Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности продажи парфюмерно-косметических товаров
Информация о парфюмерно-косметических товарах должна содержать с учетом особенностей конкретного товара сведения о его назначении, входящих в состав изделия ингредиентах, действии и оказываемом эффекте, ограничениях (противопоказаниях) для применения, способах и условиях применения, мессе нетто или объеме и (или) количестве единиц изделия в потребительской упаковке, условиях хранения (для товаров, в отношении которых установлены обязательные требования к условиям хранения), а также сведения о государственной регистрации (для товаров, подлежащих государственной регистрации). По требованию покупателя продавец обязан ознакомить его с удовлетворением качества и безопасности реализуемой партии парфюмерно-косметических товаров, изготовленных на территории Российской Федерации, или его заверенной копией. До подачи в торговый зал парфюмерно-косметические товары распаковываются и осматриваются, проверяется качество (по внешним признакам) каждой единицы товара и наличие о нем необходимой информации. Покупателю должна быть предоставлена возможность ознакомиться с запахом духов, одеколонов, туалетной воды с использованием для этого лакмусовых бумажек, пропитанных душистой жидкостью, образцов – понюшек, представляемых изготовителями товаров, а так же с другими свойствами, и характеристиками предлагаемых к продаже товаров. При передаче товаров в упаковке с целлофановой оберткой или фирменной лентой покупателю должно быть предложено проверить содержимое упаковки путем снятия целлофана или фирменной ленты. Аэрозольная упаковка товара проверяет лицом, осуществляющим продажу, на функционирование упаковки в присутствии покупателя. [Нариньяни А. стр 102-104] Таким образом, определенные виды товаров имеют особенности по информированию потребителя о своем содержании. К сожалению, подобные особенности известны далеко не каждому покупателю. 2.1 Нарушения в торговой деятельности
Деятельность торговой фирмы или предпринимателя могут проверить пожарная инспекция, санитарная служба, госторгинспекция, трудовая инспекция и другие структуры. Если контролеры обнаружат какие-то нарушения правил торговли, фирму, предпринимателя, а также продавца могут привлечь к административной ответственности. А в некоторых случаях руководителю фирмы или предпринимателю может грозить даже уголовная ответственность. Рассмотрим эти нарушения подробно. Госторгинспекция Зачастую в торговых организациях меняют сроки годности на упаковке товара, не соблюдают условия хранения, продают некачественный товар. Это является основанием для вызова Госторгинспекции. В Саратове неоднократно зафиксированы точки продажи просроченных продуктов. Одна из жалоб, опубликованная 12.04.15 на сайте «Хуже нет»: «Открылся новый продуктовый магазин: ИП Матвеева И.В. Купила рыбку, чипсы и пиво. Рыбка и пиво с истекшим сроком хранения. Хотелось бы что бы с администрацией магазина провели разьяснительные работы, не хочется, что бы люди травились. Чек об оплате и просроченный товар могу предоставить» [Продается товар с истекшим сроком хранения // http://www.huzhe.net/city/rossija/saratovskaja-obl/saratov/4467] Согласно Закону "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"[]плановые проверки Госторгинспекция имеет право проводить на одном и том же предприятии не чаще 1 раза в 2 года. Сотрудники Госторгинспекции имеют право проводить проверки только на основании соответствующего распоряжения о проведении мероприятия по контролю. В распоряжении должны быть указаны его номер и дата выдачи, фамилия, имя, отчество инспектора, название юридического лица или, если проверяется предприниматель без образования юридического лица, его фамилия, имя и отчество. Должны быть также указаны цель проверки, ее правовые основания, даты начала и завершения мероприятия. Заверенная копия или экземпляр распоряжения вручаются руководителю инспектируемого предприятия. Кроме того, госинспектор обязан предъявить служебное удостоверение. Распоряжение Госторгинспекции о контрольном мероприятии должно проводиться именно тем инспектором, на имя которого выписано удостоверение. Кроме Госторгинспекции, больше не существует структур, имеющих право осуществлять проверки предприятий на предмет соблюдения ими норм торговли и контроля качества реализуемого товара. Если для Госторгинспекции проверка каждого предприятия является актом запланированным, то для самого предприятия она обычно становится неожиданностью.На предприятии сотрудники Госторгинспекции должны заниматься проверкой качества реализуемых товаров и, кроме того, контролировать соблюдение норм и правил торговли, первыми из которых обычно оказываются простые навыки вежливого общения продавцов с покупателями, использование ККМ при расчете, точность выдачи сдачи. По окончании проверки составляется акт установленной формы в двух экземплярах. В случае обнаружения нарушений тут же, на месте, составляется протокол. Ответственность может быть определена в форме штрафа, который для граждан составляет не выше 25 МРОТ, для должностных лиц - не выше 50 МРОТ, а для юридических лиц- до 1000 и даже 5000 МРОТ, в зависимости от характера административного нарушения. Для Госторгинспекции обнаруженное нарушение становится основанием к организации внеплановой проверки провинившегося предприятия. Основаниями также могут служить сигналы других контролирующих организаций, заявления граждан (только письменные, с указанием фамилии, имени, отчества заявителя, его адреса и содержащие подробное указание причины обращения), плохая репутация предприятия и некоторые другие. [Вика, а название и автор? http://www.dp.ru/a/2003/06/25/Gostorginspekcija_prishla_b2/ ] Госторгинспекция главное внимание уделяет качеству товара, что не может не радовать покупателей, ведь самые типичные нарушения связаны именно с ним. Ее деятельность стимулирует предпринимателя. Трудовая инспекция Большинство работодателей, к сожалению, считают, что сотрудник совершенно бесправен, если речь заходит о требованиях к руководству организации. Поэтому работники время от времени вынуждены отстаивать свои права не в кабинете директора, а в Государственной инспекции труда. Наибольшая часть жалоб связана с задержкой или невыплатой заработной платы, пособий, с неправильным расчетом компенсационных выплат при увольнении и отсутствием вознаграждения за сверхурочные работы. Нередки и обращения обиженных сотрудников с жалобами на некорректное оформление трудовых договоров или их отсутствие, на нарушение сроков уведомления об изменении условий труда, а также ссылки на неудовлетворительные условия работы.[Гит в Саратове // http://www.sarinform.com/tag/echo/git]. Очень часто нарушения кроятся в приказах, личных карточках, графиках отпусков, штатном расписании, табеле учета рабочего времени и других документов по учету кадров, расчету рабочего времени и оплате труда. Все дело в том, что многие компании составляют эти бумаги в произвольной форме, в то время как стандарты их оформления содержатся в постановлении Госкомстата от 5 января 2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»[ ]. Руководствуясь статьями 353 и 356 Трудового кодекса РФ (Далее – ТК РФ) [], сотрудники государственной инспекции труда (ГИТ) проверяют соблюдение организациями и предпринимателями трудового законодательства, а именно: - требований по безопасному ведению работ; - составляют протоколы об административных правонарушениях в пределах полномочий, готовят другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности; - анализируют обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимают меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; - рассмотривают дела об административных правонарушениях; - направляют в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды; - проверяют соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве; - обобщают практику применения, анализируют причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовят соответствующие предложения по их совершенствованию и ряд других полномочий. Ревизии бывают плановыми и внеплановыми. Первые могут проводиться не чаще чем один раз в два года. Малое предприятие не имеют права проверять в течение трех лет с момента его государственной регистрации. О плановой проверке инспекторы предупреждают организацию за день-два до ее начала. Но для более эффективного результата контролеры могут явиться и без предупреждения.Существует такое понятие, как контрольная проверка. Это внеплановый визит ревизора с целью проверить, устранены ли все нарушения после предыдущего посещения. ГИТ может осуществить внеплановый выезд еще и в том случае, если она получит из внешних источников информацию о происшествиях, которые могут причинить вред окружающей среде, жизни и здоровью людей, а также если сотрудники, партнеры или клиенты подают жалобу на компанию, предъявляя при этом наглядные доказательства. Проверяющий имеет возможность сообщить работодателю, кто именно на него пожаловался, только если заявитель письменно подтвердит намерение раскрыть свою личность (ст. 358 ТК РФ). Трудовые инспекторы вправе прийти в организацию вместе с налоговыми инспекторами или проверяющими соцстраха, если причиной, по которой они появились в офисе фирмы, послужила информация, полученная из ИФНС или внебюджетных фондов. Контролеры обязаны иметь при себе служебные удостоверения и распоряжение о проведении проверки за подписью руководителя региональной инспекции труда или его заместителя. Данный документ должен содержать перечень фамилий ревизоров (остальных вы имеете право не впускать), а также причину, сроки и предмет внеплановой проверки. В противном случае можно отказать в проходе на территорию офиса. Если все вышеизложенное соблюдено, а инспекторов не впустили, они вернутся уже с полицией или представителем прокуратуры. А сотрудника, препятствующего проходу контролеров, могут оштрафовать. Если это сам руководитель, штраф составит от одной до двух тысяч рублей. Сумма наказания для любого другого служащего, например, охранника или секретаря, меньше – от пятисот до тысячи рублей (п. 1 ст. 19.4 КоАП РФ). В общем случае продолжительность ревизии не должна превышать один месяц. Если контролерам требуется выполнить дополнительные процедуры, например экспертизу, срок проверки могут продлить также не более чем на месяц. В данный момент штрафы за нарушения трудового законодательства, выявленные при проверке документов, не дифференцированы, а значит, если на предприятии будет обнаружено одно или несколько нарушений, штраф все равно выпишут один. Его размер варьируется от 1000 до 5000 рублей. В ближайшее время законодатели обещают исправить эту недоработку, а заодно увеличить суммы, которые придется платить недобросовестным работодателям. Помимо основной функции, которая возложена на трудовую инспекцию, теперь можно получить и поощрение от этого ведомства. «Сертификат доверия работодателю» – это не только способ повысить свою рыночную привлекательность, поднять имидж, но и получить заслуженный бонус в виде освобождения от плановых проверок на целых три года. Для получения этого документа нужно лишь представить заявление и заполненную анкету в установленной форме. В случае положительного решения организация включается в реестр работодателей, соблюдающих права сотрудников. Впрочем, это не гарантирует отсутствие внеплановых контрольных мероприятий в компании, причиной которых может стать жалоба сотрудника. Поэтому даже наличие сертификата не является основанием для нарушения трудового законодательства.[ ] [ Автор и название http://bishelp.ru/business/inspector/chto-i-kak-proveryaet-trudovaya-inspekciya ] На сайте Роструда сообщается о запуске пилотной версиисервиса«Электронный инспектор» на сайте «Онлайнинспекция.рф». Теперь работники или работодатели смогут сами выступить в роли инспектора труда и провести проверку своей организации в интерактивном режиме. Благодаря программе работодатель сможет получить разъяснения касательно требований, предъявляемых проверяющими. По сути, «Электронный инспектор» заменяет настоящего инспектора труда.[ Роструд открыл сервис «Электронный инспектор» для самопроверки работодателей// http://www.audit-it.ru/news/personnel/799230.html] Санитарные правила для организаций торговли 27 мая 2015 года прокуратура Саратовской области проверила соблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства в торговых комплексах региона. В ходе проверочных мероприятий установлено, что практически во всех объектах, расположенных в ТК и осуществляющих продажу продуктов питания, есть нарушения. Среди самых распространенных: отсутствие санитарных условий при изготовлении и реализации кулинарной продукции, отсутствие медицинских книжек у сотрудников, обман потребителя, реализация продуктов питания, на которых не указаны сроки годности и пр. Всего по результатам проверки выявлено 106 нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, в суды направлено 4 исковых заявления, внесено 25 представлений об устранении нарушений, возбуждено 51 административное дело[Прокуратура нашла массовые нарушения санитарных норм в торговых комплексах // http://saratov.bezformata.ru/listnews/narusheniya-sanitarnih-norm-v-torgovih/33484644/]. В настоящее время для организаций торговли действуютсанитарные правила «Санитарно- эпидемиологические требования к организациямторговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП2.3.6.1066-01 «Основные средства»[], утвержденные Главным государственнымсанитарным врачом РФ 6 сентября 2001 г. Указанный документ распространяется на строящиеся,реконструируемые и действующие организации торговли, рынки, базы, складыпродовольственного сырья и пищевых продуктов независимо оторганизационно-правовых форм и форм собственности (кроме холодильников ирынков, реализующих сельскохозяйственную продукцию непромышленногоизготовления), а также индивидуальных предпринимателей. Размещение организаций торговли. В помещениях, встроенных, встроенно-пристроенных к жилым зданиям и зданиям иного назначения, не допускается размещать специализированные рыбные и овощные магазины, а также магазины, площадью более 1000 кв. м; загрузку продуктов следует предусматривать с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей при наличии специальных загрузочных помещений. Водоснабжение и канализации. Все стационарные организации торговли должны быть оборудованы туалетами и раковинами для мытья рук персонала, а организации торговли, торговой площадью более 1000 кв. м, оборудуются туалетами для посетителей. Туалеты для персонала и посетителей должны быть раздельными. Оборудование и инвентарь. Организации торговли должны быть оснащены торговым оборудованием, инвентарем, посудой, тарой, упаковочными материалами, изготовленными из материалов, разрешенных органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке. Хранение продуктов. Определены требования к хранению различных видов продуктов, в частности, мыса, рыбы, хлеба, сыпучих продуктов. Установлено, что для организаций торговли, встроенных, встроенно-пристроенных в жилые здания и здания иного назначения, завоз продукции в ночное время (с 23.00 до 7.00 часов) не проводится. Реализации пищевых продуктов. Установлено, что запрещается реализация продукции без наличия качественного удостоверения (для продукции российского производства), сопроводительных документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность; с нарушением целостности упаковки и в загрязненной таре, без этикеток (или листов-вкладышей); при отсутствии необходимых условий для соблюдения температурных и влажностных условий хранения; загнивших, испорченных, с нарушением целостности кожуры овощей и фруктов; с истекшими сроками годности и т.д. Кроме того, указанным документом установлены гигиеническиетребования к мелкорозничной сети, к транспортировке пищевых продуктов и др. В соответствии со статьей 55 Закона № 52-ФЗ []за нарушениесанитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная (см., например, ст. 6.3, 6.6 КоАП РФ) иуголовная ответственность (см., например, ст. 236 УК РФ). Соблюдение пожарной безопасности 20 мая 2015 г. сотрудники прокуратуры и противопожарного надзора провели проверку заведений, торгующих пиротехническими изделиями. Из 12-ти магазинов нарушения были найдены в торговой точке фирмы "Саратовский фейерверк". В частности, на складе имелись неисправные средства первичного пожаротушения, отсутствовала молниезащита, над горючей кровлей склада проложены воздушные линии электропередачи. В отношении руководителя фирмы возбуждено производство об административном правонарушении[На складе пиротехники найдены нарушения противопожарных норм // http://saratov.bezformata.ru/listnews/sklade-pirotehniki-najdeni-narusheniya/33198193/]. Точка розничной торговли должна обязательно соответствовать правилам пожарной безопасности, иначе ее функционирование невозможно. Для этого требуется получитьразрешение от государственной противопожарной службы МЧС России. Для получения заключения необходимо собрать и предоставить в противопожарную службу пакет документов, а также обеспечить меры противопожарной защиты. Нарушения, выявленные в результатепроверок контролирующими органамисоблюдения правил противопожарного режима юридическими лицами (организациями торговли) и индивидуальными предпринимателями за 2013 - 2014г.: - лица (работники) допущены к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Руководителем организации обучение пожарно-техническому минимуму не проведено; - не назначено лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте (не предоставлен приказ о назначении); - руководитель организации не обеспечил объект огнетушителями; - каждый огнетушитель, установленный на объекте, не имеет порядковый номер и паспорт; - в магазине с круглосуточным графиком работы, не разработанаинструкция о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время; - руководитель организации не организовывает проведение проверок внутреннего противопожарного водопровода не реже 2 раз в год (весной и осенью) ссоставлением соответствующих актов. [Административная практика. Пожарная безопасность. http://planforevacuation.ru/kakije-narushenija-mogut-vijavit-pri-proverke-pojarnoj-bezopasnosti-torgovije.htm] Это лишь некоторые нарушения противопожарной безопасности, зафиксированные проверками. Попытаемся разобраться в мерах, которые необходимо знать и предпринимать для того, чтобы не нарушать правила противопожарной безопасности. Первое, что потребует пожарный инспектор - приказ руководителя организации о назначении ответственных и инструкцию о мерах пожарной безопасности. В инструкции, в частности, должны быть отражены следующие сведения (приложение 1 к ППБ 01-03): - порядок содержания территории, зданий и помещений, в том числе эвакуационных путей; - мероприятия по обеспечению пожарной безопасности во время технологических процессов, эксплуатации оборудования, производства пожароопасных работ; - порядок и нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов; - места курения; - порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды; - предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв; - обязанности и действия работников при пожаре: правила вызова пожарной охраны, порядок аварийной остановки технологического оборудования, порядок отключения вентиляции и электрооборудования, правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики; - порядок эвакуации горючих веществ и материальных ценностей. Важно, чтобы эта инструкция была согласована с реальными бизнес-процессами. Одной из частых причин нарушений является то, что часто эту инструкцию пишут без их учета. Например – инструкцию пишет привлеченная организация, которая знает «как надо» писать инструкции, а планировку помещений выполняет дизайнер, понятия не имеющий о требованиях пожарной безопасности. В соответствии с п. 7 ППБ 01-03 все сотрудники организации должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа. Отметим, что порядок проведения, периодичность и перечень вопросов инструктажей определен приказом МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 (с изменениями от 27.01.2009). []Часто не обращают внимания на то, что при изменении специфики работы сотрудники должны проходить дополнительное обучение, и это тоже отмечается как нарушение. Во всех магазинах должны быть на видных местах вывешены схемы эвакуации людей в случае пожара. На объектах с массовым пребыванием людей (от 50 человек и более) должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала при эвакуации. При этом как минимум раз в полгода следует проводить практические тренировки – учебные тревоги. Кроме того, в каждом помещении на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием телефона пожарной охраны (п. 13 ППБ 01-03). А около оборудования, имеющего повышенную пожарную опасность, нужно вывешивать стандартные знаки безопасности. Правилами пожарной безопасности (ППБ 01-03) установлены требования пожарной безопасности к хранению товаров и планировке торгового зала. Особенности хранения зависят от степени пожароопасности товара или его упаковки. Организовывать хранение горючих товаров или негорючих товаров в горючей упаковке в помещениях, не имеющих оконных проемов или шахт дымоудаления, не допускается. А хранение опасных в пожарном отношении товаров (сюда относятся не только спички или аэрозольные упаковки, но и одеколон, краски и многое другое) необходимо осуществлять отдельно от других товаров в специально приспособленных помещениях. При этом п. 162 ППБ 01-03, например, запрещает хранить более 15 000 аэрозольных упаковок. А при размещении торговых предприятий в зданиях иного назначения (например, в жилых домах) вообще запрещено хранить там легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, горючие газы (в том числе баллоны с газом, лакокрасочные изделия, растворители, товары в аэрозольной упаковке), пиротехнические и другие взрывоопасные изделия. Запрещено и размещать отделы, секции по продаже пожароопасных товаров ближе 4 метров от выходов, лестничных клеток и других путей эвакуации. Киоски и ларьки, устанавливаемые (если это не противоречит нормативным документам) в зданиях и сооружениях, должны быть из негорючих материалов. Существуют и специальные требования к продаже отдельных товаров, например, пиротехнических изделий, керосина, боеприпасов. Правила пожарной безопасности достаточно четко и детально определяют требования, однако они не в состоянии учесть всех нюансов, возникающих на практике. Множество вопросов возникает при использовании арендованных помещений. Кто должен отвечать за пожарную безопасность? За здание отвечает собственник, но он стремится договором переложить все заботы на арендатора. При этом случаются и парадоксы: например, на арендатора возложена ответственность за пожарную безопасность помещения, а как он может отвечать за инженерные системы, к которым даже не имеет доступа? Это только право собственника. Поэтому необходимо внимательно относиться к заключению арендных договоров. Более того, существует целый ряд ограничений по ассортименту при размещении торговых предприятий, например, в жилых домах, или даже в определенных зонах торгового центра. За нарушения требований пожарной безопасности предусматривается административная ответственность (ст. 20.4 КоАП РФ).[http://www.to-ural.ru/открываем-магазин/4876] Ни одна фирма не застрахована от внеплановых посещений контролеров. Ограничений по периодичности для таких проверок нет. Все проверяющие (Госторгинспекция, Госстандарт, Госсанэпиднадзор, пожарная служба, трудовая инспекция) ежегодно или раз в квартал составляют планы проверок. Фирма или предприниматель могут попасть в этот план не чаще одного раза в два года. Так сказано в статье 7 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (далее — Закон № 134-ФЗ). Однако это не означает, что после плановой проверки вы два года можете работать спокойно. Тот же закон разрешает контролерам приходить с незапланированными визитами. Причем ограничений по периодичности для таких визитов нет. Но нужны серьезные причины.
2 Особенности работы с камерами хранения и ценниками, продажи продовольственных товаров и алкогольной продукции
2.1 Особенности работы с камерами хранения и ценниками
Проходя производственную практику в магазине «Гроздь», мы получили целый ряд практических знаний, которые будут изложены нами в этой главе. Заходя в любой магазин, первый вопрос у любого покупателя: сдавать вещи в камеру хранения или можно пронести с собой? Мы решили разобраться в этом вопросе и получили следующие результаты. Ни Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»[], ни Правила продажи отдельных видов товаров[], не дают ответа на этот вопрос. Единственным нормативным документом по данной теме было письмо Роскомторга от 17.03.1994 № 1-314/32-9 «О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и Основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети»[], согласно которым работники предприятия самообслуживания не должны требовать от покупателей при входе в торговый зал предприятия предъявления приобретенных в других предприятиях товаров, а при выходе не должны проверять правильность оплаты покупки и осматривать личные вещи (п. 34), а покупатель обязан при входе в торговый зал самообслуживания с вещами ставить в известность работников торгового зала об аналогичных товарах, приобретенных в другом магазине, набирать товары только в инвентарную тару и сохранять кассовый чек до выхода из торгового зала самообслуживания (п. 42). Как правило, администрация магазина утверждает, что ответственности за сданные на хранение вещи она не несет. Это само по себе достаточно абсурдно – требовать отдать вещи на хранение и не обещать их сохранности, и нарушает тот же Гражданский кодекс – в разделе нарушения договоров (статья 426 о публичном договоре). Правила действовали с 17 марта 1994 г., однако 26 марта 2012 г. приказом Минпромторга они по инициативе Министра юстиции России были признаны недействующими. Тем не менее, исходя из конституционного принципа возможности ограничения прав граждан (каковым, несомненно, является требование оставлять свои вещи в камере хранения) исключительно федеральным законом, отсутствие такой нормы в законодательстве следует трактовать в пользу потребителя: продавец не вправе требовать от него оставления своих вещей при входе в торговый зал. [Шелищ с.54]. Если посетитель по своей воле сдает вещи на хранение в камеру (ячейку), то он заключает публичный договор о хранении. Подтверждается это наличием жетона, который приравнивается к письменной форме заключенного договора. Этот вид публичного договора предполагает передачу вещи на хранение и ее последующий возврат. И хотя хранение осуществляется на безвозмездной основе, хранитель обязан обеспечить сохранность имущества. Если помещенные в ячейку камеры хранения вещи исчезли, то есть были украдены, то покупатель имеете право на возмещение ущерба за утрату имущества согласно действующему гражданскому законодательству. [Кто защитит права посетителя магазина? // http://www.vninform.ru/333053/article/kto-zashitit-prava-posetitelya-magazina.html] Потребитель зачастую сталкивается с тем, что цена товара, увиденная им на ценнике при его выборе в зале магазина, не соответствует цене этого товара при расчете на кассе.Как правило, ему приходится платить большую цену той, которая висела на полке. Магазин нарушает Закон РФ от 7 февраля 1992 г «О защите прав потребителей»: покупатель всегда платит за товар не больше того, что указано продавцом на ценнике. Согласно п. 1 ст. 10 закона, продавец обязан своевременно предоставлять всю необходимую и достоверную информацию о товарах, давая клиенту возможность сделать обдуманный правильный выбор. П. 2 ст. 10 уточняет: среди таких сведений должны быть точная цена в рублях вплоть до копейки и полные условия приобретения товара. Возможен выбор из трех вариантов: либо купить товар по более высокой цене и оправдать нарушение продавцом ваших потребительских прав, либо отказаться от его покупки, либо добиться продажи по цене, значащейся на ценнике. В случае продажи товара потребителю по цене более высокой, чем указана на ценнике, в соответствии со ст. 12 Закона, тот имеет право отказаться от заключения договора купли-продажи, а если договор уже заключен — расторгнуть его, потребовав возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. Если покупатель решил отстаивать свои права, необходимо пригласить представителя администрации магазина, предварительно зарегистрировав расхождение в ценах (кассовый чек у вас в руках, а ценник можно сфотографировать на камеру мобильного телефона) и потребовать возврата разницы между ценой, заплаченной за товар на кассе, и ценой, указанной на ценнике в торговом зале. Обязанность продавца (а равно изготовителя, исполнителя) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора, предусмотрена ст. 10 Закона о защите прав потребителей. Здесь же установлена обязанность продавца указывать цену продаваемого им товара. Таким образом, наличие ценника на товар является обязательным. Если потребителю будет отказано, то необходимо напомнить работникам магазина, что при несоответствии информации о стоимости товара и цены, указанной на чеке, продавец несет административную ответственность по статьям 14.7 «Обман потребителей» и 14.8 «Нарушение иных прав потребителей» КоАП РФ. Кроме того, можно потребовать книгу жалоб и предложений и сделать в ней запись о произошедшем.Необходимо подробно описать, что было куплено покупателем, когда, какая цена была на ценнике, какая в чеке, и оставить свой адрес. Администрация магазина должна сделать в книге жалоб и предложений на оборотной стороне заявления покупателя отметку о принятых мерах и в 5-дневный срок в обязательном порядке направить письменный ответ заявителю, если он указал свой адрес. В случае нарушения сроков ответа на данную жалобу потребитель может обратиться с письменной претензией к администрации магазина и с заявлением в контролирующий орган (Роспотребнадзор), обязательно приложив к ним копии кассового чека и ценника. На основании жалобы сотрудники Роспотребнадзора обязаны провести проверку магазина и после этого сообщить о принятых мерах[Касьянова с.16-17].
2.2 Особенности продажи продовольственных товаров, трикотажных изделий и обуви
В Законе изложены основные принципы и правила, применяемые к любому договору купли-продажи, однако особенности продажи отдельных видов товаров регулируются специальными нормами. Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года №55 [] утверждены Правила продажи отдельных видов товаров, содержащие общие положения, а также особенности продажи шести укрупненных групп товаров: продовольственные; текстильные, трикотажные, швейные, меховые, обувь; технически сложные; парфюмерно-косметические; легковые автомобили, мототехника, прицепы и номерные агрегаты; изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней; лекарственные препараты и изделия медицинского назначения, животные и растения, бытовая химия, пестициды и агрохимикаты, экземпляры фильмов, воспроизведенных на носителях, оружие и патроны к нему; особенности продажи строительных изделий и материалов, мебели, сниженного углеводородного газа непериодических изделий, непродовольственных товаров бывших в употреблении. Информация о продовольственных товарах, в соответствии с обязательными требованиями, в зависимости от вида товаров, должна содержать: 1. наименование входящих в состав пищевых продуктов ингредиентов, включая пищевые добавки; 2. сведения о пищевой ценности (калорийность продукта, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов), весе или объеме; 3. назначение, условия и область применения (для продуктов детского, диетического питания и биологически активных добавок); 4. способы и условия приготовления (для концентратов и полуфабрикатов) и применения (для продуктов детского и диетического питания); 5. условия хранения (для товаров, для которых установлены обязательные требования к условиям хранения); 6. дату изготовления и дату упаковки товара; 7. противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний (для товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний); 8. сведения о государственной регистрации (для пищевых продуктов, подлежащих государственной регистрации). По требованию покупателя продавец обязан ознакомить его с удостоверением качества и безопасности реализуемой партии пищевых продуктов, изготовленных на территории Российской Федерации, или его заверенной копией. Товары до их подачи в торговый зал или иное место продажи должны быть освобождены от тары, оберточных и увязочных материалов, металлических клипс. Загрязненные поверхности или части товара должны быть удалены. Продавец обязан также произвести проверку качества товаров (по внешним признакам), наличия на них необходимой документации и информации, осуществить отбраковку и сортировку товаров. Пищевые продукты непромышленного изготовления, реализуемые на продовольственных рынках, подлежат продаже после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы с выдачей в установленном порядке ветеринарного свидетельства (справки) установленного образца, которое должно быть предъявлено покупателю по его требованию. На расфасованном товаре указывается его наименование, вес, цена за килограмм, стоимость отвеса, дата фасовки, срок годности, номер или фамилия весовщика. При продаже продовольственных товаров, расфасованных и упакованных изготовителем с указанием веса на упаковке, их дополнительное взвешивание не производится. Развесные продовольственные товары передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы. Для упаковки используются материалы, соответствующие обязательным требованиям стандартов. Цена продовольственных товаров, продаваемых вразвес, определяется по весу нетто. По просьбе покупателя лицо, осуществляющее продажу, обязано передать ему гастрономические товары в нарезанном виде. Например, хлеб и хлебобулочные изделия массой 0,4 кг и более (кроме изделий в упаковке изготовителя) могут разрезаться на 2 или 4 равные части и продаваться без взвешивания. Хлеб и хлебобулочные изделия продаются в местах мелкорозничной торговли только в упакованном виде. В местах торговли продовольственными товарами могут продаваться сопутствующие непродовольственные товары и оказываться услуги общественного питания. При этом торговля сопутствующими товарами и оказание услуг общественного питания не должны приводить к ухудшению качества и безопасности продовольственных товаров и условий их продажи, установленных обязательными требованиями стандартов. Трикотажные изделия до их подачи в торговый зал должный пройти предпродажную подготовку. Она включает следующее: распаковку, рассортировку и осмотр товара; проверку качества товара (по внешним признакам) и наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе; при необходимости чистку и отутюживание изделий и их мелкий ремонт. Предлагаемые для продажи товары должны быть сгруппированы но видам, моделям, размерам, ростам и выставлены в торговом зале. С учетом особенностей торговли в торговом зале могут быть выставлены образцы предлагаемых к продаже товаров, по которым покупателю предоставляется возможность выбора и покупки необходимого ему товара. Трикотажные товары и обувь для мужчин, женщин и детей должны размещаться в торговом зале отдельно. Товары должны иметь ярлыки с указанием своего наименования, артикула, цены, размера (для одежды, белья и других швейных изделий, обуви, головных уборов) и роста (для одежды и белья). Продавец обязан предоставить покупателю швейных, верхних трикотажных изделий, головных уборов и обуви условия для примерки товаров. Для этой цели торговые залы должны быть оборудованы примерочными кабинами с зеркалами, оснащены банкетками или скамейками, подставками. Лицо, осуществляющее продажу, при отпуске одежды и обуви в присутствии покупателя проверяет качество товара (путем внешнего осмотра), точность меры (количества), правильность подсчета стоимости покупки. Ткани, одежда, меховые товары и обувь передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы. Вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указываются наименование товара и продавца, дата продажи, артикул, сорт и цена товара, а также подпись лица, непосредственно осуществляющего продажу.
2.3 Особенности продажи алкогольной продукции
Торговая деятельность сама по себе непроста, а если товаром является алкогольная продукция, то вопросов становится на порядок больше. Попробуем разобраться какие особенности необходимо учитывать при торговле данным товаром. В 2005 году принято и издано несколько нормативных правовых актов вносящих существенные изменения в порядок производства, лицензирования и оборота алкогольной продукции. По сути, в эту отрасль внесено немало изменений. Согласно понятиям, содержащимся в статье 2 Федерального закона №171-ФЗ [], оборот-это закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащий продукции. Порядок поставок и розничной продажи алкогольной продукции утвержден статьей 16 Федерального закона №171-ФЗ.В соответствии с этой статьей, поставки и розничная продажа алкогольной продукции осуществляются организациями, только при наличии у них соответствующих лицензий. Алкогольная продукция включает в себя (согласно Федеральному закону №171-ФЗ) питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водку) и вино. К алкогольной продукции не относятся пиво и натуральные напитки с содержанием этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, изготовленные из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта. Следовательно, если к 1 июля 2006 года индивидуальный предприниматель не перерегистрировался в юридическое лицо, из всех напитков с содержанием этилового спирта торговать он сможет только напитками, не относящимися к алкогольной продукции, пивом. По закону не допускается розничная продажа алкогольной продукции: - с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения), на прилегающих к ним территориях, определяемых органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами РоссийскойФедерации, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции местах; - не маркированной в установленном законодательством Российской Федерации порядке федеральной специальной маркой (для алкогольной продукции, произведенной на территории Российской Федерации) или акцизной маркой (для алкогольной продукции, импортируемой на территорию Российской Федерации); - если на потребительской таре единицы продукции отсутствует предупреждающая надпись о вреде чрезмерного употребления алкогольной продукции для здоровья человека, а также информация о противопоказаниях к ее употреблению, содержание которой устанавливает Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации; - несовершеннолетним; - в детских, образовательных и медицинских организациях; - в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, втом числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях; - в общественном транспорте городского и пригородного сообщения всех видов. Также в соответствии с пунктом 136 Правил продажи[], запрещается розничная продажа алкогольной продукции, если на этикетке отсутствует предупреждающая надпись о вреде употребления алкогольной продукции для здоровья человека. Организации, осуществляющие розничную продажу крепкого алкоголя, должны иметь для таких целей стационарные торговые помещения общей площадью не менее 50 кв. метров. Информация об алкогольной продукции должна содержать: - наименования входящих в состав алкогольной продукции ингредиентов, в том числе пищевых добавок, используемых в процессе ее изготовления, сведения о наличии в алкогольной продукции компонентов, полученных с использованием генно-модифицированных организмов (при их наличии), а также о содержании в ней вредных для здоровья веществ, определяемых в соответствии с обязательными требованиями стандартов и технических регламентов; - пищевую ценность алкогольной продукции; - объем алкогольной продукции в потребительской таре; - противопоказания к применению алкогольной продукции; - дату, место изготовления и розлива алкогольной продукции. На продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: - товарно-транспортная накладная; - копия справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; - копия справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации. Перед продажей алкогольной продукции продавец обязан проверить ее качество (по внешним признакам), целостность потребительской тары, наличие на товаре соответствующей марки и информации о товаре и ее изготовителе (поставщике). Алкогольная продукция размещается в торговом зале по видам (водка, вино, шампанское, коньяк и др.). Лицензии на розничную продажу алкоголя выдаются субъектами РФ. Причем лицензия, выданная одним субъектом РФ, может действовать на территории другого субъекта РФ при условии наличия между ними соответствующего соглашения. Лицензия выдается не более чем на пять лет (п. 17 ст. 19 Закона N 171-ФЗ). Требования к лицензиату: - только юридическое лицо (ООО, ЗАО, ОАО, ИП- только пиво); - лицензиат должен иметь для целей продажи розничной алкогольной продукции стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров (в сельскихпоселениях-25), охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, контрольно-кассовую технику. (ст.16 ФЗ № 171-ФЗ); - расстояние от границы территории, на которой расположены детские, общеобразовательные, медицинские организации, физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения, до ближайшей двери такого торгового объекта должно составлять не менее 100 м. Указанные ограничения не распространяются на розничную продажу алкогольной продукции в предприятиях общественного питания. Какие документы нужны для получения лицензии: - устав предприятия (нотариально заверенная копия), - учредительный договор (нотариально заверенная копия); - протокол или решение учредителей, приказ о назначении директора (нотариально заверенная копия); - приказ о вступлении в должность директора (копия); - свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (нотариально заверенная копия); - свидетельство о государственной регистрации предприятия (нотариально заверенная копия); - свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы (нотариально заверенная копия); - выписка из ЕГРЮЛ; - банковские реквизиты; - договора аренды на помещение с актом приема-передачи имущества (копия заверяется печатью арендодателя). - свидетельство о праве собственности от собственника помещения (от арендодателя или соискателя лицензии) (нотариально заверенная копия); - копия документа (платежного поручения с отметкой банка) об уплате сбора за выдачу лицензии. Лицензионный сбор взимается из расчета размера лицензионного сбора за выдачу лицензии на один год; - карточка регистрации контрольно-кассовой техники, паспорт-версия; - справка налогового органа об отсутствии у соискателя задолженности по уплате налогов и сборов; - документ, подтверждающий соответствия объекта торговли или общественного питания заявленному виду деятельности (сертификат); - документы специально уполномоченных государственных органов о соответствии помещения (торговых, складских, подсобных) санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям и нормам противопожарной безопасности. Заключения о соответствии экологическим нормам и требованиям производственных и складских помещений организаций, осуществляющих деятельность, связанную с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выдает Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; - доверенность на право оформления лицензии; - заявление о выдаче лицензии с указанием полного и (или) сокращенного наименования и организационно-правовой формы юрлица, места его нахождения, адреса его электронной почты, по которому лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи, мест нахождения его обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, наименования банка и номера расчетного счета в банке, лицензируемого вида деятельности, который организация намерена осуществлять, вида продукции, срока, на который испрашивается лицензия; - копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии основного технологического оборудования; - копия документа об уплате гос.пошлины Лицензия выдается на срок до 5 лет. Запрещена розничная продажа алкогольной продукции в ночное время (с 22 до 8 часов по местному времени), за исключением магазинов беспошлинной торговли и организаций общепита. При этом региональные органы госвласти могут устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции. С 2014 года усилена административная и уголовная ответственность за нарушения в сфере производства и оборота алкогольной продукции. Действовавшие до недавнего времени санкции не всегда сдерживали нарушителей. Поэтому нормы наказания за нарушения в сфере производства и оборота алкогольной продукции решено было изменить. С этой целью принят Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 365-ФЗ [], который внес следующие изменения: Розничная продажа этилового спирта, в том числе по фармакопейным статьям, теперь влечет наложение штрафа на должностных лиц организации в размере от 10 000 до 15 000 руб., а на юридических лиц - от 200 000 до 300 000 руб. с конфискацией продукции (ч. 1 ст. 14.16 КоАП РФ). За оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность операций, также полагается штраф: для должностных лиц - от 10 000 до 15 000 руб., для юридических - от 200 000 до 300 000 руб. При этом алкоголь будет конфискован (ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ). Производство или оборот алкогольной продукции с нарушением лицензионных требований повлечет санкции, размер которых для юридических лиц составляет от 100 000 до 150 000 руб. (ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ). При грубом нарушении таких требований юрлицо может быть оштрафовано на сумму от 150 000 до 200 000 руб. или его деятельность вообще будет приостановлена на срок до 90 суток (ч. 2 ст. 14.17 КоАП РФ). Если же производство или оборот алкогольной продукции ведется без соответствующей лицензии, то штрафные санкции для компании окажутся еще выше - от 200 000 до 300 000 руб. (ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ). Санкции за производство продукции без маркировки для должностных лиц составляют от 10 000 до 15 000 руб., для юридических - от 100 000 до 150 000 руб. Сам же алкоголь будет конфискован (ч. 3 ст. 15.12 КоАП РФ). Аналогично этому к негативным последствиям приведет и оборот продукции без маркировки. В таком случае для должностных лиц штраф составит от 10 000 до 15 000 руб., а для юридических - от 200 000 до 300 000 руб. Причем продукцию тоже конфискуют (ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ). Искажение информации или нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота или использования алкогольной продукции наказывается штрафом, размеры которого установлены статьей 15.13 КоАП РФ: для должностных лиц - от 5000 до 10 000 руб., для юридических - от 50 000 до 100 000 руб. Отметим: ранее говорилось, что санкции налагаются за уклонение от подачи соответствующих алкогольных деклараций или за их несвоевременное представление, а также за включение в них заведомо искаженных данных. При этом сумма штрафа для должностного лица составляла от 3000 до 4000 руб., а для юридического - от 30 000 до 40 000 руб. Кроме того, неповиновение законному распоряжению или требованию тех, кто проводит соответствующий госконтроль в области производства и оборота алкогольной продукции, чревато штрафом для должностных лиц компании в размере от 5000 до 8000 руб. (ч. 6 ст. 19.4 КоАП РФ). Федеральный закон от 31.12.2014 N 529-ФЗ[] ужесточил санкцию ст. 151.1 УК РФ за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции, если это деяние совершено неоднократно, обозначив минимальный размер штрафа – от 50 000рублей, либо заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех месяцев. До этого закон обозначал только максимальный рубеж наказания в виде штрафа. Федеральный закон от 31.12.2014 N 530-ФЗ [] ввел статью 200.2. УК РФ «Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий». Помимо негативных последствий в виде привлечения к административной или уголовной ответственности, нарушение правил и требований к производству алкогольной продукции, является основанием для аннулирования соответствующей лицензии. 3 Хищения из магазинов: виды и меры борьбы с этими преступлениями По оценкам комиссии ЮНЕСКО, наиболее распространённым видом преступлений в мире за последние 30 лет стал «шоплифтинг», а именно кража товара из торговых предприятий. Воруют в любых магазинах - от ларька до супермаркетов. Увлечение техническими средствами контроля за покупателями не привело к решению задачи. [Не украдешь-не проживешь // http://voramnet-dvn.ru/] В России, по статистике, потери магазинов от краж, совершаемых покупателями и сотрудниками, равны. Специалисты по безопасности в сфере торговли утверждают: среди работников торговли один из десяти сознательно идёт в профессию потому, что там можно незаметно и безнаказанно воровать, еще восемь украдут при первой возможности, кристально же честен лишь каждый десятый. Россия входит в десятку самых «крадущих» стран. Например, в крупных магазинах Москвы за попытку украсть товар задерживают в среднем по 15-20 человек в день. Для предотвращения воровства следующими категориями работников магазина мы рекомендуем соблюдать следующие правила Персонал магазина а) Нанимайте хороших работников. Проверяйте характеристики всех будущих работников. Задавайте профессиональные вопросы и помните о возможных пробелах в послужном списке нанимаемого. б) Направления работы. Разработайте планы и процедуры для всех операций магазина. В первую очередь нужно составить так называемые правила поведения работников. В них объясняется, что требуется от работника в каждой конкретной ситуации. Все сотрудники должны дать подписку о том, что ознакомились с правилами и поняли их содержание. в) Повышение квалификации. Составьте программу обучения работников магазина способам предотвращения потерь. Проводите регулярные собрания, на которых знакомьте свой персонал с последними достижениями в этой области. Сообщайте работникам о применяемой программе предотвращения потерь и результатах выборочных проверок. г) Вознаграждение. Разработайте систему вознаграждений работников за предотвращение возможных убытков. Сумма вознаграждения может быть различной — от выплаты определенного процента от потенциального убытка до назначения специальных баллов, за которые впоследствии можно будет получить некоторые товары. д) Информационная связь. В крупных компаниях следует выделить бесплатные телефонные номера, по которым работники могут сообщать о различных подозрительных происшествиях. Целесообразно внедрить анонимную почту, в которой сотрудники высказывают свои пожелания. Касса а) Назначьте кассиров. В течение смены на каждом кассовом аппарате должен работать только один кассир. В конце смены он обязан подводить баланс. б) Считайте и контролируйте. Кассир должен подсчитывать остаток денежных средств в кассе на конец смены, а ответственный менеджер определять, каким должен был быть кассовый баланс. в) Запись сделок. Регистрируйте все сделки в кассовом аппарате по мере их совершения. Запрограммируйте кассовый аппарат так, чтобы денежный ящик закрывался в перерыве между сделками. г) Аннулирования. Записывайте каждую аннулированную сделку на отдельном бланке или в журнале, требуйте их заверения у ответственных работников. Товар, полученный при отмене сделки, должен возвращаться на прилавки только работниками администрации. д) Возвраты товара. Производите все выплаты денег за возвращенные товары только через кассовый аппарат с заполнением соответствующего бланка. е) Чеки. Выдавайте каждому покупателю кассовый или товарный чек. ж) Посторонние предметы. Не разрешайте работникам держать возле кассы какие-либо посторонние предметы — кусочки бумаги, спички, кнопки и так далее. То же самое относится к калькуляторам и другим счетным устройствам. Наличные деньги должны храниться в соответствующих отсеках денежного ящика. Товар а) Стоянка для работников. Сотрудники магазина должны ставить свои автомобили на отдельной стоянке, которая находится достаточно далеко от выходов из магазина. б) Вход работников. Требуйте, чтобы все служащие по прибытии на работу входили в магазин через специальную дверь и через нее же выходили в конце смены. в) Мусор. Установите порядок выноса мусора в течение рабочего дня и следите, чтобы он соблюдался. Не разрешайте служащим выносить мусор из магазина перед обедом или в конце смены. Пользуйтесь прозрачными мешками. г) Шкафчики. Выделите в раздевалке работникам отдельные шкафчики для одежды, находящиеся на достаточном удалении от мест хранения товара.Не разрешайте сотрудникам приносить какие-либо сумки и пакеты в торговый зал или в места проведения расчетов. д) Покупки. Не разрешайте работникам оформлять свои собственные покупки. Хищения со стороны поставщиков а) Приемка. Проверяйте соответствие доставленного товара заказанному. Особенно внимательно следите за неполными и частичными поставками. б) Место для приема товара. Принимайте товар только в специально отведенном для этого месте и не оставляйте без присмотра водителей. в) Складирование. Не разрешайте водителям и торговым представителям самим раскладывать товар на полках. Это должны делать работники магазина. Документация а) Закупки. Записывайте информацию обо всех закупках на пронумерованных бланках. Все заказы должны заверяться уполномоченными работниками магазина. б) Товаросопроводительные документы. Сравнивайте данные, указанные в документах поставщика, с реально полученным товаром. в) Журнал приема товаров. Ведите журнал приема товара, в котором регистрируйте каждую доставку, определите поставщикам специальные часы для завоза товара. г) Возвраты. Регистрируйте возвраты товара поставщику и обмены на специальном бланке. Ошибки в ведении документации а) Касса. Сравнивайте количество выбранного покупателем товара и данные, введенные в кассовый аппарат б) Поврежденный товар. Должна существовать процедура регистрации и списания поврежденного товара. Это также относится к изделиям, используемым в самом магазине. в) Повышения/понижения цен. Записывайте каждое повышение и понижение цены на товары, чтобы внести соответствующие изменения в расчет недостачи. г) Закупки. Сравнивайте количество товара, указанное в счете поставщика, и реально полученное магазином. Одновременно сопоставляйте цены и общую стоимость заказов. Проверяйте итоговые суммы на документах. д) Приемка. Проверяйте полученный от поставщика товар на наличие физических повреждений. Сейфы а) Расположение. Еще один вопрос безопасности связан с расположением сейфа. Сейф должен находиться либо в хорошо освещенном месте, так, чтобы его было видно снаружи, либо в глубине магазина в безопасном месте. б) Безопасность. Обязательно прикрепите свой сейф к полу и подключите его к системе сигнализации. Неплохо также снабдить сейф детектором движения. Однако следите за тем, чтобы сейф всегда находился в поле действия детектора. Сообщите работникам, что пространство перед детектором всегда должно быть свободным. Не помешает привинтить сейф к полу. Для предотвращения воровства со стороны покупателей мы рекомендуем применять следующие меры борьбы. Товар а) Открытые коробки. Проверяйте содержимое незапечатанных коробок в торговом зале, чтобы убедиться, что товар не заменен или украден. б) Этикетки и ценники. Проверяйте занесенные в компьютер данные о товарах и ценах на них. Используйте этикетки, которые деформируются при попытке их отделения. Следите, чтобы этикетки не наклеивались на товар в таких местах, где их можно заменить на похожие от другого товара (например, на крышках). в) Безопасность. Пользуйтесь специальными зеркалами, видеокамерами и электронными системами контроля. г) Тележки. Проверяйте пространство на дне магазинных тележек, позади крупных предметов и между ними. Защита внешних границ магазина Любые действия по обеспечению безопасности магазина должны начинаться с защиты его внешних границ. Первый рубеж обороны может состоять из ограды вокруг магазина. Займитесь также укреплением его окон и дверей. Если магазин расположен в отдельно стоящем здании, стоит подумать о защите принадлежащих вам объектов, находящихся неподалеку, — складов и других подсобных помещений. а) Ограждения. В зависимости от местонахождения магазина следует решить вопрос о возведении вокруг него ограждения. Хорошо, если, несмотря на ограждение, пространство за ним хорошо просматривается. б) Охранная сигнализация. Защитить внешние границы вашего магазина можно несколькими способами. Для того чтобы засечь нежданного гостя, можно натянуть поверх ограждения или в нижней его части проволоку с пропущенным по ней слабым электротоком. Ворота удобно подключать к общей системе сигнализации с помощью разъемных контактов, которые прикрепляются к створкам ворот. Если попытаются открыть ворота, контакт разомкнётся и взвоет сирена. За воротами можно поместить подземные датчики, регистрирующие движение автомобилей. Для того чтобы обнаружить передвижение вора, используются микроволновые датчики. Располагать их нужно в наиболее уязвимых местах — в проемах дверей, окон, на крыше, в стенах — это поможет обнаружить нежелательного посетителя. Все датчики также подключаются к общей системе сигнализации. Заметим, однако, что многие из перечисленных устройств довольно дороги, так что следует хорошенько взвесить все «за» и «против» перед их покупкой. Входы и выходы а) Замки. Пользуйтесь замками повышенной надежности. Очень часто случается так, что в магазинах продолжают использоваться замки, установленные еще при постройке здания. б) Ключи. Все ключи должны быть пронумерованы и закреплены за определенными работниками. Необходимо составить список держателей ключей. Запасные ключи нужно хранить в сейфе или металлическом шкафу. Их лучше не пронумеровать, а зашифровать. Шифр хранится отдельно, в безопасном месте, известном лишь уполномоченным работникам. Так же можно поступить и с ключами, которые используются в магазине в течение рабочего дня. Не стоит прикреплять к ним какие-либо этикетки либо хранить в доступном любому желающему месте. Освещение наружное: Установите яркое наружное освещение. Наружное освещение магазина играет немалую роль в обеспечении его безопасности. Оно должно быть достаточно ярким, чтобы отпугивать преступников. Безопасность здания вашего магазина а) Окна и двери. Защита здания начинается с укрепления всех входов в него. Все внешние двери должны быть прочными, цельными и установлены петлями вовнутрь. Если же конструкция двери такова, что ее петли выходят наружу, их следует снабдить дополнительными укрепляющими шурупами, которые нельзя вывернуть обычной отверткой, купленной в любом хозяйственном магазине. Магазин должен быть привлекательным для покупателей, поэтому на входе редко устанавливают сплошные двери. Никто не станет делать покупки в магазине, который выглядит, как хорошо укрепленный бункер. Кроме того, немало мелких магазинов располагаются внутри больших торговых центров, где повсюду установлены стеклянные двери. Для защиты таких дверей и окон существуют свои приемы. Окна с тыльной стороны здания можно укрепить решетками. Позаботьтесь о том, чтобы решетки крепились защищенными шурупами. Бесполезно иметь решетки, установленные на болтах, которые может вывинтить кто угодно. Другой способ защиты стеклянных дверей и окон заключается в нанесении на их поверхность специальной пленки. Она не позволяет преступнику разбить стекло и пробраться внутрь помещения. Особенно полезна эта пленка при укреплении витрин и прилавков. Покупатели хорошо видят товары, а преступник не сможет разбить вдребезги витринное стекло и скрыться, унося с собой все, что за ним находилось. Кроме того, и окна и двери можно оснастить сигнализацией. При оборудовании системы сигнализации придется платить за каждое подключаемое устройство, так что не переборщите. б) Крыша. Владельцы магазинов часто не уделяют достаточного внимания другому, способу проникновения в здание — через крышу. Все отверстия на крыше здания, будь то люки или стеклянные потолки, должны запираться и снабжаться сигнализацией. Следует также контролировать доступ на крышу с улицы. Ежедневные процедуры в вашем магазине В каждом магазине должен быть составлен список процедур, которые необходимо выполнять в конце каждого рабочего дня перед закрытием. Как правило, один и тот же человек не может закрывать магазин каждый день. Имея такой распорядок, вы можете быть уверены, что никто ничего не забудет. Вписать в него можно все — от «Выключить кофеварку» до «Заархивировать компьютерные данные». Рекомендации при ограблении а) Внимательно осмотрите нападающего. Запомните, как он или она выглядит, во что одет. Постарайтесь запомнить его слова, стиль речи, замечайте любые подробности. б) По возможности дайте другим работникам магазина сигнал о том, что совершается ограбление, но помните, что делать это нужно с величайшей осторожностью. Не делайте ничего, что может спровоцировать агрессивные действия преступника. Излишнее геройство может обернуться трагедией. в) Постарайтесь, чтобы все произошло быстро и максимально просто. Чем больше времени занимает ограбл Date: 2016-05-18; view: 738; Нарушение авторских прав |