Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура Петербургского периода





3.1. Культура XVIII века

Россия при Петре стала империей, атрибуты которой: моноцентризм и высочайшая централизация и страны в целом, и ее институциональных частей (регионов), огосударствление пространства, практическое отсутствие или малая роль собственно провинции и преобладание периферии во всех смыслах, чрезвычайно высокая роль и внешних, и внутренних

Центром имперского пространства стал Петербург, который отличался от всех других российских городов тем, что являлся «умышленным», по выражению Ф. Достоевского, городом. «Умысел» его создателя Петра состоял в том, чтобы сделать его носителем новой просветительской модификацией русской культуры. Уникальность Петербурга в истории отечественной культуры М.С. Каган усматривает в том, что положение столицы империи обусловило разносторонность бытия, включавшего юридическую роль столицы, функцию главного российского морского порта; высокий промышленный потенциал; центр политической мысли; активную научную, учебную, художественные формы деятельности горожан. Светский характер культуры Петровского периода проявился и то, что в новой столице церкви строились в случае необходимости и не были в архитектурной среде города доминантами. На Невском проспекте были церкви разных конфессий. Лучшие европейские архитекторы, начиная с Трезини, проектировали в Петербурге не только царские дворцы, правительственные здания, но и типовые проекты массовой застройки для людей «зажиточных» и «подлых». Петербург был первым в России и одним из первых в Европе городов, где при Петре было введено ночное освещение и полицейские дежурства на улицах. Принципиально новыми феноменами, немыслимыми в рамках традиционной русской культуры, явились библиотеки и общедоступный театр, Кунсткамера и Академия наук, парки и парковая скульптура, дворцовая и усадебная архитектура и морской флот.

Петербург изначально строился как город нескольких вероисповеданий - конфессиональная толерантность стала одним из оснований нового общества; путь к повышению своего социального статуса был открыт здесь для людей любого вероисповедания.

В 1711 г. строится Летний сад, копии античных статуй превратили царский сад в музей европейской скульптуры под открытым небом. В 1713 году открыта первая в стране общедоступная библиотека. Основан Ботанический сад 1716 – 1723 по заданию Петра в Италии было куплено несколько десятков произведений скульптуры на мифологические темы, которые были выставлены в примыкавшем к Летнему дворцу царя саду, сделавшемуся открытым для горожан музеем скульптуры. В указе о создании первого музея (Кунсткамеры) говорилось: «В оную Кунсткамеру впредь всякого желающего пускать и водить, показывая и изъясняя вещи», а у входа в первую библиотеку, созданную в 1714 г. в Кикиных палатах, было вывешено объявление: «Всякому вход в оную свободен». Интегративным, или как принято говорить сейчас, системообразующим, качеством петербургской культуры, стал рационализм.

Историк русской архитектуры И. Грабарь также обращал внимание на то, что большим отличием новой столицы от старой было ограниченное количество церквей – они строились лишь в случаях крайней необходимости. В этом отразилось обмирщение культуры, связанное с общим переломом во всей жизни страны.

Реформы Петра, вырвавшие страну из средневековья и радикально сменившие ее духовную доминанту с религиозной на светскую, тем самым вывели русскую культуру на ренессансную стадию. Однако этот процесс протекал в то врем, когда Западная Европа уже изжила свое Возрождение и поднялась на уровень Просвещения. Как результат – рождение своебразного российского сплава ренессансных, доренессансных и постренессансных черт в культуре России. Ренессансные черты - нерасщепленность функциональной и эстетической сторон, стремление к единству пользы и красоты, тесная связь науки с искусством.

Ориентация на античное искусство выразилась в начале собрания античных памятников. Представители культуры сам Петр, А.Нартов, Феофан Прокопович обладали многосторонностью дарований и в этом подобны универсальному человеку культуры Возрождения, каким был в частности Леонардо да Винчи. Характерная черта культуры петровского времени – десакрализованный, светский, политизированный характер. Петр инициировал процесс взаимодействия культур, открытость миру. Космополитическая устремленность реализовывалась возложенной на Петербург миссией - быть окном в Европы. Указом 1721 года тот, кто дослужился до обер-офицерского чина, получал потомственное дворянство, что означало, что юридически закреплялось зависимость официального статуса человека от его деятельности, а не от родословной.


Под послепетровской эпохой, - писал Ю.М. Лотман, - понимается период русской культуры от начала реформ Петра Великого до смерти Пушкина. Этот период вошел в историю культуры как время разрыва со средневековой традицией и создания новой, полностью секуляризованной культуры. Содержание Петровских реформ составила секуляризация («обмирщение») культуры, разрушившая специфическую смысловую цельность древнерусской духовности, которая была религиозной и представала как система готовых эталонов и форм этикета. С изменением места религии в картине мира преобразилось и соотношение между собой других частей и компонентов культуры, ее форм и категорий. В картине мира, утверждаемой Петром, на место «красоты» ставится «польза». Первая половина XVIII века для России – эта эпоха становления нового общества и новой культуры, время глобальных изменений буквально во всех сферах жизни страны. Появляются первые представления о социальном и культурном прогрессе как поступательном движении общества вперед, его развитии и совершенствовании – от низших форм к высшим, от варварства к цивилизации.

Административные реформы Петра, воплощая в себе догоняющее развитие, модернизацию и европеизацию, выступили первыми в ряду подобных преобразований Нового времени, обнаруживая ряд устойчивых признаков, которые затем обнаруживаются в реформах других стран – Пруссии, Австро-Венгрии, Турции, Египта. Император упразднил патриаршество, не считаясь ни с какими канонами Православной церкви, к которой формально принадлежал. Он поставил во главе церковного управления гражданского чиновника. Оттесненная на периферию общественной жизни, церковь осталась в значительной степени вне ритмов культурного развития Петербургской России. Инициатором секуляризации в России было государство. Повернувшись лицом к Западу и обнаружив тяготение к западным формам жизни, Петр I сделал невозможным исповедание доктрины «Москва – Третий Рим».

Начиная с петровского царствования, в образованных слоях Росси и преобладал иной вариант национальной самоидентификации в секулярной системе координат. У русских образованных людей и в 17 и в 18 веке сохраняется ощущение русской периферийности и вторичности, неизбывного русского ученичества у Запада и подражания ему. Такое восприятие вполне уживается с представлением о наличии у России непомерных и необъятных сил и возможностей. Секулярность для русского человека очень часто означала не только широту и непредвзятость взгляда, но также беспочвенность, отсутствие устойчивого мировоззрения, непоколебимой уверенности в том, что ты за человек, каковы твои правила и принципы.

Формирование русской культуры Нового времени шло по европейскому образцу, но со своеобразными перекосами. В XVIII веке культура была безраздельно зависима от элиты правящего класса – придворных слоев и трона. Но классическая русская культура возникнет в видимой оппозиции власти. Центральным вопросом общественной мысли оказался вопрос об отношении к европейской цивилизации, ее ценностям, возможности и невозможности их заимствования и пересаживания на национальную почву. Западничество впервые четко выступило в период реформ Петра, который прямо ставил задачу догнать Запад, во время преобразования Екатерины II, когда дворянство, освобожденное от обязательной службы, обратилось к западному образу жизни и идеям просветительской философии, затем при Александре I и Александре II.


Первая особенность культуры Петербурга - ее десакрализованный, светский, политизированный характер.

Осмысляя деятельность Петра, Гоголь писал, что в результате введенного царем в России нового гражданского строения народ пробудился затем, чтобы с помощью европейского света рассмотреть поглубже самого себя, а не копировать Европу.

Условием успешной деятельности этого выламывающегося из рамок традиционной средневековой культуры человека была образованность, просвещенность. XVIII век в России стал временем Просвещения, рационализма, воинствующей антицерковности. Создание секуляризированной культуры самими ее создателями расценивалось в традиционных формах как новое крещение Руси. Слова «просветитель» и «Просвещение» совпали с церковнославянскими, имевшими традиционное значение апостольской деятельности по просвещению язычников. Просвещение по своей сути – рационалистический тип культуры, историческая роль Просвещения определялась культом Разума, противоположного религиозному культу. Просвещение в России распространялось сверху, первыми просветителями были «птенцы гнезда Петрова», и лишь в конце правления Екатерины II самодержавие начинает преследовать «вольнодумцев». Главными действующими лицами были за редким исключением дворяне, они же создавали атмосферу заинтересованности в передовых идеях, и эта атмосфера питала попытки самостоятельного творчества. В век русского Просвещения русскому классицизму принадлежала централизующая, «имперская» роль: дисциплина, отказ от центробежных и произвольных тяготений лиц, местных и провинциальных стремлений и традиционных групп общества во имя национально-государственного единства и единообразия принимал формы преклонения перед общим и абстрактным, логическим и надчеловеческим законом государства.

Петербургское Просвещение было не заемным, чужеродным «русскости» и несовместимым с ней явлением, а национально-специфической модификацией нового исторического типа европейской цивилизации. Особенность этой модификации определялось и тем, что в России не было длительной – четырехвековой – переходной эпохи, которая в Западной Европе осуществила движение от средневекового спиритуализма к рационалистическому Просвещению; и тем, что Просвещение вырастало в России на своеобразной духовной почве, выработанной веками господства православной, а не католической и протестантской, культуры; и тем, что Просвещение осуществлялось в Росси не оппозиционными силами, а инициативой государей, становясь своего рода государственной политикой; и тем, что в России дистанция между городом и деревней была неизмеримо большей, чем в других европейских странах.


Реализация программы Просвещения, осуществлявшаяся в Петербурге под прямым руководством, а во многом и по инициативе продолжательницы дела Петра Екатерины Великой, имела несколько направлений. Основным была организация широкой системы образования, развитие издательского и библиотечного дела, научной мысли и художественного творчества. Созданная Академия наук уделала проблемам языкознания.. совершенствование русского языка, которое позволило бы ему адекватно выражать формировавшийся новый комплекс идей – и в научно-теоретической, и в художественно-образной формах. Этой потребности ответило издание шеститомного Толкового словаря русского языка – первого в истории нашей культуры. В 1783 году было открыто Главное народное училище, призванное готовить учителей для всей страны, впоследствии из него вырос Главный педагогический институт. В Петербурге родилась и продолжала энергично развиваться отечественная журналистика. В 1771 г. в Петербурге стали появляться частные издательства. В 1796 году частные издательства были упразднены, а цензура усилена. В XVIII веке в Петербурге работали 33 типографии. При Екатерине три спектакля в неделю давал русский театр, два – французский, один – немецкий. С конце 1740-х годов в Петербурге начинаются гастрольные концерты иностранных музыкантов, возникает национальная композиторская школа. В 1758 году была создана Академия трех знатнейших искусств, ставшая проводником классицизма в искусстве. В век русского Просвещения литература претендовала то на функцию посредника между властью и обществом, то на роль оппонента власти.

3.2. Субкультуры императорской России

Всякая культура многослойна. Культура русского крестьянства тоже не едина внутри себя: культура олонецкого крестьянина и донского казака, крестьянина православного и крестьянина старообрядца; резко обособленный быт и своеобразная культура русского духовенства (опять-таки с глубокими отличиями быта белого и черного духовенства, иерархов и низовых сельских священников). И купец, и городской житель (мещанин) имели свой уклад жизни, свой круг чтения, свои жизненные обряды, формы досуга, одежд»,- писал М. Лотман.

Бюрократическая субкультура

Макс Вебер разработал учение о типах политического господства. Для традиционного типа, каким и был он в России допетровского времени, характерно комплектование правящей верхушки по родовитости и знатности, отсутствие четкого разграничения властных полномочий. Для бюрократического типа управления характерно комплектование слоя управленцев по деловым качествам и компетенции, четкое разграничение полномочий. Слой бюрократии стал формироваться в России в петровскую эпоху. Однако место и роль бюрократической субкультуры в России оказалось иным, чем в странах Западной Европы. Реформы Петра не затронули традиционной по свей сути культуры большинства российского общества. Бюрократия как рационально организованный слой неизбежно вступает в конфликт с традиционным обществом. Уникальный характер и высокая престижность гражданской службы в России вызывалась: во-первых, тем, что правительство, и те, кто выступает от его имени, располагали практически неограниченной властью силой принуждения, а потому внушали населению большой страх и уважение, во-вторых, административный служащий сам, как правило, является выходцем из высокой социально-экономической группы, в-третьих, среди почти поголовно неграмотного населения любой, даже самый низший чиновник часто оказывается единственно грамотным человеком. В России петровского и послепетровского времени правящий класс и бюрократия в значительной степени состояли из иностранцев, представителей другой веры, иной культурной традиции, языка, нежели коренное население. Это приводило к образованию пропасти между ними, что имело следствием высокую степень концентрации власти в руках монолитной и сравнительно узкой социальной верхушки, а с другой – ограниченный характер средств ее воздействия на общество. Бюрократию в русском народе ненавидели и боялись. Русская литература послепетровского периода, как показали исследования М. Ю. Лотмана, не дали ни одного положительного образа бюрократа.

Дворянская субкультура императорской России

Реформы Петра I привели к оформлению единого сословия –«шляхетства». Во время правления Елизаветы дворянство получило ряд важных политических прав, замкнулось как сословие. Наделение дворянства землей в 1731 году и монопольным правом на владение крепостными по Указу 1746 года способствовало единению дворянских интересов. Помещик стал обязан снабжать своих крестьян в голодные годы зерном для посева, кормить в голодные годы и следить за их поведением в общественных местах. Манифест 1762 года, освободивший дворян от обязательной службы, способствовал их оттоку из столиц в провинцию. Это способствовало тому, что дворянская культура стала широко распространяться в родовых «дворянских гнездах». Правительство стало обращать внимание на образование дворян, их участие в светской жизни, этикетное поведение. В петровское и послепетровское время российское дворянство стало учиться иностранным - чужим - языкам, что было принципиально новым (до XVII в. иностранные языки, за редкими исключениями, знали лишь переводчики Посольского приказа, для которых это было профессиональной необходимостью). Причем обучение языкам имело целью не только и не столько общение с иностранцами, сколько общение между собой: свои должны понимать своих, а вот чужие, хоть и близкие по роду-племени, наоборот, отсекаются "своим" сословным языком от понимания.

Французский язык становится основным средством коммуникации дворянского сословия. Одежда, нравы дворян также стали отличны от общерусских. Языковое отчуждение господствующего сословия имело две формы - прямое обучение иностранным языкам и интервенция иностранных лексем, а также, в меньшей степени, грамматических норм, по отношению к собственно русскому языку. Начиная с петровского времени, дворянство и близкие к нему группы начинают говорить или на немецком (французском) языке, или на своеобразном волапюке, где русские слова перемешаны с фонетическими кальками, транскрипциями романо-германских слов и выражений. Истоки этого явления восходят к петровской "компании", где иностранцы писали латинскими буквами по-русски, а русские - русскими буквами по-немецки. Вскоре и более широкие круги придворных, военных и государственных деятелей начинают пользоваться неким суррогатом сословного языка, Такова "История" князя Б. Куракина, включающая следующий текст: "в отбытие князя Василия Голицына с полками на Крым, Федор Щегловитой весьма в амуре при царевне Софье профитовал, и уже в тех плезирах ночных был в большей конфиденции при ней, нежели князь Голицын". По словам П. Милюкова, "новой культуре суждено было положить ту резкую грань между "благородством" и "подлостью", которая послужила основой и санкцией дворянского сословного самосознания. Другими словами, вскоре после своего водворения на Руси новая культура становится социальным признаком привилегированного сословия".

Но, становясь европейцем при дворе, русский дворянин сохранял в быту и семье поведенческие стереотипы допетровского домостроя. Однако и государственно-служебная, и частная жизнь дворянина были тотально отчуждены от жизни людей иных сословий. Дворянин не только говорил на другом, "чужом" языке; он был иначе, по-чужому одет, иначе передвигался (выезд определялся чином), иначе общался; он занимался деятельностью, чужой и малопонятной для остального народа, он думал о другом и по-другому - он жил в ином мире, новом и чужом для всех недворян. М. Ю. Лотман писал, что русский дворянин в Петровскую и послепетровскую эпоху оказался у себя на родине в положении иностранца. Чужое, иностранное приобретает характер нормы. Правильно вести себя - это вести себя по-иностранному, т.е. некоторым искусственным образом, в соответствии с нормами чужой жизни. Российское дворянство превращалось в часть общеевропейского дворянского мира, и культура российского дворянства оказывалась частью общеевропейской дворянской культуры. Контакт с западноевропейским политическим социумом теряет спорадичность и обретает постоянство - обмен посольствами перерастает в обмен людьми и социальными группами. Петр I сам неоднократно посещает европейские страны - первым из русских царей; поездки на учебу в Европу становятся обычной практикой русского дворянства; в то же время иностранцы, поступая на царскую службу, тысячами переселяются в Россию. Петербург изначально строился как город нескольких вероисповеданий - конфессиональная толерантность стала одним из оснований нового общества; путь к повышению своего социального статуса был открыт здесь для людей любого вероисповедания, Российское дворянство не было этнически русским - как и дворянство любого государства того времени. К началу петровского периода доля великороссов среди высших служилых чинов составляла менее одной трети: Н. Загоскин, проанализировавший происхождение 915 служилых родов, занесенных в списки Разрядного приказа в конце XVII в., установил, что 18,3% из них относились к Рюриковичам, 24,3% были литовского или польского происхождения, 25% происходили из других стран Западной Европы.

В 30-60-х годах восемнадцатого века отечественная художественная культура развивается в русле нового идейно-эстетического направления, определяемого в литературе как стиль барокко. Критерием красоты этого стиля становятся богатство, пышность и блеск. В. Ключевский справедливо замечал, что елизаветинское великосветское общество презирало все русское. Дворянство всеми силами расширяло как правовую, так и культурно-бытовую пропасть между "благородством" и "подлостью". "Администратор", "трактовавший" "акты" в "канцелярии", был новым человеком, занимавшимся новым делом в новом месте; и этот человек, естественно, был "чужим" для представителей других слоев общества; и его отношения к последним сводились к отношениям господства. Чем ближе стоял дворянин к средоточию власти, чем выше был его чиновно-сословный статус, тем более отчуждался он от подчиненного населения, тем большим "иностранцем" становился.

Православная церковь традиционно запрещала браки с иноверцами, петровское же государство разрешило их. В 1721 г. Синод дал официальное разрешение на брак православных с иноверцами (только дети от этих браков должны были быть крещены в православную веру). Церковь подчинялась дворянскому государству - дворянство усваивало секуляризованную европейскую культуру, с ее помощью противопоставляя себя простонародью с его традиционной этноконфессиональной русско-православной культурой. Для благородного сословия нормой становилось "светское житие", достижение высоких чинов на государственной службе.

В среде духовной элиты России XVIII в. стало развиваться идеологическое и литературное инакомыслие. Начиная с 40-х годов XVIII в. аристократическая усадьба превращается в парадную репрезентативную резиденцию с постройками дворцового типа, окруженную регулярными садами, каналами. Деревьям и кустарникам регулярного сада придавали изощренные формы. В 70-е гг. в культуре дворянской усадьбы произошли существенные изменения, связанные со становлением нового эстетического направления, русского классицизма, сменившегося к концу столетия сентиментализмом. Жизнь в среднепоместных и особенно в мелкопоместных усадьбах подчинялась сменам времен года и пестрой череде радостных и печальных событий уклада деревенской жизни.

Художественная культура дворянской усадьбы тесно связана с искусством театра. Увлечение театром в последней трети XVIII в. затронуло всю Европу. В России насчитывалось 173 крепостных театра. Лучшими были театры гр. Шереметва, Юсупова, гр. Воронцова. Многие владельцы крупных усадеб обладали большими библиотеками. Создавались картинные галереи европейской живописи. На протяжении первой половины XIX века во многих крупных и среднепоместных усадьбах отчетливо проявилось увлечение традициями английской культуры.

Субкультура купечества с одной стороны третировалась дворянским сословием, с другой стороны пренебрежительное отношение «интеллигентских» кругов к людям купеческого происхождения. Мещанская субкультура Жители города назывались в России городскими обывателями, постепенно под городскими обывателями стали понимать всех. Кто занимается торговлей и ремеслом. Для мещанина характерны страсть к накопительству, бережливость, ориентация на увеличение частной собственности.

3.3. Русская культура между «золотым» и «серебряным» веком

Золотым веком отечественной культуры принято называть пушкинскую эпоху. Однако, прежде чем охарактеризовать черты культуры этого периода отечественной культуры, необходимо прояснить, что есть «золотой век» в развитии культуры, поскольку данное определение применяется и по отношению к культуре Рима времени правления цезаря Августа и к культуре Испании конца XVI – начала XVII века.

Известно, что Рим находился под сильным культурным влиянием сначала этрусков, а затем греков, что проявилось практически во всех областях культуры. Испания находилась в лоне мусульманской цивилизации со времен так называемой Конкисты, то есть мусульманского завоевания Пиренейского полуострова. Культура Гранады, Кордовы являются ярчайшими образцами мусульманской средневековой культуры. Университеты Саламанки, дворец Альгамбры, мечеть Кордовы равно принадлежат культуре мусульманского мира. Только к XVI веку заканчивает Реконкиста, то есть отвоевание территории Испании. Напомним, что с начала XVIII века культура России переживает период европеизации, сопровождавшийся ломкой прежних социокультурных институтов и ускоренной модернизацией по западным образцам. В культуре античного Рима, Испании и России можно выделить этап, когда происходит отчетливое понимание того, что есть собственно своего, незаемного в культуре. Длительный период накопления духовных сил приводит к переходу культуры на новый системный уровень – уровень ее органической целостности. Поскольку культура представляет собой открытую систему, то меняется и тип ее взаимодействия с инокультурной окружающей средой. Теперь культура не только берет извне все что ей необходимо для собственного самосозидания, Она приобретает способность к саморазвитию на собственной основе, а следовательно может не только брать, но и посылать мощные энергетические импульсы в культурное пространства. Она приобретает «самость», культурную самоидентификацию, становится сама собой. Окончательно формируется национальная картина мира и нормообраз человека в ней.

Культура «золотого века», обращаясь к прошлому культуры, выделяет.акцентирует в нем то, что значимо для самопризнания, самопонимания. Прошлое культуры переосмысливается, упорядочивается, предстает как предуготовление. Культура «Золотого века» для будущего развития культуры выполняет роль той высокой нормы, с которой будет принято все время сравнивать каждая последующая эпоха. Таким образом, культура обретает большую историческую длительность, внутреннее единство саморазвития и, одновременно, самопостижения. На переломе очередной культурной эпохи роль культурного наследия «золотого века» вновь и вновь будет актуализироваться. Так во времена борьбы художественных группировок ХХ века призыв «сбросить Пушкина с корабля современности» характерен как тотальный отказ отечественного художественного авангарда от наиболее значимого в культурном наследии.

Самообразом культуры является художественная культура, искусство, который переживает в это время свой расцвет. Особенность той или иной культуры «золотого века» в том, какой из видов искусства становится доминирующим, берет на себя синтезирующую другие искусства роль. В Риме таким видом искусства стала архитектура, воплощающая идею имперского величия. В Испании XVII века происходит расцвет театра и живописи. Особенность культуры России в особой роли литературы. Именно поэтому «золотой век» в Риме именуется временем Августа, то есть связывается с фигурой императора. Испанская культура «Золотого века» - время Веласкеса, первого живописца короля. В России «золотой век» культуры связан с жизнью и творчества А. С. Пушкина.

Ряд обстоятельств, среди которых общенациональный подъем, ставший следствием победоносной войны с наполеоновской Францией, привел к новому этапу в развитии отечественной культуры, который именуется «золотым веком» и который связан с жизнью и творчеством А.С. Пушкина и поэтому может быть также назван Пушкинской эпохой.

В начале XIX века, в эпоху Александра I, быть может в саму культурную во всей нашей истории, на мгновение блеснуло что-то похожее на возрождение, была явлена опьяняющая радость избыточного творчества в русской поэзии. Такое светозарное, преизбыточное творчество Пушкина. Пушкин как раз приходит в самом начале правильного самопознания нашего, едва лишь начавшегося и зародившегося в обществе нашем после целого столетия с петровской реформы, и появление его сильно способствует освещению темной дороги нашей новым направляющим светом. В этом смысле Пушкин есть пророчество и указание, - писал Ф. М. Достоевский. Пушкин – универсальный ключ к русской культуре в целом. В нем русская культура выразилась наиболее полно, универсально, всеобъемлюще, за века до и спустя после его появления[120]. Несомненно, что Пушкин нередко воспринимается как выражение самого существенного, самого глубокого, самого постоянного, непреходящего, вечного в русской культуре; это метаисторическая мера русской культуры, мера русскости в культуре воплощение самого менталитета русской культуры. А Пушкин стремился художественно осмыслить всю историю человечества и понять своеобразие развития России в контексте мирового исторического процесса. В юбилейной речи об А. Пушкине Ф. Достоевский дал трактовку творчества, суть которой состояла во «всемирной отзывчивости» поэта, в его способности «полнейшего перевоплоще6ния в гении чужих наций» «Пушкинский язык» стал синонимом «русского литературного языка».

В культуре «золотого века», - считает Каган были слиты воедино и действительно уравновешены главные ее «позиции» - познавательная, нравственная, гражданственно-политическая, эстетическая. Пушкинский взгляд на жизнь соединял свет разума с зовом чувства и устремлениями воли. Пушкин сплавил воедино современное с прошлым – и своим национальным, античным греко-римским, и западным средневековым, ренессансным, просветительским, романтическим.

Великая русская литература XIX века не была продолжением творческого пути Пушкина, - вся она в муках и страдании, в боли о мировом спасении, в ней точно совершается искупление какой-то вины», - писал Н. Бердяев. Стержень социальной позиции Пушкина (индентифицируемой со свободолюбием российского интеллигента) проходит через критику социального этикета с позиций культуры как области реализации свободы. Но еще более фундаментальное значение оппозиция культура/цивилизация приобретает с приходом в литературу поколения разночинцев, культивирующих «нецивилизованные». Она становится основой критики Европы, как пустой, бездуховной цивилизации. Россия противопоставляется Европе как страна богатой духовной культуры странам цивилизации.

В Пушкинскую эпоху происходит активное развитие всех видов искусств – от литературы до архитектуры, Поэзия А. Пушкина, живопись К. Брюллова, музыка М. Глинки, архитектура А. Воронихина, А Захарова, К. Росси, скульптура Б. Орловского, Ф. Щедрина.

В русской культуре, где противоречия между политикой и философией, религией и наукой, моралью и искусством приводят к обострению идейной борьбы литература занимает исключительную роль. Для русской культуры – вплоть до конца XX века - характерен литературоцентризм, означающий тяготение культуры к словесно-художественным формам самопрезентации. Влияние литературы на другие формы культуры в XIX в. казалось живописи передвижников, программной музыки, театра, в том числе музыкального, философии, литературно-художественной критики и публицистики, журналистики, науки, религиозно-мистических исканий, политической идеологии и морали. Литературоцентризм русской культуры проявлялся и в мощном воздействии идей и образов русской классической и постклассической литературы, ее характеров и сюжетов, ее психологизма и интеллектуализма, ее концептуально-философских обобщений на литературные явления различных национальных культур Запада и Востока.

У народа, лишенного общественной свободы, литература – единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести. Влияние литературы в подобном обществе приобретает размеры, давно утраченные другими странами Европы, - писал А.Н. Герцен. Это означает, что литература – в силу специфически стесненных общественно-политических условий развития страны – выполняет миссию сразу нескольких составляющих культуры одновременно. Среди этих составляющих – философия, социальные науки, публицистика, общественно-политическая деятельность. Литература в России еще при жизни Пушкина перестает быть только искусством слова в ряду других искусств, становясь особым – универсальным, синтетическим явлением культуры, по необходимости замещающим ее иные, вынужденно неполноценные отрасли, отвечающие за познавательные, мировоззренческие, общественно-регулятивные и иные функции. Для русской культуры и общественной мысли утвердившаяся после Белинского традиция рассматривать литературную критику как деятельность, выходящую за пределы художественно-эстетического мышления. В русской культуре возникла проблема «особых взаимоотношений» между литературой и критикой, вследствие которых литература все более и более настойчиво и бесцеремонно отодвигалась на второй план культуры – как источник и повод для критической рефлексии общественной- и только в этой связи – литературной жизни, на первый же план выходила критика, делавшая литературу предметом и предлогом своих широких, внелитературных построений. Делая упор на «просвещение» народа, на распространение достижений культуры по «поверхности» общества, русская демократическая критика отодвигала на второй, а то и на третий план качественные критерии оценки явлений культуры.

Особая связь русского национального самосознания с литературой приводит и к настоятельной потребности создать, получить, придумать, выпестовать фигуру писателя, который буквально будет своего рода зеркалом русской национальной идеи.

Особую роль в культуре России занимает особый социокультурный слой, не имеющий аналога в других культурах. Это российская интеллигенция. Ей свойственно остро переживать пропасть, которая отделяла ее от народной массы, воспринимая этот разрыв как свою вину. Суть интеллигентности – в единстве высокого уровня образованности и преодолевающих эгоизм личности нравственно-политических установках, убеждениях, идеалах. В российской культуре оказалась глубоко конфронтационной субкультура мещанская и интеллигентская. Оценки русской интеллигенции полярны. Дискуссионным является и вопрос о зарождении отечественной интеллигенции. Так, Д. Мережковский назвал «первым русским интеллигентом» Петра Великого. Российская интеллигенция по своему происхождению была исключительно дворянской. На смену дворянским интеллигентам пришли разночинцы.

Чрезвычайно важным для русской культуры является труднопереводимое понятие «быт» Р. Якобсон в статье «О поклении, растратившем сових поэтов» обращает внимание на то, 2…чт ов русском языке и литературе это слово и производные от него играют значительную роль,..а в европейских языках не т соовтетствующего названия – должно быть, потому, что в европейском массовом сознании устойчивым формам и нормам жизни не противопоставлено ничего такого, чем бы эти стабильные формы исключались»[121]. К быту относятся те предметы и связанные с ними действия, которые направлены на поддержание материальной стороны существования. Быт может быть только там, где человек живет. Бытовое противопоставлено производственному. Для быта характерна повседневность, привычность, обычность. Слово быт заключает в себе концепт, который сам по себе никак не окрашен, однако легко приобретает отрицательную коннотацию: быт понимается для обозначения мелочей повседневной материальной жизни, недостойной внимания человека, имеющего подлинные духовные интересы, и противопоставляется бытию, обозначающему глубинные основы существования. Отторжение быта – романтическая (в широком смысле) линия в русской культуре вообще и в по поэзии в частности[122]. Быт засасывает, заедает человека, не дает ему возможности жить духовными интересами. С другой стороны, налаженный быт является основой уюта.

«Мещанин – представитель бедного среднего класса – и мещанин бездуховный обыватель – слились в одно в русской культурной мифологии. Мещанство и интеллигенция видились как два культурных антипода, воплощающих в себе быт и бытие. Это один из основополагающих культурных мифов российской истории. К мещанству в России относилось городское сословие дореволоюционной России. К «мещанским» ценностям относятся покой, уют, налаженный быт, уверенность в завтрашнем дне, благосостояние, благоразумие, здравый смысл, устойчивые нормы поведения в морали. К мещанским предрассудкам принято относить представления, регулирующие отношения полов:

С 90-х годов XIX века российская культура переживала мощный взлет, За короткий отрезок времени – рубежа XIX-XX веков в культуре сконцентрировались чрезвычайно важные события, появились художественные объединения и яркие творческие индивидуальности. Яркий период развития русской культуры на рубеже XIX-XX вв., продлившийся менее четырех десятилетий, называют Серебряным веком. Этот термин указывает на вторичность культуры «серебряного» века по сравнению с классикой, называемой по традиции (еще со времен античности) «веком золотым». Серебряный век русской литературы сблизило с «золотым», пушкинским, веком – реабилитация литературы как художественно-эстетического творчества. В явлениях «чистого искусства» от Пушкина до Фета, Серебряный век особенно привлекала художественная многозначность, широкая ассоциативность, вневременное звучание. Подобный подход позволял деятелям культуры Серебряного века легко находить себе «вечных спутников» из различных культурных эпох – русского «золотого» века, античности, западноевропейского средневековья и Возрождения, модерна. Серебряный век обращался к образцам классической эры русской и иных культур, по – своему интерпретируя их. Это своеобразное возрождение идеалов и принципов русской классики дало основание уже современникам называть Серебряный век метафорически «культурным ренессансом». В творческой среде Серебряного века были широко распространены неоромантические настроения и концепции, подчеркивавшие исключительность событий и личностей, поступков и идей, разрыв возвышенной поэтической мечты с приземленной и пошлой реальностью, противоречия между внешностью и внутренним содержанием, между эстетическим и этическим, между трансцендентно-мистическим и повседневным.

С точки зрения мировоззренческой, Серебряный век отталкивается от реализма XIX века, отрицает грубый материализм и эстетический нигилизм «шестидесятников», протестует против упрощенной мотивировки поведения личности, против идеологического схематизма и политического радикализма, реабилитирует «чистое» искусство» и придает ему философский, нравственный и религиозный смысл.

 

ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ:

Аверинцев С. Другой Рим: Избранные статьи. - CПб.: АмФОРА, 2005

Из истории русской культуры. Т. V (XIX век). – 2- е изд. – М.: Языки русской культуры, 2000

Кондаков И. В. Пушкин как феномен русской культуры (заметки после юбилея) // ОНС, 1999, № 6

Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. С.-Пб., 2006.

Тихонов Ю. А. Дворянская усадьба и крестьянский двор в России XVII XVIII вв.: сосуществование и противостояние. М.-СПб.: Летний сад, 2005

Топоров В. Судьба и случай // Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994.

 

Задания к разделу:

1. В чем специфика городской культуры допетровской Руси?

2. Каким образом и под влиянием фактором формировались основы национального мировоззрения?

3. В чем суть концепции Д. С. Лихачева о предренессансных явлениях в культуре России?

4. Почему эпоху самосознания российской культуры называют «пушкинской эпохой»?







Date: 2016-05-18; view: 410; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.024 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию