Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы развития культуры России





Многие российские мыслители отмечали отсутствие в отечественной истории стилевой доминанты. Так, Бердяев констатировал наличие пяти различных образов России, считая единственно «органически целостной» московскую допетровскую Русь. Вл. Вейдле выделял допетровскую Русь, петербургскую Россию и Советскую Россию, подчеркивая глубокий разрыв между ними.

2.1. Культура Киевской Руси: формирование основ национального мировидения

Для формирования цивилизации России важным обстоятельством было то, что по своему генезису она не была прямо связана с наследием древних цивилизаций. На формирование культуры Киевской Руси повлияло несколько факторов. Характер культуры тех этнических общностей, которые вошли в орбиту культуры Киевской Руси был иной, чем в Европе, где варварские племена постепенно втягивались в орбиту римской цивилизации и культуры, усваивая ее нормы и образцы. В состав нарождающегося российского супероэтноса, кроме славян и финно-угорских племен, входили кочевые народы – печенеги, половцы, затем монголы, которые ни в какой мере не были втянуты в орбиту не только античной, но и какой-либо другой цивилизации.

Культура Киевской Руси иерархична, что характерно для средневекового типа культуры. Одной из субкультур Киевской Руси была субкультура воинства. Уже с VII века профессиональные воины жили отдельно от других членов племени в специальных укрепленных лагерях. С 12-летнего возраста дети – будущие дружинники жили в специальных домах – «гридницах», где проходили военную подготовку. Народная культура включала в себя прежде всего субкультуру земледельцев-крестьян, картина мира которых базировалась на еще во многом языческих верованиях, что закреплялось в различных жанрах фольклора. В городах формировалась субкультура ремесленного посада. При этом условия формирования городов в Западной Европе и на Руси были различны: города – коммуны в Западной Европе развивались в результате сложного процесса формирования феодализма, то Новгород и другие города Руси существовали в условиях отсутствия феодализма. В XI-XII веках на Руси появление городов – государств происходило в условиях, когда древнерусское общество переживало переходный период от доклассового строя к классовому. Если в западноевропейских городах устанавливалось бюргерское самоуправление, торгово-промышленная буржуазия завоевала свою свободу в упорной борьбе против сеньоров, то в Новгороде сложилась не бюргерская, а боярская республика. В отличие от городов Западной Европы, в который будут формироваться цеховые корпорации и гильдии купцов, со временем выросшие в самостоятельную силу, с которой вынуждены были считаться и феодалы, светские и духовные и королевская власть, русские города будут находиться под властью феодалов. О чем, в частности свидетельствует расположение замков феодалов в Европе на возвышенном и укрепленном месте вне городских стен и расположение замков – Крома в Пскове, Детинца в Новгороде, Кремля в Москве как центра городской застройки.

Становление культуры Киевской Руси происходило под влиянием принятия христианства по византийскому образцу, что определило особое значение византийского культурного влияния в период, когда закладывались духовные основы национальной культурной традиции.

Русь переняла у Византии не только религию, с принятием христианства русская культура преодолела локальную ограниченность и приобрела универсальные измерения. В XI-XII веках знакомство с византийской культурой проходило в связи с принятием христианства из Византии на Русь приходит иконопись и храмовое зодчество из камня. Русская культура использует иконографический канон, сложившийся в Византии, а также технику изготовления икон, из Византии приходит крестово-купольный тип храма. Россия переняла из Византии утонченное философствования с присущим ему спиритуализмом и каноничностью форм.

Начало процессу приобщения Руси через посредство Византии с культурой Ближнего Востока, латинского Запада, эллинизма положила деятельность Кирилла и Мефодия. На Руси появились религиозно-философские трактаты Иоана Лествичника, Дионисия Ареопагита, Симеона Нового Богослова, Исаака Сирина, Григория Синаита, Иоана Дамаскина. Благодаря контактам с Византией на Руси стали известны самые передовые по тому времени знания из области астрономии и географии, механики и математики, биологии и медицины. Под влиянием византизма сформировался такой тип личности, исключительно приспособленным к условиям России, в том числе к ее природно-климатическим особенностям. Характерными чертами такого типа личности являются душевная твердость, готовность до конца нести свой тяжкий крест перед лицом испытаний.


С момента принятия христианства новое мировоззрение вступило в сложное взаимодействие с языческой культурой, порождая феномен двоеверия. Мифопоэтическая традиция долго сохранялась и передавалась в устных формах народной культуры, проникая и в жанры церковной литературы. Наличие пережитков язычества характерно и для народной культуры Западной Европы. Но в европейских странах запись и литературная обработка языческого эпоса была завершена к XIII веку, тем самым фольклорная традиция стала основой литературной, в культуре Древней Руси космогонический и героический эпос не был записан в рассматриваемый период, а потому и не вступил во взаимодействие с книжной традицией. Отличным западно-европейской культурной традиции было и усвоение и собственной древности. В развитии культуры Руси сыграла позитивную роль межъязыковая межславянская языковая общность. В Европе языком культуры, образования и науки на протяжении всего средневековья была латынь, но уже с XII века стала появляться литература на национальных языках. В Русской культуре с течением времени все более усиливалось расхождение между устной речью и нормами церковнославянского языка, что привело к дуальности русской культуры, наличию в ней двух языковых миров – старославянской церковной книжности и древнерусской словесности. Перевод богослужебных текстов на разговорный язык был осуществлен только в XVII веке, а создание литературного языка на основе разговорной речи завершено было в русской культуре только в XIX веке. Рядом с общепризнанным авторитетом письменного слова (Священного Писания, летописного повествования, жития святых), пиететом по отношению к «княжому» и «цареву» слову в древнерусской культуре бытовало не менее авторитетное неофициальное и оппозиционное «низовое» слово, включая скоморошьи шутки, пророческие иносказания и «темные» намеки древнерусских юродивых. Устная речь не подчинялась никаким правилам, стихийно отрицала официальные каноны и догмы. Сюжеты и образы русского фольклора не дали русской культуре ни героических поэм, подобных гомеровским «Илиаде» и «Одиссее», ни произведений, похожих на западноевропейский средневековый роман или поэтические переложения романского или германского фольклора. Письменное слово древнерусской литературы и устное слово русского фольклора жили в разных смысловых плоскостях, в разных художественно-культурных мирах Древней Руси, вненаходимых по отношению друг к другу, - считает И. В. Кондаков. Некоторые важные составляющие культуры западного Средневековья в русской культуре допетровских времен полностью или почти полностью

стр. 170

отсутствовали. К ним относится, в частности, традиция куртуазной любви, так называемая Hohe Minne, обусловившая также определенные черты западной религиозности, которые были воспеты нашим Пушкиным в балладе про Бедного Рыцаря, но остались еще более чужды набожности русского народа, чем кодекс рыцарства - его быту. Для русского народа Богородица не может быть предметом даже самой одухотворенной и аскетически очищенной влюбленности, она - Матерь, и только Матерь (характерно, что Ее наиболее нормальное обозначение в русском узусе - не "Дева Мария", но именно "Богородица")[116].


Процесс приобщения к византийской, а через нее и к античной культурной традиции не был непрерывными. Контакты с Византией продолжались активно развиваться вплоть до падения Константинополя в 1453 г. В Европе в XIII веке оформилась и получила признание церкви идея чистилища, разрушавшая резкую и непреодолимую грань между греховностью и полной праведностью человека, между миром абсолютного добра и зла выделялась промежуточная третья зона – жизнь обыкновенных людей, мир повседневности, имеющий свою позитивность и смысл. В православной церкви идея чистилища не была принята. Считалось, что только финальный общий для всех людей Страшный суд разведет окончательно праведников и грешников. История рассматривалась под знаком конца, грядущего Апокалипсиса, породив чаяние прихода Спасителя и установления тысячелетнего царствия Божия на Земле, Такое мировидение называется хилиазмом. Идея победы и установления царства Божия на земле, глухо звучавшая в культуре католического Запада, в русской культуре приобрела необыкновенную силу и обесценила «просто жизнь». Особенностью русского мировидения стала, как показал Топоров, сакральность или даже гиперсакральность, что проявилось в стремлении все освятить и тем самым вырвать из-под власти злого начала, при том, что примириться с меньшим нельзя. В отечественном мировидении оформляется универсальная сверхцель, самое заветное желание и самая глубокая мечта и надежда – святое царство на земле и для человека. Сильной было упование на то, что это святое состояние может быть предельно приближено в пространстве и времени. Центральные категории русской жизни святость, царство и земство в культуре России различаются только степень святости. Свято не только «священство», но и «царство» и даже «земство. Подобная пансакральность по сути дела снимает оппозицию Неба и Земли, божественного и человеческого, святого и профанического. Все, что не свято или сакрализуется с трудом и без уверенности в успехе, кажется не заслуживающим внимания. Отсюда и присущее русским людям невнимание к прозе жизни, злобе дня.

Жизнь как она есть, мир повседневности лишен смысла для сознания, обращенного к вечности, к спасению, общему для всех ему уготованных. Народное сознание рассматривало и государство и цивилизацию с ее законами, системой властных структур как преходящее зло. Идеал Града Китежа, Святой земли, Беловодья с их волюшкой, жизнью по Правде был постоянно воспроизводим, ретранслирован народной культурой на протяжении всей истории культуры России. Русская духовность делит мир не на три, а на два – удел света и удел мрака. Божье и антихристово подходят друг к другу вплотную, без всякой буферной территории между ними. Носитель власти стоит точно на границе обоих царств. Власть самодержавная – нечто, находящееся либо выше человеческого мира, либо ниже его[117].


Русская святость, будучи православной, имея много общего с византийской святостью, эмоционально иначе окрашена, контрасты «кроткого» и «грозного» выступают в ней с потрясающей обнаженностью и непосредственностью. Для русской традиции очень характерно почитание умученных, обиженных, попавших в беду детей. Кротость как кротость: тише воды, ниже травы. «Братия моя милая и любимая» - так называет своих убийц Борис. Преподобный Серафим, повстречавшись с разбойниками, кладет на землю топор и с поклоном подставляет себя под удары, которые изувечат его на всю жизнь. Русский вариант жестокости – «крутой». Крут был преподобный Иосиф Волоцкий.

Исследователи отмечают обрядоверие как черту национальной православной религиозности. Не проблемы мировоззренческие, не догматы и их понимание, а ритуал, порядок церковной службы стал главным в русской православной церкви.

2.2. Культура Руси и Золотой Орды: взаимодействие и взаимовлияние

К началу монголо-татарского ига Русь уже была огромным по свом размерам государством, распростершимся от Печоры до Прута и от Балтийского моря до Волги и верховьев Дона. С этой огромностью территории власть не могла справиться. Подавляющая часть этой территории была покрыта часто почти непроходимыми лесами, что затрудняло исполнение фискальных и коммуникативных функций. Населенеи Руси было редким и этнически, культурно неоднородным: огромные пространства на востоке и севере Руси занимали народы финно-угорского, самодийского и тюркского происхождения Северный океан и кочевники Великой степи исключали констрктивные контакты ли делали их крайне затрудниетльными. Волжский путь на юго-восток был опасен,связи с западом неблагоприятственнми. Русь находилась в значительном отдалении от великих путей мировой торговли, а внутри страны наиболее надежные торговые пути – реки ежегодно выбывали ихз строя на треть года и более.

Бедные почвы при общем обилии земель предопределили экстенсивный и непомерно расточительный тип земледелия с низким агрокультурным уровнем, выенуждавшим продвигаться все далее на восток и, в конце концов, дойти до Тихого океана.

«Когда инерция пространства (а оно всегда инерционно, во всяком случае в этот отношении оно несопоставимо со временем) заражала челвоека, он являл собой весьма характерный тип «непрофессионала» и/ или «лентяя», для которого и простраства и времени всегда много, потому что в этом простарнстве и в этом времени или ничего не делается, или делается кое-как, и эти н езаполненные делом, тем более обязательынм, связывающим человека чувством долга, пространство и время перестают члениться, утрачивают свой смысл, свой состав, свою цель, и «многое» время как бы атрофируются, отмирают изымаются из жизни..»[118]

Монгольское завоевание стало своеобразным рубежом в развитии культуры Древней Руси. Русь была в какой-то мере подготовлена к контактам со степняками почти двумя веками сосуществования и взаимодействия с кочевниками-кыпчаками. Татаро-монгольское завоевание в 1237-1240 гг. включило Русь в необъятное государство потомков Чингисхана, объединившее 4/6 Старого Света, а после его скорого распада - в Золотую Орду. Русские исследователи неоднозначно оценивали результаты монгольского завоевания. Н. С. Трубецкой считал, что Московское государство возникло благодаря татарскому игу, Гумилев весь период 1200-1380 гг. определяет как время возникновения нового этноса - русских - на основе слияния славян, татар, литовцев, финно-угорских народов.

С одной стороны, завоевание привело к ослаблению контактов с Западом и Византией. Удар, нанесенный монголами по городам Руси, привел к их ослаблению. С другой стороны шел интенсивный обмен культурными ценностями и караванная торговля между разными уголками Монгольской державы - от Руси и Ближнего Востока до Китая и Юго-Восточной Азии. Между уделами бескрайней Монгольской державы шел непрерывный обмен подданными: к ханам Золотой Орды, а от них - в Китай, Бирму и на Яву отправлялись добровольцы, навербованные баскаками (т.е. сборщиками дани) из русичей, не поладивших со своими князьями или церковью. Почти все выходцы из Орды были отличными всадниками и воинами - баатурами (отсюда возникло и русское слово "богатырь"). "Для князей и церкви, - пишет Гумилев, - такие специалисты военного дела были находкой. Их принимали с распростертыми объятиями, женили на боярышнях и сразу же давали назначение в войска". В. О. Ключевский указывает на приток в Москву уже в XIII в. знатных людей татарского юго-востока, из Крыма и даже Золотой Орды . В дальнейшем этот приток усилился. Сам Иван Грозный со стороны матери вел род от князей Глинских, по происхождению - потомков золотоордынского правителя Мамая, бежавших в Литву в XIV в. Татарские корни имели графы Апраксины и Барановы, Толстые и Растопчины, Уваровы и Шереметьевы, князья Горчаковы и Шаховские, поэт Державин и писатель Карамзин, Булгаков, Тургенев, Чаадаев. Княжеские фамилии татарского происхождения количественно превосходили фамилии русские. В XVII в. около 17-20% русской знати составляли потомки выходцев из верхушки ордынских феодалов. В ряде губерний России из крещеных татар составилось к XVIII в. большинство местных дворян.

Великая степь до Золотой Орды не знала городов. Климат степей Евразии суров и плохо приспособлен не только для земледелия, но и для жизни людей. Степь отличается сезонной и суточной контрастностью температур с сильным перегревом земли летом и резким остыванием зимой, большим суточным перепадом дневных и ночных температур. Практически вся выпадающая атмосферная влага (80%) в степи приходится на летние месяцы, причем крайне неравномерно: в июне-июле от Молдавии до Дона - засуха.

Чингисхан передал часть созданной им империи в управление потомкам его старшего сына Джучи.Улус Джучи стал Золотой Ордой. Территория Орды, включала автономные полугосударственные образования от Карпат на западе до Алтая на востоке и от Белого моря на севере до Черного моря и Приаралья на юге. Культура Золотой Орды существовала по принципу: порядок ради торговли. Торговые пути были безопасны, хорошо организованы, дешевы. На перекрестках дорог были созданы станции обслуживания путешественников- ямы и росли населенные пункты, из которых за 60 лет в степи возникло более ста городов. Города Золотой Орды шли вдоль транспортных торговых путей - Города имели восточный облик. Их особенностью было то, что зимой население города значительно увеличивалось за счет юрт, поставленных на окраинах, летом сокращалось за счет ухода населения в кочевья. В городах имелся центр и промышленные районы, располагавшиеся вне его, но не было обычных для восточного города цитадели, крепостной стены, торгово-промышленного предместья. Своеобразие городов Золотой Орды было и в том, что они не имели стен, отсутствие которых позволяло иметь широкие улицы и кварталы усадебного типа, Дома богатых, и бедных жителей были окружены садами. Степные города обслуживали скотоводческую периферию, частично ближайшую земледельческую округу, а также магистральные торговые пути. Этим определялось наличие в каждом городе от одного до нескольких караван-сараев, которые играли роль не гостиниц, трактиров и бирж. В золотоордынских городах действовал водопровод, системы городских бассейнов и фонтанов для снабжения населения водой, были проложены канализационные стоки из деревянных труб.

Лев Гумилев указывал на особое положение Руси внутри Орды. Московские князья, оставаясь формально вассалами хана, правили своей "отчиной" как частью "царева улуса", т.е. Золотой Орды. Для борьбы со степными кочевниками, а потом и с наследниками Золотой Орды, Русь использовала такой самобытный институт, как казачество. Слово "казак" у тюрок и монголов означало "свободный воин" или "вольный человек". Казаки вели свое происхождение в основном от оборонявших еще Киевскую Русь конных отрядов торков, касогов (осетин) и черкесов. В эпоху Золотой Орды они стали ее пограничными стражами (казыхами), в ряды которых влилось множество кыпчаков и бродников (русских жителей степей Дона). Эту "Ордынскую Русь возглавляли ата-темены (т.е. отцы тьмы - десяти тыс. воинов), от которых и пошло потом название "атаманы". Постоянное пополнение беженцами из Руси и тяга к ней многих степняков определили издавна распространение среди казаков русского языка и православия. В то же время воинские звания (например, есаул), особенности одежды, внешнего вида и боевого строя вплоть до XX в. напоминали об их степных корнях. Наличие среди казаков целых групп ногайского, чеченского, осетинского происхождения наложило отпечаток на домашний быт, оружие, одежду, обычаи, фольклор и даже язык многих фракций казачества.

Ордынское правление оставило много несмываемых следов в русской жизни, которые сохранялись и после ее освобождения. Разорение большинства городов Руси во время монгольского завоевания повлекло упадок национальных ремесел и торговли вследствие гибели значительной части горожан или переезда (в том числе по принуждению) многих мастеров в Орду. Русские ремесла стали возрождаться лишь в XV в., но уже под влиянием почти 200 лет господствовавших ордынских образцов. Русское купечество возродилось в основном в XIV в., на первых порах в качестве младшего партнера мусульманских купцов Сарая, Астрахани и Сурожа (Судака) в Крыму. Исключение составил лишь Новгород Великий, избежавший разорения и сохранивший купечество домонгольского периода, успешно продолжавшее торговлю с Западной Европой.

В Золотой Орде установилась непривычная для европейской и ближневосточной цивилизаций того времени веротерпимость. Государство гарантировало защиту от любых преследований, оскорблений из-за конфессиональной принадлежности. Священнослужители всех конфессий были освобождены от налогов. Поэтому после нашествия Бату-хана в 1237-1240 гг. православная церковь была освобождена от всякого вмешательства в ее дела светских властей, ввиду чего смогла привлечь к себе больше крестьян, тем самым освобождавшихся и от княжеских податей, и от службы в ханских войсках. Церковь и монастыри богатели, росли их авторитет и притягательность. Именно в этот период была завершена христианизация Восточной Руси. За первый век господства Орды на Руси было основано 30 монастырей, за следующий - в пять раз больше. Митрополиты и другие высшие лица церкви стали арбитрами в спорах между князьями, идеологами сплочения верующих на основе духовных и нравственных ценностей укреплявшегося православия. Все это сопровождалось не только расцветом церковного искусства, особенно живописи и архитектуры, но и религиозного проповедничества, летописания, духовной и светской литературы. Северо-Восточная Русь, затем Московское государство будет ориентироваться на союз с Ордой и противостояние Западу. Наследием Орды станет для России XVI–XVII веков политическая и административная система, военные технологии.

2.3. Проблема Предвозрождения в культуре России

Согласно концепции Д. С. Лихачева в конце XIV века и начале XV века на Руси проявились ренессансные явления, которые впоследствии не получили развития. В XIV веке одновременно шло интенсивное сложение элементов национальных культур по всей Европе, усиливалось национальное самосознание. Во Франции - это время Жанны д Арк, призывы в литературе к единству французов, к прекращению феодальных распрей; оформляется среднефранцузский язык. В Италии на рубеже XIII-XIV вв. образуется общеитальянский язык. Призывы к объединению Италии звучат в произведениях Данте и Петрарки. Патриотическое чувство итальянцев, видевших в римлянах своих предков, - один из самых мощных стимулов возрождения классической ревности в Италии. В Англии к концу XIII - началу XIV в. относится слияние англосаксов и норманнов в одну английскую национальность. В конце XIII – начале XIV создается общенемецкий язык. XV в. – век гуситских войн и национального подъема в Чехии.

В России в XIV–XV вв. формируются основы единой национальной культуры. Крепнет единство русского языка. Русская литература этого времени подчинена теме государственного строительства. Русская архитектура все сильнее выражает национальное своеобразие, - пишет Д. С. Лихачев. Русское Предвозрождение возникает благодаря подъему экономики, развитию городов и ремесел, благодаря политическому подъему, связанному с успехом борьбы с чужеземным игом и начавшимся объединением Руси. Крепнет единство русского языка. Русская литература подчинена теме государственного строительства. Русская архитектура все сильнее выражает национальное своеобразие[119]

Падения Константинополя, разрыв культурных связей с Византией, подчинение Москвой городов – государств Новгорода и Пскова, ускоренный рост централизованного государства не смогли в корне убить ренессансные явления. В XVII веке после необузданных притеснений и государственного вмешательства в литературное творчество, эти реннесансные явления вдруг получают позднее развитие и смешиваются в конце века явлениями барокко, шедшими с Запада. Ренессанс вступает в свои права, но его развитие идет не совсем нормально, как у всякого опаздывающего явления. Явления Предвозрождения были подготовлены в городах – коммунах - Новгороде и Пскове. Появление городских ересей, развитие религиозного индивидуального сознания.

Д. Лихачев полагал, что на Руси в конце XIV и начале XV века проявились ренессансные явления, но они "не получили в дальнейшем должного развития". Падение Константинополя, разрыв культурных связей с Византией, подчинение Москвой городов-государств Новгорода и Пскова, ускоренный рост централизованного государства при недостаточном социально-экономическом развитии Руси не смогли в корне убить ренессансные явления, и развитие их только задержалось, появление многих из них было отсрочено, перешло в новое состояние. В XVII столетии, - пишет Лихачев, - после века необузданных притеснений и государственного вмешательства в литературное творчество, эти ренессансные явления вдруг получают позднее развитие и смешиваются в конце века с явлениями барокко, шедшими с Запада. Ренессанс вступает в свои права, но его развертывание идет не совсем нормально, как у всякого опаздывающего явления. Запоздалое цветение Ренессанса и создало ту пеструю картину, которую являет собой русская литература XVII века" Во "Введении" к I тому "Истории русской литературы" Лихачев отмечает, что "на протяжении XVI-XVII, а отчасти XVIII века, в России постоянно дают себя знать отдельные возрожденческие явления: развитие индивидуального начала в творчестве, постепенное освобождение личности из-под власти средневековой корпоративности, - но единой эпохи Возрождения в России не было. Было "замедленное Возрождение", ибо без возрожденческих явлений не может совершиться переход от средневековья к новому времени".

Социально и экономически Предвозрождение было подготовлено на Руси по преимуществу в городах-коммунах - Новгороде и Пскове, - писал Лихачев. Ступенью к более реалистическому изображению действительности, являлись в живописи и абстрактный психологизм, и внесение в нее сильного движения, изображение персонажей в сильных поворотах. Ступенью к светскому началу - появление городских ересей, развитие индивидуального религиозного сознания, требовавшего уединенной молитвы, удаления от людей. Однако русское Предвозрождение не дало Возрождения.

2.4. Культура России XVI-XVII вв.

Подъем Москвы точно совпал с падением Константинополя в 1453 году. Московское царство сразу оказалось единственным в мире православным государством. После освобождения от монгольского ига при Иоанне III и победоносных походов Иоанна IV на татар, после завоевания Казанского и Астраханского ханств Русь все более становится ареалом евразийским. При Иване Грозном русская территория расширилась на Восток до Иртыша.

От Византии Россия унаследовала монархический строй. После падения Константинополя, освобождения Руси от монголо-татарского порабощения и с усилением Московского государства при Иване Грозном оформилась идея "Москва - Третий Рим", выраженная псковским старцем Филофеем в его посланиях великому князю Василию III и царю Ивану Грозному. Византия рассматривала себя правопреемницей и истинной наследницей погибшей Римской империи, Константинополь греки называли "вторым Римом", центром православного христианства. После падения Константинополя Москва должна была стать центром православного мира - "третьим Римом". Россия объявлялась наследницей византийской империи и продолжательницей ее исторической миссии хранительницы православной веры; защитницей православия от западного христианства (католицизма и протестантизма).

В России никогда не существовало дихотомии церкви и государства, и православная церковь была интегрирована в авторитарную систему власти, став идеологическим рупором самодержавия. П. Флоренский утверждал, что по условиям образования восточной церкви, понятие царя получило в ней значение священное и тесно слитое с понятием "церковь". Божественный римский цезарь, приобретший все свойства восточного деспота, сделался главным покровителем христианской церкви, и проповедником христианских начал в государственную жизнь. Такое положение тесно связало идею царя с идеей православия. Церковь стала немыслима без царя. Русский философ, проповедник "византинизма" К. Леонтьев писал о том, что византизм в государстве значит - самодержавие. В религии значит христианство с определенными чертами, отличающими его от западных церквей, от ересей и расколов. Византийский идеал не имеет того высокого и во многих случаях крайне преувеличенного понятия о земной жизни личности человеческой, которое внесено в историю германским феодализмом. верил не в Россию и не в русский народ, а в византийские начала, церковные и государственные. Леонтьев понимал, что народ, проживший в вековом холопстве и освобожденный недавно от крепостничества царской реформой, но так и не получивший свободу в западном смысле слова, не мог сразу обрести, не "созрев", новую мораль; для этого необходимо было избавиться, прежде всего, от вековых предубеждений и традиций "византинизма".

Н. Бердяев считал, что Россия во всем своем своеобразии и величии держится византийским православием и самодержавием, объективными церковными и государственными идеями. Эти начала организовали Россию в великий и своеобразный мир - мир Востока, противоположный Западу.

Византинизм выступал против любых форм демократических изменений в российском обществе. Западные понятия свободной личности, индивидуализма и демократии оставались для подавляющего большинства российского общества чуждыми, вредными, опасными.

Флоренский усматривал корни российского культурно-исторического бытия в византинизме, который явился среди русских славян огромной силой, так как он поддерживался властью; был силой организованной, несущий с собой науку, гражданское и церковное право, просвещение. Он явился источником, откуда русский народ пил веками, почти не имея ничего другого.. Флоренский, сопоставлял православие с западным христианством - католицизмом и протестантизмом, подчеркивал его противоположность с последними.

Идея "третьего Рима" предопределила новую геополитическую самооценку России. Византийский синдром укоренил враждебность России к Западу, у которого, вдобавок, чтобы развиваться, нужно было многому поучиться и много чего перенять и заимствовать, породив тяготение к Востоку как противоположному Западу миру, следовательно, более близкому и духовно комфортному и по многим параметрам приемлемому

XVI-XVII века для России был временем «государственного устроения». Уже в XV в. различные древнерусские авторы с разных сторон обосновывали необходимость централизованного управления страной. Среди таких произведений – «Послание о Мономаховом венце» митрополиты Спиридона-Саввы (1510-е годы), «Повесть о Петре и Февронии» Ермолая - Еразма. В таких произведениях, как Сказание о Магмете-салтане» Ивана Пересветова на примере падения Византийской империи обосновывается вывод о том, «нельзя царю царство без грозы держать». Главным героем литературного повествования в XVII в. становится само государство. Царь выступает как высшее проявление святости. Впервые в истории русской культуры складывается в общенациональном масштабе феномен официальности применительно к литературе, религии, политической идеологии, морали, правовым нормам и т. д. – фактически ко всей культуре. Русская церковь, следуя установкам Константинополя, занимала враждебную позицию в отношении римско-католической церкви и к Западу в целом.

К концу XVI в. образование на Руси монолитной и монопольной официальной государственной культуры, а значит, и соответствующей идеологии, и литературы, и искусства, и морали было «уравновешено» стремительной плюрализацией общества в различных аспектах и поляризацией мировоззренческих позиций современников. Культура эпохи сопрягалась из жестких антиномий, не способных к развитию: государство и личность, официальное и оппозиционное, всеобщее и частное, центростремительное и центробежное, единомыслие и плюрализм, православие и ереси, самодержавие и самозванство, город и село, порядок и хаос. Русь вступила в «Смутное время», которое сыграло исключительно важную роль при переходе русской культуры к Новому времени, во-многом из-за драматических и катастрофических событий, потрясших древнерусское государство и подводивших его на край гибели. А. М. Панченко, исследуя культуру России накануне Петровских реформ, писал о том, что имманентные для средневековой культуры общие места составляют единый фонд русской культуры, и поэтому нети ничего странного, что некоторые средневековые сюжеты, топосы востребованы новейшей культурой. В Древней Руси поведенческая установка на повторение и подражание была общепринятой, каждый стремился повторить чей-то уже пройденный путь, сознательно играл уже сыгранную роль. Всему находились достойные примеры. В XVII. впервые на сцену русской литературы выходит персонаж, характеризующийся «живостью», «энергичностью», активными движениями и действиями, - во всем противостоящий представлениям XV- XVI вв. о «тихости» человека, покорного божественной воле. Возрожденческий критический пафос и апофеоз смеховой культуры, впервые в России обретает письменную, литературную форму, что делает эти произведения предшественниками русской сатиры XVIII в., подготавливая Новое время. Постепенное вычленение личности и ее самосознания из характерного для древнерусской культуры «хорового», коллективного начала означало наступление кризиса традиционной древнерусской культуры, не знавшей никакого плюрализма мнений, оценок, стилей, культурных форм.

Кризис средневековой культуры, подспудно назревавший в России уже почти цело столетие, разразился во второй половине XVII века целым рядом сложных противоречивых процессов и явлений в социально-политической, религиозной и общекультурной сферах. Многие из них оказались связанными с церковной реформой, проведенной в середине века царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном и последовавшим за ней внутрицерковным расколом. Среди причин, вызвавших Раскол было

- стремление духовной и светской властей к более тесным связям с другими православными народами, ориентировавшимися на греческую церковь,

- падение благочестия и нравов русского народа и самого духовенства,

- проникновение в церковь нехристианских явлений,

- борьба между церковной и царской властью за главенство в государстве,

- усиление процессов секуляризации культуры, ее ориентации на западные образцы.

В XVII в. процесс отклонения народной религиозности от ортодоксального христианства в сторону фольклорно-языческих элементов проявляется в «обрядоверии», возрастании веры в магическую силу христианского обряда. Повышается значение культа святых, который на Руси был ширмой для так и не искорененных пережитков политеизма. Иконы почитались в народе как сами святые, участилось чисто формальное отношение к богослужению как со стороны прихожан, так и со стороны клира. Примером этого является сокращение богослужения за счет «многогласия», то есть параллельного чтения различных частей текста службы несколькими священниками и дьяконами, когда всякий смысл богослужения полностью утрачивался.

В середине XVII века. в среде столичного духовенства образовался кружок ревнителей благочестия, стремящихся оздоровить церковь. В него входили архимандрит Новоспасского монастыря, затем митрополит Новгородский Никон, протопопы Иван Неронов, Аввакум, окольничий Федор Ртищев. Главой кружка стал царский духовник протопоп Стефан Вонифатьев Ревнители считали необходимым некоторую организационную перестройку церкви, укрепление в ней нравственности и благочестия, усиление авторитета духовных лиц. За долгие времена на Руси в различных землях сложились различные традиции ведения богослужения, отличались и рукописные богослужебные книги, в них накопилось множество ошибок и описок. Проблема возникла в связи с выбором образцов для правки книг. Часть ревнителей видела образец в древних греческих и русских рукописях. Царь и Никон, ставший патриархом, приняли решение взять за образец современные им греческие богослужебные книги. Исправлением книг занималась большая группа приглашенных с Украины ученых монахов. Выправленные книги размножались на Печатном дворе и рассылались по епархиям с предписанием впредь вести по ним богослужение. Многими плохо образованными представителями церкви все это было воспринято как новая вера. В богослужебный чин было внесено много изменений: двоеперстие заменили троеперстием, введенным в Византии в конце XII века, были сокращены и изменены основные богослужебные чины и в наибольшей мере литургия, скорректированы 2-й и 8-й члены Символа веры, в псалмах и молитвах изменены отдельные термины и обороты речи. Во многих слоях русского общества все это было воспринято как ересь, дело рук Сатаны или Антихриста. Реформа не была воспринята широкими кругами крестьянства, определенной части стрельцов и боярства, приходским клиром, некоторой части высшего духовенства, что привело к расколу внутри церкви. Среди лидеров раскола был Аввакум Петров, наиболее образованным среди раскольников был диакон Федор Иванов. Реформу приняли большая часть высшего духовенства, дворянской знати, интеллигенция и равнодушия к религии часть населения. Никон пытался с помощью реформы укрепить единодержавие и возвысить духовную власть над царской.

К расколу примкнули люди самой разной социальной принадлежности. Основное идеологическое кредо раскола заключалось в сохранении в неприкосновенности традиционных отечественных богослужебных обрядов, книг, икон. В среде раскольников с небывалой силой распространились эсхатологические ожидания: ожидался близкий конец света и Страшный суд. Раскол охватила волна самосожжений, которая не спадала до конца XVII в., Раскол был идейной реакцией на нововведения крайних традиционалистов и консерваторов, ориентированной на сохранение глубоко национальных форм средневековой культуры В.В. Розанов писал о том, что уже через 50 лет после того, как Аввкуум сгорел в деревянном срубе, у нас появляются в XVIII веке полные атеисты. Если католическая и протестантская церковь оставалась «с веком наравне», противопоставляя свои доктрины и свою проповедь торжествующему духу просвещения, то православие осталось в допетровской эпохе.

В конце XVII в. в правление царя Алексея Михайловича усилиями его приближенных подготавливался тот радикальный поворот в политике русского самодержавия, который осуществил Петр и который был сменой культурной доминанты – то есть культурной революцией.







Date: 2016-05-18; view: 477; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.021 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию