Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура Запада в новое время





 

Современные исследователи под термином "Запад" понимают особый тип цивилизационного и культурного развития, суть которого состоит в том, что в Европе примерно в XV-XVII вв. формируется техногенная цивилизация, характерными чертами которой являются динамичное развитие техники и технологий, систематическое применение в производстве научных знаний. Отставая вплоть до XVII века по большинству параметров от стран Востока, европейская цивилизация в течение одного столетия ушла вперед. В социально-историческом плане западная цивилизация отождествляется с периодом становления и развития капиталистических экономических отношений и буржуазной формы государственной демократии, со становлением гражданского общества. В технико-технологическом аспекте западная цивилизация отождествляется с индустриальным и постиндустриальным обществом. Становление этой цивилизации происходило в тесном переплетении материальных и духовных факторов. Предпосылками становления новоевропейской западной культуры, сформировавшиеся в период античности и христианского средневековья, стали:

- опыт демократии античного полиса, в том числе становление различных философских систем и зарождение науки в ее нынешнем понимании;

- христианская традиция с ее представлениями о человеческой индивидуальности, концепцией морали, пониманием человека и его разума, как созданных "по образу и подобию Божьему".

Немецкий исследователь М. Вебер в труде "Протестантская этика и дух капитализма" раскрыл роль протестантской Реформации и религиозного духа кальвинизма в становлении основных духовных ценностей капиталистического общества. В числе этих ценностей Вебер относил динамизм, ориентация на новизну, утверждение достоинства и уважения к человеческой личности, индивидуализм, установка на автономность личности, рациональность, идеалы свободы, равенства, терпимости, уважение к частной собственности

Для новой эпохи в социально-экономическом развитии Европы стало перемещение центра хозяйственного, политического и культурного развития из Средиземноморья в регион Северо-Западной Европы. В XVI веке центром мировой торговли и экономического могущества стал Антверпен, в последней трети XVI века – первой трети XVII века - Генуя, затем Амстердам, в конце века Лондон, в котором к 1700 году было 550 тыс. жителей. Лондон был самым большим городом Европы того времени. В середине XVII века Англия стала воплощением промышленной эры экономического развития.

Процесс перехода от феодализма к капитализму сделал необратимым в европейском масштабе буржуазные революции XVII века в Голландии и Англии. В результате на северо-западе Европы сформировался регион новой капиталистической цивилизации и культуры, чертами которой стали:

- позитивизм, т. е. убежденность в познаваемости мира;

- рационализм, т. е. склонность к схематичным, вербально-логическим разъяснениям процессов и явлений;

- механицизм, представление о мире как механизме (явление рассматривается прежде всего с точки зрения структуры);

- практичность, умение во всем увидеть выгоду (материальную по преимуществу); стремление к частной выгоде считается нормативным поведением;

- десакрализация мира;

Новоевропейская культура - это городская культура. В ХVII в. в городах Европы живет до 30% населения, а в начале ХIХ в. в городах Англии сосредоточена половина населения. Общество становится городским не только в смысле численности городского населения, но также по роду занятий, по духу, по образу жизни, по скорости принятия решений, по своему психофизиологическому облику.

В Новое время наука становится доминантой европейской культуры вместо религии, таким образом процесс секуляризации культуры, начало которому положило Возрождение, завершается, культура становится светской по своему характеру. Формируется научная картина мира.

В ХVI-ХVII вв. закладываются основы мировой информационной системы: в крупнейших европейских университетах и библиотеках, Британском музее скапливались сведения о странах и народах, физической и экономической географии, животном и растительном мире, геологическом строении земли и т. д.

В первой половине XVII века были совершены важные открытия в различных областях знания Уильям Гарвей открыл систему кровообращения. Галилео Галилей в «Звездном вестнике» писал об открытии мириад звезд, истинной природе Млечного Пути. Иоганн Кеплер обобщил в математических формулах астрономические наблюдения. Исаак Ньютон свел предшествующие ему открытия в механике и астрономии в единую систему, в основе которой лежали математические доказательства.

Вместо теологического объяснение мироздания стало причинно-следственным. Для средневековья мир казался упорядоченным иерархически. Все в подлунном мире располагалось по чинам. «В этом устройстве ангел помещен над ангелом, чин над чином – в царстве небесном; человек помещен над человеком, животное над животным, птица над птицей, раба над рыбой, таким образом, нет ни червя на земле, ни птицы в вышине, ни рыбы в глубине, которые в цепи бытия не связывались бы в наиболее гармоничном сочетании» (Джон Фортескью). Разрушение гармонии в одном из звеньев приводит к космической дисгармонии, Так, когда Макбет убивает короля Дункана.

Какая буря бушевала ночью,

Снесло трубу над комнатою нашей,

И говорят, что в воздухе носились

Рыдания, смертный стон и голоса,

Пророчившие нам годину бедствий…

Средневековая концепция знания не требовала эмпирического подтверждения, ни фактической проверки.

Трудами Галилея, Декарта, Ньютона были основаны методы новой науки, базировавшейся на необходимости выраженных математически и проверенных на опыте законов природы. К моменту становления опытного естествознания уже имелись телескоп и микроскоп, термометр и барометр, воздушный насос и маятник. Изгнание из науки так называемых конечных причин означало торжество механистической картины мира, согласно которой Вселенная представляет замкнутую механическую систему, состоящую из неизменных элементов, движение которых определяется законами классической механики. Пришедшая на смену спекулятивному знанию опытная наука основывалась на методах точного исследования, прежде всего количественного измерения, измельчения, взвешивания, нагревания, кипячения и тому подобных процедур, результаты которых фиксировались методами математики. По законам механики анализировалась и социальная система, в которой предстояло выявить действующие «силы и «элементы», под которым понимались обособленные индивиды, а в качестве сил рассматривались страсти, действующие в двух направлениях – притяжении (эгоизме) и отталкивании (альтруизме).

Просвещение представляет собой историческую эпоху и мощное идейное течение, основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека.

Между 1660 и 1793 гг. научный мир обогатился более чем 70 официальными научными сообществами. В одной Франции таких сообществ насчитывалось 30. Важнейшим символом Нового времени стала издававшаяся Дидро Д. Аламбером «Энциклопедия». Просвещение разрабатывает представление о Боге как функции законодательствующего Разума

В 1704 году философ и юрист из Галле Кристиан Томазий публикует тезисы против процессов над ведьмами. В середине 18 века суды большинства стран Европы отказываются разбирать дела по обвинению в колдовстве.

В правоведении выше всех традиционных прав ставится право, основанное на разуме. Обязательные для всех правовые нормы пытаются вывести из неизменной природы человека,

Возникают тайные общества, имеющие своей целью содействие материальному и нравственному прогрессу человечества. Так, в 1717 году аристократы Лондона основывают франкмассонский орден, который должен способствовать рождению «нового человека». В 1776 году в Баварии организуется орден иллюминатов, ставивший перед собой такие же цели. Смысл первоначального усилия новоевропейской культуры Кант высказывает следующим образом: равенство в свободе по всеобщему закону.

Просветители (Д. Дидро, Вольтер, К. А. Гельвеций, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье во Франции, Дж. Локк в Великобритании, Г. Э, Лессинг, И. В. Гете, ФЫ. Шиллер в Германии, Б. Франклин, Т. Джефферсон в США, М. В. Ломоносов, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев в России) подвергли тотальной критике все традиционное, принадлежащее седой древности. Свою важнейшую цель просветители отводили борьбе с религиозным обскурантизмом, установлению «религии в пределах разума», то есть без предрассудков многовекового предания (Кант). Атаку на Католическую церковь вели деисты, отрицавшие авторитет учений, источником которых называлось божественное откровение, материалисты, отрицавшие дуализм материи и духа, и агностики, которые вслед за Дэвидом Юмом (1711-1776) утверждали, что невозможно узнать о природе Бога какие-либо сведения, которые влияли бы на поведение людей. В Англии крайняя набожность сама по себе стала считаться как признак безумия. К концу XVIII века уже мало кто объявлял болезни божественным предупреждением или карой. Знакомство с естественными науками стало считаться признаком джентльменства.

Не Бог, а природа и разум занимают центральное место в просветительских учениях. Физические науки, сводя разнообразие явлений к одному закону, задают модель прогресса. Поиск законов, управляющих человеческими обществами и даже человеческой природой привлек многих философов XVIII века. Секуляризация христианского миросозерцания означала рационалистическую интерпретацию естественного закона как самоочевидных предписаний разума относительно прав отдельной личности и условий общественной связи этих личностей. Божественный закон трансформируется в концепцию неотчуждаемых прав личности, верховным гарантом каковых (прав) является сам Творец, а социальным следствием и проявлением – общественный договор. Старый порядок, основанный на принципе неравенства, на историческом факте привилегий, объявлялся неразумным, несправедливым и незаконным. Историческое противоречие социального прогресса получает идеологическое выражение борьбы «искусственного» (существующего) порядка с «природным» - нормальной организацией общества, которая и должна обязательно восторжествовать в будущем. Монарх в рамках просвещенного абсолютизма представал как «первый слуга» государства. Происходит изменение социального положения интеллектуалов: независимо мыслящий человек получает возможность существовать литературным трудом без непременной поддержки «меценатов» из высшего общества, хотя по-прежнему такая поддержка играет существенную роль. Просвещение выдвигает новый тип героя – яркой, деятельной, уверенной в себе индивидуальности. Таким образом в эпоху Просвещения сформировались те предпосылки и мировоззренческие установки, которые определили последующее развитие техногенной цивилизации:

- особая ценность прогресса науки и техники,

- убеждение в возможности разумного рационального обустройства общества.

Европейская культура XIX века развивается под влиянием индустриализации общества, урбанизации, нескольких научных и технических революций. Резко возросла роль науки в преобразовании технической базы производства. Технический прогресс открыл дополнительные возможности для познания. Технические революции происходили на базе промышленного производства. Использование системы машин позволило резко повысить производительность труда - источниками энергии стали каменный уголь, сила пара, затем нефтепродукты и электроэнергия; место ремесленных мастерских и мануфактур заняли гиганты индустрии. Огромные масштабы технических преобразований потребовали создания акционерных обществ, а в конце XIX века – монополий;- технологический прогресс и машинное производство потребовали качественных изменений в составе и уровне рабочей силы. Резко растет количество ученых, инженеров, техников, непосредственно включенных в процесс разработки, производства и использования сложной техники. Это приводит к революции в образовании в результате технологических переворотов выросла производительность труда, резко повысилась номенклатура и качество товаров. Произошло общее повышение уровня жизни в развитых странах. Периодически сотрясающие экономику кризисы приводят к безработице. Нарастает интенсификация труда, прикованность человека к машине. Достижения техники все чаще начинают использоваться для создания средств уничтожения. Локальные и мировые войны приобрели невиданно разрушительный характер.

В XIX веке духом общества завладевает культ пользы. Распространяется идея, согласно которой ход истории определяет экономический фактор, что еще больше утверждает идеал рационализма и утилитаризма. «Экспериментальная и аналитическая наука, философия, политический утилитаризм и реформизм, идеи манчестерской школы – все это примеры исключительно и абсолютно серьезной деятельности». Развивающийся на протяжении XIX века процесс массового производства втягивал в себя низшие слои населения. В XIX веке позитивизм стал способом мышления. В буржуазной культуре во главу угла ставится созидание вещей, то есть отношение человека и природы, а не человека и человека. Человек рассматривается как свободный и автономный товаропроизводитель, способный своей индивидуальной активностью создать из природного бытия бытие культурное.

Эволюция западных обществ XIX-XX вв. обнаруживает внутреннюю противоречивость. С одной стороны, ее высшая цель - наращивание материального богатства на основе постоянного обновления технических систем – превращает человека и социальную организацию отношений между людьми в простые функции, орудия эффективной экономической деятельности. Формирование социальных ролей, основанных на отношениях господстве и подчинении в производстве превращает рабочего в придаток машины, привязывает собственность на средства производства к функции наращивания прибыли. Таким образом воспроизводится тип общества, который Карл Маркс отождествлял с капитализмом. С другой стороны, присущая техногенной цивилизации мощная мобилизация человеческой активности, свободной деятельности людей в обществе рано или поздно вступает в противоречие с их тотальной зависимостью от императивов технологии и экономической эффективности. Ориентация на свободу формирует человека и группы людей как самодеятельных субъектов социальной деятельности, побуждает их добиваться улучшения своего материального и правового статуса. Такие черты современных западных обществ, как широкое признание принципа социальной справедливости, перераспределение доходов в пользу менее обеспеченных, возможность самовыражения различных групповых интересов и их согласование в политике государства – заслуга развития техногенной цивилизации.

Технический прогресс породил новую культуру – информационную, тиражируемую медиакультуру. Развитие медиакультуры связан с бурным развитием средств массовых коммуникаций. Так, в конце XIX века в Европе на первый план, потеснив журнал, выходит газета. Элиты и средние классы и массовая публика предпочитали разные издания. Электричество интегрировало систему обработки информации, создавая «тотальное поле взаимодейтвющих событий, в которых участвуют все люди» (М. Маклюэн). В 1858 году был проложен первый кабель через Атлантический океан. Телеграф перевел письмо в звук и этот впоследствии привело к появлению телефона. В 1901 году Маркони впервые осуществил радиосвязь через Атлантический океан.

Техногенная цивилизация достигла своего расцвета в XIX веке. До 1914 г. Европа во всех отношениях была "центром мира". Европейские войны и другие политические события вели лишь к выделению доминирующих держав "центра", не отменяя первенства Европы в целом. Однако, начиная с первой мировой войны "центр мира" стал стремительно утрачивать и свои нравственные основы, и возможности для сохранения геополитического и культурно-исторического лидерства. ХХ век стал веком крушения иллюзий, связанных как с развитием науки и техники, так и с решением социальных проблем.

В это время, как отмечает Э. Тоффлер, «вторая волна человеческой цивилизации» поднимает технологию на совершенно новый уровень, порождает гигантские электромеханические машины.

Переход к информационной цивилизации связан с научно-технической революцией. В первой четверти ХХ века Эйнштейн, Бор, Гейзенберг, Фок, Ландау, Капица, Иофф, Фридман создают релятивистскую и квантовую физику. Ган и Штрасман в 1938 году открывают деление ядер урана под действием нейтронов, Зельдовский и Харитон в 1939 году создают теорию реакции деления урана, Флеров и Петрак, Курчатов в 1940-м году теорию спонтанного деления урана привело к созданию мирного и военного использования атомной энергии. В 1938-1939 годах Б. И. Давыдов разработал теорию, в конце 1940-х годов Дж. Бардин и В. Брайтейном В. Шокли открытие транзистора. Именно это обусловило развитие современной микро- и оптоэлектроники – материальной основы информатики как деятельности по добыванию, переработке и использованию информации. В 1954- 1955 годах Ч. Таунсом и А. М. Прохоровым и Н. Г. Басовым лазерно-мазерного принципа в физике. НТР – это коренной, качественный переворот в способе производства материальных и духовных благ при превращении науки в непосредственную силу, который оказывает изменение на всю систему общественного воспроизводства.

По мнению Тоффлера, «вторая волна» как некая ядерная цепная реакция, резко расщепила два аспекта нашей жизни, которые до сих пор составляли единое целое. На одном уровне индустриальная революция создала интегрированную социальную систему со своими технологиями, социальными институтами и своими собственными информационными каналами. На другом – разрушила лежащее в ее основе единство общества. Создавая стиль жизни, полный экономической напряженности, социальных конфликтов и психологического нездоровья[123][124].

Существенные изменения происходят во всех областях культуры, которые приводят к ее переходу в эпоху модернизма.

Термин «модернизм» обозначает множество различных и противоречивых художественных направлений в мировом искусстве XX века. Термин происходит от «modern» - новый. Ю. Хабермас считает, что с появлением перфекционистских идеалов французского Просвещения, с возникновением навязываемого современной наукой представления о бесконечном прогрессе и продвижении к лучшему в социальной и моральной областях модерным, то есть современным считается то, что способствует объективному выражению спонтанно обновляющейся актуальности духа времени. Проект модерна связана с идей продуктивного союза науки, морали и искусства в поиске разумной организации жизненных условий и счастья человечества.

В развитых странах мира в 50-е годы развернулась научно-техническая революция. Ее истоками стали крупные открытия в физике, химии, биологии, технических науках. Первая НТР базировалась на освоении энергии атома, применение радиоактивности в различных областях техники, квантовая электроника, создание лазерной техники, кибернетика, вычислительная техника, создание новых поколений ЭВМ. Были созданы станки с ЧПУ и обрабатывающие центры, автоматические линии и автоматизированные системы управления производством, атомная энергетика начала теснить тепловую.

Бурное развитие получили синтетические материалы – смолы, пластмассы, химические волокна. Освоение реактивных двигателей привело к перевороту в авиации.

Переход от техногенной к информационной цивилизации сопровождался сокращением числа занятых в материальном производстве за счет применения передовых технологий, роботизации и повышения квалификации работающих. Снизилась потребность во многих традиционных видах сырья. Новым ресурсом человечества становится информация. Наукоемкие производства с минимальным использованием сырья и энергии позволяют даже малым государствам, не имеющим собственных природных богатств, добиваться впечатляющих успехов в экономике. Происходит разрушение стен между образованием, трудом и досугом, повышение роли научно-технических центров и университетов, где создается все более увеличивающаяся доля национального продукта, отказ от максимализации прибыли и формирование менее поляризованных социальных структур. Если цель развития техногенной цивилизации – всемерное развитие техники и покорение природы, то целью информационно – «благополучие человека как меры цивилизационной культуры». Если источником развития техногенной цивилизации были борьба противоположных сил и тенденций, то информационной – противоречие между устремленностью человечества к устойчивости и стремлением субъектов человечества к счастью. Информационная цивилизация по своей сущности определяется как антропогенная. Гуманизм Нового времени изживает себя. Информационная цивилизация будет базироваться на неогуманизме. Контуры такого гуманизма намечаются уже сегодня и включают:

- экологизацию всей жизни общества перенос доминирующих акцентов культуры из сферы науки и техники в более традиционные сферы культуры,

- сотрудничество научного и вненаучного областей знания

- формирование нового типа мышления, в котором научная рациональность не является ведущей.

- переориентацию культуры на повседневность и здравый смысл. Определяющими факторами в новом обществе, по мнению идеологов «постиндустриальной цивилизации», вместо капитала и труда, станут составлять не классы, а равнозначные «информационные сообщества». «Компьютерная революция» должна привести к становлению «глобальной электронной цивилизации», важнейшей особенностью которой будет многообразие социальных и культурных систем, многомерное сознание, а жестко регламентированная система ценностей преобразуется в более свободную, индивидуально избираемую. О. Тоффлер прогнозирует приход «третьей волны»: на смену унифицированной массовой культуре должна прийти культура разнообразия, уникальности и полицентричности, т.е. множество равноценных субкультур вместо единой модели культуры.

Современное информационное, особенно электронное информационное пространство продолжает сохранять американо-английскую доминанту своего происхождения, это касается и английского языка как первичной символьной системы, но и невербальных символов, которые тиражируются и адаптируются другими национальными культурами с разной степенью успеха.

В целом культура информационного общества имеет мозаично-прерывный характер, в ней стираются границы между официальной государственной культурой и культурой маргиналов, контркультурой, массовой и элитарной культурой. В связи с развитием компьютерных телекоммуникационных технологий возникают новые профессиональные группы (программисты, веб-дизайнеры, хакеры, сетевые геймеры) со своими типами культуры и стилями жизни, генерируются новые культурные привычки и предпочтения. Возникает культура повседневного сетевого творчества и конструирования, с трудом поддающаяся традиционным методам управления, манипулирования и стандартизации[125].

На первом этапе становления информационного общества и глобальной экономики в 70-80-е годы существовало убеждение в постепенном «снятии» национальных границ, вера в мультикультурное общество и грядущую универсальную глобальную культуру. Начиная с 90-х годов нарастает понимание, что национальное самосознание народов не утрачивается, а приобретает новые формы. Американские социологи Д. Белл, Э. Тоффлер, характеризуя информационную, постиндустриальной цивилизацию пишут о том, что масштабные и интенсивные преобразования касаются теперь не только сферы хозяйства, экономики, политики и культуры. Меняются и фундаментальные основы воспроизводства человека как биологического и антропологического типа. Иной становится практика образования и мышления. Существующие сегодня социокультурные институты и технологии управления должны быть радикально реконструированы.

В 1993 году Сэмюэль П. Хантингтон, директор Института стратегических исследований Олина в Гарварде, начал дискуссию среди американских специалистов по внешней политике, объявив о спаде экономических и идеологических конфликтов на земном шаре и смену их войной между цивилизациями. С своей статьи он определил «семь или восемь основных крупных цивилизаций», куда включил западную, конфуцианскую японскую, исламскую, индуистскую, славяно-православную, латиноамериканскую и возможно африканскую цивилизацию. Он добавил, что линии раздела этих цивилизаций в будущем могут стать линиями раздела этих цивилизаций в будущем могут стать линиями фронтов. Но главный конфликт разгорится между Западом и остальным миром.

Культура постоянно изменяется, что приводит к изменению деятельности поддерживающих ее институтов. Под культурными институтами понимают учреждения и организации, создающие, исполняющие и распространяющие художественные произведения, обучающие культурным ценностям – академии наук, школы и вузы, министерства культуры и образования, галереи, библиотеки и стадионы, театры. Основными культурные институты XIX века были музей, галерея, публичная библиотека, концертный зал. В основу функционирования культурных институтов XIX века было положено представление о демократизации знания с целью интеллектуального развития широкой публики и подготовки ее к жизни в условиях грядущей индустриальной эпохи и нарождающихся национальных государств. Для подхода к культуре в XIX веке характерна философия или этика, построенная на иерархии знания, строгой категоризации предметов и фиксированных границах научных дисциплин. В начале XX века эта универсальная концепция культуры, основанная на идее социальной целесообразности, стала давать трещину. Возникло более тонкое деление на «высокую» и «низкую» культуру. Высокая культура замкнулась целиком на себя – начавшись с эстетизма конца XIX века и вылилась в авангардистское движение, которое стало прославлять художника как бунтаря и светского святого. Народная или популярная культура, значительно укрепившая позиции благодаря развитию массового общества, превратилась в независимую силу, питаемую интересами и возможностями коммерции и основанную на новых технологиях звукозаписи, кино и радиовещания.

Помимо этого, в XX веке возникло еще «инструментальное» понимание культуры, суть которого в том, что ценность культуры определяется ее способностью служить различным политическим целям и стратегиям, направленным на общественное развитие или решение социальных проблем.

Среди изменений современной культуры исследователи называют:

- повышение роли рынка как арбитра в вопросах ценностей и вкуса;

- развитие индустрии развлечений;

- становление экономики, базирующейся на знаниях;

- уменьшение значения государства и возникновение политических сил, которые не определяются в категориях «левые – правые»;

- стремление многих групп, относящихся к широкой публике, участвовать в определении общественных целей и ценностей;

- проблематизацию многих канонических форм знания и размывание интеллектуальных границ;

- рост мультикультурных национальных сообществ;

- перестройку взаимоотношений между полами;

- изменение представлений о месте, времени, темпе жизни, вызванное прежде всего появлением новых технических возможностей;

- ощущение утраты цельности в отношении к человеческому телу;

- переосмысление представлений о самобытности на местном, региональном и общенациональном уровнях.

К особенностям нашего времени относят размывание границ, переосмысление культурной и индивидуальной самобытности, изменение социальной базы власти, отрицание традиции, выход на арену молодежи, внимание к удовлетворению индивидуальных потребностей, стремительное развитие процесса глобализации и новых информационных технологий.

Размываются границы между посещением магазинов, учением и приобщением к культуре. Многие коммерческие предприятия приобретают черты, обеспечивающие их сходство с культурными институтами. (ЭПКОТ – центр в Disney World в США – футурологический тематический парк во Флориде, который рекламирует самый взрослый из Диснейлэндов, расшифровка названия – экспериментальный прототип общества будущего, похожие на музеи обувные магазины Niketown, книжные магазины – американские - Borders или немецкие - Dusselman).

С другой стороны культурные институты развивают рыночные атрибуты используя коммерческие критерии в отборе коллекций, развлекательные моменты презентаций. Другой постмодернистской подход культивирует иронично-отстраненный взгляд на неразбериху сегодняшних жизненных обстоятельств и произвольное использование различных стилистических категорий. Эти три разновидности культуры – плюс традиционно понимаемая культура как средство просвещения народных масс находятся сегодня в постоянном взаимодействии.

После второй мировой войны распад "центра" продолжился крушением колониализма. Традиционная система ценностей европейской культуры, лежавшая в основе культуры мировой цивилизации, явно не соответствует изменившимся культурно-историческим и политическим реалиям. Точно так же им не соответствуют и культуры всех регионов "не-запада". В образовавшемся вакууме возникают альтернативные идеи мироустройства и дальнейшего развития, предлагаются новые "каналы эволюции". Среди них следует выделить:

- антимодернизаторские "не-западные" концепции, в которых альтернативой являются местные культуры аграрно-традиционных обществ (индусское движение "Джан сангх", русское "почвенничество", мусульманский фундаментализм);

- антимодернизаторские европейские теории, предлагающие вернуться к средневековой европейской культуре или даже к доосевому времени (в духе Юлиуса Эволы);

- разного рода эзотерические мистические учения и секты;

- альтернативные идеи развития на региональном субстрате (идеи "японизма", "негритюда" в аранжировке Л. Сегюра и т. д.);

- экологический альтернативизм: попытки разрыва с "цивилизацией механизмов" и "возвращения к природе". Последняя массовая попытка такого рода проявилась в движении "альтернативистов" после знаменитого доклада Римского клуба;

- сверхбыстрое распространение и репликация/дубликация информации, ставшие возможными благодаря современным телекоммуникационным технологиям, делают все поле культуры обыденным: сакральное обмирщается, уникальное тиражируется, популярное элитизируется;

-тоталитаристские теории.

Появление постмодернизма берет свое начало со времени послевоенного бума в США.

Понятие «постмодернизм» многозначно и используется для обозначения своеобразного направления в современном искусства и для характеристики определенных тенденций в политике, религии, этике, образе жизни, мировосприятии, Одним из первых о конце современности (Modernity) и наступлении эры Постмодерна заговорил А. Тойнби, который писал, что к началу XX в. индустриальная система стала резко наращивать свою активность, так что размах ее деятельности обрел глобальный характер, тогда как система национализма стала проникать вглубь, в сознание национальных меньшинств, побуждая их к созданию своих собственных суверенных национальных государств, хотя те вопреки проектам их лидеров порой не только не были способны оформиться в великие державы, но и были не в состоянии образовать даже малые экономически, политически и культурно независимые государства. Тойнби связывал этот новый статус реальности с переходом от национально-государственного мироустройства к композиции, учитывающей общемировой характер политических процессов. И он же размышлял о сценариях "столкновения культур" (clash of cultures). Термин «постмодернизм» употреблялся еще в 30-е годы XX века, в философской литературе стал широко применяться с 1979 года, когда вышла книга Жана Франсуа Лиотара «Постмодернистское состояние». Большинство теоретиков постмодернизма (Р. Барт, Ж. Батай, Ж. Бодрийяр, Ж. Делез, Ж, Деррида, Ф. Джеймисон, Ф. Гватари, Ю. Кристева, Ж. Ф. Лиотап, М. Фуко, У, Эко) считают, что постмодернизм возник сначала в художественной культуре, позднее распространившись на философию, политику, науку и религию. Наступает момент, когда модернистские искания заходят в тупик, так как он доходит до абстракции, чистого листа, до дырки в холсте. Постмодернизм рождается как ответ модернизму. Раз прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности, - считает Эко. Выход в изобретении новых формальных структур, новой моделью должно стать «открытое произведение», фиксирующее двусмысленность нашего бытия в мире. Способность современного художественного творчества использовать различные стили, жанры, сосуществование разных школ – главная черта постмодернистского искусства. Многие черты постмодернистского искусства характеризуют общую культурную парадигму нашего времени. И. Хассан определил культурную парадигму современности следующими характеристиками:

- Неопределенность, открытость, незавершенность;

- Фрагментарность, тяготение к деконструкции, к коллажам, цитатам;

- Отказ от канонов, от авторитетов, ироничность как форма разрушения;

- Утрата «Я» глубины, поверхностность, многовариантное толкование;

- Стремление представить непредставимое, интерес к изотерическому, к пограничным ситуациям;

- Обращение к игре, аллегории, диалогу;

- Репродуцирование под пародию, травести, пастиш, поскольку все это обогащает репрезентацию;

- Карнавализация, маргинальность, проникновение в жизнь;

- Перфоменс, обращение к телесности;

- Конструктивизм с использованием иносказания, фигурального языка;

- Имманентность: возрастающая способность разума обобщить себя в символах.

Одно из явлений культуры постмодерна - мозаичность. Один из авторов термина «мозаичная культура» А. Моль определяет ее следующим образом: знания складываются из разрозненных отрывков, связанных простыми, чисто случайными отношениями близости по времени усвоения, по созвучию или ассоциации. Мозаичная культура сложена из множества соприкасающихся, но не образующих конструкции фрагментов. Эта культура есть итог ежедневно воздействующего на нас непрерывного потока случайных сведений.

Жан Бодрийяр в книге «Откровенность зла: эссе об экстремальных феноменах» 1990 года оценивает состояние современной культуры как состояние симуляции, в котором «мы обречены переигрывать все сценарии именного потому, что они уже были однажды разыграны – все равно реально или потенциально. Мы живем, - пишет Бодрийяр, - среди бесчисленных репродукций идеалов, фантазий, образов и мечтаний, оригиналы которых остались позади нас.

Джеймисон в книге «Постмодернизм, или Логика культуры позднего капитализма» 1991 года пишет о том, что постмодернизм возник на рубеже 50-60-х годов в ситуации возникновения «обратной апокалиптичности», когда вера в светлое будущее сменилось крахом идеологии марксизма-ленинизма, одновременно с идеалами общества всеобщего благоденствия. Постмодернизм вобрал в себя все, что относится к деградации: китч, «мыльные оперы» - телесериалы, рекламу, второразрядные голливудские фильмы, одноразовые издания детективов и любовных историй, научной фантастики. Джеймисон выделяет такие характеристики постмодернизма, как:

- Новое отсутствие глубины, находящее свое продолжение в культуре имиджа и симулякра;

- Последовательное ослабление историчности как в отношении к общественной истории;

- Совершенно новые виды базисных эмоциональных состояний, коорые Джеймисон именует «интенсивностями»;

Конец буржуазного «ego» несет с собой угасание аффекта, что означает исчезновение индивидуального стиля, освобождение от всякого рода чувств и эмоций. Модернистские стили превращаются в постмодернистские коды, неупорядоченное поглощение всех стилей прошлого, игра случайными стилистическими аллюзиями («историцизм»)

Медиакультура – область культуры, связанная с трансляцией динамических образов, получивших широкое распространение современными техническими способами записи и передачи изображения и звука (кино, телевидение, видео, системы мультимедиа). Человек, погруженный в медиакультуру, по мнению Славоя Жижека, сам становится продуктом новых медиа. Происходит медиатизация сознания, суть которой состоит в том, что субъект оказывается незаметно лишаем власти под фальшивым прикрытием якобы ее усиления.

Специфика медиакультуры заключается в:

· высокой информационной емкости;

· легкости и убедительности чувственного восприятия;

· доминировании продуктивных возможностей над репродуктивными;

скорости и широте трансляции и тиражирования;

массовости и доступности.

Телевидение демонстрирует мозаику событий, происходящих одновременно. Оно превращает все события прошлого в настоящее, а все пространственно удаленное – в существовании рядом, близко, на экране телевизора. Постмодернисты Г. Кан и Б. Брус-Бриггс считают, что мозаичная культура призвана удовлетворять множественность оплаченных интересов.

Интернет-культура формирует особое пространство и время. Киберпространство по своей сути является мифическим, не имеющим реального физического измерения. Сакральное «Природа» заменяется сакральным «Сеть». В 2003 году в США фиксируется т6ермин Netizen, т.е. «гражданин сети», по аналогии с Citizen, то есть гражданин города. «Сеть» практически вечна как физический объект: гибель одного участка не ведет к гибели всей сети. Миф предусматривает наличие «культурного героя». Интернет создает своего героя – хакера, воющего против «коррумпированной» системы, одиссеев–странников Сети, серферов Киберпространства, спасителей, провозглашающих освобождение человечества с помощью новых технологий и перехода в «новую» виртуальную реальность. Таким примером является Нео из кинотрилогии-антиутопии «Матрица». Морфеус является Иоанном Крестителем, пророчествующим о приходе избранного. Тринити (в переводе с английского – Троица) вдохновляет Нео на пути спасения человечества, Сайфер (в переводе с английского – нуль) – Иуда Искариот. Миф о вечной жизни представлен в культуре информационного общества идеями об искусственном интеллекте и компьютерном клонировании человеческого мозга. По утверждению Рэймонда Карцвела, в течение XXI исчезнет четкая грань между человеком и машиной, так как компьютеры – нейтральные имплантанты – будут установлены непосредственно в человеческий мозг т.е. реальные и вымышленные миры будут объединены как требует мифологические сознание. Опережение компьютерами уровня человеческого интеллекта приведет к слиянию биологического и небиологического интеллекта, возможности компьютерного копирования мозга и созданию бессмертных софтверных (основанных на компьютерных технологиях) людей. Символ-образ в телекомммункиационном пространстве не только обретает собственное существование, но часто становится или изначально является симулакром, то есть образом отсутствующей действительности, правдоподобным подобием, лишенным подлинника.

 

Литература к разделу:

Бодрияр Ж. Система вещей. М., 1995.

Гройс Б. Утопия и обмен. М., 1993.

Генис А. Вавилонская башня. Искусство настоящего времени. М., 1997.

Кириллова Н. Медиа-культура. От модерна к постмодерну. 2-е изд. М.: Академический Проект, 2006.

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс/ Х. Ортега-и-Гассет Эстетика. Философия культуры. М.: «Искусство», 1991.

Задания к разделу:

1. В чем суть и каковы последствия десакрализации культуры?

2. В чем состоит суть проекта Просвещения?

3. Каковы характеристики культуры информационного общества?

4. В чем суть медиакультуры?


Date: 2016-05-18; view: 487; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию