Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура межличностного конфликта





Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру, которая понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни. Основными компонентами структуры являются предмет и объект конфликта, участники конфликта, конфликтное взаимодействие и его динамика.

Предмет и объект конфликта. Ядром любого конфликта является противоречие, в котором отражается столкновение интересов и целей сторон. Борьба, ведущаяся в конфликте, отражает стремление сторон разрешить это противоречие, как правило, в свою пользу. В ходе конфликта борьба может затухать и обостряться; в такой же мере затухает и обостряется противоречие. Однако проблема конфликта остается неизменной до тех пор, пока противоречие не разрешится.

В большинстве случаев суть противоречия в конфликте не видна, не лежит на поверхности, а участники конфликта оперируют таким понятием, как предмет конфликта, в котором отражается обыденное восприятие основного противоречия конфликта.

Таким образом, предмет конфликта – объективно существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, служащая источником раздора между сторонами, т.е. это основное противоречие, из-за которого возник конфликт.

Одним из непременных элементов конфликта является объект, т.е. конкретная материальная, социальная или духовная ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента (конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта).

Все объекты подразделяются на три вида. Это объекты:

· которые не могут быть разделены на части, владеть ими совместно с кем-то невозможно;

· которые могут быть разделены в различных пропорциях между участниками конфликта;

· которыми оба участника конфликта могут владеть совместно (ситуация мнимого конфликта).

Определить объект в конкретном конфликте далеко не просто. Субъекты и участники конфликта, преследуя свои реальные или мнимые цели, могут скрывать, маскировать, подменять искомые мотивы, побудившие их к противоборству. Объект является ядром проблемы, центральным звеном конфликтной ситуации, поэтому его иногда рассматривают как причину, повод к конфликту. Чтобы стать объектом конфликта, элемент материальной, социальной или духовной сферы должен находиться на пересечении личных интересов субъектов, которые стремятся к контролю над ним. При этом условием для конфликта является притязание хотя бы одной из сторон на неделимость объекта, желание считать его неделимым, полностью владеть им.

Участники конфликта. В любом конфликте основными действующими лицами являются люди. При этом степень участия их в конфликте может быть различной: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта. Исходя из этого выделяются следующие участники конфликта:

· основные участники конфликта (стороны, оппоненты или противоборствующие силы) – это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга;

· подстрекатель (провокатор) – это лицо, стремящееся столкнуть участников, втянуть их в конфликтную ситуацию, добиваясь своих целей, но при этом, оставаясь в стороне; его главная задача – спровоцировать конфликт, поддерживать его, извлекая при этом пользу, выгоду;

· пособник – это лицо, содействующее конфликту различными способами – советом, делом, а иногда и материально; кроме того, пособничество может проявляться и в пассивности, бездействии;

· организатор – человек, который планирует конфликт, намечает стратегию и тактику развертывания действий, последовательность акций (чаще организатор находится вне конфликта и руководит им со стороны, но он также может представлять одну из противоборствующих сторон);

· посредник – нейтральное лицо, взявшее на себя обязательства оказать помощь противоборствующим сторонам в разрешении конфликта.

Конфликтное взаимодействие. Конфликтное поведение состоит из противоположно направленных действий участников конфликта, в которых реализуются скрытые от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов. Чередование взаимных реакций, направленных на реализацию интересов каждой стороны и ограничение интересов оппонента, составляет видимую социальную реальность конфликта. Поскольку действия оппонентов в большой степени влияют друг на друга, вытекают из предыдущих действий другого, т.е. взаимообусловливаются, то в любом конфликте они приобретают характер взаимодействия.

Важным фактором в разрешении конфликта является стиль поведения каждого из его участников, который зависит от конкретных обстоятельств предмета разногласий, характера противоборства, целей сторон. Методы поведения детерминированы не только целями и интересами сторон, но и множеством других социокультурных, правовых, нравственных и психологических факторов. Поведение участников противоборства может как выражать, так и создавать орнамент динамики конфликта, поскольку является реализацией применяемых методов регулирования.

Существует множество описаний различных стилей поведения как в отечественной психологии, так и в зарубежной. Одной из них является двухмерная модель регулирования конфликтов, предложенная К. Томасом.

В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам, указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов». Он подчеркивал, что этот термин подразумевает возможность и необходимость разрешить или элиминировать конфликт. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, по меньшей мере, двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов и увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими. В соответствии с этим К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.

Его двухмерная модель связывает воедино методы регулирования и стили поведения людей в конфликтной ситуации (рис. 6). Основополагающими измерениями в данной модели являются:

· кооперация – человек проявляет внимание к интересам других людей, вовлеченных в конфликт;

· напористость – внимание человека сосредотачивается только на защите собственных интересов.


 
 

 


Рис. 6. Модель регулирования конфликтов Томаса-Килмена

Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет пять основных стратегий поведения в конфликте:

1) сотрудничество (совместная выработка решения, удовлетворяющая интересы всех сторон, требующая интеграции позиций субъектов взаимодействия);

2) соперничество (открытая борьба за свои интересы, жесткое отстаивание своей позиции);

3) компромисс (урегулирование разногласий через взаимные уступки);

4) приспособление (понижение своих стремлений и принятие позиций оппонента);

5) игнорирование (уклонение от конфликта, стремление выйти из конфликта, не решая его).

При этом под стратегией поведения в конфликте понимается ориентация личности по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта.

Как правило, в конфликте используется комбинация стратегий; порой может доминировать одна из них.

Стратегии поведения в конфликте могут реализовываться через различные тактики, т.е. совокупности приемов воздействия на оппонента. При этом одна и та же тактика может использоваться в рамках разных стратегий. Известны следующие тактики воздействия на оппонента:

· захват и удержание объекта конфликта, которые применяются в конфликтах, где объект материален;

· физическое насилие (ущерб); здесь используются такие приемы, как уничтожение материальных ценностей, физическое воздействие, нанесение телесных повреждений различной тяжести, блокирование чужой деятельности, причинение боли и т.п.;

· психологическое насилие (ущерб), вызывающее у оппонента обиду, задевающее самолюбие, достоинство и честь и проявляющееся в виде оскорбления, грубости, оскорбительных жестов, негативной личностной оценки, дискриминационных мер, клеветы, дезинформации, обмана, унижения, жесткого контроля за поведением и деятельностью, диктата в межличностных отношениях;

· давление, которое включает предъявление требований, указаний, приказов, угрозы, вплоть до ультиматума, компромат, шантаж;

· демонстративные действия, применяемые с целью привлечения внимания окружающих к своей персоне и реализуемые посредством публичных высказываний и жалоб на состояние здоровья, невыхода на работу, заведомо неудавшейся попытки самоубийства и т.п.;

· санкционирование, т.е. воздействие на оппонента с помощью высказываний, увеличения рабочей нагрузки, наложения запретов, установления блокад, невыполнения распоряжений под каким-либо предлогом, открытого отказа от выполнения;

· фиксация своей позиции, основанная на использовании фактов, логики для подтверждения своей позиции и применении убеждения, просьб, критики, выдвижения предложений;

· дружелюбие, т.е. корректное обращение, подчеркивание общего в позициях оппонентов, демонстрация готовности решать проблему, предъявление необходимой информации, предложение помощи, оказание услуги, извинение, порицание;

· сделка, которая предусматривает взаимный обмен благами, обещаниями, уступками, извинениями.

Динамика конфликта

Как любое социальное явление, конфликт может рассматриваться в качестве процесса, протекающего во времени, имеющего определенные периоды и этапы, в ходе которых он возникает, развивается и завершается. Динамика конфликта представляет собой ход развития, изменения конфликта под воздействием его внутренних механизмов и внешних факторов.

Перед тем как выделить в протекании конфликта определенные стадии и этапы, необходимо рассмотреть его временные границы, т.е. его начало и конец.

Начало конфликта можно определить по первым актам противодействия сторон. При этом для признания конфликта начавшимся требуются три совпадающих условия:

1) первый участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику как в плане поведения, так и в плане передачи информации;

2) второй участник осознает, что указанные действия направлены против его интересов;

3) в связи с этим второй участник предпринимает ответные действия против первого.

Необходимо учесть, что если одна из взаимодействующих сторон предпринимает агрессивные действия, а вторая занимает пассивную позицию, то конфликта нет. Конфликт отсутствует также, когда одна из сторон замышляет конфликтное взаимодействие, т.е., совершает только мысленные, а не поведенческие действия.

Окончание конфликта может иметь различные формы и исходы, но в любом случае речь идет о прекращении действий сторон, направленных друг против друга.

Существует несколько систем разделения конфликта на периоды, этапы и стадии. Так, например, А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов в динамике конфликта выделили следующие периоды и этапы (рис. 7).

Латентный период (предконфликтная ситуация) состоит из следующих этапов:

· Возникновение объективной проблемной ситуации, т.е. возникновение противоречия между субъектами (их целями, мотивами, действиями, стремлениями и т.п.). Так как противоречие еще не осознанно и нет конфликтных действий, эту ситуацию называют проблемной. Она является результатом действия преимущественно объективных причин и может существовать длительное время, не проявляя себя, но создавая возможность возникновения конфликтов. Одно из условий преобразования возможности в реальность – осознание объективной проблемной ситуации.

· Осознание объективной проблемной ситуации. На данном этапе происходит восприятие реальности как проблемной, понимание необходимости предпринять какие-то действия для разрешения противоречия. Наличие препятствия для реализации интересов способствует тому, что проблемная ситуация воспринимается субъективно, т.е. с искажениями.

· Попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами. Осознание ситуации как противоречивой не всегда автоматически влечет за собой конфликтное противодействие сторон. Чаще всего они, или одна из них, пытаются решить проблему неконфликтными способами, такими как убеждение, разъяснение, просьба или информирование противостоящей стороны. При этом участник взаимодействия может уступить, не желая перерастания проблемной ситуации в конфликт, или нет. Но в любом случае на данном этапе стороны аргументируют свои интересы и фиксируют позиции.

 




· Возникновение предконфликтной ситуации. На данном этапе конфликтность ситуации воспринимается как наличие угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия. Ситуация может восприниматься как предконфликтная и при восприятии угрозы каким-то общественно важным интересам. Причем действия оппонента рассматриваются не как потенциальная (что происходит на первом этапе), а как непосредственная угроза.

Открытый период часто называют конфликтным взаимодействием или собственно конфликтом. Его составляют следующие этапы:

· Инцидент. На этом этапе происходит первое столкновение сторон, проба сил, попытка посредством натиска решить проблему в свою пользу. Если задействованных одной из сторон ресурсов достаточно для перевеса соотношения сил в свою пользу, то инцидентом конфликт может и ограничится. Но чаще всего конфликт развивается дальше как некая череда конфликтных событий (инцидентов). Взаимные конфликтные действия способны видоизменять, усложнять первоначальную структуру конфликта, привнося новые стимулы для дальнейших действий.

· Эскалация. Здесь происходит резкая интенсификация борьбы оппонентов. Эскалация конфликта характеризуется сужением когнитивной сферы, т.е. переходом к более примитивным формам отражения реальности; вытеснением адекватного восприятия другого образом врага; ростом эмоционального напряжения; переходом от аргументов к претензиям и личным выпадам; ростом иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризацией; углублением противоречий, когда более интенсивное действие затрагивает более важные интересы другой стороны; применением насилия; потерей первоначального предмета разногласий (конфликт становится независимым от вызвавших его причин и продолжается после того, как они стали незначимыми); увеличением числа участников.

· Сбалансированное противодействие. Стороны на этом этапе продолжают противодействовать, однако интенсивность борьбы снижается. Происходит осознание, что продолжение конфликта силовыми методами не дает результата, но действия по достижению согласия участниками еще не предпринимаются.

· Завершение конфликта. Здесь осуществляется переход от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам. При этом основными формами завершения конфликта являются разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт.

В послеконфликтный период входят два этапа:

· Частичная нормализация отношений. Она происходит в условиях, когда еще не исчезли негативные эмоции, имевшие место в конфликте. Этап характеризуется переживаниями, осмыслением своей позиции. Происходит коррекция самооценок, уровней притязания, отношения к партнеру. Обостряется чувство вины за свои действия в конфликте. Но негативные установки по отношению друг к другу не дают возможности сразу нормализовать отношения.

· Полная нормализация отношений. Наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия, чему способствует преодоление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельности, установление доверия.

Рассмотренные периоды и этапы могут иметь различную
длительность, т.е. могут быть спрессованы до нескольких мгновений
или длится десятилетия. При этом некоторые этапы могут вообще
отсутствовать.

В конфликте выделяется временной отрезок, который характеризуется дифференциацией сторон. В это время конфликт развивается по восходящей, а разногласия между сторонами усиливаются. Конфронтация продолжается до тех пор, пока дальнейшая эскалация не теряет смысл. С этого момента начинается процесс интеграции, и участники начинают стремиться к соглашению, приемлемому для обеих сторон.

Разделение конфликта на периоды и этапы позволяет рассматривать его как явление со сложной динамикой. Отдельные стратегии и тактики имеют различный смысл на разных отрезках времени протекания конфликта. Конфликт часто включает моменты «исследования» возможностей оппонента и своих ресурсов, при которых прямая конфронтация отсутствует.

Date: 2016-05-18; view: 1188; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию