самовыражением, а и общественно значимым, внятным гражданам и потому для римлянина или грека единственно реальным;

- для классической культуры характерно динамическое равновесие между открытостью и закрытостью культуры.

Классическими называют те периоды в истории, которые повторяют характерные черты античной культуры, среди которых специалисты указывают наличие канона в виде заданной пропорциональности, естественность и жизненность телесного строения, спокойное величие внешнего облика, самодостаточность. О. Фрейденбер рассматривала развитие западно-европейской культуры от античности до реализма как процесс постоянного истончания цельного духовного наследия античной классики. Искусство античной классики питало такие культурные эпохи, как Каролингское, итальянское Возрождение, классицизм. Философская классика (системы Платона и Аристотеля) стали основой позднейшей философской мысли в Европе. Высшим выражением античной классики стала скульптура как наиболее полное воплощение представлений античности о человеке. Греческая скульптурная пластика исходила из социальной значимости человека, Поликлет оформляет канон изображения человека, в котором воплощен рационалистический дух греческой культуры. Канон Поликлета – рационально, структурно построенная человеческая фигура.


Классический период – время полного расцвета всех областей культуры. Шло активное градостроительство в Афинах, в которых после освобождения города от персов восстанавливаются храмы Акрополя Парфенон и Эрехтейон. Расцветают школы скульптуры Поликлета, Мирона, Фидия, Праксителя и живописи. Расцвет переживает и театр. Эсхил, Софокл и Еврипид были крупнейшими авторами трагедий, Аристофан стал признанным мастером аттической комедии. В философии происходит антропологический переворот в философии, связанный с деятельностью софистов и Сократа. Из философии обособляются отдельные науки, такие как медицина, математика.

Кризис древнегреческого полиса проявился уже в IV веке до н.э. Замкнутость полисной земледельческой общинной жизни подтачивалась развитием торгово – денежных отношений. Полисное единство разрушалось нарастанием индивидуализма, постоянными войнами между городами и союзами городов. В это время на севере Греции укреплялось Македонское государство, царь которого Филипп II постоянно вмешивался в дела Греции в конце концов подчинил Грецию.

2.3. Эллинизм 322 – 146 гг. до н. э.

Эллинизм представлял особую цивилизацию, начало которой положили походы Александра Македонского на восток. Древние культуры вошли в круг эллинистической цивилизации, «мировым» языком которой стал греческий. На их территории организовывались колонии, организованные по типу эллинского полиса. Греческие города с греческими названиями, с храмами в честь богов Олимпа, с театрами и палестрами вырастали среди чужой им сельской местности. «Образцовым примером такого оторванного от «почвы» города была основанная самим Александром у дельты Нила знаменитая Александрия с ее геометрической планировкой и космополитическим населением, говорившим по-гречески и называвшим себя «эллинами» - а вокруг лежали египетские деревни, где, как и во времена фараонов, поклонялись священным животным и утешались пророчествами о том, что ненавистный «Ракотис» (название деревни, на месте которой выросла Александрия) во время запустеет»[99]. Эллины в этническом отношении по большей части были вовсе не чистокровные греки. «Эллин» - это примкнувший к социальной верхушке и принявший ее культуру человек, который в молодости упражнялся в гимназии и учил наизусть Гомера, а в зрелые годы посещал театр.

Новые формы культуры были результатом синтеза восточных и греческих элементов. Культура эпохи классики тоже не была полностью однородной. Для эллинизма характерен раскол между элитарной и народной субкультурами. В период эллинизма правящая и интеллектуальная элиты ориентировались в своем образе жизни, стиле поведения на греческие образцы, в то время как народная культура сохраняла верность местным культурным традициям. Города, в том числе и на востоке, были в большей степени охвачены греческим культурным влиянием, чем сельский мир. В них возникали гимназии, палестры, стадионы, театры, появлялись греческие учителя.

После смерти Александра Македонского завоеванная его военным гением огромная держава была поделена между его преемниками – диадохами, поделившими империю на пять частей. На смену демократическому строю полисов пришли монархии, соединявшей черты восточной деспотии и элементы полисного устройства. Росли города, старые и вновь отстроенные. Полисная система сохранялась, но претерпела ряд изменений: полис был ограничен в ведении внешнеполитических отношений, деятельность полисных органов власти царскими чиновниками. К городам приписывалась земля, население которой не было гражданами городов. В новых городах эллинистического мира росли ремесло и торговля. В некоторых из них возникли общественные банки. Усилилось имущественное расслоение. Классическое рабство достигло в период эллинизма значительного распространения, сочетаясь с трудом местного населения.

Неустойчивость существования человека нашла свое отражение в нарастании скептицизма, индивидуализма. Главной для человека эллинистического мира стала проблема, как выжить в условиях рушащегося мира. Расцветают новые школы философии – школа Эпикура и стоиков, которые пытаются дать ответ на этот вопрос. Не случайно богиней, которая выходит на первый план, стала Тихэ (богиня случая). Новые умонастроения эпохи отразила «новая комедия», прославленным автором которой был Менандр, который представлял типичные для своего времени типы людей. В эпоху эллинизма на первые позиции в скульптуре выходят школы Скопаса и Праксителя, в которых гордая убежденность в прометеевском могуществе человека уступает место передаче страданий и трагедии челвоеческого существования («Пергамский алтарь»).

Возникновение крупных государств способствовало религиозному синкретизму, проявлявшемуся в том, что боги Греции стали отождествляться с восточными божествами. Появляются универсальные божества, объединявшие функции главных богов разных культур. Упадок традиционной религиозности был вызван и упадком полисов, которые не могли защитить боги и расширившимися контактами с представителями иных культур. Наряду с ростом научных знаний процветали суеверия. Так, из Вавилонии пришла астрология. Распространились сотерологические представления, вера в грядущий приход спасителя.

Все более утративающий веру в полисные идеалы человек эпохи эллинизма стремился найти утешение в индивидуалистических культах. Традиционная полисная мораль, основанная на вере в богов и незыблемость полисных порядков, утрачивалась. Образованный грек больше не был патриотом своего города. Распространялось образование среди правящей элиты. Женщины стали более свободны. Такие философы, как Эпикур, даже допускали женщин в свои школы.

Эллинистическая культура не была единообразной, а формировалась в результате взаимодействия местных традиционных элементов. Появляются различные центры эллинистической культуры, такие как Родос или Пергам, Александрия Египетская. В каждом из этих центров развиваются отдельные области духовной культуры. Так, Александрия была признанным центром античной науки, где расцвели астрономия, математика, филология, ботаника, география. Родос был прославленным центром скульптуры. Соперницей Александрии, откуда излучения эллинизма распространялись на Сирию, вообще на восточную окраину была Антиохия на Оронте. Как свидетельствует новозаветный текст, «ученики в Антиохии впервые стали называться «христианами» (Деян. II, 28).

В IV веке до н.э. в Средиземноморье распространяется единая культура, в которой не меньше восточных, чем греческих черт и которая означает для греческих городов-государств не меньшее изменение, чем для всего остального Древнего мира. К симптомам этого изменения относится монархия и бюрократия, обожествление правителей, кодификация правовых установлений, профессионализация политики, управления, военного дела и знания, деполитизация отдельного человека.







Date: 2016-05-18; view: 356; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию